Автомобильный портал

Социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина и вызовы ХХI века. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории Парыгин основа социально психологической теории

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 5, с. 117–124 памятные даты ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)1 © 2015 г. А. Л. Журавлев*, И. А. Мироненко** * Член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, директор ФГБУН Института психологии РАН, Москва; ** Доктор психологических наук, профессор факультета психологии СПбГУ, Санкт-Петербург e-mail: [email protected] Анализируется вклад Б.Д. Парыгина в становление методологии российской социальной психо- логии в 1960–70-х гг. и особенности его методологических взглядов, их духовно-философская ориентированность. На примере разработки социально-психологических концепций личности и общения, которым Парыгин отводил центральное место в предметной области социальной психо- логии, рассмотрены особенности структурно-динамического подхода как общего используемого им метода анализа и отношение ученого к деятельностному подходу в психологии. Раскрываются разработанное Парыгиным целостное представление о социальной психологии как системе знания и развитие оригинальной системы его взглядов, позволяющих с единых позиций изучать общие и частные вопросы методологии, теории и практики. Ключевые слова: методология социальной психологии, возрождение отечественной социальной психологии, структурно-динамический подход, духовно-философская традиция российской гума- нитарной науки, личность, общение. В развитии отечественной социальной пси- 1960–70-х гг. стояли такие ученые, как Г.М. Ан- хологии выделяется ряд этапов, существенно дреева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин, различающихся между собой. Это, во-первых, В.Н. Куницына, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, период организации специальных исследований К.К. Платонов, Б.Ф. Поршнев, А.А. Русалинова, социально-психологических проблем в рос- А.Л. Свенцицкий, Л.И. Уманский, А.С. Черны- сийской науке конца ХIХ – начала ХХ века . шев, Э.С. Чугунова, Ю.А. Шерковин, Е.В. Шоро- Во-вторых, период дискуссий и трансформаций хова и др. на фоне институционализации социальной пси- Этот период был отмечен противоречиями и хологии как отдельной области научного знания острой борьбой научных взглядов. В историогра- в послереволюционные годы. В-третьих, время, фии он “… начинается дискуссиями о предмете охватывающее почти тридцать лет (с 30-х до 60-х социальной психологии и может быть определен годов ХХ века), когда социальная психология как завершающий эти дискуссии: дискуссии пре- практически исчезает как область психологиче- кращаются, уступая место исследованиям этого ского знания. И, наконец, в-четвертых, период ее предмета” . возрождения (подробнее см. ). 1 Сегодня, через полвека, прошедшие со време- 1960–70-е гг. имеют особое значение. Именно ни 1960–70-х гг., состоявшиеся радикальные пе- в это время сформировалась методологическая ремены в обществе и парадигмальные изменения традиция развития отечественной социальной в психологической науке позволяют поставить психологии, продолжавшаяся до конца советско- задачу проведения исследований в этом направ- го периода и во многом определившая как совре- лении. менное ее состояние, так и перспективы развития. Отмечая в текущем году 85 лет со дня рождения У истоков возрождения социальной психологии в Бориса Дмитриевича Парыгина, мы остановимся ниже на его вкладе прежде всего в становление 1  Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РГНФ, методологии российской социальной психологии гранты №14-06-00668 и № 15-06-10082. в 1960–70-е годы. 117 118 ЖУРАВЛЕВ, МИРОНЕНКО ЦЕЛОСТНОСТЬ И ДУХОВНО- анализа. Парыгин, таким образом, на восемь лет ФИЛОСОФСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ опередил появление общей социально-психологи- МЕТОДОЛОГИИ Б.Д. ПАРЫГИНА ческой концепции в западной науке, которая была предложена в опубликованной в 1979 г. книге Первое, что обращает на себя внимание при британского философа и социального психолога, анализе творчества Бориса Дмитриевича – это профессора Оксфордского университета Харре целостность его системы взглядов, которая, “Социальное бытие: теория для социальной пси- прежде всего, проявилась в масштабности его хологии” . В книге Харре, как и в монографии подхода. Именно он, впервые в мировой психо- Парыгина, в центре внимания оказывается чело- логической литературе, разработал и предложил век как индивид и его общение с другими людьми. научному сообществу аргументированное виде- Естественно, что трактовка названными авторами ние социальной психологии в качестве всесто- как личности и индивида, так и феноменологии ронне обоснованной системы научного знания, общения в качестве главных составляющих соци- которая включает в себя три составляющих: ме- ально-психологической теории, различны. тодологию, общую социально-психологическую Представление о социальной психологии как теорию и прикладную социальную психологию. о системе научного знания в дальнейшем разра- Им с единых позиций были рассмотрены общие батывалось и уточнялось Парыгиным в после- и частные вопросы методологии, теории и прак- дующих крупных монографиях: “Социальная тики. И на протяжении всей профессиональной психология: Проблемы истории, методологии и жизни последовательно развивалась своя система теории” , “Социальная психология: Истоки взглядов. и перспективы” . В своей первой же, опубликованной в 1965 г. Важнейшее значение Парыгин придавал в раз- монографии , Парыгин ставит задачу построе- витии социальной психологии фактору духовного ния социальной психологии как относительно состояния и духовных потребностей общества. самостоятельной системы знаний и исследова- Характеризуя причины возрождения социальной ний, отмечает основные этапы и тенденции ее психологии в 1960-х гг., он в качестве первооче- развития, размышляет о ее возможностях и пер- редной и важнейшей причины отмечает рост ре- спективах. Ее предметом, в трактовке Парыгина, лигиозности в обществе , трактуемый им как является социальная психика человека во всем потребность общества в духовных практиках и многообразии ее проявлений, что предполагает культурном оформлении духовной жизни. Он по- изучение, прежде всего, особенностей психиче- дробно останавливается на этом обстоятельстве, ского состояния и поведения индивида в группе, фактически, не упоминаемом никем из других коллективе и массе, а также специфику группо- исследователей, и лишь далее, списком, обозна- вой, коллективной и массовой психической жиз- чает традиционно называемые факторы: «Вместе недеятельности людей. с тем в числе факторов, которые способствовали возрождению социальной психологии, были: ра- Публикации в конце 1950-х – начале 1960-х го- стущие запросы общества, связанные с потребно- дов даже кратких статей Парыгина о предмете и стью изучения и учета социально-психологиче- состоянии социальной психологии в нашей стра- ских знаний во всех областях социальной жизни, не вызвали серьезный интерес и име- необходимостью более полного представления о ли большой резонанс как в отечественной, так и в структуре общественных отношений и общест- зарубежной научной среде. Они были переведены венного сознания; успехи психологической науки и опубликованы за рубежом – в Германии и в в сфере изучения взаимоотношений личности в США . А его первопроходческая моногра- коллективе; изменение идеологической атмосфе- фия была вскоре переиздана в Уругвае , ры в стране, начавшееся в 1960-е годы, извест- Чехословакии и Болгарии . ное под названием “оттепели”, когда на волне В 1971 г. вышел в свет главный труд Парыгина общественно-политического подъема, вызван- “Основы социально-психологической теории” ного разоблачением культа личности, советским , который неоднократно переиздавался за ру- руководством было допущено некоторое смягче- бежом, например: в Германии в 1975 г. и 1976 г. ние идеологического контроля в духовной жизни , в Японии . В нем была предложена общества в целом и научной сфере в частности» общая социально-психологическая концепция, . в центре которой были личность и общение, О последовательной приверженности Пары- рассматривавшиеся здесь с единых методоло- гина отечественной духовно-философской пара- гических позиций структурно-динамического дигме свидетельствует и его очень определенная ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 119 позиция по отношению к зарубежным направле- идее изучения духовных основ жизни общества ниям в социальной психологии, знакомство с ко- и души человека в качестве главного социально- торыми сыграло огромную и неоднозначную роль психологического явления” . в процессе становления российской социальной Такого рода прямые высказывания, конечно, психологии. Как отмечалось, «для 60-х – периода были невозможны в работах 1960–70-х гг., од- “оттепели” – и особенно 70-х годов характерно нако об определенности философских взглядов все более интенсивное освоение теории и мето- Парыгина говорит и то, что он, декларируя свою дов за­рубежной психологии. … Отечественная приверженность марксизму, всегда остается вне социальная психология обогатилась категори- идеологически одобренного “мейнстрима” совет- альным, понятийным аппаратом мировой психо- ской психологии. логии, и это сыграло огромную роль в ее оформ- лении в самостоятельную область психологии … Однако повышение профессионального уровня ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И СТРУКТУРНО- отечественной социальной психологии создает ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТАХ глубокое противоречие в ее развитии, которое Б.