Автомобильный портал

Экологические мероприятия в школе: темы, сценарии. Экологический праздник. Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии на тему "экологический турнир "день чистой планеты" Цель экологического мероприятия в школе

Вступление (слово учителя):

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Слушай, не зевай»

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин

б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин

в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин

4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

5. «Фото-факт»

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).

6. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).

7. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет
– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет
  • – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет
  • – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

    Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

    1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
    2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
    3. Ребята огородили муравейник. (с)
    4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
    5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
    6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
    7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
    8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
    9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
    10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
    11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
    12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
    13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
    14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
    15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
    16. Дети вешают кормушку. (с)
    17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
    18. Мальчики рассматривают жука. (к)
    19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
    20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
    21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
    22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
    23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
    24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
    25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
    26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
    27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
    28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
    29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
    30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
    31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
    32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
    33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
    34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
    35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
    36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
    37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
    38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
    39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
    40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

    8. «Экологическое лото»

    Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)

    Заключение

    «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

    «Берегите Землю!
    Берегите жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю, берегите!

    Берегите чудо песен, городов и весей,
    Мрак глубин и волю поднебесий,
    Откровение Земли и неба –
    Сладость жизни, молока и хлеба.
    Берегите молодые всходы
    На зелёном празднике природы,
    Небо в звёздах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу, -
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю, берегите!»
    М. Дудин

    «Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя!»
    Е. Евтушенко

    Несколько добрых советов:

    • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
    • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
    • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
    • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
    • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
    • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
    • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
    • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

    Использованная литература

    1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
    2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.

    Анастасия Караганова

    Цель : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы .

    Задачи : Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры . Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края .

    Акция «Чистый мир»

    1. Обсуждение с детьми плана и содержания акции , постановка целей и разработка путей и средств ее реализации .

    2. Беседы с родителями, приобретение необходимого инвентаря : перчатки, прищепки, пакеты.

    3. Изготовление с детьми плаката-обращения к жителям г. о. Кинель о поддержании порядка и чистоты в городе.

    4. Уборка участков от мусора.

    5. Окапывание, побелка деревьев, полив.

    6. Обращение к жителям микрорайона о соблюдении чистоты и порядка (демонстрация и вывешивание плаката на экологическую тему ).

    7. Фото сессия «Самый чистый и красивый участок» .

    Акция «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь» .

    1. Беседы о бережном отношении к родной природе .

    2. Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке.

    3. Экскурсия в Детский парк.

    4. Поход в березовую рощу.

    5. Выступление эко-агитбригады «Росточек» .

    Акция «Украсим мир вокруг себя » .

    1. Приобретение рассады цветов.

    2. Высадка саженцев деревьев и кустарников на участках.

    3. Высадка цветочной рассады на клумбы.

    4. Уход за цветочными клумбами.

    5. Слайд шоу (фото) «Мир цветов нашего участка» .

    Акция «Не гоните голубей» .

    1. Приобретение корма для птиц.

    2. Экскурсия в детский парк.

    3. Кормление голубей.

    4. Наблюдение за птицами, беседа.

    Акция «Умный взгляд на мусор» .

    1. Приобретение инвентаря для уборки мусора.

    2. Уборка мусора на территории детского парка г. Кинель.

    3. Изготовление поделок из промышленных и бытовых отходов.

    4. Оформление территории детского сада поделками.



    Публикации по теме:

    Недельный план мероприятий, посвященных к Всемирному Дню Воды Работа с детьми Понедельник 1. Беседа: "Кто живет в воде"; 2. Чтение художественной литературы: А. Барто "Девочка чумазая"; 3. Игра-эксперимент.

    План мероприятий на 2015 учебный год, посвященных 70-летию Победы ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе.

    План мероприятий, посвященных проведению 70-летию ВОВ ПЛАН мероприятий посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне,.

    План мероприятий, посвященных 70-летию Победы Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы.

    План мероприятий, посвященных «Дню Матери» Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Детский сад № 180 «Солнышко» Фрунзенского района г. Саратова План тематических мероприятий.

    План мероприятий, посвященных Году литературы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» План мероприятий посвященных Году литературы № Наименование мероприятия.

    План мероприятий, посвященных Году литературы в старшей группе Перспективное планирование к году литературы в старшей группе № 3 «Зайчата». Старшая группа Февраль Тема Программные задачи 1. Конкурс –.

    Предложения в план мероприятий по проведению Года Экологии

    Наименование общеобразовательной организации _МОУ «КСОШ №55»_____________

    сентябрь

    школа

    8-11 классы

    Кл.руководители

    Классные часы «Сохраним природу»

    Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.

    Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; учить видеть и понимать красоту живой природы; учить основам экологических знаний.

    Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде; развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; р азвивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства .

    сентябрь

    школа

    5-11 классы

    Кл.руководители

    Участие в акции «Посади свой лес»

    Сентябрь, апрель

    Территория Красково

    8-11 классы

    Кл.руководители

    Выставка книг «Всемирный день защиты животных»

    октябрь

    библиотека

    Зав.библиотекой Давыдова В.П.

    Экологическая игра «Путешествие в Экоцарство – природное государство»:

    октябрь

    школа

    1-4 классы

    Уч.нач.классов

    Проект «Зимний сад» -озеленение школьных помещений

    октябрь

    школа

    Уч-ся 5-10 классов

    Зав.кабинетами, кл.руководители

    Конкурс экологического плаката «Планете жить!»

    ноябрь

    школа

    5-11 классы

    Уч.биологии Ермакова А.М., кл.руководители

    Конкурс рисунков «Прогулки в природоград»

    ноябрь

    школа

    1-4 классы

    Юркова В.А.

    Фотоконкурс «Мой домашний питомец»

    декабрь

    школа

    2-4 классы

    Кл.руководители

    Конкурс «Знатоки природы»

    декабрь

    школа

    5-6 классы

    Ермакова А.М., кл.руководители

    Природоохранные акции «Пернатые друзья»,«Птичья столовая»

    Ноябрь-март

    Школьный парк

    3-4 классы

    Учителя начальных классов

    Познавательно-игровая программа «Зелёные сказки: экология для малышей»

    январь

    школа

    1.2 классы

    Уч.нач. классов

    «Охрана природы - охрана здоровья» классные часы

    февраль

    школа

    1-11 класса

    Кл.руководители

    Операция «Скворечник»

    март

    Территория Красково

    1-10 классы

    Ермакова А.М.

    Конкурс кроссвордов. ребусов, посвященных Дню птиц

    март

    школа

    5-7 классы

    Морозова С.В.

    Всероссийский урок «Хранители воды»

    апрель

    школа

    2-8 классы

    Ермакова А.М., Квятковская С.М., Нагимова М.Х.

    «День Земли». Видеолекторий

    Апрель

    школа

    5-8 кдассы

    Ермакова А.М., Квятковская С.М.

    Операция «Чистый двор»

    Март - апрель

    Школьная территория

    6-11 классы

    Классные руководители

    Проект «Цветочный калейдоскоп» Оформление школьных цветников

    Май-июнь

    Школьный парк

    Трудовая бригада

    Ермакова А.М

    Фомина Т.А

    Экскурсии и посещение музеев: Зоологический музей, Дарвиновский музей. Приокско-Террасный заповедник

    В теч.года

    В теч.года

    май

    3-5 классы

    6-8 классы

    8-9 классы

    Кл.руководители

    Ответственный за экологическое воспитание

    Сценарий экологического мероприятия для начальной школы.

    Цели и задачи:
    - формирование мнения у детей в защиту окружающей среды,
    - формирование у школьников ответственности и активной жизненной позиции за « Общий дом, в котором мы живём»,
    - привлечение внимания учащихся к существующим экологическим проблемам,
    - воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

    Ход мероприятия.

    Ведущий.

    Добрый день, дорогие друзья!

    Этот год объявлен годом Экологии.

    Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

    Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.

    Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

    Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.

    Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли? (Ответы детей)

    Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.

    Основные экологические проблемы города Березовского:

    1. Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ стационарными объектами промышленных и коммунальных предприятий, а также автотранспортом.

    2. Загрязнение водных объектов и нерациональное использование водных ресурсов вследствие эксплуатации предприятиями ветхих очистных сооружений.

    3. Несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления.

    Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом. Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую игру, которая и покажет нам, насколько хорошо вы знакомы с природой.

    «Загадки леса»

    1 ученик:

    Растет в траве Аленка
    В красной рубашонке.
    Кто ни пройдет,
    Всяк поклон кладет. (Земляника)

    2 ученик:

    В густом лесу под елкой,
    Осыпанный листвой,
    Лежит клубок с иголками,
    Комочек, а живой. (Ежик)

    3 ученик:

    Зелена, а не луг,
    Бела, а не снег,
    Кудрява, а не голова. (Береза)

    4 ученик:

    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    5 ученик:

    На поляне, возле елок,
    Дом построен из иголок.
    За травой не виден он,
    А жильцов в нем миллион. (Муравейник)

    6 ученик:

