Автомобильный портал

Почему полис осаго. Страховой полис осаго: что это такое и от чего защищает? Действия электронного полиса осаго в зависимости от года выпуска транспортного средства

В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом страховой компании, в которую он обратился. После заключения договора у собственника на руках остается полис бланка строгой отчетности либо документ, распечатанный на бумаге формата А4, заверенный печатями, а также квитанция об оплате. У страхователей остаются на руках копии документов, заявление. В заявлении указаны полные данные страхователя и всех вписанных водителей. Договор действует 1 год на всей территории РФ. Если клиенту нужно застраховать автомобиль на меньший срок, то есть возможность уменьшить период использования. При страховом случае собственник автомобиля может обратиться в любой офис виновника. Риском ОСАГО является автогражданская ответственность.

Документы

В процессе страхования клиент должен предоставить представителю страховщика документы: паспорт собственника или страхователя, паспорт транспортного средства или свидетельство транспортного средства, водительские удостоверения всех водителей, вписанных в страховку. Также, придя в офис, нужно взять с собой мобильный телефон. Во время оформления приходит код-пароль, без которого нет возможности сделать страховку.

Действия ОСАГО при ДТП

Как работает ОСАГО при ДТП? Пострадавшая сторона должна обратиться в страховую компанию виновника с его полисом для получения выплаты. Если ущерб больше лимита, то потерпевший имеет право взыскать оставшуюся часть в судебном порядке. Потерпевшими могут быть все физические лица, которым был причинен вред (жизнь, здоровье, порча имущества).

Как работает ОСАГО, если виноват ты? Виновник ДТП не может получить выплату для своего автомобиля, так как не является потерпевшим. Как работает полис ОСАГО для виновника? С его помощью виновнику не нужно покрывать основную сумму ущерба, причиненного потерпевшему. То есть нет надобности платить за свою и чужую машину. Для того чтобы получить выплату для себя, необходимо застраховать машину, используя добровольные виды страхования. Это КАСКО.

Случаи невыплаты

Как работает страховка ОСАГО в различных случаях? Федеральный Закон «Об ОСАГО» включил исключения из покрытия, они указаны в статье 6:

  • если виновником является одно автотранспортное средство, а страховка оформлена на другое, выплата устанавливается только на машину, указанную в страховке;
  • упущенная выгода, моральный вред причиненные из-за дорожно-транспортного происшествия не являются страховыми случаями;
  • учебная езда в специальном месте, испытания, соревнования;
  • загрязнение окружающей среды;
  • ответственность грузоперевозчиков должна быть также застрахована, если вред произошел из-за груза;
  • жизнь и здоровье не возмещаются во время работы, если есть другие виды страховок;
  • не возмещается убыток работодателя из-за возмещения вреда работнику;
  • автомобиль виновника дорожно-транспортного происшествия невозможно покрыть с помощью страховки;
  • в процессе погрузки либо разгрузки груза;
  • нет возможности восстановить ценности с помощью ОСАГО.

Если повреждение произошло из-за вышеперечисленных обстоятельств, то выплаты не будет.

Примеры

Должна наступить гражданская ответственность застрахованного автотранспортного средства. Как работает ОСАГО при единственном участнике дорожно-транспортного происшествия (въехал в дерево, пенек, захлопнулась дверь гаража и т. д.)? Такие события не будут являться страховыми случаями относительно ОСАГО. Минимальное количество участников ДТП - два. У виновника наступит ответственность, а пострадавший будет иметь право на возмещение ущерба.

Повреждение автомобиля по неопознанным причинам (прокололи шины, поцарапали гвоздем, и т. д.) не страховой случай, так как виновник неизвестен и не владелец машины. Для этих случаев есть КАСКО.

Повреждение должно быть получено из-за эксплуатации транспортного средства во время перемещения. Например, вред автомобилю был причинен на стоянке другим авто, владелец открыл дверь и повредил другую машину. Это не страховой случай и выплаты не будет, ведь машина должна быть в движении.