Д. ПАРЫГИНА, ЕГО ОТНОШЕНИЕ до сих пор полностью не выявлено» К ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Полноценный синтез отечественных наработок и зарубежных концепций достигнут в социальной Особенно ярко проявилась ориентация Па- психологии не был, в результате чего «ее особен- рыгина на духовно-нравственное направление ностью оказалось двойное “гражданство” – ка- в его разработке проблемы личности. Личность тегориально-понятийный аппарат имел отечест- рассматривается Парыгиным как единство обще- венное и “импортное” происхождение, но только человеческого (проблема философии), социаль- в исключительных случаях осуществлялось их но-типического (проблема социологии) и инди- согласование» . видуально-неповторимого (проблема социальной В этой ситуации, прекрасно зная иностранные психологии). Существенной особенностью автор- источники и полемизируя с западными коллегами ского видения феноменологии личности является в своих работах, Парыгин остается на позициях ее рассмотрение и трактовка в качестве не “за- целостной разработанной им методологии в от- мыкающей” ряд объектов исследования, как это ношении категориально-понятийного аппарата. принято в социологическом подходе к ней и даже В предметной области социальной психологии он встречается в социальной психологии (Г.М. Анд- также сохраняет ориентацию на национальную реева, М.Р. Битянова и др.), а в качестве именно специфику и культурную традицию. Попытки же исходного и ключевого феномена и категории. разрабатывать предметную область, в которой В настоящее время такая позиция поддержива- сложились западные концепции (в первую оче- ется и развивается в научных работах и учебных редь имеются в виду исследования взаимодей- пособиях, выполненных в Институте психологии ствия индивидов в группе), по его мнению, ставят РАН . российских ученых “в положение ведомых и об- Личность в единстве динамики ее внешнего реченных на роль постоянно отстающих и безна- (в контексте социального взаимодействия) и дежно пытающихся догнать вырвавшегося далеко внутреннего индивидуально-неповторимого бы- вперед лидера, имеющего огромный потенциал тия является тем центром, к которому сходятся возможностей для наращивания скорости своего основные линии анализа в трудах Парыгина. продвижения” . Личность предстает здесь и исходной посылкой В своих поздних работах Парыгин прямо ставит для понимания проблем социума, и основной “задачу формирования новой фундаментальной проблемой современного общества. Заслуживает парадигмы. Последняя начинает уже приобре- внимания и то, что Парыгин анализирует лич- тать определенные очертания в качестве альтер- ность в контексте конкретных проблем современ- нативы бихевиоризму и возврата, теперь уже на ного общества, и это делает его труды не только новой основе, к идее души человека в качестве теоретически интересными для методологов, но истинного предмета психологии, отброшенного в и остро актуальными для современной практиче- начале прошлого века … Одной из тенденций при ской психологии . обсуждении вопроса о предмете социальной пси- Личность в трактовке Б.Д. Парыгина предстает хологии в последнее время является обращение не столько в качестве объекта или продукта соци- к заявленной еще в конце ХIХ – начале ХХ века альных или биосоциальных детерминант, сколько представителями отечественной философской в качестве субъекта своей жизнедеятельности, мысли (М. Троицкий, Г. Плеханов, С. Франк и др.) эмоционально-психических состояний, внутрен- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 120 ЖУРАВЛЕВ, МИРОНЕНКО него настроя и т. д. Этим акцентам соответствует период времени. Психический настрой личности и вытекающая из сказанного структурно-дина- представлен, с одной стороны, неосознанным мическая концепция личности, которая предпо- эмоциональным фоном, что соответствует невер- лагает рассмотрение двух основных подструктур бальному психическому состоянию, а с другой личности – статической и динамической. умонастроением, что соответствует вербальному В основу своей концепции Парыгиным поло- психическому состоянию. жено представление о личности как о сложном, Разработка Парыгиным проблемы личности многоплановом и внутренне противоречивом закономерно приводит к тому, что он формули- явлении. Он предлагает оригинальный выход в рует понятие духовного потенциала личности, поисках решения традиционной для психологии которое самым органичным образом связано с личности проблемы – описать и объяснить то, что, представлением о динамической структуре лич- с одной стороны, обладает определенной устой- ности. Под потенциалом личности он понимает чивостью и внеситуативным постоянством, с дру- определенный уровень ее психических возмож- гой – изменчиво в зависимости от ситуации . ностей и внутренней энергии, направленной на В его концепции представлена не структура лич- самовыражение и самоутверждение. Психиче- ности вообще, а разные, но взаимно дополняю- ские возможности личности складываются из ее щие подходы к ее построению и, соответственно, интеллектуального, эмоционального и волевого две качественно различные модели структуры потенциалов. Реализация духовного потенциала личности: статическая и динамическая. ограничена системой социально-психологиче- Под статической структурой личности Па- ских барьеров, блокирующих самовыражение и рыгин понимает абстрактную модель, харак- развитие личности . теризующую основные элементы, пласты или Представляется, что в концепции духовного компоненты психики индивида, предельно от- потенциала личности Парыгина особенно ярко влеченную от реального процесса функциони- проявилась его философская ориентация: суть рования человека, его психического состояния и личности, ее центральное образование и источ- социального поведения. Статическая структура ник энергии, понималась им не как результат и личности рассматривается им как состоящая из форма проявления реальных социальных взаимо- трех основных уровней: 1) общечеловеческого, действий в духе марксизма, но как проявление не- 2) социально-специфического, 3) индивидуаль- коего духовного начала, заданного apriori соци- но-неповторимого. альной реальности и ею не столько порождаемого Модель динамической структуры личности и развиваемого, сколько блокируемого. фиксирует основные компоненты психики инди- Чрезвычайно важное место в системе научных вида в непосредственной человеческой деятель- интересов Парыгина занимают социально-пси- ности, конкретной ситуации и т. п. Фактически хологические состояния личности и общества. она представляет собой модель психического В конце 1950-х – начале 1960-х гг. Парыгин вы- состояния и поведения человека. Важной осо- ступает с двумя публикациями в “Вестнике Ле- бенностью динамической структуры личности, в нинградского университета”. Первая посвящена отличие от статической, является ее приурочен- вопросам обоснования прав на существование ность к какому-то конкретному периоду времени, социальной психологии как науки , вторая – в течение которого можно говорить об определен- общественному настроению как важнейшему фе- ном состоянии психики человека и его активно- номену и категории этой науки . сти, в том числе и деятельности. В соответствии с этим нужно различать две основных стороны В монографии 1965 г. , характеризуя соци- динамической структуры личности: внутреннюю альную психологию как науку, он, с одной сторо- (структура психического состояния) и внешнюю ны, описывает ее систему, историю становления (структура поведения). И внешняя, и внутренняя и развития, а с другой, обращаясь к феномену об- стороны могут носить характер как осознанный, щественного настроения, углубляется в опреде- так и неосознанный. Именно в контексте динами- ление его сущности, психологической природы, ческой модели личности Парыгин вводит и актив- динамики и роли в обществе. но использует понятие психического настроя лич- В 1966 г. он публикует уже отдельную мо- ности. Под ним подразумевается интегральное нографию, посвященную общественному на- структурное образование, которое характеризует строению , в которой впервые в мировой тональность и степень предметной направлен- психологической литературе разрабатывается ности психического состояния человека в данный концепция этого явления, опирающаяся на тради- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 121 ционное внимание к нему, характерное для пионе- ческого настроя позволило Парыгину выйти на ров отечественной психологической социологии новые рубежи в построении общей социально- и социальной психологии Н.