Автомобильный портал

Из истории рассказа «Кавказский пленник. "Кавказский пленник" - кто написал? Художественная литература Кавказский пленник личный опыт писателя

Личностные

Регулятивные:

Познавательные

Коммуникативные

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа.»

Конспект урока литературы

Класс:

Дата: 1.12.2016

Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа.

Цели деятельности учителя : ознакомить с биографией великого русского писателя, заинтересовать учащихся его творчеством; сообщить историю создания произведения, рассказать о событиях, отраженных в рассказе; объяснить смысл жанрового определения «рассказ-быль» и главную мысль произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения : знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебныё действия):

Личностные : положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Многообразие этого человека всегда удивляло мир.

И. А. Бунин

I . Вступительное слово о жизни и творчестве писателя (учебник, с. 229-230).

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 г. в имении Ясная Поляна. Здесь он провел большую часть жизни. Родной дом, окружающая природа, общение с крестьянами оказали на будущего писателя огромное влияние. «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его», - писал Л. Н. Толстой.

Ясная Поляна перешла к Толстым от князей Волконских. Имение было дано в приданое матери писателя, Марии Николаевне (Волконской). Отец Толстого, граф Николай Ильич Толстой, был представителем знатного, но небогатого дворянского рода. Он служил в армии, но слабое здоровье, расстроенное материальное состояние вынудили его выйти в отставку. Он женился и занялся ведением хозяйства Ясной Поляны. Больше всего в отце писатель ценил любовь к просвещению, гуманное отношение к крестьянам. (В усадьбе никогда никого телесно не наказывали.)

В семье было пятеро детей: Николай, Дмитрий, Сергей, Лев и Мария.

Матери Лев Николаевич не помнил: она рано ушла из жизни, мальчику было полтора года. Воспитанием детей занималась Татьяна Александрова Ергольская, дальняя родственница Толстых. Она прекрасно относилась к детям, окружила их заботой, лаской, теплом.

Слуги для детей были взяты из крепостных крестьян. Близость к людям «низких слоев» сыграла большую роль в нравственном развитии будущего писателя.

С ранних лет Толстой тонко воспринимал красоту родной природы: поля во время уборки хлеба, березы весной, темный лес. Любил животных, особенно лошадей, до глубокой старости хорошо ездил верхом. Самым счастливым временем жизни называл писатель свое детство.

В 1837 году семья переехала в Москву. Через полгода в Туле скончался отец. Еще через полтора года умирает бабушка, вслед за ней тетка, сестра отца, баронесса Остен-Сакен, которая являлась опекуншей детей. После этих несчастий опекунство над сиротами взяла другая сестра Николая Ильича Толстого - Пелагея Ильинична Юшкова. В 1841 году она перевезла всех детей к себе в Казань.

Все дети семьи, вырастая, поступали в Казанский университет. В 1844 году Лев Николаевич сначала поступил на факультет восточных языков, но через год перевелся на юридический. Не удовлетворенный университетскими занятиями, в 1847 году Толстой подал прошение об отчислении и уехал в Ясную Поляну.

В мае 1851 г. он уезжает на Кавказ, в действующую армию, где его брат Николай служил офицером артиллерии. Участвовал в боях.

Писатель прожил долгую интересную жизнь. Толстой умер в ноябре 1910 года.

II . Беседа о ранее прочитанных произведениях Л. Н. Толстого для детей.

Учащиеся кратко пересказывают произведения, рассказывают о полюбившихся героях (рассказы «Акула», «Прыжок», «Булька», «На пожаре» и другие).

III . Знакомство со статьями в учебнике: «Из истории рассказа «Кавказский пленник», «Из воспоминаний Ф. Ф. Торнау» (учебник, 230-231).

Сообщение о жанровом определении произведения «рассказ быль»: под термином «рассказ» понимают любое небольшое повествовательное произведение. Слово «быль» дает возможность понять, что события происходили на самом деле. Несложно догадаться, что описанные события имели реальную основу. Таким образом, рождается редкая жанровая форма - «рассказ-быль».

I V . Чтение I и I I глав рассказа (учебник, с. 232-241).

Вопросы:

1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником»?

3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь.

4. В чем заключалась опасность пути?

5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену?

9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.
  3. Главная мысль

    Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

    Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

    Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 6 классе

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Исторические события, получившие отражение в рассказе.Урок внеклассного чтения.

Цели урока: 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;

3)воспитание духовно-нравственной личности, уважающим человеческое достоинство,с толератным отношением к национальному вопросу,отчетливо понимающим понятие « честь».

