Автомобильный портал

Сельский паренёк с Тамбовщины Вячеслав Богданов. Н. Наседкин. Возвращение поэта-Вячеслав Богданов Вячеслав богданов биография

Вячеслав Богданов в своих стихах предстаёт перед нами человеком собранным, цельным и духовно содержательным, а как поэт — с безусловной одарённостью и редкой нравственностью, что и решает, в общем-то, судьбу художника: талант и воля к честности, к справедливости, к совестливости, к труду, положенному на порог отчей избы, земли русской.

Богданов был очень русским человеком и беспощадным поэтом русским был. Его не сомневаясь надо ставить в тот золотой круг русских авторов, рано и трагически распрощавшихся с жизнью, в круг Дмитрия Блынского и Николая Анциферова, Анатолия Передреева и Николая Рубцова.

Сельский паренёк с Тамбовщины, он явился в 1953 году на Челябинский металлургический завод, где сформировались его взгляды на призвание. Вячеслав стал знаменитым поэтом на Урале, а погиб в Москве в 1975 году.

Рыжий берег травою окутан,

Здесь ничьи не остались следы.

Я не знаю, он взялся откуда,

Этот камень у чёрной воды.

Мы не можем и не сможем никогда указать пальцем, через какой чёрный камень «запнулась» и не перешагнула краткая стезя поэта, камней чёрных на пути не только русского поэта, но и русского народа — много, потому поблагодарим Вячеслава Богданова за сотворённое: оно прекрасно, искренне, оно — живое существо, то цветком расцветёт в душе у нас, то слезою матери русской очи нам освежит…

Вячеслав Богданов, друг мой первый, если бы он чуток пожил бы, пожил бы ещё чуток — ведь лишь приготовился, лишь в полный рост поэта распрямился!..

Но он возвращается к нам светлый, русский, добрый и неповторимый, как его отчий край, как его Россия, родина наша, зовущая и лебединая.

Вячеслав Богданов — настоящий поэт. А настоящий поэт — гневный, но добрый, внезапный, но мудрый, трудный, но прекрасный!

Господи, ну обереги его слово на путях грозных! Сбереги и дай простора ему.

Валентин СОРОКИН

В синем цехе

Только утро разбрезжится синью,

Торопливо уйду со двора.

Я работаю в цехе Россия,

В синем цехе красы и добра.

Пусть дороги круты, словно годы.

Глубине поучусь у сохи.

Мне, рабочему парню завода,

Так нужны, до зарезу, стихи.

Петь так петь! Чтобы слабый с постели

Встал и небо подпёр головой,

Чтобы люди от песни добрели,

Заполнялись глаза синевой.

Но пока только вёрсты да вёрсты,

Да горит мой дорожный костёр,

Да летят полуночные звёзды

В голубые ладони озёр.

И дрожит молодая осина,

Что погреться пришла у костра...

Я работаю в цехе Россия,

В синем цехе красы и добра.

Родимый дом

Н.Тряпкину

К дверям забитым я зимой приеду,

Замочный ключ до боли сжав в горсти.

И улыбнусь хорошему соседу,

И попрошу мне клещи принести.

Я в дом родной вернусь не блудным гостем!

И, как любовь,

Я ключ к нему сберёг.

И под рукой

Застонут длинно гвозди

И упадут, как слёзы, на порог…

И тишина мне бросится на плечи,

А голуби забьются под стреху.

Трубу открою в стылой русской печке

И, словно память, пламя разожгу!

Где Бог сидел — снежок набила вьюга.

И, осмотрев на карточках родство, —

Я вместо Бога

Сяду в правый угол,

Огонь в печи приняв за божество!

Дыши высоким пламенем, солома!

Пускай деревня видит наяву,

Как мой поклон —

Дымок над отчим домом —

Всему, чем я страдаю и живу!

Раздумье

Н.Рубцову

Эту жизнь я люблю,

Как вначале.

Ты веди меня, сердце,

Веди.

Тридцать лет у меня за плечами,

Сколько будет ещё впереди?

По дорогам ни дальним,

Ни близким

Не терял я впустую

Ни дня.

Видно, как беспокойною искрой

Наградила Россия меня.

Только трудно одно перенесть мне,

Хоть в родные края не вернусь,

Я запел бы о городе песню,

Да деревню обидеть боюсь.

Ты, деревня, прости,

Дорогая,

Город стал мне хорошим отцом.

Я меж вами стою

И не знаю —

Ну к кому повернуться лицом?!

Чтобы жить мне, не ведая горя,

Чтобы сердце не рвать пополам,

Я хотел бы уральский мой город

Передвинуть к тамбовским полям.

По крови хлеборобов наследник,

По труду своему — металлург…

Только знаю, что в час свой последний

Мне в деревню захочется, друг.

Памяти поэта

И пускай я на рыхлую выбель

Упаду и зароюсь в снегу…

Всё же песнь отмщенья за гибель

Пропоют мне на том берегу.

С.А. ЕСЕНИН

Улеглась в гостинице гульба,

Жёлтый мрак качался в коридоре.

Как смогла ты,

Подлая труба,

Удержать такое наше горе?!

Не вино сдавило вдруг виски,

Не метель,

Что выла, словно сука, —

Это пальцы подлостей людских

Прямо к горлу подступили туго.

Спал подлец,

Напившись в кабаке,

Над поэтом зло набалагурясь…

Смертный миг…

Лёд треснул на Оке…

Только мать на всей Руси проснулась…

Что же ей почудилось тогда?

Может быть,

Взаправду увидала,

Как с небес

Горючая звезда

На крыльцо морозное упала.

И зажгла зарю в селе звезда.

Мать у русской печки суетилась.

По снегам глубоким,

Как беда,

Весть на санках к дому подкатилась.

Рухнул месяц с голубых высот.

И берёзы

В дымной круговерти,

Словно петлю,

Рвали горизонт

Во Владимире

С.Никитину

Здесь Русь моя на все четыре стороны

В зелёной вьюге

Вешнего огня.

Зубчатыми лобастыми соборами

Устало смотрит древность на меня.

Пусть опустели башни колокольные,

И ржавь легла от вековых ветров.

Но слышу я: идут на битву воины

Под перезвон седых колоколов.

Лежат равнины,

Росами омытые,

И Русь моя огнём озарена.