К. Михайловского, психологической теории, придав динамизм трак- Г.В. Плеханова, В.М. Бехтерева, Л.И. Петражиц- товке как социальной психологии в целом, так и кого, Л.Н. Войтоловского и др. истории ее становления и развития . В числе наиболее распространенных трактовок В дальнейшем применение принципов струк- сути “настроения” в работах других исследовате- турно-динамического подхода в сфере прикладной лей-психологов можно до сих пор встретить его социальной психологии получило свое развитие определение как непродолжительного и к тому же в разработке Парыгиным модели социально-пси- “слабо выраженного” чувства, из чего может сле- хологического климата коллектива, заслужившей довать понимание неустойчивости настроения и общую известность, а также методов его измере- его незначительной роли в социальных группах. ния и регуляции . Для Парыгина, при более пристальном знакомст- Нельзя не согласится с Г.М. Андреевой, когда ве с этим феноменом, становятся очевидными его она пишет, что в советской социальной психо- большая значимость, богатство его проявлений и логии «Принятие деятельности как важнейшего смысловых значений, важность его места в струк- методологического принципа в значительной туре не только психологии личности, но и многих степени обусловило весь “образ” советской со- других социально-психологических явлений. циальной психологии» . Однако, наряду Обращает, например, на себя внимание то, с использованием данного принципа, в отече- что еще в 1965 г. Парыгин, как бы между делом, ственной социальной психологии развивались в сносках к статье, посвященной Плеханову, ка- конкретные научные направления исследований саясь его суждения о значимости “настроения феноменов совместности и совместной деятель- чувств и умов” при характеристике обществен- ности . ной психологии, замечает: “Включение в опреде- Никак не умаляя достоинств и значимости ление общественной психологии трех основных деятельностного подхода в российской социаль- компонентов: 1) психических свойств; 2) процес- ной психологии, следует признать, что система сов; и 3) состояний – позволяет, на наш взгляд, взглядов Парыгина не может быть отнесена к охватить не только все элементы психики, но и деятельностному подходу. Парыгин органически все ее грани. Особенно следует подчеркнуть не принимает “понимание социально детермини- значение состояний в структуре общественной рованной предметной деятельности как творца психологии” . То есть в то время, как человеческих отношений” , а также другие понимали настроение лишь как “слабо положение о том, что “такое понимание детерми- выраженное” чувство, Парыгин увидел нечто нирующей роли предметной деятельности может гораздо большее – индикатор психического со- быть распространено на интерпретацию любых стояния человека в целом, а вместе с тем и одну межличностных отношений, хотя эффекты дея- из важнейших структурных составляющих пси- тельностного опосредствования в них могут быть хологии личности. Это было инновационное по стертыми, неявными” . тем временам понимание, раздвигающее границы Анализу деятельности в трудах Б.Д. Парыгина прежних представлений о структуре социальной уделяется значительное место, однако деятель- психики человека. И это естественно вытекало ность предстает здесь не как системная детер- из характера самого феномена психического на- минанта психического, а, напротив – как область строя не только как частного, фрагментарного проявлений динамики психических состояний элемента в сфере эмоциональных состояний, но личности, где определяющее значение имеет “сфе- и как интегративного эквивалента всех динами- ра межличностного общения, играющая особен- ческих структур индивида или личности, в том но существенную роль как мощный стимулятор числе и направленности психического состояния психической активности индивида” . на любые действия, и лежащего в основе других Парыгин говорит о “глубокой и органической по- проявлений человеческой жизнедеятельности. требности человека в понимании, сопереживании Методологический потенциал структурно-ди- и эмоциональном отклике себе подобному” , как о факторе, детерминирующем вклю- строения позволил использовать его для поиска ченность человека в предметную деятельность, путей формирования общей социально-психоло- в том числе трудовую, и, соответственно, как о гической теории, что и было реализовано . факторе, определяющем мотивацию и эффектив- Обращение к феноменам настроения и психи- ность самой предметной деятельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 122 ЖУРАВЛЕВ, МИРОНЕНКО Человек в видении Парыгина – прежде всего Интегральная (развернутая) модель структу- социальное существо, рождающееся в процессе ры общения дополнялась характеристикой ее под- общения как основного механизма социализации, структурных образований в качестве процессов и живущего в переплетении пластов и нитей об- коммуникации, с одной стороны, и интеракции щения – “Человек общающийся”. (коммуникативного поведения) – с другой. Пройдет без малого 12 лет прежде, чем в след ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ за Парыгиным, в 1983 г. американский социаль- В ТРУДАХ Б.Д. ПАРЫГИНА ный психолог Д. Майерс в первом из четырех последующих переизданий своей известной кни- Особенно четко эта позиция Парыгина про- ги по сути повторит предложенную когда-то явилась по отношению к трактовке понятия нашим соотечественником формулу содержания “Общение”, соотношению которого с понятием структуры общения, но применительно к предме- деятельность была посвящена специальная дис- ту социальной психологии в целом: “Социальная куссия в отечественной психологической науке. психология: наука, изучающая как люди думают Для Парыгина общение не только не является друг о друге, как они влияют друг на друга, и как лишь стороной деятельности, ее коммуникатив- они относятся друг к другу” . ным аспектом, напротив, именно оно является Работы Б.Д. Парыгина в области проблемы фактором, детерминирующим и порождающим общения заслуженно считаются классикой отече- психическую активность личности, деятель- ственной социальной психологии и представляют ность и жизнедеятельность – жизнь личности, собой существенно иной подход к трактовке это- как социального существа. Парыгин одним из го понятия, нежели принятый в деятельностной первых осознал фундаментальную значимость парадигме, где общение рассматривается через общения в предметной области социальной пси- призму деятельностного опосредствования: либо хологии. Он предложил рассматривать общение как деятельность в целом, либо как составляющая “как сложный и многогранный процесс, который деятельности. может выступать в одно и то же время и как про- цесс взаимодействия индивидов, и как информа- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ционный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг Работы Парыгина внесли существенный вклад на друга, и как процесс их сопереживания, и как в возрождение отечественной социальной психо- процесс их взаимного понимания друг друга” логии, составляют часть истории отечественной . и мировой социальной психологии. В сложном и В основном труде Парыгина , наряду с кон- противоречивом дискурсе 1960–70-х гг. его труды цепцией личности, впервые были сформулирова- занимают особое место. Не сливаясь с домини- ны и авторские концептуальные представления рующим деятельностным подходом, значение о феноменологии и проблемах общения в каче- которого мы не подвергаем здесь сомнению, они стве второй, но не менее значимой составляю- придают дискуссиям, в ходе которых формиро- щей общей социально-психологической теории. валась российская социальная психология, осо- Им была представлена двумерная – как сверну- бую глубину и составляют собой перспективы тая, так и интегральная (развернутая) – модель будущего развития социально-психологической структуры общения. мысли. Заложенные в рамках общей социально- Свернутая трехкомпонентная модель струк- психологической теории научные представления туры общения включала в себя следующие со- Парыгина о природе психических состояний лич- ности, ее структуры в целом, а также человече- ставляющие: а) психический контакт, возни- ского общения являются важной предпосылкой кающий между индивидами и реализующийся в развития современной социальной психологии. процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией с помощью вербальных или невербальных средств; в) во взаимодействии СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ взаимовлияние людей друг на друга. Каждый из перечисленных компонентов общения был, со- 1. Андреева Г.