Если у клиента два автомобиля, полис был у одного, а страховой случай произошел с другим авто, то выплаты не будет, так как полис привязывается к одной машине. Клиент обязан приобрести две страховки, по одной на каждую машину.

Электронное ОСАГО

С 2015 года у страхователей появилась новая возможность - оформление договора в любое удобное время, не выходя из дома. Как работает электронный полис ОСАГО? Клиент при помощи компьютера, подключенного к Интернету, может оформить самостоятельно договор, выбрав понравившуюся страховую компанию. Для этого необходимо ввести все запрашиваемые данные в базу, оплатить. Произвести оплату можно любым удобным для клиента способом: банковские карты либо вид электронных платежных систем. Далее полис придет на почтовый ящик, его нужно распечатать самому, так как во время передвижения на автомобиле нужен бумажный вариант. Такой полис представляет собой аналог страховки обычного полиса на листе А4. Где работает электронное ОСАГО? Официальный сайт государственных услуг дает возможность онлайн-оформления. Стоимость при заключении договора в офисе и на сайте не должна отличаться, так как база у всех страховых компаний одна. Дополнительно в офисе предлагают другие добровольные страховки, при желании клиента их оформляют.

Действия электронного полиса ОСАГО в зависимости от года выпуска транспортного средства

Как работает в зависимости от возраста машины? Перед тем как заключить страховку, собственник транспортного средства должен ввести все данные в бланк на сайте, поставить электронную подпись и дождаться ответа. Здесь может появиться отказ, ошибка. Клиент не понимает, почему не работает ОСАГО. Отсутствие технического осмотра транспортного средства не дает возможность заключить договор. Диагностическая карта является обязательным документом при оформлении полиса, если возраст машины более трех лет.

Ввод в базу ошибочной информации

После ввода всей информации нужно ее перепроверить, так как малейшая ошибка не даст оформить договор. Поэтому, чтобы не задаваться вопросом, работает ли ОСАГО, необходимо точно ввести данные. Если удалось оформить договор с ошибками, то при страховом случае может быть отказ при выплате, ведь ошибка - это предъявление неверной информации.

Сбой системы

Программы периодически обновляются, поэтому, если система длительное время не отвечает, нужно попробовать оформить договор на следующий день.

Мошенничество

Электронное ОСАГО порождает появление новых мошенников в Интернете. Соблюдение требований по продаже полисов регулируется Центральным Банком РФ. За прошлый год было удалено 840 доменов с поддельными продажами. Клиентам после оформления и оплаты на почтовый ящик не поступает документ, поэтому требовать от страховой компании возмещения ущерба не представляется возможным. Незаконно оформление договора за комиссию, а также, если у страховщика стоимость страховки окажется намного дешевле.

Существуют правила, с помощью которых клиент может избежать мошенников.

  1. Самостоятельное оформление без посредничества.
  2. Право страховщика продавать полис. На сайте ЦБ РФ нужно проверить, есть ли лицензия у компании. Страховая компания может иметь лицензию, но на другие виды страхования, поэтому нужно проверить лицензию на ОСАГО.
  3. Определение официального сайта компании. Чтобы выявить двойника сайта, нужно проверить, есть ли зеленый круг с галочкой и подписью «Реестр ЦБ РФ». Также в адресной строке фальшивых сайтов есть незначительные изменения.
  4. Сайты двойники зазывают клиентов подписями «быстро, просто, дешевле, помогу оформить». Стоимость подлинника не может быть дешевле в несколько раз и не меняется в зависимости от выбранной страховой компании, регулируется РСА.

Виды полисов ОСАГО

ОСАГО делится на несколько видов:

  1. Период использования автотранспортного средства: полная, применяется при страховании на один год; короткая, от трех месяцев.
  2. Численность водителей, которые допущены к управлению: ограниченная, указаны водители, имеющие право садиться за руль транспортного средства; неограниченная, может ездить любое дееспособное физическое лицо.

В законе нет информации по максимальной численности водителей, вписанных в страховку. Но в бланке указано всего пять граф. При ограниченной страховке можно ввести до пяти человек. Если нужно большее количество, то нужно выбрать неограниченную страховку. Такая страховка будет стоить дороже примерно в два раза.