Дрожит земля под конскими копытами,

И на крестах распята тишина.

Я слышу гром

И стон за перелесками,

А у Кремля

Рыдающий народ.

О, дайте мне

Доспехи князя Невского

И верный ключ

От Золотых ворот…

Стог

— А кой тебе годик?

— Шестой миновал.

Н.А. НЕКРАСОВ

Тяжёлый год. Нетопленная печь.

Глухая ночь,

А в доме — ни полена.

Над стогом месяц высится,

Как меч.

Крадусь в степи,

Как будто бы из плена.

Огонь в избе объездчика потух…

И не страшны мне ни погост,

Ни волки…

Лишь скрип салазок напрягает слух,

Торчит стерня,

Острее, чем иголки…

Я стогу в бок вогнал железный крюк,

Обучен рано ремеслу такому…

Но только стог упрям,

Как жадный друг,

Мне по клочочку выдавал солому.

И дёргал я солому сколько мог,

Искал места, где легче подступиться.

Вгонял я крюк.

И, оседая, стог

Стонал в ночи,

Как раненая птица.

И я, мальчишка десяти годов,

По-взрослому,

Совсем не без опаски,

Между чужих запутанных следов

Тянул домой с соломою салазки.

Такая даль искрилась впереди!

Такие звёзды крупные сияли!

Хотелось всю деревню разбудить,

Но брёл тайком,

Чтоб люди не видали…

Я отдохнуть присел на бугорке, —

Спасителем от всех морозных бедствий

Колхозный стог виднелся вдалеке,

Раздёрганный кругом,

Как наше детство.

Я это всё запомнил и сберёг.

И сердце оттого не каменеет…

И душу мне,

Как тот колхозный стог,

Никто вовек раздёргать не сумеет!..

Я живу

Я живу на озёрном Урале,

Ты живёшь на великой реке.

От моей полуночной печали

Почернело кольцо на руке.

Упаду, как ослепшая птица,

Путеводной не видя звезды.

Из какого резного копытца —

Выпить мудрость волшебной воды?

Доживу без любви и без ласки

И тебя никогда не дождусь.

Всё равно, как царевич из сказки,

Я однажды тебе пригожусь.

Ты очнёшься, но будет уж поздно,

Слишком жизнь у людей коротка.

Укачает упавшие звёзды

Голубая речная тоска.

Вера

Сын земли российской по закону,

Приучённый с юности к труду,

Я, военным детством закалённый,

По деревне с песнею иду.

Тем, кому по сердцу мое пенье,

Тот со мною рядом становись!

Пусть слова бросают,

Как каменья,

Нытики, не верящие в жизнь.

Я вовеки песню ту не брошу.

И пойду, уверенный, в дела,

Как идёт разгневанная лошадь,

Закусив стальные удила.

Скорость

Мчит земля, словно конь, ошалело,

Натянули поводья века.

И от скорости — пеною белой —

Отлетают с боков облака.

Как угнаться за скоростью света

По незримым доныне следам?

Мы устали от вешнего цвета

И тоскуем по зрелым плодам…

Зреют звёзды, как яблоки, споро.

Протянули к ним руки века…

Ты, Вселенная, — сад за забором,

Мы — соседские дети пока!..

Брат. Поэт. Друг…

Как-то в душевной беседе я спросил Славу (так мы, родственники, звали поэта Вячеслава Богданова):

«Кого из нас ты больше всех любишь?». А нас было много…

Если честно, ожидал, что он скажет, — меня. Но нет, назвал двоюродного брата Алексея. Вначале мне стало как-то грустновато, ведь я же знал, что таких доверительных отношений, такого взаимопонимания с другими братьями и сестрами у него не было. Он знал, что больше, чем я, никто из родственников так не любил поэзию, не дорожил ею! Он чувствовал, как я тянусь к его слову. Знал, что мне будет больно от такого ответа. Но сказал правду. Я, конечно, спросил, почему. Он ответил, что они с Лешкой одногодки и детство прошли босиком, прожили самые тяжёлые годы. Потом вместе жили и работали на Урале. После такого честного ответа мне стало легче: Слава не покривил душой передо мной…

У нас разница в возрасте была девять лет, в те годы она была заметной. Но, несмотря на это, мы со Славой тянулись друг к другу. Постоянно переписывались, часто встречались. Я хорошо помню, как учился в Звенигородском техникуме, мне было 15 лет, а Слава жил в Челябинске, вот с тех пор я начал с ним переписку, следил за каждым его стихом, увлёкся поэзией. Он мне привил чувство любви к поэзии, а если точнее, расширил и углубил, так как чувство поэзии даётся матерью.

Всё, что им написано, подарено мне с прекрасными надписями. Вот последний прижизненный сборник, вышедший за месяц до гибели, «Избранное». Пишет, как прощается, как завет оставляет: «Живи, Виктор, открыто, честно, как и живёшь, на прекрасной русской земле».

Со Славой общаться было очень интересно, он был прост, не был заносчивым, не кичился, что поэт. Всегда при встречах читал много стихов, чаще своих. Его и просить не надо было, сам как должное это делал и получал удовольствие. А сколько у него было юмора, каламбуры сыпались один за другим. По каждому поводу — шутка! Он был не вредный, добрый, не ехидный, не злопамятный. Да, по-моему, он и обижаться по-настоящему не мог. Всегда у него присутствовала улыбка, шутка. Добрая у него была душа. А иначе и стихи такими душещемящими не стали бы.

Корни у нас поэтические, родственники некоторые слагали стихи, частушки, кто-то печатался, но у большинства пела душа. Да, богата тамбовская земля талантами, благодатная почва для этого здесь. Вот и на последних днях литературы в Шульгинской средней школе сколько мы услышали стихов интересных, написанных школьниками, какие умные глаза, как они тянутся к поэзии, к искусству. Это же мы увидели и услышали в Мордовском районном доме культуры. А как школьники читают стихи Богданова, какие песни поют на его стихи! Радостно становится, что прорастает его творчество, воспринимается новым поколением. Значит, доброе звено заложено в нём, коль всходы хороши.