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя, презентация урока.

Ход урока:

Здравствуйте,уважаемые гости,здравствуйте,дорогие ребята! Сегодня мы прололжаем изучение творчества Л.Н.Толстого.Сегодня мы рассмотрим рассказ «Кавказский пленник».(слайд№1)

Итак,ребята, за несколько уроков вы получили кейсы с заданиями,вы должны были распределиться на группы,подготовиться.Прежде чем выступит 1 группа,я хочу обратиться к 2 группе:вам надо внимательно слушать ваших товарищей,понять задание,оценить работу первой группы:манера общения,умение вести себя перед аудиторией,полнота раскрытия фактов.

Первое кейс-задание у вашей группы. Изучить историю создания рассказа.

(Выступают дети из 1 группы)

- В середине 19 столетия

на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

Л.Н.Толстой на Кавказе

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. (второя группа оценивает ответы)

Кейс- задание для 2 группы

Изучить историю создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».

Авот еще одна версия.В1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник.Быль».Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ,но интересен тот факт,что пленнику помогает не девочка,а мальчик,ранее попавший в плени изучивший их язык.(первая группа оценивает ответы)

Какой вывод мы можем сделать из всего прослушанного?(Рассказ основан на реальных событиях,отражавшие конкретную историческую эпоху)

Вывод учителя: Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет,самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа(чеченцы,дагестанцы,осетины)

К теме Кавказа обращались многие писатели Вернувшись в Россию,Толстой записал в дневнике,что полюбил этот «край дикий,в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи-война и свобода».(слайд №2)

Еще одним кейс –заданием для 1 группы было изучение того,что кто из писателей теме Кавказа обращался,и есть ли в литературе произведения с похожим названием.

В 1821 году А.С. Пушкин создал поэму, в которой изобразил «отступника света», «друга природы», убежденного в том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. Спустя семь лет появилась поэма М.Ю. Лермонтова, написанная под воздействием Пушкина и под тем же названием. А в 1872 году читатели познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - о русском офицере, попавшем в плен к чеченцам и бежавшего вновь к своим. Рассказ был основан на действительном событии и имел сюжетное сходство с опубликованным в журнале «Библиотека для чтения» в 1838 году одноименным рассказом за подписью М.Н.тема Кавказа актульна и в наши дни,например В.Маканин Рассказ»Кавказский пленный »

Кейс –задание для 2 группы:изучить связь рассказа с современностью Слайд№

Связь рассказа с современностью. Рассказ Л.Н.Толстого и фильм С.Бодрова

Действие происходит в 1990-е годы во время Чеченской войны (на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне начала 90-х. В фильме показан Дагестан. Тому подтверждение - ярко выраженная агрессивная гористая местность и аварское наречие на котором говорят местные жители. По ландшафту и растительности территория Чечни сильно отличается от Дагестана) . Двое российских военнослужащих Саня и Иван, попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику…

В ролях снимались известные актёры. Может быть кому-то из вас они знакомы.

Олег Меньшиков – Саня

Сергей Бодров – Иван Жилин

Сусанна Мехралиева - Дина

Джемал Сихарулидзе - Абдул-Мурат

Александр Буреев - Хасан

Валентина Федотова – мать Жилина

Алексей Жарков – Маслов

Евдокия Вишнякова – медсестра

Ребята,когда вы читали рассказ,вам встретились незнакомые слова

(работают по словарям,ищут значение новых слов,записанных на доске.Можно провести паралель с татарским языком,что похожие слова встречаются и в тат языке-бишмет,продемонстрировать изделия Арской национальной фабрики по пошиву обуви-татарские ичиги(читек),обращая внимание на орнамент,что тоже шьются из кожи.)

Комментарии из толкового словаря Ожегова

БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.

ГАЛУН . Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.

САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

IV. Применение полученных знаний

Мы знаем сюжет рассказа, познакомились с содержанием рассказа. Проверим свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. События происходили осенью

2. Жилин был невелик ростом, да удал

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком

8. Во второй раз Жилин бежал один

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

(дети получают задание индивидуально,после выполнения меняются друг с другом-взаимопроверка)

Ребята,сколько русских офицеров попали в плен?Обратите внимание на название рассказа.Почему рассказывая о двух русских офицерах,Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном только человеке?

Вы сказали, что главные герои – Жилин и Костылин, но рассказ назван «Кавказский пленник». Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам и предстоит ответить сегодня.Чтобы верно ответить на этот вопрос,запишем сравнительную характеристику героев.

