Автомобильный портал

Экономическая наука и ее разделы. Что изучает экономическая наука? Основы и понятие экономической науки Экономика наука изучает что

Экономика как базовая фундаментальная науч­ная дисциплина

Предмет экономической науки. Основные школы и направления

Стало общепризнанным, что здоровье - категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то что не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Вместе с тем на сохранение, укрепление, восстановление здоровья государству приходится тратить огромные ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.

Меняется отношение и к системе здравоохранения, которую традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. На самом деле в системе охраны здоровья населения наряду с профессионально-этическими все больше стали проявляться товарно-денежные отношения. Сегодня не вызывает отторжение то, что медицинская услуга, как и любой товар, имеет стоимость, денежным выражением которой является цена. В этом смысле здравоохранение можно называть отраслью сохранения и производства здоровья, в которой используется большой арсенал как медицинских, так и экономических методов и средств.

С учетом сказанного закономерно встают следующие вопросы:

Стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;

Цена отдельной медицинской услуги и стоимость медицинской помощи в целом;

Оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;

Оценка эффективности функционирования здравоохранения в условиях рыночных отношений;

Оценка экономического ущерба от заболеваемости, инвалидизации и преждевременной смертности.

Ответы на эти и другие вопросы дает наука экономика здравоохранения.

Экономика здравоохранения - отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.

Организации здравоохранения в рамках законодательства осуществляют экономическую деятельность - производство и реализацию медицинских товаров и услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы.

Данные основные моменты и понятие непосредственно изучаются в ходе дисциплины «Экономика здравоохранения» – 4 курс, в разделе дисциплины «ОЗЗ, экономика здравоохранения».

Наша с вами задача в курсе дисциплины «Основы экономики здравоохранения» – изучить вводный курс, изучить базовые экономические категории и понятия, уметь их применять к экономическим проблемам здравоохранения, с целью особенностей его функционирования в условиях рыночной экономики.

Так как экономика здравоохранения представляет собой ветвь экономической науки, ее сущность и содержание следует определить, отталкиваясь от общего понятия «экономика».

Этимология слова «экономика» происходит от слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Проблемы экономики, которые были актуальными во все времена, всегда привлекали внимание не только ученых, но и просто образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономических проблем представляет собой реализацию объективной необходимости познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности во все времена.

Изучение любой науки предпочтительно начинать с определения ее предмета. Только зная, что именно подлежит изучению, можно систематически и глубоко познать само явление и на практике использовать познанное. В этом важнейшее методологическое значение определения изучаемого предмета. Предметом называется тот круг явлений, законов и процессов, который она изучает.

Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика – это хозяйственная система , обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика – это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следую­щее.

Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

Экономическая наука изучает все формы поведения человека в его борьбе против редкости материальных благ. Управление редкими ресурсами не сводится только лишь к обмену, оно также включает в себя и использование мер общественного или личного принуждения, осуществляемого обычно государством. Кроме того, нельзя забывать о дарении, то есть о безвозмездной передаче продуктов или денег. Во время использования редких ресурсов экономические субъекты стремятся не только удовлетворить свои потребности, но и изменить свои собственные пристрастия, тем самым влияя на свое поведение, в том числе и экономическое.

Экономическая наука изучает отношения между установками человеческой деятельности и используемые при этом средства. Однако сама наука является нейтральной по отношению к этим установкам. Следует отметить, что эти установки многообразны и многочисленны по своим мотивациям. Экономическая наука не объясняет и не оценивает их, она лишь показывает их суть и то, каким образом цели подчиняют себе экономическую деятельность.

Экономика как наука выполняет ряд функций: методологическую, научно-познава­тельную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методоло­гическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предви­деть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест­ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функ­ция экономики позволяет открыть законы, по которым разви­вается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объектив­ную критическую или позитивную оценку экономическим яв­лениям и процессам различных форм хозяйствования. В реаль­ной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ­ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо­мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст­вующему субъекту в своих конкретных делах руководствовать­ся ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой госу­дарства, она разрабатывает социально-экономические прог­раммы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исходя из всего вышесказанного, можно четко определить цель экономической науки , которая заключается в решении проблемы по удовлетворению безграничных человеческих потребностей при ограниченных ресурсах. Цель позволяет определить и основной круг решаемых наукой задач , к которым можно отнести следующие:

    описание существующих во времени и пространстве методов управления редкими ресурсами;

    систематизация полученных результатов и накопление опыта;

    разработка концепций, поиск причин и следствия экономических явлений;

    раскрытие общих устойчивых связей, устанавливающихся во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;

    определение направлений экономической политики, которая должна быть гармонично связана с политическими и социальными целями;

    разработка правил оптимального использования экономических ресурсов и способов достижения общественного благосостояния.