Цена полиса

Стоимость страховки исходит от базового тарифа и поправочных коэффициентов. Тарифы регулирует Центральный Банк России, имеет право увеличить или уменьшить их один раз в год. Но так как стоимость автомобилей растет с каждым годом, соответственно, цены на запчасти также, то речь идет об увеличении. Как работает ОСАГО, исходя из территории регистрации? Существует определенный коэффициент, относящийся к территории, у каждой области он свой. Также есть система скидок для клиентов, класс водителя зависит от безубыточности, стажа вождения, возраста. Поэтому невозможно сразу ответить на вопрос, сколько будет стоить страховка. Программа сама выдает стоимость.

Действие полиса за границей

Как работает ОСАГО за границей? Полис дает право владельцу автотранспортного средства передать ответственность на страховую компанию только в пределах Российской Федерации. Перед поездкой за границу нужно будет купить похожую страховку, которая обязательна в других странах - зеленая карта (Green Card). Документ проверяют на таможне, приобрести его можно в страховых компаниях, иногда оформление происходит на границе. Тарифы стандартны для всех, но зависят от длительности: на один год стоимость составит в пределах 12000 рублей, 15 дней - 1300 рублей.

Обязанность приобретения страховки

На всей территории Российской Федерации использование автотранспортного средства возможно лишь со страховым полисом ОСАГО. После покупки авто в течение десяти дней собственник обязан застраховать ОСАГО. Страхователь и собственник транспортного средства могут отличаться. Страхователем может быть любое дееспособное физическое лицо, предоставившее все необходимые документы.

Отсутствие страхового полиса

При управлении автотранспортным средством без обязательного страхового полиса собственнику нужно заплатить штраф. Если же он становится виновником при ДТП, появляется обязанность самостоятельного возмещения ущерба пострадавшему.

В случае если действие предыдущего договора закончились, но автомобиль не будет использован длительное время, то не обязательно страховать его вновь. Штраф не предусмотрен для автомобилей, стоящих в гараже.

– обязательное страхование автогражданской ответственности. Данный полис является подтверждением заключенного договора между автовладельцем и страховой компанией, согласно которому страховая обязуется возместить ущерб, нанесенный владельцем авто в результате ДТП где он будет признан виновным.

Согласно договору страхования, весь нанесенный ущерб и убытки, в пределах установленной суммы, третьим лицам – пострадавшим в аварии пассажирам или транспортному средству, возмещает страховая компания.

Однако самому владельцу транспортного средства, заключившего договор ОСАГО и являющегося виновником ДТП на возмещение собственных убытков рассчитывать не приходится. Для страхования своего автомобиля от повреждений или угона приобретается полис КАСКО .

Обязательно ли его иметь?

В соответствии с законодательством РФ, а именно с Федеральным законом «Об ОСАГО», наличие полиса автострахования ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев. При покупке транспортного средства владелец обязан заключить договор ОСАГО, так как управление автомобилем без действующего полиса запрещено.

Максимальный срок после заключения договора купли-продажи транспортного средства, в течение которого водитель может управлять авто без договора страхования – 10 дней. В течение 10 дней владелец нового автомобиля обязан .

За вождение транспортного средства без страховки автовладельцу грозят . Необходимо всегда держать полис в автомобиле, так как водителям, управляющим транспортным средством без страховки, грозит штраф в размере 500 рублей, а тем, кто вообще отказался от приобретения полиса – 800 рублей.

Для чего он нужен?

Каждый автовладелец во время вождения в обязательном порядке должен иметь при себе действующий полис ОСАГО. Наличие данного полиса является гарантией возмещения ущерба, нанесенного транспортным средством, всем пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Причем возмещением убытков будет заниматься не лично владелец авто, признанный виноватым в аварии, а страховая компания, с которой заключен договор автострахования.