Группа № 1. 1) Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.

2) Познакомьтесь со словарными статьями к словам удалой и колода и охарактеризуйте героев.

Удалой – храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, толковый, которому в отваге всегда удача.

Колода – лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый отрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.

3) Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев? На чём заостряет внимание читателей автор?

Группа № 2. Как чёрный татарин называет Жилина и Костылина во время разговора о выкупе (2 глава)? Объясните, что значат эти слова через подбор синонимов. Как они характеризуют героев?

(Жилина называет «джигит» - молодец, Костылина – «смирный»). Первоначально слово «джигит» обозначает «наездник», человек, гарцующий на коне, это предполагает такие качества, как смелость, лихость, удальство.

Выберите из текста глагольные описания действий, относящиеся к поведению героев в плену (3 глава), во время побега(5 глава). Как ключевые слова характеризуют Жилина и Костылина?Слайд №6-7

Вывод учителя: Жизнь зависит от характера,от того выбора,который человек делает сам.Мы должны понимать,что наша судьба зависит во многом от нашего поведения Война испытывает людей.Для многих война-испытание на прочность,выносливость,человечность.здесь люди в пограничной ситуации,их дальнейшая судьба зависит от них:действовать или безразлично умереть?Люди,сильные духом,ответственные за всех,имеющие человеческое достоинство,в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.

Обратим внимание на говорящие фамилии героев(ответы учеников)Так почему же в заглавии автор говорит об одном пленнике?

Группа № 1. 1) Познакомьтесь со словарной статьёй к слову плен.

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

2) Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру: морской берег – берег моря. Запишите получившиеся варианты и объясните смысл получившихся выражений.

1) Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?

2) Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? (обратитесь к финалу рассказа).

Группа№2 3)Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?

1 точка зрения:

Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.

2 точка зрения:

Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечённый им: «Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в плен. Потом бежит из плена один – и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.

3 точка зрения:

«Всяк в плену у страстей своих» . Эта пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».

На ваш взгляд,какими качествами должен обладать офицер?(ответы детей)

У вас осталось еще одно кейс-задание –Что такое честь,найти определения по разным словарям(Ожегова и Даля).Подобрать несколько пословиц о честе.(ответы детей) Слайд №;4,5

Послушайте замечательный стих Владимира Слепака «Офицерская честь»

Офицерская честь – это совесть и Бог,

Марш атаки под шквальным обстрелом,

Боль разлуки и мудрость житейских дорог,

Гимн отважным, достойным и смелым. Офицерская честь никогда не предаст,

Не уронит Гвардейского стяга,

Ветеранам седым благодарность воздаст

Не изменит Священной Присяге…

Офицерская честь – не интрига, не месть,

Не скандал, не дуэль, не коварство,

Просто, если жива офицерская честь,–

Значит, есть постамент государства!

Вл.Слепак

Дети читают наизусть стихотворение Ларисы Рындовой «Офицерская честь».

Вывод учителя: Война-это кровопролитие,это трагедия,искалеченные судьбы,независимо когда она и где прошла.Война оставляет горький осадок в сердцах,ломает жизни,разрушает до основания все живое…

Вот так и бывает:тот,кто ставит перед собой цель,верит в нее и делаетвсе,чтобы ее достигнуть,тот побеждает. Атот,у кого воли нет,кто духом слаб,того и силы оставляют.

Жилин-пример настоящего российского офицера и настоящего мужчины.

Урок литературы в 5 классе № 36

Дата _________________________

Тема: Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Цели урока: краткое знакомство с личностью и творчеством Л.Н. Толстого, рассказ об истории создания рассказа «Кавказский пленник», осуждение в рассказе национальной вражды, теория литературы: рассказ-быль.

Развитие речи, умения высказывать свои мысли.

Воспитание терпимости, осуждение войны.

Основные понятия: рассказ-быль

Методические приемы : беседа, слово учителя, сообщения обучающихся.

Оборудование: портреты писателя, иллюстрации к рассказу, презентация, аудиозапись рассказа.

Структура урока

    Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.

    Работа по теме урока.

1. Целевая установка.

Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.

2. Презентация «Л. Н. Толстой». Сообщения обучающихся.

Цель этапа: краткое знакомство с биографией Л. Н. Толстого.

3. Из истории создания рассказа «Кавказский пленник».

Цель этапа: знакомство с историей создания рассказа.

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 70-е годы XIX века. Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.