Творчество Вячеслава Богданова многогранно, в нём постоянно находишь что-то для себя, открываешь новые светящиеся грани таланта. Вот я вроде бы хорошо знаю его стихи, но недавно, получив подборку в журнале «Подъём», открыл для себя новое отражение: о судьбе человека, о счастье и несчастье, о памяти, о свете жизни и любви. Вроде бы небольшая подборка, но она, умело составленная, освещает названные стороны творчества. А в сентябрьском выпуске журнала «Наш современник» со вступительным словом о друге Валентина Сорокина, творчество Богданова отсвечивается другими гранями: любовь к родине, любовь к женщине.

Всего Слава написал более двухсот стихотворений и четыре поэмы, пятую только начал, о сталеварах. Конечно, немного. Но так распорядилась судьба, Валентин Сорокин рассказывал мне, что поэт состоится тогда, когда в его творчестве есть любовь к Родине, любовь к человеку, к другу, к работе, к памяти, любовь к природе, к матери, к таинствам Вселенной. Важно, чтобы у поэта была своя стержневая тема. Конечно, прав Валентин Васильевич. Мне думается, в творчестве Богданова все эти составляющие есть и, что характерно, они как-то перекликаются, одна с другой. Поэт старается соединить их воедино: человека и природу, город и деревню, сегодняшний день с прошлым и будущим, нашу Землю со Вселенной…

Я как-то проанализировал, о чём же больше писал Вячеслав, хотя и понимаю, что к оценке творчества так арифметически подходить нельзя, потому что в одном стихотворении присутствует и природа, и человек, и судьба его, и город, и деревня. Но всё же я разделил явные темы, и что получилось?

Наибольшее количество стихов написано о человеке, о его судьбе, о друзьях, о поэтах. Такие стихи, как «Юность», «Человек», «Одногодкам», «Молодожёнам», «Студентка», «Здравствуй, жизнь», «Молодой поэт», «Звёздность», «Василию Фёдорову», «Борису Ручьёву», стихи, посвящённые другу Валентину Сорокину, стихи-посвящения Сергею Есенину и много других сильных произведений говорят о глубоком переосмыслении времени, об ответственности перед дружбой, о поиске главного в жизни, в понимании земного и небесного.

Большой раздел в творчестве поэта занимает тема малой родины, Тамбовского края, — стихи о родимом доме, о детстве, о матери: «Дом», «Родимый дом», «Отчий дом», «О матери», «Степь», «Родная степь», «Я пришёл в эту степь», «Моя деревня», «Васильевка», «Васильевские вечера», «Тамбовские земли» и много других.

Не каждому поэту дано воспевать одновременно и деревню, и город. У Славы это получалось. Большое место в творчестве Богданова занимает природа, её тайны и красота, особенно в стихотворениях «Земля», «Полдень», «Соловей», «Конь», «Лес», «Яблоня», «На реке», «У моря», «Резвятся дали», «В июле».

Всё творчество поэта пронизано любовью к Родине, к России, к русскому человеку. Все, кто знал Богданова, помнят, как он гордился своей Отчизной, как воспевал её в стихах: «Русь», «Стихи о Родине», «Во Владимире», «На Бородинском поле», «Я родился в России», «Голубой костёр»… Я помню, у него на груди всегда был значок «Русь», так и похоронили мы его с ним, а на могиле поставили тонкий большой стакан с водкой, на котором был изображён храм и написано слово «Русь». Русь — для него было слово святое и самое дорогое:

«Я родился в России, Россиянин я сам».

«Здесь Русь моя на все четыре стороны...».

«Я запахи твои, Россия, от всех на свете отличу».

«Ну, скажите, люди, разве можно надвое Россию поделить?».

«Здравствуй, край красоты и железа, молчаливая гордость Руси!».

«Я работаю в цехе Россия».

«Она всегда неповторима, Русь».

Эти слова были сказаны с болью в сердце и с большим чувством ответственности и сыновнего долга.

Тема любви к женщине занимает немного места в творчестве Вячеслава Богданова. Видимо, так сложилось. Первая краткая трагическая, но красивая любовь, а затем поздняя, тоже непродолжительная. Но какие чистые стихи:

Я живу на озёрном Урале,

Ты живёшь на великой реке,

От моей полуночной печали

Почернело кольцо на руке.

Или:

Звезда, звезда,

Что смотришь так печально?

Оставь нам тайны добрые свои!

Ко мне любовь дорогой изначальной

Опять пришла сквозь сумраки мои.

Тема любви у поэта дополнена яркой любовью к друзьям, к труду. Тема работы, в большом понимании этого слова, тема рабочего человека, в неразрывной связи с заводом, с Уралом, занимает очень важное место в творчестве Богданова. Он был очень совестливым и честным, чтобы не воспеть завод, рабочего, друзей по бригаде, родной Урал, который дал ему хлеб, кров, друзей, а самое главное — поэтические крылья. Неблагодарным поэт никогда не был. Он понимал, кто его родил, кто научил ходить и кто воспитал, кто дал путёвку в большую жизнь. Главная черта его характера — совестливость.

Коль доведётся умирать,

То у меня, учтите,

Завод — отец,

Деревня — мать,

И чёрный труд — учитель!

В своей главной поэме «Звено» Богданов глубоко и поэтично раскрывает стержневую тему города и деревни, рабочего и крестьянина, завершая произведение такими словами:

Сельчан беру я за руки,

Беру,

И мы спешим товарищам навстречу,

Над головою голубеет высь,

И кажутся все дали голубыми…

А мы спешим, А мы уже сошлись.

И я —

Звено единства между ними!

Хотя от Славы часто можно было услышать, что «я великий русский поэт», но он прекрасно понимал, кто есть кто и на какой поэтической вершине находится. Главное — он не останавливался, всегда смотрел вперёд, знал свой потенциал, свои возможности. Он знал, что основное им ещё не сказано.

Как-то в беседе в Москве в конце 1960-х годов я сказал ему, перед этим прочитав только что вышедшую книгу Николая Рубцова «Сосен шум»: «Слав, а Рубцов сильнее тебя!». Сразу же вопрос: «Почему?». Поскольку я не профессионал, то ответил, что не могу грамотно объяснить, но чувствую. Слава нахмурился и сказал: «Виктор, ты никогда больше мне об этом не говори. Если я с тобой соглашусь, то мне надо бросить ручку и прекратить писать». Больше на эту тему мы никогда не говорили.