Именно введение обязательного страхования позволило упростить решение проблем, возникающих при попадании в ДТП, таких как компенсация убытков пострадавшим. Сумма выплат для компенсаций рассчитывается для каждого пострадавшего отдельно , с учетом вреда причиненного его здоровью либо исходя из повреждений его транспортного средства. При этом если транспортное средство уже имело повреждения, из страховой выплаты вычитается сумма износа запчастей. Подробнее о том, как оценивают ущерб по ОСАГО, мы рассказывали .

Важно! Наличие страхового полиса позволяет свести все спорные ситуации к минимуму, при этом ежемесячный страховой взнос намного меньше суммы компенсации, выплачиваемой пострадавшим.

Принцип действия страховки

Изначально по принятии Федерального закона «Об ОСАГО» потерпевшая сторона для получения компенсации должна была обращаться непосредственно в страховую компанию, заключившую договор с виновником аварии.

С недавних пор в законодательство было внесено несколько поправок, согласно которым если в ДТП не было нанесено вреда здоровью людей, а также при соблюдении некоторых других условий для получения компенсации можно обратиться напрямую к своему страховщику (особенности ).

Стоит помнить, что существует ограничение по сумме , то есть сумма страховки может не покрыть весь причиненный ущерб. В этом случае доплачивать сверх лимита придется самому виновнику ДТП.

При попадании в аварию необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола, в котором подробно описываются обстоятельства ДТП. После этого нанесенный ущерб оценивается независимыми специалистами. Более детально об особенностях оформления ДТП по ОСАГО можно узнать .

В некоторых случаях участники ДТП могут не обращаться к сотрудникам ГИБДД – применяется Европейский протокол . Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • сумма ущерба не должна превышать более 50 тысяч рублей;
  • участников ДТП должно быть не более 2-х;
  • участники должны самостоятельно прийти к общему решению относительно виновности одного из них.

В этом случае важно определить сумму нанесенного ущерба, ведь 50 тысяч рублей является максимальной суммой компенсации при данном виде регистрации дорожно-транспортного происшествия.

При задействовании Европейского протокола важно подтвердить факт совершения ДТП. Обстоятельства аварии должны быть записаны на камеру видеорегистратора или засняты на фото со всех ракурсов. При этом обязательно должны быть видны номера автомобилей, участвующих в ДТП, окружающих домов, а также светофоры и дорожные указатели.

Полис ОСАГО является гарантией того, что пострадавший в ДТП по вине водителя транспортного средства получит компенсацию причиненного ущерба в соответствии с законодательством. Полис ОСАГО должны в обязательном порядке иметь все владельцы авто , так как вождение без него запрещено.

Хорошие водители, если что-то и знают об ОСАГО, то никогда не прибегали к помощи страховых компаний. Главное, чтобы полис всегда лежал в бардачке автомобиля. Однако что делать при наступлении страхового случая?

ОСАГО - это полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Особенностью ОСАГО является возмещение убытков и ущерба, которые были причинены другому автомобилю, жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по ОСАГО устанавливает государство, и без ОСАГО на дороге появляться запрещено.

Всеобщность и обязательность страхования

Самое главное, что нужно знать по поводу полиса ОСАГО - это то, что он регулирует возмещение убытков и ущерба, которые именно вы, не другой участник, причинили третьим лицам - транспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, в нем находившихся. Застраховав свою гражданскую ответственность, в случае виновности вы избавляетесь от забот по возмещению нанесенного ущерба. Убытки, которые в результате ваших действий понёс второй участник, должна компенсировать страховая компания.

Что касается вас, вашего автомобиля, имущества, жизни и здоровья, то ОСАГО к ним не имеет никакого отношения. Компенсировать ущерб, который понесли лично вы, придётся за счёт собственного кошелька. Если вы хотите защитить и свой автомобиль от повреждения и угона, то тогда нужно купить .

Каждый водитель обязан приобрести полис ОСАГО или, по крайней мере, быть в него вписан. Правило это действует даже тогда, когда вы просто перегоняете своё авто от автосалона до дома или места регистрации (исключение составляют случаи, когда полис ОСАГО подразумевает неограниченное количество лиц, имеющих право на управление автомобилем).