    С ветки на ветку
    Быстрый, как мяч,
    Скачет по лесу
    Рыжий циркач.
    Вот на лету
    Он шишку сорвал,
    Прыгнул на ствол
    И в дупло убежал. (Белка)

    7 ученик:

    Два братца

    В воду глядятся,

    Век не сойдутся. (Река и берега)

    8 ученик:

    Днем слепа, ночью зряча,
    Мышей ловит, а не кот. (Сова)

    9 ученик:

    Мать, отца не знаю,
    Но часто называю.
    Детей знать не буду -
    Чужим сбуду! (Кукушка)

    10 ученик:

    Кудри в речку опустила
    И о чем-то загрустила.
    А о чем она грустит
    Никому не говорит. (Ива)

    11 ученик:

    Не море, не земля,

    Корабли не плавают,

    А ходить нельзя. (Болото)

    12 ученик:

    Что же это за девица,

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год. (елка)

    13 ученик:

    Только-только народился

    Сразу в шапку превратился (гриб)

    14 ученик:

    Что за дерево стоит

    Ветра нет, а вся дрожит? (осина)

    15 ученик:

    Весною зеленела

    Летом загорала

    Осенью надела

    Красивые кораллы (рябина)

    «Пернатые друзья».

    Все группы животных интересны, но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Очень удивительны перелеты птиц, совершаемые два раза в году.

    А каких птиц по месту жительства знаете вы ребята?

    Какие птицы бывают? (перелетные и оседлые)

    Кто такие оседлые, а кто перелетные вы ребята знаете? (перелетные - улетают, оседлые - зимуют)

    А почему птицы улетают? (Зимой птицам холодно, но особенно они страдают от голода, нет корма, все насекомые попрятались)

    А как мы можем помочь птицам? (Необходимо делать скворечники, птичьи домики, кормушки)

    А теперь давайте отгадаем загадки и имитируем эту птичку.

    Днем спит, ночью летает

    И прохожих пугает (сова)

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг

    Червячкам я враг,

    А деревьям друг (дятел)

    Озорной мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет

    Крошки собирает (воробей)

    Проживает в странах жарких

    А в нежарких в зоопарках

    И спесив он и хвастлив

    Потому, что хвост красив.

    Им любуется он сам

    И показывает нам (павлин)

    Прячьтесь куры в небе ясно

    Темной тенью кружит (ястреб)

    Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (соловей)

    По лужку он важно бродит

    Из воды сухим выходит

    Носит красные ботинки

    Дарит мягкие перинки (гусь)

    Наша бодрая подружка

    Дает нам перьев на подушку

    Дает яичек для блинов

    Куличей и пирогов. (курица)

    «Зеленая аптека».

    В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства, но в этой аптеке все без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зеленой аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей.

    А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы ребят)

    «Жалоба»

    Много правил есть в природе,
    Знать их надо наизусть.
    А теперь настало время
    В книгу жалоб заглянуть.

    Я предлагаю вам взять по одному письму. В этих письмах написаны жалобы животных, надо определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

    1.«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или пнут ногой. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.»

    (Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут) (Лягушка. Каждая из них за один день уничтожает большое количество гнуса, слизней, комариных личинок, среди которых есть и личинки малярийных комаров.)

    2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.»

    (Летучая мышь)

    3. «Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня или уважать нужно?»

    4. «В жизни природы мы играем большую роль. Мы разрыхляем почву, разносим семена и плоды растений, истребляем множество насекомых. Близкое сожительство с нами полезно деревьям. Мы устраиваем подземные и наземные галереи, открывая доступ к корням дерева. Поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Но люди не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши домики (муравейники) разоряют и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют» .

    (муравьи.)

    5. « Самые верные спутники человека - птицы. Все насекомоядные птицы поедают в 5-10 раз больше вредных насекомых, чем полезных. Пара больших птиц за период выращивания птенцов истребляет больше 2 тыс. насекомых. В большинстве случаев мы находим в соседстве с человеком обилие кормов и безопасность. Но так бывает не всегда. Нередко люди уничтожают нас, птиц, разоряют гнезда, разбивают яйца».

    (синички)

    6. «Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы».

    Подводим итоги мероприятия.

    Правила:

    Не повреждайте кору деревьев. Они перестают расти и долго мучительно умирают.

    Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник приговорённый к смерти. Пусть цветы радуют наш глаз, омолаживают душу тем, кто придёт в лес на них посмотреть.

    В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

    Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

    Не разводите костёр в лесу. Кострища – это раны в напочвенном покрове леса.

    Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

    Берегите природу!