М. К истории становления социальной ответственно, назван: перцептивным, коммуни- психологии в России // Вестн. Моcк. Ун-та. Сер. 14. кативным, интерактивным, и вскоре эта модель Психология. 1997. № 4. С. 6–17. получила статус широко распространенной в 2. Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной психологической науке. деятельности в современной отечественной психо- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 123 логии // Психология совместной жизнедеятельно- 18. Парыгин Б.Д. Проблема опосредованности в соци- сти малых групп и организаций. М.: Изд-во “Ин- альной психологии // Методологические проблемы ститут психологии РАН”, 2001. С. 120–136. социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. 3. Журавлев А.Л. Роль В.М. Бехтерева в становлении М.: Наука, 1975. С. 31–44. отечественной социальной психологии // История 19. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его отечественной и мировой психологической мысли: природа // Социальная психология и философия. ценить прошлое, любить настоящее, верить в буду- Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1975. Вып. 3. С. 3–13. щее. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. 20. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство // Руко- С. 37-46. водство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыгина. 4. Журавлев А.Л. Современная социальная психоло- Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973. С. 5–12. гия в России: тенденции и перспективы развития // 21. Парыгин Б.Д. Совещание по проблемам социаль- Арзамасские чтения–2. Основные направления ной психологии // Вопр. психол. 1963. № 3. С. 181– развития отечественной и зарубежной психологии. 183. М.: Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, 2012. С. 46–56. 22. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПб.: СПбГУП, 2010. 5. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Парадигмальные изменения в психологических исследованиях лич- 23. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. ности и группы // Парадигмы в психологии: науко- Л.: ЛГУ, 1965. ведческий анализ. М.: Изд-во “Институт психоло- 24. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы гии РАН”, 2012. С. 217–239. истории, методологии и теории. СПб.: СПбГУП, 6. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб.: 1999. Питер, 2007. 25. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат 7. Методы социально-психологического исследова- коллектива. Пути и методы изучения / Под ред. ния личности и малых групп. М.: Изд-во “Инсти- В.А. Ядова. Л.: Наука, 1981. тут психологии РАН”, 1995. 26. Петровский А.В. Психология в России: ХХ век. М.: 8. Методы социально-психологической диагностики УРАО, 2000. личности и группы. М.: Изд-во “Институт психо- 27. Психологическая наука в России ХХ столетия: логии РАН”, 1990. проблемы теории и истории. М.: Изд-во “Институт 9. Мироненко И.А., Журавлев А.Л. Система научных психологии РАН”, 1997. представлений Б.Д. Парыгина в области социаль- 28. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ной психологии // Психол. журн. 2012. Т. 33. № 5. ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 28–38. 29. Психология совместной жизнедеятельности малых 10. Паригин Б.Д. Социалната психология като наука. групп и организаций. М.: Социум, Изд-во “Инсти- София: БКП, 1968. (На болг. яз.). тут психологии РАН”, 2001. 11. Парыгин Б.Д. Вопросы социальной психологии в 30. Регуляция социально-психологического климата работах Г.В. Плеханова // Проблемы обществен- трудового коллектива / Отв. ред. Б.Д. Парыгин. ной психологии / Под ред. В.Н. Колбановского и Л.: Наука, 1986. Б.Ф. Поршнева. М.: Мыcль, 1965. С. 89–106. 31. Совместная деятельность в условиях организаци- 12. Парыгин Б.Д. К вопросу о предмете социальной онно-экономических изменений. М.: Изд-во “Ин- психологии // Вопр. психол. 1962. № 5. С. 107–112. ститут психологии РАН”, 1997. 13. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: 32. Совместная деятельность: Методология, теория, Мысль, 1966. практика. М.: Наука, 1988. 14. Парыгин Б.Д. Общественное настроение как со- 33. Совместная деятельность: Методы исследования циологическая категория // Вестн. Ленингр. ун-та. и управления. М.: Изд-во “Институт психологии 1962. № 5. С.129–132. РАН”, 1992. 15. Парыгин Б.Д. О психологическом направлении 34. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Красников М.А. Соци- в современной буржуазной социологии и о соци- альная психология: Учебное пособие для студен- альной психологии // Вестн. Ленингр. ун-та. 1959. тов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ, Серия 23: Экономика, философия и право. Вып. 4. 2011. С. 164–169. 35. Социальная психология: Учебное пособие для 16. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, теории. М.: Мысль,1971. 2002. 17. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической 36. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Фундаментальная теории. Токио: Мэйдзи-Тосе, 1977. (Серия “Со- психология и практика: проблемы и тенденции брания выдающихся зарубежных произведений”; взаимодействия // Психол. журн. 2011. Т. 32. № 3. T. 76). (На яп. яз.). С. 5–16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 124 ЖУРАВЛЕВ, МИРОНЕНКО 37. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Теория и практика: 42. Parygin B.D. Grundlagen der sozialpsychologischen взгляды с разных сторон (ответ на комментарии) // Theorie. Berlin: Groschke,1976. Психол. журн. 2012. Т. 33 № 2. С. 127–132. 43. Parygin B.D. La psicologia social como ciencia. 38. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психология нрав- Montevideo: Pueblos Unidos, 1967. (На исп. яз.). ственности как область психологического исследо- 44. Parygin B.D. On the subject of social psychology // вания // Психол. журн. 2013. Т. 34. № 3. С. 4–14. Joint publications research (selected translation abstract). Wachington, Number: AD0405666. 16 apr. 39. Harré H.R. Social Being: A Theory for a Social 1963. D.C Psychology. Oxford: Blackwell, 1979. 45. Parygin B.D. Socialni psychologie jaco veda. Praga: 40. Parygin B.D. Bemerkungen zum Gegenstand der Statni Pedagogiceske Nakladatelstvi, 1968. (На чеш. Sozialpsychologie // SGB.-Berlin, 1963. Heft 8. яз.). S. 889–898. 46. Parygin B.D. The subject matter of social psycho- 41. Parygin B.D. Grundlagen der sozialpsychologischen logy // American Psychologist. Vol. 19 (5). May 1964. Theorie. Koln: Pahl Rugenstein Verlag, 1975. P. 342–349. CONTRIBUTION OF B.D. PARYGIN TO THE REVIVAL OF RUSSIAN SOCIAL PSYCHOLOGY (TO THE 85TH ANNIVERSARY OF B.D. PARYGIN) A. L. Zhuravlev*, I. A. Mironenko** * Corresponding Member of RAS, Sc.D. (psychology), professor, Director of the Federal State-financed Establishment of Science, Institute of Psychology RAS, Moscow; ** Ph.D. (Doctor of sc.), professor of St. Petersburg St. University, St. Petersburg The article deals with the contribution of Parygin to the development of the methodological basics of the Russian social psychology in 1960-70s, when the tradition was formed that had defined the development of our science until the end of the Soviet period and today still largely determines its status and prospects. The basic features of the methodology of Parygin are considered. Integrity, which is manifested in the fact that he has developed a holistic view of social psychology as a system of knowledge; from unified positions considered general and specific questions of theory, methodology and practice; was consistently developing his system of views throughout his professional life. Attitude of the scientist to the dominant ideology and activity approach, spiritual and philosophical orientation of Parygin’s methodology is re- vealed. Characteristics of the structural-dynamic approach, which is a general method of analysis in his methodological framework, are reviewed by the example of the elaboration of the concepts of personality and communication, which Parigin gave a central place in the domain of social psychology. Key words: history of Russian social psychology, methodology of social psychology, Russian spiritual and philosophical tradition, structural-dynamic approach, personality, communication. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015