Без полиса ОСАГО вы не только не имеете права выезжать на проезжую часть (иначе штраф - от 5 до 8 МРОТ), но не сможете поставить свой автомобиль на учёт в ГИБДД. Кроме того, заработаете серьёзные неприятности, если вдруг произойдёт ДТП с вашим участием, а полиса ОСАГО вы предъявить не сможете.

Управляя автомобилем, оригинал полиса вы всегда должны иметь при себе, равно как права и документы на машину. Если полис у вас есть, но вы его, например, забыли дома, инспектор имеет право отправить техническое средство на штрафстоянку, откуда вы его можете забрать опять же только предъявив полис.

Страховые выплаты по ОСАГО

Законодательством также предусмотрен ряд условий, когда ущерб, нанесенный по вашей вине, при помощи полиса ОСАГО компенсировать нельзя. Полный список ограничений по полису ОСАГО можно прочитать в статье Путеводителя .

Срок

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обычно заключается на год, при этом минимальный срок заключения договора по закону может составлять всего три месяца. А если вы являетесь владельцем автомобиля, зарегистрированного за рубежом, но планируете ездить на нем на территории РФ, то полис можно оформить на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.

Стоимость полиса ОСАГО

Цену на полис ОСАГО определяют водительский стаж, марка и мощность транспортного средства, регион, в котором вы используете автомобиль и другие расчётные параметры. На каждый из показателей устанавливается свой повышающий или понижающий коэффициент, величина которого жестко регламентирована правительственными постановлениями. О том, как устанавливается цена на полис, вы узнаете в статье Путеводителя , а рассчитать и оформить сам полис сможете с помощью .

Как действует ОСАГО?

Первоначально закон об ОСАГО предполагал один способ расчётов: потерпевшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна была обращаться к страховщику лица, которое нанесло ущерб. Однако с недавних пор в процесс получения страховой компенсации были внесены законодательные изменения с тем, чтобы как-то упростить процедуру получения компенсации при наступлении страхового случая. Согласно внесённым поправкам, если в ходе ДТП не нанесен вред здоровью людей, а также соблюдается ряд дополнительных условий, вы можете обратиться за компенсацией ущерба непосредственно к своему страховщику - здесь работает так называемое . Кроме того, если ущерб имуществу не превышает 50 тысяч рублей, то нет надобности вызывать представителей ГИБДД - в таком случае используется Европейский протокол.

На рассмотрение заявок о выплате ущерба каждой страховой компании отводится 20 календарных дней, при этом установлено, что за каждый день просрочки страховщику придется выплачивать штраф в 1/75 от ключевой ставки Центробанка от суммы ущерба.

Ограничение верхней границы возможных страховых выплат по ОСАГО приводит к тому, что сумма страховки может не покрывать полностью размер причиненного вами ущерба. Если вы по дороге снесли автобусную остановку, рекламную конструкцию и въехали в витрину магазина, возмещать всю сумму свыше лимита по ОСАГО придётся из своего кошелька. Поэтому все страховые компании предлагают полисы на добровольное страхование гражданской автоответственности () - именно для того, чтобы вы сумели расплатиться в случае, если размер ущерба превысит верхнюю границу выплат по полису ОСАГО.

На первый взгляд кажется, что «подводных камней» в значительно меньше, чем в выборе и расчёте добровольного страхования каско. Даже если это так, не стоит халатно относиться к выбору страховой компании и доверять оформление полиса первой попавшейся. Степень надёжности страховщика никого кроме вас интересовать не будет, потому что став виновником ДТП, вы обязаны возместить ущерб пострадавшей стороне - с помощью страховщика или без него.

Совет Сравни.ру: Если хотите сэкономить на ОСАГО, то выбирайте полис с ограниченным кругом лиц, вписанных в страховку.

Согласно статистике, предоставленной МВД, количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выросло в 2017 году до 2,8 млн. Это на 40% больше, чем годом ранее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в России насчитывается более 3 млн автовладельцев без полиса.