    Разработка внеклассного мероприятия

    экологической направленности

    Монастырная Елена Евгеньевна
    учитель начальных классов

    1 квалификационной категории
    НРМОБУ «Лемпинская СОШ»

    ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

    с. Лемпино
    2015 г.

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ

    «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

    Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.

    Задачи:

    Формировать культуру поведения в природе

    Развивать представления об окружающем мире

    Развивать познавательные возможности детей

    Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе

    Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье

    Учить детей быть ответственными за свои поступки

    Планируемые достижения учащихся:

    Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

    Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

    Учиться защищать природные ресурсы.

    Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

    Материалы и оборудование:

    экран, проектор, ноутбук, презентация, фонограмма (голоса птиц), накидка, обшитая фантиками, бумагой, целлофаном (для выступления ученицы), состав жюри, грамоты и призы для награждения.

    Форма проведения: конкурсно-игровая программа.

    Место проведения : малокомплектная начальная школа.

    Возрастной состав учащихся: 7-10 лет

    Анализ итогов мероприятия.

    В ходе внеклассного мероприятия были реализованы поставленные цели и задачи. Занятие соответствует ФГОС, где учащиеся добывают новые знания, основываясь на свой личный опыт. Находят основание для классификации, синтеза, сравнения, делают выводы.

    Ход мероприятия.

      Организационный момент. 1 слайд

    Учитель: Ребята, я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.

    Друзья мои, товарищи,
    Хочу я вам сказать:
    «Давайте станем дружненько
    Природу защищать!»
    Не будем больше мусорить
    Следить за ней всегда.
    И будет благодарна
    Нам матушка-земля!

      Сообщение целей и задач мероприятия 2 слайд

    - Сегодня наша встреча посвящена природе и экологии. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.

    Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.

    Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

      Вступительное слово.

    1 ученица:

    Есть просто храм,

    Есть храм науки.

    А есть ещё природы храм -

    С лесами, тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам.

    Он свят в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь,

    Входи сюда,

    Будь сердцем чуток,

    Не оскверняй её святынь.

    2 ученик:

    Берегите эти земли, эти воды,

    Даже малую былиночку любя.

    Берегите всех зверей внутри природы,

    Убивайте лишь зверей внутри себя.

      Подготовка детей к восприятию материала.

    Учитель:

    Иногда слышишь: человек - царь природы.

    Но кто поставил человека над природой? Сам человек?

    А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Жизнь без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит людям природа, а взамен просит бережного, доброго отношения.

    Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

    3 ученик:

    Пора бы человечеству понять,

    Богатства у Природы отбирая,

    Что Землю нужно тоже охранять:

    Она, как - мы, такая же - живая!

    5.Знакомство с новым понятием. 3 слайд

    Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Ответы детей.)

    Да, улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология . Ее название образовалось из двух греческих слов: «экос» - дом, и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме, имя которому - планета Земля.

    (Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)

    4 ученица:

    Экология :

    Вы обо мне?

    А вот и я!

    Здравствуйте, мои друзья.

    Я – Экология.

    Учитель:

    Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек сделал промахов, ошибок.

    По радио, телевидению можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.

    Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но неправильное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.

    6. Эмоциональный настрой перед встречей с объектом познания.

    Учитель:

    Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки.

    Как можно использовать эти предметы повторно? (Снимают с Экологии накидку).

    Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

    Экология:

    Спасибо, ребята. Пойдемте со мной! 4 слайд

    Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

    Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! 5 слайд

    Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! 6 слайд

    Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи! 7 слайд

    Экология:

    Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их. Приводит примеры: странствующий голубь, бескрылая гагарка.

    Сообщение 5 ученика: 8 слайд

    Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя . Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

    Сообщение 6 ученика: 9 слайд

    Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» - безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.

    Учитель:

    Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

    7. КВН "Берегите природу". 10 слайд

    Учитель:

    А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам поучаствовать в увлекательном экологическом КВН под названием "Берегите природу». Разделимся на 2 команды.

      Представление команд:

    1 команда - "Грибочки"

    Девиз:

    Лес зеленый охраняй - никого не обижай.

    Приветствие:

    Мы соперников своих на бой вызываем,

    И сразиться с вами очень мы желаем!

    Но победу уступать нам не подобает,

    Ну, а в этом дружба помогает.

    2 команда - "Дождик"

    Девиз:

    Человек, запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле - вода!

    Приветствие:

    Наш отряд сегодня в сборе весь

    И защитим свою мы честь.

    Сыграть готовы в КВН,

    Поднять тяжелый груз проблем

    И даже очень не простых экологических проблем.

      Конкурс – «Разминка»

    На суше, в воде, в воздухе, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.