Сообщения обучающихся.

      В ту пору Л. Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

      Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.

      «Воспоминания кавказского офицера» Ф. Ф. Торнау.

- К какому выводу вы пришли, слушая сообщения?

Действительно, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого основан на реальных событиях. В связи с этим родилась редкая жанровая форма – «рассказ-быль».

Под термином рассказ понимают любое небольшое повествовательное произведение. Слово «быль» дает возможность понять, что события, описанные в рассказе (происходили на самом деле).

Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими и могут быть незнакомы вам. Поэтому при чтении произведения следует обращать внимание на сноски.

      Просмотр презентации о Северном Кавказе.

Цель этапа: настрой на восприятие рассказа.

      Прослушивание аудиозаписи начала рассказа «Кавказский пленник».

Цель этапа: знакомство с началом рассказа.

      Беседа.

Цель этапа: выявление первого впечатления о рассказе.

Итак, вы прослушали начало рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» в исполнении народного артиста России С. Сазонтьева. Как вы думаете, удалось ли актеру создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Толстым?

Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. Можно зачитать. (2 абзац).

В чем заключалась опасность пути? («На Кавказе тогда война была. По дорогам …»).

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Беседа.

К какому жанру относится произведение Л. Н. Толстого? (Рассказ-быль).

Это значит, что события, описанные в рассказе … (произошли на самом деле).

Следовательно, Толстой расскажет обо всех тяготах, которые выпали на долю Жилина.

Как вы думаете, зачем Толстой написал этот рассказ? (Автор убеждает нас в том, что любое насилие, война – это страшно! И люди, развязывающие войны – преступники!)

Можете ли вы сказать, почему произведение Л. Н. Толстго и в 21 веке пользуется популярностью? (Актуальна проблема, так как до сих пор проливается кровь, гибнут в бесконечных войнах люди.)

Это не единственная, хотя самая важная, причина популярности данного рассказа. А чтобы сделать более глубокие выводы, найти другие причины, необходимо дочитать рассказ до конца.

IV. Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

    Сравните (подберите цитаты) Жилина и Костылина по следующему плану:

1 Внешность.

2 Предусмотрительность.

3 Отношение к лошади.

4 Храбрость – трусость.

5 Поведение в плену.

6 Мнение татар о пленниках.

7 Наблюдательность, любознательность.

8 Выносливость, мужество.

9 Верность, преданность.

10. Смысл фамилий героев (Жилин, Костылин)

V. Рефлексия.

Цель этапа: оценка обучающимися своей работы на уроке, выявление впечатлений об уроке.

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Теперь я знаю …

Я постараюсь …

Мне бы хотелось, чтобы …


Приложения

К слайду № 7

        23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.

2. В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.

К слайду № 8

3. Война длилась уже 31 год, когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ.
Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник».

К слайду № 11.

    Из дневников Софьи Андреевны Толстой о жизни в Ясной Поляне.

Роскоши мы никакой в доме и наших общих привычках не допускали. Одевались и одевали детей очень просто; ели также очень просто, и самый большой расход был на воспитание детей. Но и тут мы долго, а я всю жизнь – сама многому учила, и постоянно оба что-нибудь работали, каждый в своей области.

Сам он все лето работал с крестьянами: вставал с рассветом, и бывало, я проснусь часов в пять, шесть, а его постель уже пуста, и он уйдет на работы тихонько, чтобы не разбудить меня. Целые дни он то пахал, то косил траву или рожь. Возил сам сено, которое убирал вдовам и сиротам.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.

У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером.

Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.

Работая над романом «Война и мир» Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф. Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».


Литература

          Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной/ авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина.- 3-е изд., переработанное и дополненное- Волгоград: Учитель, 2011. О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: «ВАКО», 2004. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе.

«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)


Цели урока:

1. Расширить свои знания о

жизни Л.Н. Толстого

2. Продолжить знакомство с

творчеством писателя

3. Продолжить работу над развитием читательских

умений и навыков


Толстой – наша национальная гордость

Дом Горталовых

Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

Памятник Л.Н.Толстому в Казани

Казанский Императорский университет


  • Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
  • Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
  • Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.

Эпизод Кавказской войны.

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)


Лев Толстой на Кавказе

Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)


Смысл заглавия рассказа

«Кавказский» простор, красота, свобода .

«Пленник» – неволя, война.


Жанр рассказа – рассказ-быль

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности


«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».


2 группа – 3,4 части

3 группа – 5,6 части

Похожие публикации