Введение 3

1. Социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина 5

2. Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их место в структуре личности 7

3. Процесс формирования ценностей 13

Заключение 24

Литература 26

Введение

Выявление движущих сил поведения человека – одна из центральных проблем наук о человеке. В психологии эта проблема рассматривается с точки зрения анализа мотивации человеческого поведения. В наиболее общем смысле мотивация понимается как общее побуждение активности в определенном направлении. Основные составляющие внутреннего мира индивида – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального личностного опыта и потому присущие только ему. Они являются важными мотивационными факторами и источниками поведения. Ценностные ориентации образуют фундамент внутреннего мира человека, выступают важнейшим источником его целеобразования, активизатором мотивационной сферы личности, фактором, обусловливающим определенную направленность познавательной и деятельности и поведения личности.

Проблема ценностной сферы личности в психологии в том или ином аспекте затрагивается представителями различных зарубежных школ и направлений (А. Адлер, Д. Бьюдженталь, К. Левин, С. Мадди, К. Роджерс, Э. Толмен, В. Франкл, Э. Фромм и др.). В отечественной психологической науке различные аспекты проблемы ценностной сферы личности отражены в работах Б. Г. Ананьева, Б. С. Братуся, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, К. Муздыбаева, Б. Д. Парыгина и др.

Так, в концепции Б. Д. Парыгина ценности представляют собой одну из разновидностей элементов социально-специфичес­кого опыта личности, выполняющих опре­деленные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида.