Сейчас, когда прожита большая часть жизни, когда я научился кое-чему и познал кое-что, могу сказать, что Николай Рубцов, действительно, большой поэт, но и Вячеслав Богданов далеко не отстал от него, а по отдельным темам и стихам надо ещё подумать, кому отдать пальму первенства. Слава это чувствовал и настойчиво шёл к своей вершине. Его стихи нежные, добрые, патриотические, доступные, земные, высоконравственные.

И я думаю, неслучайно его творчество проросло к нам в XXI век. Его родниковый голос востребован нами. Как сказал выдающийся писатель Пётр Проскурин: «Он пытался понять, что такое Россия, что такое русский человек. И самое главное — что делать дальше. Он был из сердца народа. Он болел его болью».

Виктор СОШИН

Вячеслав Богданов

Вячеслав Богданов - один из талантливых уральских поэтов, погибший на взлете своего творчества. Малая Родина - Тамбовщина - напоила его красотой и душевностью, а вторая малая Родина - Урал - дала поэтические крылья. При жизни поэта было издано семь поэтических сборников.

“Вячеслав Богданов принадлежал к тому поколению крестьянских детей, которые с неимоверными усилиями, преодолевая нужду, лишения, безотцовщину, - пишет о нем Станислав Куняев, - не имея опоры на знатных родителей, на семейные традиции, вышли из простонародья и стали в 60-е годы настоящими творцами великой культуры: Н. Рубцов, А. Вампилов, В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин, В. Сорокин, А. Передреев, композитор В. Гаврилин - это далеко не полный ряд славных имен, в числе которых имя Вячеслава Богданова занимает достойное место”

В последние годы поэт вновь возвратился своему читателю, его чудесная песнь услышана и принята русским человеком, к его стихам потянулась душа, в последние годы вышли новые издания его стихов. “Двадцать лет молчали, - замечает Петр Проскурин, - и вдруг пророс. Почему? А потому, что он был из сердца народа. Он болел его болью, прочитайте его стихи. Это ведь все боль за Россию, ее будущее”.

Проходят ежегодные Богдановские чтения на Тамбовщине, где открыт музей поэта, названа его именем районная библиотека, ежегодно вручается литературная премия “Светунец”, утверждены две стипендии одаренным школьникам, установлен памятник поэту работы народного художника Н.А. Селиванова. В Челябинске возобновил работу областной поэтический клуб “Светунец” имени Вяч. Богданова, его стихи включены в школьную хрестоматию, в Уральскую антологию и энциклопедию.

Светунец

Ходят ветры вечерние кротко.

Гнутся травы от росных колец..

Новый месяц обрамился четко,

Наполняйся огнем, светунец!

Восходя из росистой низины,

Из простора лугов и полей,

Зачерпни свет серебряно-синий

И обратно на землю пролей!

И замечутся тени в тревоге,

Ослепленные острым огнем,

И никто не собьется с дороги

В неподкупном свеченье твоем.

Каждый день идут дожди сурово.

Заслезились думы и глаза.

Залегло несказанное слово,

Где с землей сомкнулись небеса.

Слово - дальняя жар-птица!..

На каком искать его пути?

И с небес к нему не опуститься,

По земле к нему не подойти...

Погляжу во все концы без страха

И спрошу,

Как самый давний друг:

Подскажи,

Ты слышишь, славный пахарь,

Подскажи, известный металлург?!

Перед правдой - дело не уроним!

Добывая слово,

Словно честь...

Чтоб его,

Как яблоко в ладони,

В час усталый людям преподнесть.

В. Сорокину

За какими делами захватит

Час последний в дороге меня?

Я б хотел умереть на закате

На руках догоревшего дня.

Я с рожденья не верю в беспечность.

И за это под шум деревень

Впереди будет - тихая вечность,

Позади - голубеющий день...

Вам на память оставлю заботы,

Я не шел от забот стороной.

И покой на земле заработал -

День последний остался за мной!

И за мной - отшумевшие травы

А во мне эту вечную славу

Приютили душа и глаза.

Приютили, взрастили, согрели

Всем, чем мы и горды и сильны...

И вплели в полуночные трели

Соловьиной сквозной тишины.

По дорогам нетореным,

Из-под рук моих песня и труд

Далеко уходили,

Как сказки,

И, как сказки, со мною уйдут!..

Родимый дом

Н. Тряпкину

К дверям забитым я зимой приеду,

Замочный ключ до боли сжав в горсти.

И улыбнусь хорошему соседу,

И попрошу мне клещи принести.

Я в дом родной вернусь не блудным гостем!

И, как любовь,

Я ключ к нему сберег.

И под рукой

Застонут длинно гвозди

И упадут, как слезы, на порог...

И тишина мне бросится на плечи,

А голуби забьются под стреху.

Трубу открою в стылой русской печке

И, словно память, пламя разожгу!

Где Бог сидел - снежок набила вьюга.

И, осмотрев на карточках родство, -

Я вместо Бога

Сяду в правый угол,

Огонь в печи приняв за божество!

Дыши высоким пламенем, солома!

Пускай деревня видит наяву,

Как мой поклон -

Дымок над отчим домом -

Всему, чем я страдаю и живу!

Я пришел в эту степь...

Распоясала степь заревую дорогу,

Молодая трава наклонилась немного.

Наклонилась трава,

Словно все еще дремлет,

И корнями взялась за надежную землю.

Широко степь уходит куда-то,

Где бредут облака,

Точно овцы, кудлаты.

Я пришел в эту степь - широте поучиться,

Я пришел в эту степь - росной далью лечиться.

Я лечиться пришел от промашки вчерашней,

Почернела душа,

Как весенняя пашня...

А промашка моя - я врага не осилил,

Неудача моя - неудача России!..

А победа моя - ее кровное дело.

Кровь раба еще в дедовском сердце сгорела...

О, родимая степь, травяное наследство,

И удачи моей неизменное средство!

После встречи с тобой - за победой победа.

Враг мой век не имел степь такую, как эта!