Страховщики фиксируют рост числа таких водителей третий год подряд. В РСА считают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. Кроме того, объединение страховщиков настаивает на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения. Это стремление выглядит попыткой преодолеть несостоятельность действующей системы ОСАГО, суть которой должна состоять в предоставлении качественного сервиса автомобилистам.

Явление того же порядка - законопроект, который внесли в Госдуму в январе 2018 года. Этот документ предлагает повысить штраф за отсутствие полиса с 800 до 5000 рублей. Однако повышение ответственности - борьба со следствием, а не с причиной.

Цена растет, качество - нет

За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов. Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении. Другая крайность - навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.

В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей. При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем. Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.

Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.

Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.

Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту - даже при личном обращении в офис.

Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления. При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис. Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.

Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, - суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.

Охлаждение отношений

В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» - пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги. С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно. Единственным выходом вновь остается суд - долгий, дорогой и невыгодный.

На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус-малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду. Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю. В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус-малус» при новом обращении к страховщику.

Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.

Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.

При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами - во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам. При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.

Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно). 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается - он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.

Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной. Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами - иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?

Повышение штрафов - не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.

Сегодня страхование автомобиля – не роскошь, а необходимость. Обязательный вид автострахования – ОСАГО, добровольный – КАСКО. Страховки отличаются друг от друга, поэтомудажеесли есть КАСКО, ОСАГО нужно обязательно оформлять

Масло масляное, или зачем платить дважды?

В законе четко прописано, что ОСАГО – это обязательный вид страхования машины . А значит, полис должен быть у каждого водителя. Без него ездить просто нельзя, иначе придется платить штраф.

Изображение 1: Выписка из статьи 12.37 КоАП РФ

ОСАГО подразумевает выплату страхового вознаграждения в случае виновности автовладельца. То есть при наступлении ДТП, страховщик покрывает расходы на ремонт машины пострадавшей стороны. А виновнику аварии приходится ремонтировать авто за свой счет. Максимальная сумма обязательных выплат – 400 тыс. руб.

КАСКО оформляется на добровольной основе. Страховые случаи по этой страховке намного шире – угон, хищение, нанесение ущерба и т.п. Можно включить дополнительные услуги – выезд аварийного комиссара, эвакуация, сбор документов и пр.

Стоимость полиса зависит от разных факторов – года выпуска авто, затрат на ремонт и пр., поэтому он может влететь в копеечку. Но с другой стороны, при наступлении ДТП такая страховка способна хорошо выручить. Так как страховщик покрывает расходы на ремонт машины владельца полиса КАСКО. Единственно, затраты на проведение ремонтных работ не должны превышать страховой суммы, на которую застраховано транспортное средства.

В каско не важно кто виновник. Выплата производится только владельцу полиса каско и не важно виноват он или нет.

Важно! Если подумать логически, получается, что полис ОСАГО и вовсе не нужен, ведь КАСКО покрывает ущерб, только владельцу полиса КАСКО, и сумма страхового возмещения намного выше. Несмотря на это, даже если есть КАСКО, нужно ОСАГО в обязательном порядке!

Нужно ли ОСАГО, если есть КАСКО, или какой вариант страховки лучше?

Мы выяснили, что полис ОСАГО – обязательный атрибут каждого водителя, а оформление КАСКО является сугубо добровольным делом. Так стоит ли дополнительно страховать один и тот же автомобиль? Проведем сравнительный анализ.