Важно подчеркнуть тот факт, что основной задачей экономической науки является не просто описание экономических явлений и процессов или разработка концепций, а выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей системы экономических явлений, процессов и законов.

Структура экономической науки состоит из следующих разделов:

Микроэкономика занимается изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, касающихся в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности и экономических отношений между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Микроэкономика – особый раздел экономической науки, изучающий экономические отношение между хозяйствующи­ми субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

К хозяйствующим субъектам микроэкономики от­носятся потребители, работники, владельцы капитала, пред­приятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики – производители и по­требители, принимающие решения по поводу объемов произ­водства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как по­требители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэконо­мика изучает рыночное поведение субъектов, отношения меж­ду ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Микроэкономика как метод экономического анализа бази­руется на оценках и исследованиях поведения индивидуаль­ных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

Макроэкономика занимается изучением крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству: национальное богатство, валовой национальный продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.

Макроэкономика (национальная экономика) – раздел экономической науки, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как еди­ную систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики – инфляция, безра­ботица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы го­сударственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Эти два раздела в структуре экономической науки являются основными, однако дополнительно можно выделить еще два:

Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся изучением функционирования определенных подсистем национальной экономики и отраслей народного хозяйства.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процес­сы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика – раздел экономической науки, изучающий поведение мировой экономики и мирового хозяйства в целом.

Мировая экономика это сумма всех национальных эконо­мик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

При изучении экономической теории необходимо четко различать:

Сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы.

Объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде.

Субъект исследования – экономические агенты.

Предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Итак, экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, которые являются объектом (исследования) изучения экономики.

Экономические законы – наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в эконо­мических процессах и явлениях.

Они носят объективный харак­тер, действуют независимо от воли и сознания людей, историчны. Так, законы рынка: закон стоимости, закон спроса, закон предло­жения, закон конкуренции – существуют независимо оттого, зна­ют о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают ха­рактер действия экономических законов, тем эффективнее могут их использовать в хозяйственной деятельности.

Экономические законы условно можно разделить на общие и специфические.

Общие экономические законы действуют во всех социально-экономических системах (формациях), например, закон соответ­ствия производственных отношений характеру и уровню разви­тия производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроиз­водства, закон стоимости, закон спроса и предложения.

Специфические законы действуют в одной общественно-экономической системе. Такими законами являются закон при­бавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического на­копления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду, Федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации» и др.

Примеры таких категорий: стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются науч­ными абстракциями, отражающими действительно существую­щие хозяйственные экономические связи.

Экономические (производственные) отношения – это от­ношения между людьми, складывающиеся в процессе общест­венного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов по­знания.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несуществен­ного, случайного, временного, непостоянного. Результат науч­ной абстракции – выработка новых научных категорий (по­нятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими ста­ли в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехо­да от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складываю­щиеся между процессами и явлениями реальной экономиче­ской жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это метод позна­ния, предполагающий разделение целого на отдельные со­ставные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод позна­ния, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение ис­следования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Ана­лизируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь прихо­дит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимо­стей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипо­теза – предположение о существовании определенной зави­симости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблю­дений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с примене­нием компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические по­казатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерно­сти экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты – это искусственное соз­дание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, про­шла длительный и сложный путь становления и развития. Вна­чале экономические знания формировались как отдельные эле­менты отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии.

Остановимся на некоторых вехах развития экономической тео­рии.

История экономической науки прошла длительный путь своей эволюции от истоков экономической мысли Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель), Древнего Рима (Катон старший, Гракхи Тиберийдо современных экономических школ). Известно, что в качестве систематизированного знания, экономическая теория как наука сформировалась еще в XV-XVI столетиях. Первой политэкономической школой в истории экономической мысли была школа меркантилистов (от итальянского mercante – торговец, купец). Представители этой школы (XVI – нач. XVIII вв.) отождествляли богатство общества с реальными деньгами – золотом и считали, что накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, источник богатства они видели в торговле, в сфере обращения. Поэтому меркантилисты в практических рекомендациях исходили из того, что страна должна больше вывозить товаров, но меньше ввозить. А для того чтобы вывозить больше товаров, следует поощрять их экспорт и производство.