    Четвертый «лишний»

    - ландыш, ромашка, гриб, подснежник (гриб) 11 слайд

    - лиса, филин, кабан, лось ( филин) 12 слайд

    - грибы съедобные и мухомор (мухомор) 13 слайд

    - земляника, черника, брусника, вороний глаз (вороний глаз - ягоды ядовитые, у остальных съедобные) 14 слайд

      Прочитай названия животных из представленных букв.

    Первая команда - (банка-кабан, багаж-жаба) 15 слайд

    Вторая команда - (коса-оса, кино-кони) 16 слайд

      Конкурс - Экологический.

    Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет) 17-18 слайды

    Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки) 19 слайд

    Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей, и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши) 20 слайд

    Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? 21-23 слайды

      Конкурс «Узнай растение». 24 слайд

    1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.) 25 слайд

    2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему? 26 слайд

    3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). 27 слайд

    4) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка). 28 слайд

    5) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник). 29 слайд

    6) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза). 30 слайд

    «Музыкальная пауза» 31 слайд

    Заранее подготовленная группа детей поёт частушки.

    1. Лес зеленый охраняй, никого не обижай.

    Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы.

    2. По лесочку мы пойдем мусор вместе уберем.

    Пусть щебечут соловьи от зари и до зари.

    3. Сохраним моря и воздух, недра, лес и тишину.

    Чтобы были труд и отдых, как бывало в старину.

    4. Я прекрасный видел сон, не забудется мне он.

    Вот он глобус - шар земной, такой чистый и родной.

    5. Чтобы ели - не болели, пили воду, не боясь.

    Нужно, чтоб нигде не смели портить воду отродясь.

    6. Лес рубить я прекращаю, деревьев новых насажу.

    Пусть цветут и плодоносят, на радость людям и Земле.

      Конкурс «Узнай животных». 32 слайд

    1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

    2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)

    3. У кого на сучке кладовая? (У белки)

    4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

    5. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной появляются детеныши.)

    6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)

      Загадки.

    Учитель: Дети запомнить должны

    И понять:

    Гнезда у птичек

    Нельзя разорять!

    А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц. 33 -34 слайды

    Я весь день ловлю жуков,

    Уплетаю червяков,

    В теплый край я не летаю,

    Здесь, под крышей, обитаю.

    Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).

    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая. (Сорока)

    Небольшая пестрая птица

    Не боится зимой простудиться.

    Угощенье наше ей снится.

    Прилетает к нам часто... (синица).

    Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный.

    Строит домик под окном

    Из травы и глины. (Ласточка)

    Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели?

    Выпал снег, но эта птица

    Снега вовсе не боится.

    Эту птицу мы зовем

    Красногрудым... (снегирем).

    Клюв огромен, взгляд суров,

    Частый гость она дворов.

    На суку сидит у дома,

    Громко каркает... (ворона).

    Учитель:

    Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

    А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

      Блиц – турнир. Команды выбирают правильный ответ по очереди. 35 слайд

    1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

    а) полюбуемся на него и пойдём дальше.

    б) осторожно срежем и поставим в вазу.

    2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

    а) покормим птенца

    б) позовём ребят, чтобы они тоже посмотрели

    в) будем наблюдать издали

    3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдёте ли вы с ними?

    а) пойдём, но будем собирать очень осторожно;

    б) расспросим об этом учительницу;

    в) не пойдём

    4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжил поход?

    а) взяли бы с собой, чтобы выбросить в мусорный ящик.

    б) отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился.

    в) закопали бы в землю.

    8. Подведение итогов. Награждение. 36 слайд

    9.Заключительная часть.

    Учитель:

    Молодцы ребята, хорошо знаете природу, любите ее, и я за вас очень рада. Земля величайшее чудо, она у нас одна. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

    Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, селе, всегда был порядок. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

    Чтение учителем стихотворения Я. Акима «Планета – сад». Тихо звучит песня о родине.

    Есть одна планета-сад

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелетных.

    Лишь на ней одной увидишь -

    Ландыши в траве зеленой,

    И стрекозы только тут –

    В реку смотрят удивленно.

    Береги свою планету

    Ведь другой на свете нету!

    12. Рефлексия. 37 слайд

    Учитель:

      Ребята, какие ощущения вы испытывали во время нашего мероприятия?

      Чем для вас будет полезен наш новый материал?

      Что больше всего вам запомнилось?

    Список используемой литературы:

      Астанин Л. П. Охрана природы. /Л. П. Астанин. - М.: «Колос», 2000 г.

      Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.

      Внеклассные мероприятия: 4класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

    Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

      Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.

      Цифровые образовательные ресурсы:

    Похожие публикации