Таблица 1: Сравнительные характеристики двух видов автострахования
Вид ОСАГО КАСКО
Основа Обязательная Добровольная
Тарифы Тарифы устанавливаются государством Страховщик сам определяет базовый тариф
Стоимость Страховка относительно доступна большинству людей. Разброс цен между страховыми компаниями – 20% Стоит сравнительно дорого, по карману не всем. Цены могут значительно различаться
Страховые случаи Причинение ущерба ТС, вреда здоровью водителя и пассажиров. Страхует ваше имущество — покрывает ущерб, причиненный вашему имуществу третьими лицами. Угон, хищение, нанесение ущерба авто, вреда здоровью водителя и пассажиров. Страхует ваше имущество — покрывает ущерб, причиненный вашему имуществу третьими лицами.
Страховые выплаты Покрываются затраты на ремонт только пострадавшей стороны. Выплата производится с учетом средней стоимости ремонта с учетом износа Ущерб возмещается только владельцу полиса КАСКО
Возраст авто Возраст ТС не имеет значения Страхованию подлежат только машины не старше 10 лет

Из таблицы видно, что оба вида страхования имеют свои плюсы и минусы. Поэтому мы рекомендуем добровольно страховать свой автомобиль, если он стоит слишком дорого. Так будет спокойнее в финансовом и моральном планах. Рассчитать приблизительную стоимость страховки можно на нашем .

В других случаях нет смысла переплачивать за то, что уже предусмотрено обязательным полисом. Вопрос, нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО, можно считать закрытым.

А стоит ли добровольно страховать автомобиль?

Хоть КАСКО и стоит недешево, где-то 10% от цены транспортного средства, зато договором гарантируются выплаты не только при наступлении страхового случая, но и при форс-мажорных обстоятельствах. Ущерб возмещается деньгами или ремонтом.

В некоторых случаях, например, при покупке авто в кредит, КАСКО является обязательным условием. Это связано с тем, что банки стараются себя обезопасить. Если отказаться от оформления полиса, кредит могут не дать.

Но если посмотреть с другой стороны, будущему владельцу новенького авто лучше согласиться с банком и оформить «доброволку». Ремонт новых автомобилей стоит достаточно дорого, а ведь если произойдет ДТП по его вине, то согласно ОСАГО покрывать ущерб, нанесенный своей машине, придется самому!

Взяли машину в кредит и думаете, нужно ли оформлять ОСАГО, если есть КАСКО? Конечно, надо. Наличие добровольной страховки не освобождает от обязательного страхования.

«Обязаловка» тоже имеет свои плюсы. Например, скидки за безаварийное вождение (), страховые выплаты даже при банкротстве страховщика.

Какую страховку использовать при ДТП?

Изображение 2: КАСКО или ОСАГО

Если оба полиса на руках, при ДТП возникает вопрос, по какому из них лучше получить страховое возмещение?

  • Условия страхового договора.
  • Масштаб повреждений.
  • Кто страховщик.
  • Обстоятельства аварии.
  • Скорость выплаты («доброволка» оплачивается быстрее).

Важно! Если вы не виновник ДТП и сумма ущерба меньше 400т. руб. лучше воспользоваться ОСАГО. Так как если вы решите получать выплату по КАСКО, то в следующем году полис КАСКО будет для вас существенно дороже.

Независимо от того, кто является виновником аварии, у страхователя должен быть обязательный полис. Поэтому не надо сомневаться, нужно ли делать ОСАГО, если есть КАСКО. Иначе с выплатой могут возникнуть проблемы.

Внимание! Чтобы не было проблем со страховым возмещением, в полис КАСКО надо вписать водителей, допущенных к управлению. Если за рулем будет лицо, не обозначенное в полисе, выплаты не будет. Если неизвестно, кто будет управлять машиной, рекомендуется купить неограниченное КАСКО.

Где лучше оформить обязательную и добровольную страховки?

Мы разобрались, нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО. Теперь поговорим о том, в каких компаниях их лучше покупать – в одной или разных? В любой! Но тут есть маленькие нюансы. При заключении двух договоров с одним страховщиком могут предоставляться скидки. Также ускоряется и упрощается процесс оформления документов.

При обращении в разные компании есть риск того, что одна из них окажется неблагонадежной. Если это не брать в расчет, то стоит посмотреть предложения разных страховщиков. У них могут быть более выгодные условия по КАСКО, чем в той, где оформлялось ОСАГО.

Затрудняетесь с выбором? Авто-Услуга поможет! Свяжитесь с нашими консультантами, чтобы получить нужную информацию.

Похожие публикации