Вячеслав Алексеевич Богданов

Богданов Вячеслав Алексеевич (24.09.1937, д. Васильевка Мордовского р-на - 11.07.1975, Москва)

Биографические сведения

Поэт. Первые стихи написал на Тамбовщине. Работал на Урале в Челябинске. Там же руководил литературным объединением. Переехав в Москву, сотрудничал в прессе. Автор сборников стихов «Перезвон» (1972), «Звено» (1973), «Светунец» (1974) и других. Много произведений написал о Тамбовской земле. В 1997 г. вышли книги «Встреча», «Возвращение», в 2004 г. - «Она всегда неповторима - Русь!». На Тамбовщине проводятся Богдановские чтения с 1997 г. Администрация Мордовского района учредила в 1998 г. премию «Светунец» имени В.А. Богданова. В Мордово создан музей поэта, установлен его бюст, его имя носит местная библиотека. Тамбовские композиторы О. Егорова, Л. Казанков написали музыку на стихи земляка.

Памятные места

Д. Васильевка Мордовского района (1937-1950-е гг.).

Источник: «Литературная карта Тамбовской области». Проект подготовлен ТОГУК ТОУНБ им. А.С. Пушкина.

Вячеслав Богданов в Подмосковье

Богданов Вячеслав Алексеевич (24.09.1937, дер. Васильевка Тамбовской обл. – 11.07.1975, Челябинск), поэт, чл. СП СССР (1969). В 1953 приехал в Чел., вместе с В. В. Сорокиным обучался в фабрично-заводском училище. Более 15 лет работал слесарем-монтажником на металлург. заводе. Армейскую службу проходил в танк. войсках. Писать стихи начал в юности. Первое стих. Б. опубликовал в 1956 в газ. “Комсомолец” (см. “Команда”). Занимался в лит. объединении “Металлург”, св.10 лет, до последнего дня жизни, руководил им. Лит. наставником Б. был В. Д. Федоров, оказавший большое влияние на поэта. В 1964 в ЮУКИ вышла 1-я книга стихов Б. “Звон колосьев”, затем в теч. 10 лет еще 6 книг. В 1969 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Творчество Б. высоко оценили Б. А. Ручьев, В. Ф. Боков. Стихи и поэмы поэта публиковались в ж. “Сибирские огни”, “Урал”, “Уральский следопыт”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Наш современник”, в различных сб-ках и альманахах. Неожиданная остановка сердца оборвала жизнь поэта, но его книги продолжают издаваться. К 60-летию со дня рождения Б. в Чел. вышел сб. воспоминаний о нем “Верность”. В память о Б. в 1980-х гг. был назван поэт. клуб “Светунец” (по назв. последней прижизненной книги поэта) при Чел. отделении Союза писателей России.

А. К. Белозерцев

Источник: Энциклопедия "Челябинск". (Челябинск: Энцикл. / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Изд. испр. и доп. - Челябинск: Каменный пояс, 2001. - 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8)

Богданов Вячеслав Алексеевич - поэт.

Родился в семье потомственных крестьян. Отец погиб на фронте под Курском в 1942. Мать одна растила троих детей.

В 1953 по набору в школу ФЗО Богданов уехал учиться в Челябинск. Здесь познакомился с В.Сорокиным. Вместе с ним пришел в 1957 в литературное объединение «Металлург», где встретился с поэтами М.Львовым, Л.Татьяничевой, Б.Ручьевым. Богданов проработал 15 лет на Челябинском металлургическом заводе.

Стихи начал писать еще в школе, первые публикации - в газете «Пионерская правда», затем в 1957 в газету «Комсомолец» и «Челябинский рабочий».

С 1965 и до конца своей жизни руководил литературным объединением «Металлург».

В 1966 был участником Кемеровского семинара писателей, организованного ЦК ВЛКСМ и СП России. Семинар вел поэт Вас.Федоров, который рекомендовал его в члены СП (принят в 1969).

В 1970-72 учился на Высших литературных курсах, в семинаре А.Межирова.

С 1972 продолжил руководство литературным объединением и был избран в редколлегию журнала «Урал».

Богданов заявил о себе первой книгой «Звон колосьев», изданной в Челябинске в 1964. «У Богданова остро и ярко прозвучал мотив неделимого родства деревни и города, неделимости, опирающейся на трудовые истоки, что и придает его стихам масштабность мировосприятия, исключает тематическую локальную ограниченность. Отсюда рождаются зрелые и точные строки» (Кузин Н.- С. 158).

«Я - ошпарен мартеновским зноем / И степными ветрами продут» («В отпуске»). В книге «Звон колосьев» проявились многие грани таланта Богданова, его стержневые темы. Здесь звучат имена его учителей: «Вновь Кольцов, Есенин и Никитин / Завели со мною разговор» («Любимые поэты»); «Напружинились мускулы, / Пали наземь цветы... / Вот где, душенька русская, / Упокоилась ты...», «Что ж, такое случается, / Так устроен наш свет... / Жизнь его не кончается, / Если умер поэт» («На Ваганьковском кладбище»).

Естественно и трогательно-нежно звучат стихи о любви: «Письмо к любимой», «Вечером» и др. «Не пускай в свое сердце досаду, / Пусть дороги к тебе далеки, / Ты всегда, словно тень моя рядом, / Лишь подать не сумеешь руки» («Письмо к любимой»). В небольшой автобиографичной поэме «Тропою детства», вошедшей в первую книгу, Богданов раскрывает трагедию войны, тяжесть, опустившуюся на женские и детские плечи. Он затрагивает тему послевоенного сиротства, тему вынужденного отлучения деревенской молодежи от земли, от материнского порога: «Город, город! / Что же ты наделал? / У деревни молодость украл» («Васильевские вечера»).

В 1968 в Челябинске выходит второй сборник стихов Богданова - «Голубой костер». Книга пронизана любовью к большой и малой Родине, к человеку, к труженику, в неразрывной связи с голосом русской природы. Здесь печаль и радость, любовь и тоска, патриотизм и долг, гордость и слава. Богданов-поэт добр, нежен, открыт и очень патриотичен. «Я в мир пришел творить, а не рыдать / Века и так к нам на слезах приплыли» («Русь»). Своим успехом эта книга обязана прежде всего поэме Богданова «Звено».