Работа опубликована

ПАРЫГИН Б.Д.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (вопросы истории, методологии и теории)

Социальная психология является сравнительно молодой, но очень перспективной отраслью знания, интенсивно развивающейся под влиянием запросов социальной практики и многообразных потребностей самой науки. Одним из корней, питающих социальную психологию как отрасль науки, является закономерный и все возрастающий интерес человечества к самому человеку, его внутреннему миру и поведению. Объясняется это как сознанием того, что человек есть главная социальная ценность, а его развитие - важнейший показатель социального прогресса, так и ростом творческой активности личности, особенно теми широкими горизонтами для проявления ее таланта, интересов, увлечений, воли, разума и энергии, которые открываются социализмом и коммунизмом.

Ни сам человек, ни его будущее не может быть понято без учета и анализа всей системы социальных, в том числе и социально-психологических отношений между людьми. Общественная психология как определенная направленность психических свойств, процессов и состояний, характеризующих как отдельную личность, так и различные социальные группы и возникающих в известной мере стихийно, подвлиянием всех социальных отношений, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на всю совокупность экономических, правовых, политических и идеологических факторов социальной жизни. Уже этим определяется значимость социально-психологических исследований.

По мере возрастания активности масс в историческом процессе все большее значение приобретает задача изучения тех механизмов, которые определяют отражение в сознании людей, как в идеологии, так и в психологии всей системы общественных отношений. Знание законов социально-психологического отражения действительности и способов психологического взаимовлияния людей друг на друга откроет перед обществом новые возможности научно обоснованного влияния на поведение человека, совершенствования его образа жизни, повышения эффективности его деятельности во всех сферах социальных отношений. Особенно широки возможности применения социальной психологии в практике формирования нового человека.

Отсюда понятна та активизация усилий в области социальной психологии, которая наблюдается в марксистской литературе за последние несколько лет. В работах философов ставится вопрос о месте психического в структуре общественного сознания (В.Н. Алексеев, А.В. Баранов, Г. М. Гак, А.И. Горячева, В. В. Журавлев, В.Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, В.П. Тугаринов, А.К. Уледов, В.А. Ядов и др.). Обсуждается вопрос о предмете социальной психологии и ее месте в ряду других наук (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, Е. С. Кузьмин, Н. С. Мансуров, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Поршнев, В. П. Рожин, Д.М. Угринович, Д. И. Чесноков, П. М. Якобсон и др.). В ряде работ дается критический анализ зарубежной социальной психологии (А. Н. Леонтьев, М.Ш. Бахитов, Ю.А. Замошкин, И. С. Кон, Н. С. Мансуров, Н. В. Новиков, Г. В. Осипов, И. П. Попова, С. И. Черкасов, Я. Яноушек, М.Г. Ярошевский и др.). Ведутся эмпирические и экспериментальные исследования (А.А. Бодалев, Ф. Д. Горбов, Е. С. Кузьмин, Н. С. Мансуров, О. И. Зотова, К. К. Платонов, Г. Хибш и М. Форверг (ГДР), А. Юровский (ЧССР) и др.).

Вместе с тем, несмотря на большой интерес научной общественности к проблемам социальной психологии, положение самой этой науки в ложившейся системе знаний до сих" пор остается предметом дискуссий.

С одной стороны, и сейчас интерес к социальной психологии нередко расценивается отдельными авторами как дань зарубежной моде, уступка буржуазной идеологии. Подвергается сомнению сама возможность построения социальной психологии на марксистской основе.

С другой стороны, и среди тех, кто активно участвует в разработке вопросов социальной психологии, пока нет достаточной договоренности в понимании ее предмета, системы, места в ряду других наук и путей её развития.

Не меняет положения дел и многочисленная монографическая литература, посвященная проблемам социальной психологии и широко представленная за рубежом. В исследованиях зарубежных авторов - немарксистов, как правило, дается односторонняя и тенденциозная характеристика социальной психологии как науки - её истории, задач, соотношения идеологических, методологических, теоретических и прикладных функций - игнорируется материалистическая традиция в развитии данной науки, культивируется мысль о недооценке и даже отрицании роли психологического фактора в истории марксизмом, философским и методологическим вопросам социальной психологии противопоставляются вопросы методики, процедуры и техники исследования и т. д.

В немногочисленных же пока исследованиях психологов и социологов - марксистов, посвященных характеристике социальной психологии как науки в целом, основное внимание сосредоточено на критическом обзоре работ зарубежных авторов и обобщении собственного опыта эмпирических и экспериментальных исследований ".

Между тем, потребности дальнейшего развития социальной психологии делают крайне необходимой развернутую характеристику узловых и принципиальных вопросов истории, методологии и теории социальной психологии как науки, в которой бы в равной мере был обобщен опыт развития как марксистской, так и немарксистской социальной психологии, очерчены - предмет и основные теоретические проблемы социальной психологии, её система (принципы, законы, категории) и место в ряду других наук о человеке.

Все сказанное выше и определило выбор, в качестве объекта настоящего исследования, социальной психологии как науки в целом.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, включающих девять глав и заключения.

Раздел первый:

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В первом разделе рассматриваются узловые вопросы истории социальной психологии: идейно-теоретические и эмпирические предпосылки, а также теоретические истоки и конкретные условия возникновения данной науки, основные черты и особенности как немарксистской, так и марксистской социальной психологии применительно к различным конкретно-историческим условиям их развития.

Глава III . Структура и продукты групповой психологии

Наряду с личностью другим важным феноменом социальной психологии являются психологические особенности групповой деятельности. В данной главе рассматриваются как" общие черты групповой психологии, характеризующие особенности поведения индивида в группе и специфику совокупной групповой, коллективной и массовой деятельности людей, так и специфические черты психологии различных и довольно устойчивых социальных общностей (этнических, классовых, профессиональных и др.)

Диапазон отклонений, характеризующий поведение индивида в группе в отличие от его поведения наедине с самим, собой, достаточно велик и колеблется в зависимости от конкретных особенностей той ситуации и тех групповых отношений, в которых осуществляется поведение данного индивида.

Социально-психологические исследования, проведенные в 20-30 годы немецким психологом В. Медэ, В.М. Бехтеревым и М.В. Ланге показали, сколь многообразным по своему значению может быть влияние коллектива на личность. Эти исследования позволили установить прежде всего положительно тонизирующее влияние совместной групповой деятельности на психические свойства и способности индивида. Об этом же свидетельствуют и экспериментальные данные, полученные советским психологом Ф. Д. Горбовым.