Второй экономической школой (XVII-XVIII вв.) была школа физиократов (физиократизм – власть природы). Основателем физиократического учения был французский ученый Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В отличие от меркантилистов физиократы считали богатством общества не деньги, а продукцию земледелия, а его источником не торговлю, а сельскохозяйственное производство. Разницу между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для ее производства в течение года, Кенэ называл земельной рентой в натуральной форме, или чистым продуктом. Отсюда единственным «производительным классом» Кенэ считал класс земледельцев

Следующей в истории экономического учения была классическая школа. Она относится к числу наиболее зрелых направлений экономической мысли. Это направление возникло и расцвело еще в XVII-XVIII – начале XIX вв. Видными представителями классической экономической школы были Уильям Петти, Адам Смит (1723-1790 гг.), Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Томас Мальтус (1766-1834 гг.) и Джон Стюарт Милль(1806-1873 гг.). Идеи классической школы не потеряли актуальность и в наше время. Развивая и углубляя идеи физиократов, представители английской политической экономии в качестве источника богатства общества рассматривали труд человека в сфере материального производства, а его результаты (произведенные товары) считали богатством нации. Всеобщую форму богатства они нашли в стоимости товаров. Экономическую науку они воспринимали как учение о богатстве и способах его увеличения. Не случайно фундаментальный труд А. Смита так и назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Количество производимых товаров и объем их потребления зависят, по Смиту, от двух факторов: производительности труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Производительность труда определяется разделением труда и уровнем накопления капитала. Чем выше степень разделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено. В основе цены при обмене, по А. Смиту, лежит так называемая стоимость, которая представляет собой количество труда, затраченного на производство товара. На этой основе А. Смит делает вывод о том, что «невидимая рука» рынка сама отрегулирует объем производства товара и процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции. Он показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом.

Самостоятельным направлением политической экономии стало учение немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883 гг.), которое было дополнено Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) и Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924 гг.). Эта теория является составной частью (вместе с научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией) марксизма – ленинизма. В своем экономическом учении К. Маркс развивает идею классической школы о том, что в основе цены товара лежит стоимость (меновая стоимость), которая определяется количеством воплощенного в нем труда. При этом К. Маркс уточняет, что затраты труда, определяющие величину стоимости товара, являются не индивидуальными, а общественно необходимыми, т.е. количественно равными средним затратам времени для производства единицы товара при данном уровне развития производства. По Марксу, созидателем стоимости выступает наемная рабочая сила. К. Маркс вводит и второго агента экономического процесса – собственника капитала – капиталиста. По натуральному содержанию капитал воплощается в производственных и вспомогательных зданиях, машинах, сырьевых материалах, с помощью чего наемные работники производят продукцию.

Одновременно с марксистско-ленинской политической экономией в XIX – начале XX вв. возникло и развилось неоклассическое направление экономической теории, основоположником которой считается глава «кембриджской школы» Альфред Маршалл (1842-1924 гг.). В научной работе «Принципы экономикс» («Principles of economics» 1890 г.) А. Маршалл разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.

Представители неоклассического направления сосредоточили свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. В то же время, опираясь на накопленные теоретические знания, они выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, одной из которых является маржинализм (от лат. маргинальный, анг. marginal – предельный). Маржинализм – теория, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. При этом приверженцы маржинализма руководствуются в своем творческом анализе субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Они ввели в практику экономического анализа теорию предельных величин, которые вошли в арсенал современной экономической науки: теория предельной полезности, предельной производительности, предельных издержек фирмы, предельного дохода монополиста и др.

Видное место в развитии экономической теории занимает кейнсианство . Выдающийся английский ученый-экономист и государственный деятель Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) положил начало новому направлению в экономической теории, основанному на взглядах и позициях, существенно отличающихся от взглядов его предшественников. Ключевые положения своего учения Д. Кейнс изложил в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Последовательное применение учения Кейнса стало вызывать негативные явления: государственное регулирование требовало увеличения расходов бюджетных средств, а это вело к дефициту бюджета, росту государственного долга, инфляции, снижению экономических стимулов развития, замедлению темпов экономического роста. Поэтому в 50-60-е гг. многие постулаты кейнсианства были подвергнуты сомнению со стороны новых экономических школ и течений. Одной из них была чикагская школа, или монетаризм . Это такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебаниях экономического роста. Задача государства в области управления экономикой ограничивается контролем над эмиссией денег и движением денежной массы, достижением сбалансированности государственного бюджета, установлением высокого кредитного банковского процента для обуздания инфляции. По мнению монетаристов, обеспечение экономики деньгами – прерогатива государства, которое, проводя соответствующую денежно-кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое состояние и развитие страны. Концепция современного монетаризма наиболее ярко выражена в работах профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (род. 1912 г.). Поэтому это учение получило название «чикагская школа».