В этой книге есть посвящение Н.Рубцову, с которым Богданов познакомился в начале 1960-х. Дружба двух поэтов была душевная и доверительная. В стихотворении «Раздумье» Богданова, обращаясь к Н.Рубцову, говорит: «Только знаю, что в час свой последний / Мне в деревню захочется, друг...» Многие стихи с трогательной нежностью воспевают раздолья родных мест, душевное богатство односельчан, у которых впервые учился добру, справедливости и благородству. «По крови хлебороба наследник, / По труду своему - металлург / <...>/ Я запел бы о городе песню, / Да деревню обидеть боюсь. / Ты, деревня, прости, / Дорогая, / Город стал мне хорошим отцом. / Я меж вами стою / И не знаю - / Ну к кому повернуться лицом?!» («Раздумье»). «Патриотические раздумья в поэзии Богданова совершенно лишены риторизма и дидактики - они органичны во всех стихах, как органичен и целостен его поэтический мир, вмещающий в себя и эмоциональную насыщенность чувств, и напряженную порывистость размышлений, и густую метафоричность ассоциативного видения» (Кузин Н.- С. 159).

Третий сборник стихов Богданова «Гость полей» вышел в Москве в 1970. Несмотря на то что Богданов в это время широко печатался в журналах и газетах: «Сельская молодежь», «Волга», «Урал», «Сибирские огни», в газете «Литературная Россия» и в областных и районных газетах, в этой книге он впервые выходит к читателям страны со своими лучшими произведениями.

В сборнике «Перезвон» (1972) поэт заявлял: «Еще мне рано подводить итоги. / И впереди и солнце, / И гроза / <...> / Река, / Река - степное откровенье. / Круты, как жизнь, / Излучины твои. / Я жду в судьбе / Великого мгновенья, / Вложи мне в грудь / Извечное стремленье / И луговою ширью напои...» («Дума»). В книге говорится о нашей истории, о памяти, о судьбе русского народа, о перезвоне веков, поколений. «Среди лугов река уходит криво. / Листает волны ветер-суховей. / Приду к реке / И сяду у обрыва, / На краешке у памяти своей» («Дума»). «Береза там, как белая молва / О людях тех, / Что на земле гостили. / А по крестам / Стекает синева / И закипает травами густыми» («Покой»). «Он пытался понять, что такое Россия, что такое русский человек. И самое главное - что делать дальше» (П.Проскурин).

Богдановым написано немало прекрасных стихов большого лирического накала: «Дорога», «Стог», «У летней воды», «День встает и высок и размашист», «Наедине с полями», «Голубой костер».

«Смею утверждать, что лучшие стихи Богданова о земле, о деревне, можно поставить в авангард отечественной лирики наших дней - рядом с поэзией Н.Рубцова, А.Жигулина, В.Соколова. Глубокие мысли, яркая образность, одухотворенность, точное чувство многоцветности и многомерности русского слова со всей незаурядностью проявились у Богданова как раз в стихах о материнской родине - родной земле, родной природе, родной деревне» (Кузин Н. - С.159). В книге «Светунец» (1973) Б. впервые опубликовал поэму «Рождение». В ней он говорит о тяжелой судьбе русской женщины-матери, о неустроенном детстве их детей, о переживаниях их. «Мужьям за подвиг - памятники ставят, /А жены - тяжесть подвигов несут».

Седьмая книжка «Избранная лирика» (Челябинск, 1975) вышла за 2 месяца до гибели Богданова. Последнее стихотворение этого сборника «Желание», посвященное В.Сорокину, говорит о предвидении скорого ухода из жизни: «За какими делами захватит / Час последний в дороге меня? / Я б хотел умереть на закате / На руках догоревшего дня».

Боль и думы за Россию, Русь наполняют весь сборник «По жгучим волнам ветра и зари / Былого эхо возвратилось с болью. / А в небе месяц соколом парит, / И я иду на праведное поле» («На Бородинском поле»). «Обжитый мир под солнцем, под луной / И под лучами звездными косыми, / Где дух веков кружится надо мной / И распахнулся далями России» («Русь»).

На родине поэта открыт его музей, утверждена литературная премия «Светунец», ежегодно проводятся Богдановские чтения, в 2003 установлен памятник. На стихи Богданова уральскими композиторами Е.Еременко и Л.Казанковым написано несколько песен.

«Вяч.Богданов принадлежал к тому поколению крестьянских детей, которые с неимоверными усилиями, преодолевая нужду, лишения, безотцовщину, не имея опоры на знатных родителей, на семейные традиции, вышли из простонародья и стали в 1960-е годы настоящими творцами великой культуры: Н.Рубцов, А.Вампилов, В.Шукшин, В.Белов, В.Распутин, В.Сорокин, А.Передреев, композитор В.Гаврилик - это далеко не полный ряд славных имен, в числе которых имя Богданова занимает достойное место» (Куняев С. - с.9-10).

В.М. Сошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 245-247.

Далее читайте:

Вячеслав БОГДАНОВ. «Я живу на озерном Урале…» 08.10.2012

Звено М., 1973;

Светунец. М., 1974;

Избранная лирика. Челябинск, 1975;

Возраст. М., 1977;

Самое дорогое. Челябинск, 1982;

Чистые снега. Челябинск, 1986;

Возвращение: СС: в 1 т. М., 1997,

Верность. Челябинск, 1997,

Встреча. Тамбов, 1998.

Звон колосьев. Ч., 1964;

Литература:

Верность: О жизни и творчестве известного русского поэта В. Богданова: [сб статей]. Челябинск, 1977. - 192 с., ил.;

Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. 1977. № 3.

Кузин Н. В синем цехе огня и добра // Кузин, Н. В синем цехе огня и добра / Н. Кузин. - М., 1978. - С. 195–202.

Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. 1977. №4. С.158-160;

Куняев С. Поэты, рожденные перед войной // Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Вяч.Богданова, «Сын земли российской по закону...». Тамбов, 2002 С.9-10;

Маршалов Б. Чувство поэзии // Челябинский рабочий. 1982. №158;

Маршалов Б. [Послесл.] // Богданов В. Возвращение. М., 1997. С.324-330;

Полякова Л.В. Гость полей / Л.В. Полякова // Октябрь. - 1971. - № 12. - С. 218–219.

Сорокин В. О друге // Богданов В. Самое дорогое. Челябинск, 1982;

Сошин В. Возвращение поэта / Владимир Сошин // Поэтический Олимп. - М., 2003. - С. 337–343.

Сошин Б. Вячеслав Богданов // Роман-журнал. XXI век. 2004 №3. С.78.