Однако все сказанное относительно положительного влияния коллектива на психику индивида не снимает вопроса о месте и роли в структуре внутригрупповых отношений и тех социально-психологических механизмов, которые способны оказывать негативное влияние на личность. Коллектив при определенных условиях может подавлять инициативу личности. Как правило в таких случаях сказывается механизм конформистского поведения, состоящий в некритической податливости индивида групповому давлению.

Этот эффект был установлен и описан в экспериментах американского социального психолога Соломона Аша. В исследованиях советских социальных психологов этому механизму за последнее время также уделяется внимание (М. Гомелаури, А.П. Сопиков, Н.В. Голубева, М.И. Иванюк и др.).

Однако было бы неверно связывать эффект конформизма лишь с фактами некритической податливости групповому давлению. Следует различать конформистский стереотип поведения на два вида - устойчивый выступающий в форме доминирующей ценностной ориентации личности и чаще всего носящий некритический характер, и конформизм, выступающий в качестве ситуативной, избирательно функционирующей формы поведения личности, подчиненный другим ценностным ориентациям человека.

Наряду с общими механизмами и особенностями поведения индивида в группе в главе рассматриваются и социально-психологические продукты групповой деятельности людей - наиболее массовидные формы общественной психологии (язык, мифы, обычаи, нравы, традиции, общественное мнение и социальное настроение и т. д.).

Одна из важнейших особенностей общественной психологии состоит в самом факте общения людей друг с другом. Общение представляет собой не только необходимый, но и самый существенный аспект групповой деятельности.

Проблема общения ставится разрабатывается в работах советских психологов - ВН. Мясищева, А.Г. Ковалева, А.А. Бодалева, Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского и др. Ряд проблем социально-психологического общения, связанных с характеристикой его механизмов поставлен советским историком Б. Ф. Поршневым 7 .

В диссертации показано значение социально-психологического общения, его место и роль в жизни общества, в поведении людей и формировании их психики, характеризуются средства и способы межличностного взаимовлияния людей.

В процессе общения различаются три основных структурных момента: 1. Способы влияния, 2. Способы взаимодействия, 3. Способы отражения влияний и взаимовлияний в процессе общения.

В зависимости от степени давления на психику человека различаются три основных вида словесной информации: 1. Сообщение, 2. Убеждение, 3. Внушение; характеризуется их соотношение и взаимодействие.

В диссертации также подробно рассматриваются такие массовидные формы и способы социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга как подражание заражение, идентификация, мода и др.

Наряду с общими в диссертации подробно определены и специфические черты психологии различных конкретных социальных групп (психологии малых и больших социальных групп - семьи, учебного и производственного коллектива, классов, наций народов и даже целых эпох). Особенно тщательно рассматриваются психологические особенности различных социальных слоев и классов (пролетариат и буржуазия, буржуазия мелкая и крупная и т. д.). Специально рассматриваются в диссертации и такие социально-психологические явления как психология народа и дух времени.

Глава IV . Место психического в структуре социальных отношений.

В главе отмечается, что одним из наиболее стойких и распространенных проявлений негативистского отношения к социальной психологии является ее игнорирование при рассмотрении социальных отношений, в которых объективируется деятельность человека.

Между тем вопрос о месте психического в структуре социальных отношений представляет собой исключительно актуальную как в теоретическом, так и в практическом отношениях проблему социальной психологии.

Если при характеристике общественного сознания ссылка на психологический аспект становится все более общепринятой, то представление о психологических сторонах системы общественных отношений в целом до сих пор часто ассоциируется с немарксистским подходом к проблемам социальной психологии.

В диссертации рассматривается соотношение социального и психологического и указывается на наличие двух тенденций в трактовке их соотношения.

В немарксистской социологии и социальной психологии имеет место тенденция к абсолютизации, преувеличению значения и роли психического в системе социальных отношений. Между тем, как в нашей философской и социологической литературе после периода 20-30 годов часто наблюдается другая крайность, состоящая в недооценке, а нередко и просто игнорировании психологического момента при рассмотрении социальных явлений, процессов и отношений.

Определяя место психического в жизни общества нельзя ни абсолютизировать, ни игнорировать его. С одной стороны общественная психология является продуктом не только биологического, но и социальных отношений, но с другой, она, в свою очередь, оказывает обратное, активное воздействие на всю совокупность социальных отношений, входит во все поры социальных явлений и процессов.

Нет такого явления в социальной структуре общества, которое бы не включало в себя момент социально-психологического. В сфере производства существенно значение навыков, умения, настроения и опыта человека. Потребности и запросы стимулируют рост производства. А в системе распределения и обмена важную роль играют не только растущие потребности людей, но и их вкусы, которые определяются и материальной необходимостью и законами социальной психологии.

Политическая и духовная жизнь общества также имеют свою психологическую сторону, учет которой важен для понимания" не только движущих сил истории, но и того, как сделать более совершенными и эффективными все социальные отношения.

В диссертации подробно, на значительном фактическом материале характеризуется место психического фактора в системе экономических отношений общества, как в условиях капитализма, так и в условиях социалистического общества. Диссертант раскрывает в этой связи социальную, теоретическую и идеологическую сущность так называемой системы «человеческих отношений» в американской промышленности и показывает особенности функционирования психического, человеческого фактора в условиях социалистического общества.

Здесь анализируются под углом социальной психологии данные эмипирических исследований, проведенных за последние годы в этой области советскими социологами (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов и др.) и психологами (О.И. Зотова, Е.С. Кузьмин, Н.С. Мансуров, К.К. Платонов и др.). Диссертант подчеркивает значение таких факторов для создания оптимальной психологической атмосферы на производстве как организация труда, быта, досуга трудящихся, стиль руководства первичными коллективами и предприятиями, атмосфера внутригрупповых отношений.

В диссертации рассматривается место психологического фактора в быту: в системе обслуживания населения, в организации досуга и развлечений, в характере всего образа жизни современного человека, в сфере межличностных, семейных и межполовых отношений. Здесь же подчеркивается значение фактора психологической подготовленности человека ко всем формам социальной, в том числе и бытовой деятельности (в частности к браку), отмечается необходимость разработки мер по снятию психического перенапряжения, способствующего проявлению различных отрицательных явлений в быту, а также вредно влияющего на здоровье и эффективность производственной деятельности людей. В этой связи отмечается значение системы бытового обслуживания и средств психической разрядки (организация свободного времени, досуга и развлечений).