«Сын земли российской по закону…»: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию со дня рождения поэта Вячеслава Богданова / Сост. Е.В. Комягина и Л.И. Пучнина. - Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 66 с.

Федоров В. Комментарии на полях // Сел. молодежь. 1966. № 11;

Маршалов Б. Звено единства // Каменный пояс: Лит.-худож. и обществ.-полит. сб. Ч., 1975;

Чалмаев В. Утренняя смена // Поэзия. 1971. №5. С.51;

Крохалева, Т. Н. Богданов Вячеслав Алексеевич / Т. Н. Крохалева // Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 класс / сост.: Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева; Т. В. Соловьева. — Челябинск: Взгляд, 2002. — С.211-216.

Видел я и военное небо,
И прогнившую рожь от дождей.
Будет день ли страшнее бесхлебья,
Безотцовского детства страшней?!


П исал Вячеслав Богданов в стихотворении "Черный день".

Родился поэт в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области перед войной, 24 сентября 1937 года. Но войну запомнил навсегда, потому что отец его погиб в 1942-м и мать осталась одна с тремя детьми. Вячеслав был младшим. В стихотворении "Стог" он говорит:

Тяжелый год. Нетопленая печь.
Глухая ночь,
А в доме — ни полена.

Он рассказывает о мальчишке, которому приходилось, чтобы выжить, воровать колхозное сено. Когда его однажды спросили, о себе ли он это поведал, Вячеслав Богданов ответил: "И о себе тоже. А точнее — о голодном детстве моего поколения в первые послевоенные годы, о судьбе моих сверстников". Но какой глубокий философский смысл заложен в последней строчке стихотворения:

Колхозный стог виднелся вдалеке,
Раздерганный кругом,
Как наше детство.
Я это все запомнил и сберег,
И сердце оттого не каменеет,
И душу мне,
Как тот колхозный стог,
Никто во век раздергать не сумеет!..

В 1945 году Вячеслав Богданов поступил в Васильевскую начальную школу, закончил ее, но дальнейшая учеба оборвалась: семилетняя школа находилась далеко, на расстоянии 15 километров, а не было ни одежды, ни обуви.

Летом он работал в колхозе: сгребал сено, возил воду.

О дальнейшем своем пути поэт рассказывает в стихотворении "Начало биографии":

Поклонясь деревенской избе,
Где нужды пережито немало,
Я ушел из тамбовских степей
Под железное пламя Урала.
Был мне страшен огромный завод,
Где клокочет искристая лава...
Ну а мастер
Из ФЗО
Говорил:
— Зря пугаешься,
Слава.
Не уралец и я —
Сибиряк,
Сын потомственного хлебороба,
А с заводом сдружился, Да так,
Что уже не расстанусь До гроба.

На Урал, в Челябинск, в 1955 году юным пареньком приехал Вячеслав Богданов и поступил в школу ФЗО; после ее окончания работал слесарем в огнеупорном цехе на Челябинском металлургическом заводе и одновременно учился в школе рабочей молодежи.

К Уралу прикипел навсегда, вернулся сюда и после службы в армии.

О том, как начиналось его творчество, поэт рассказывает в автобиографии:

"Я не помню своего первого увлечения стихами. Помню одно: у нашего дома по вечерам на лугу собиралась молодежь с балалайками и гармошками. Звонкоголосые девчата танцевали и плясали "матаню". Переливались всевозможные песни и частушки. Одну я запомнил на всю жизнь:

Эх, война, война, война,
Ты меня обидела.
Ты заставила любить,
Кого я ненавидела.

Я старался сочинить свои частушки, и это мне удавалось.

Позже я написал много стихов. Некоторые вошли в сборник "Звон колосьев".

С 1955 года я занимаюсь в литературном объединении при Дворце культуры металлургического завода, где мне помогли разобраться в ошибках и удачах".

Начав печататься в 1956 году в областной газете "Комсомолец", В. Богданов довольно быстро стал известным. В 1964 году вышел его первый сборник стихов "Звон колосьев". Любителей поэзии он заинтересовал, хотя очень сильно чувствовалось влияние Сергея Есенина, Василия Федорова, Бориса Ручьева. В дальнейшем это наивное следование учителям Вячеслав Богданов преодолевает и начинает самостоятельные творческие поиски. В Челябинске выходят его сборники "Голубой костер" (1968), "Перезвон" (1972).

Он становится членом Союза писателей и руководителем крупнейшего на Урале литературного объединения "Металлург" в годы его расцвета. Творчество Вячеслава Богданова признали многие мастера поэзии — Василий Федоров и Людмила Татьяничева, Виктор Боков и Сергей Наровчатов, Александр Межиров и Егор Исаев. Сборники стихов издавались в Москве: "Светунец", "Возраст: стихи и поэма".

Людмила Татьяничева отмечала, что его талант самобытен: особенностью его поэзии является "органическое, идущее из глубины души стремление связать воедино город и деревню, человека и природу, не противопоставляя их друг другу".

Будучи известным, он оставался внешне очень простым. Близкие ему люди говорят, что он более походил на сельского тракториста, чем на поэта: невысокий, плотный, с крупным лицом, с простецки-размашистыми жестами. Просто, внятно, без эстетского подвывания он читал свои стихи, в которых тоже все было ясно, все шло из глубины души:

Я работаю в цехе — Россия,
В синем цехе огня и добра.
Пусть дороги круты,
Словно годы,
Глубине поучусь у сохи.
Мне,
Рабочему парню с завода,
Так нужны до зарезу стихи.

Поэт был певцом рабочего народа, и в этом видится его значительная заслуга перед уральской поэзией. Очень метко сказал он о сути своего творчества:

Коль доведется умирать,
То у меня — учтите! —
Завод — отец,
Деревня — мать,
И черный труд — учитель!

Стихи Богданова не устарели со временем. Наоборот, сегодня они кажутся еще более современными, потому что приходят на помощь в трудные минуты жизни, потому что в них сочетаются высокая гражданственность и тонкий, мудрый лиризм. А еще всегда будет привлекать в его поэзии доброта.

Для него было очень важно то, что он хотел сказать людям:

Перед правдой — дело не уроним!
Добывая слово,
Словно честь...
Чтоб его,
Как яблоко в ладони,
В час усталый людям преподнесть...