Наряду с другими вопросами в главе рассматривается и вопрос о месте психического фактора политической жизни общества, как в политической организации общества так и в процессах, характеризующих изменение этой организации (войны, революции, реформы и т. д.). Основным в этой части главы является исторический материал. Здесь отмечается диалектика взаимовлияния социально-политического и социально-психологического факторов друг на друга.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования и формулируются обобщающие выводы по всей теме в целом, в частности подчеркивается то обстоятельство, что развитие социально-психологической мысли будет тем более успешным, чем более полно она будет опираться на достижения всего комплекса общественных и естественных наук. В свою очередь и гуманитарные науки заинтересованы в развитии социальной психологии, в развертывании социально-психологических исследований.

Но успехи в развитии социальной психологии как и любой другой науки во многом зависят и от уровня организации научных учреждений, от наличия отряда высококвалифицированных, творческих и эффективно работающих кадров специалистов. «Дальнейшее совершенствование организации науки, ее планирования, выдвижение и поддержка молодых способных ученых, творческий научный поиск и научные обсуждения -необходимые условия ускоренного развития науки» .

Основные положения диссертации были опубликованы в. следующих работах :

Отдельные издания:

1. Что такое социальная психология. Л. «Знание»,1965. 2 п. л.

2. Социальнаяпсихологиякак наука. Изд. ЛГУ. 1965. 13 п. л.

3. Общественное настроение. М. Изд. «Мысль». 1966. 14,5 п. л.

4. Формированиекоммунистическойпсихологии (всоавторстве с В. П. Рожиным). 2 п. л. М. 1965.

Статьи:

5. В. И. Ленин о социальной психологии масс как важнейшем элементе надстройки. Труды ЛПМИ, Л., 1958 (тезисы).

6 В. И. Ленин об общественных настроениях. «Вестник ЛГУ» 1959, № 17.

7. О психологическом направлении в современной буржуазной социологии и о социальной психологии (рец.). «Вестник ЛГУ» 1959, № 23.

8. К вопросу о предмете социальной психологии. «Вопросы психологии», 1962, № 5.

9. Общественное настроение как социологическая категория. «Вестник ЛГУ» 1963, № 5.

19. Общественное настроение как объект социально-психологического исследования. «Тезисы докладов на II съезде Общества психологов». Вып. 5. Симпозиум по социальной психологии. Л. 1963.

11. Совещание по проблемам социальной психологии. «Вопросы психологии» 1963, № 5.

12. О некоторых особенностях формирования коммунистической общественной психологии. «Уч. записки кафедр общественных наук вузов г. Ленинграда». Вып. VI . Философия, 1965.

13. Общественная психология как социальное явление. «Философские науки» 1964, № 6.

14. К. Маркс и Ф. Энгельс об общественной психологии. В сб. «Проблемы общественной психологии». М. 1965.

15. Вопросы социальной психологии в работах Г. В. Плеханова. Там же.

16. Общественное настроение, его природа и динамика. Там же.

17. Формирование коммунистической общественной психологии (в соавт. с В. П. Рожиным). Глава III в коллективном труде «Социализм и коммунизм», т. III . «Строительство коммунизма и духовный мир человека». М. 1966.

18. К итогам Иенского симпозиума по проблемам социальной психологии «Вопросы психологии» 1966. (в соавт. с А.А. Крундышевым).

19. Об измерении ориентации личности в условиях принятия оперативного решения (в соавторстве с А. В. Барановым). «Количественные методы в социальных исследованиях». Материалы симпозиума. Сухуми. 1967.

Борис Дмитриевич Парыгин (19 июня 1930, Ленинград — 9 апреля 2012, Санкт-Петербург) — советский и российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии. Доктор философских наук, профессор. Специалист в области философско-социологических проблем социальной психологии — её истории, методологии, теории и праксиологии. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

После школы Б.Д. Парыгин поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета (1948-1953, диплом с отличием). В 1961 защитил кандидатскую диссертацию по проблеме общественного настроения, в 1967 — докторскую диссертацию «Социальная психология как наука (вопросы истории, методологии и теории)».

После окончания вуза преподавал и исполнял обязанности заместителя заведующего кафедрой философии и замдекана по научной работе философского факультета ЛГУ (1953-1960), преподавал философию в Педиатрическом медицинском институте (1957-1962).

С 1968 Парыгин возглавлял кафедру философии в ЛГПИ им. Герцена (1968-1976), где создал лабораторию «Социально-психологических исследований» и первый в СССР факультет социальной психологии.

В 1971 вышел главный труд Б.Д. Парыгина «Основы социально-психологической теории» (тир. 20000 экз.), в котором была представлена концепция узловых проблем социальной психологии и прежде всего личности и человеческого общения.

Эта книга имела большой резонанс в научной среде СССР и за рубежом, что нашло отражение в опубликованных рецензиях. Официально монография переиздавалась в Японии (Токио, 1977) и четыре раза в Германии (Кёльн, 1975, 1982, Берлин, 1975, 1976). Однако на совещании в ЦК КПСС с идеологическим активом (1972) Б. Д. Парыгин был квалифицирован лидером международного ревизионизма в марксизме за попытку трактовки последнего, смягченную психологическим подходом. Чуть позже и в институте Б. Д. Парыгину было предъявлено обвинение в намерении подменить марксистскую философию философией человека. Это привело к переходу Парыгина в 1976 из ЛГПИ им. А. И. Герцена в Институт социально-экономических проблем РАН (1976-1992), где он организовал и возглавил сектор социально-психологических проблем трудовых коллективов, а затем и регионального управления.

В 1992 году основал и возглавил кафедру социальной психологии в СПб ГУП. Нацелив её коллектив на разработку и внедрение новейших исследовательских и учебно-методических разработок, в частности, первого экспериментального социально-психологического тренинга, направленного на оптимизацию климата в масштабах целого факультета (юридического) и обеспечения перехода к новой роли кафедры, выпускающей специалистов-психологов.

Вел большую научно-педагогическую работу. 57 его учеников стали кандидатами наук, 10 — докторами наук. За прошедшие годы он читал курс лекций по социальной психологии в университетах и институтах многих городов страны, а также в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Действительный член ряда академий: Международной академии психологических наук, Петровской академии наук и искусств, Академии гуманитарных наук, Национальной академии Ювенологии, Нью-Йоркская академия наук и других.

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Современная энциклопедия

Отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в.… … Большой Энциклопедический словарь

Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации,… … Психологический словарь

Социальная психология - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология раздел психологии … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия

Наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и… … Советская историческая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (social psychology) подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на мышление, чувства и поведение индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология… … Большой толковый социологический словарь

Похожие публикации