В предисловии к сборнику Богданова "Самое дорогое" известный поэт Валентин Сорокин написал: "Если бы дала судьба Вячеславу Богданову пожить еще десять — пятнадцать лет, он стал бы, несомненно, очень крупным поэтом!".

Но, к сожалению, судьба отвела ему только 37 лет жизни. В 1975 году Вячеслава Богданова не стало. Похоронен поэт в Челябинске.

Вячеслав Богданов, поэт, Тамбовская область, Челябинск, Москва

Поэта Вячеслава Богданова знаю давно. С его творчеством меня познакомил писатель-публицист Анатолий Белозерцев. С самим Вячеславом Алексеевичем встретиться уже не доведется – он ушел из жизни 11 июля 1975 года. С той поры прошли 40 лет, но для истинных любителей поэзии, родных и близких Вячеслав Богданов по-прежнему близок и дорог. Перечисляя имена ведущих поэтов Южного Урала, коллеги ставят его в добрый ряд: Людмила Татьяничева, Борис Ручьев, Вячеслав Богданов…
Вячеслав Алексеевич Богданов родился 24 сентября 1937 года в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области в семье потомственных крестьян. Отец погиб на фронте под Курском в 1942-м. Мать одна растила троих детей. Писать стихи начал на малой родине. Публиковался в «Пионерской правде». В 1953 году приехал в Челябинск, вместе с В. Сорокиным обучался в фабрично-заводском училище. Более 15 лет работал слесарем-монтажником на Челябинском металлургическом заводе. Служил в танковых войсках. Публиковался в газетах “Комсомолец” (позже — “Команда”) и «Челябинский рабочий». Вместе с В. Сорокиным в 1957 году пришел в литературное объединение «Металлург», где встретился с поэтами М. Львовым, Л. Татьяничевой, Б. Ручьевым.
Литературным наставником Вячеслава Богданова был В. Федоров, он очень сильно на него повлиял. В 1964 году в ЮУКИ вышла первая книга стихов поэта “Звон колосьев”, затем в течение 10 лет еще шесть сборников. В 1969-м Вячеслав Богданов окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Его творчество высоко оценили Б. Ручьев, В. Боков. Стихи и поэмы поэта публиковались в журналах “Сибирские огни”, “Урал”, “Уральский следопыт”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Наш современник”, в различных сборниках и альманахах. В Челябинске Вячеслав Богданов руководил литературным объединением «Металлург». Переехав в Москву, сотрудничал с периодическими изданиями. Член Союза писателей СССР с 1969 года.
Вячеслав Богданов написал много произведений о Тамбовской земле. В 1997 году вышли книги «Встреча», «Возвращение», в 2004-м - «Она всегда неповторима - Русь!». На Тамбовщине с 1997 года проводятся Богдановские чтения. В 1998 году администрация Мордовского района учредила премию «Светунец» имени В. Богданова. В Мордово создан музей поэта, установлен бюст, его имя носит местная библиотека. Тамбовские композиторы О. Егорова, Л. Казанков написали музыку на стихи земляка.
Неожиданная остановка сердца оборвала жизнь поэта, но его книги продолжают издаваться. К 60-летию со дня рождения Вячеслава Богданова в Челябинске вышел сборник воспоминаний “Верность”. В 80-х годах поэты Челябинска в память о Вячеславе Богданове назвали областной клуб при Союзе писателей России “Светунец” (по названию последней прижизненной книги поэта). Они собираются в нём два раза в месяц, читают свои стихи, издают альманах «Светунец». «Литераторы нашего края называют Вячеслава Богданова уральским Есениным, — говорит Анатолий Белозерцев, — а для нас, собратьев по перу, память о нём не померкнет никогда»…
Мы публикуем несколько стихов Вячеслава Богданова.

Сочинения:
Звон колосьев. Челябинск, 1964;
Голубой костер. Челябинск, 1968;
Гость полей. М., 1970,
Перезвон. Челябинск, 1972;
Звено М., 1973;
Светунец. М., 1974;
Избранная лирика. Челябинск, 1975;
Возраст. М., 1977;
Самое дорогое. Челябинск, 1982;
Чистые снега. Челябинск, 1986;
Возвращение: СС: в 1 т. М., 1997,
Верность. Челябинск, 1997,
Встреча. Тамбов, 1998.
Звон колосьев. Ч., 1964;

Литература:
Боков В. Об авторе// Богданов В. Звено. М., 1973. С.4;
Верность: О жизни и творчестве известного русского поэта В. Богданова: [сб статей]. Челябинск, 1977. - 192 с., ил.;
Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. 1977. № 3.
Кузин Н. В синем цехе огня и добра // Кузин, Н. В синем цехе огня и добра / Н. Кузин. - М., 1978. - С. 195–202.
Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. 1977. №4. С.158-160;
Куняев С. Поэты, рожденные перед войной // Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Вяч.Богданова, «Сын земли российской по закону…». Тамбов, 2002 С.9-10;
Маршалов Б. Чувство поэзии // Челябинский рабочий. 1982. №158;
Маршалов Б. [Послесл.] // Богданов В. Возвращение. М., 1997. С.324-330;
Полякова Л.В. Гость полей / Л.В. Полякова // Октябрь. - 1971. - № 12. - С. 218–219.
Проскурин П. [без назв.] // Тамбовская правда. 1997. 16 окт.;
Сорокин В. О друге // Богданов В. Самое дорогое. Челябинск, 1982;
Сошин В. Возвращение поэта / Владимир Сошин // Поэтический Олимп. - М., 2003. - С. 337–343.
Сошин Б. Вячеслав Богданов // Роман-журнал. XXI век. 2004 №3. С.78.
Суздалев Г. «Я работаю в цехе - Россия» // Вечерний Челябинск. 1977. 5 окт.;
«Сын земли российской по закону…»: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию со дня рождения поэта Вячеслава Богданова / Сост. Е.В. Комягина и Л.И. Пучнина. - Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 66 с.
Федоров В. Комментарии на полях // Сел. молодежь. 1966. № 11;
Федоров В. Об авторе // Богданов В. Голубой костер. Челябинск, 1968. С.3-7;
Маршалов Б. Звено единства // Каменный пояс: Лит.-худож. и обществ.-полит. сб. Ч., 1975;
Чалмаев В. Утренняя смена // Поэзия. 1971. №5. С.51;
——————————————————————————————————————————

Похожие публикации