Исследователи пытаются ответить на вопрос, что изучает экономическая наука, приблизительно с XVIII века. Именно тогда появились все предпосылки для того, чтобы зародилась новая дисциплина, которая бы изучала причины людского обогащения. К сегодняшнему дню эти изыскания породили и учений.

Появление экономической науки

Производство, потребление и распределение услуг и товаров - это то, что изучает экономическая наука. Объект ее исследований появился еще на заре человечества вместе с торговлей. Однако до XVIII века экономической науки в современном понимании еще не существовало, хотя уже тогда была экономическая реальность.

Прорывом для теоретического познания причин обогащения одних и обеднения других произошел в 1776 году, когда была издана книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый впервые предложил некоторые теоретические обоснования о связи торговли, производства и денег. Он стал выразителем и систематизатором тех идей, которые уже давно витали в воздухе. Безусловно, зачатки экономической науки были известны всем способным и успешным купцам древности и Средневековья. Но только Адам Смит придал этим знаниям научный характер. С его поры все, что изучает экономическая наука, исследовалось через призму сочинений знаменитого англичанина.

Основные экономические вопросы

Главная проблема экономики заключается в том, что у человека есть неограниченные потребности, в то время как окружающие его ресурсы не бесконечны. Из-за такого противоречия возникает несколько насущных вопросов. Подобные проблемы - это именно то, что изучает экономическая наука.

Вот только некоторые из основных вопросов, на которые она отвечает: какой товар лучше производить, каким способом его лучше производить, какая работа должна выполняться, кто должен выполнять эту работу, куда пойдут ее результаты и т. д. Все эти экономические проблемы связаны с ограниченным количеством ресурсов, которым может распорядиться человек.

Проблема производства

Человек может создать только то количество товаров, которое ему позволяет объем доступных ресурсов. Лучший это как раз то, что изучает современная экономическая наука. При правильном сочетании ресурсов и эффективных методов их обработки человек может получить наибольший результат, а значит, и наибольшую выгоду.

Для любой экономической теории важна классификация ресурсов. Они могут быть естественными. Это те ресурсы, которые появились благодаря природе (например, древесина, вода, любые сельскохозяйственные культуры). В то же время человек смог добиться своего благосостояния благодаря тому, что он научился производить искусственные инструменты, облегчающие ему труд. Это вторая группа ресурсов. К примеру, к ним можно отнести пилу, гвозди и т. д. В искусственные ресурсы также называются капиталом.

Труд и капитал

Другим важным ресурсом является труд. Это совокупность всей интеллектуальной и физической деятельности людей. Природные ресурсы не могли бы помочь человеку, если бы он не научился ими пользоваться. Это стало возможно только благодаря труду многих поколений. Столетия и тысячелетия людские народы усиленно работали, познавая и приручая окружающий мир.

Наиболее удачное и полезное сочетание природных ресурсов, труда и капитала это то, что изучает Для исследователей в этой области важно найти самый эффективный рецепт человеческой деятельности, т. е. то, как потратить меньше ресурсов и времени и при этом добиться наилучшего результата.

Экономическая география

Существует несколько смежных научных дисциплин, в которых, так или иначе, фигурирует экономика. Они изучают разные аспекты жизнедеятельности людей через призму производства товаров и услуг. Одной из таких дисциплин является Этот термин был введен российским ученым Михаилом Ломоносовым в 1751 году.

Но что изучает наука экономическая география? Каковые объекты ее изучения? Экономическая география охватывает организацию общества согласно территориальному признаку. Это полезная и важная наука. Она помогает определить самые эффективные способы расходовать ресурсы и производить товары в определенном регионе. Мир сложен и многообразен. Там, где будет эффективен один метод ведения хозяйства, другие способы производства окажутся убыточными. Экономическая география нужна как раз для того, чтобы определить, какое сочетание труда и капитала будет эффективным в исследуемом регионе.

Методы производства

Любой товар можно производить по разным технологиям. Например, один и тот же автомобиль выпускается на конвейере огромного завода с автоматизированными системами сборки, а также на небольшом предприятии с малым персоналом. Основы экономической науки необходимы для того, чтобы ответить на вопрос, какой из этих способов производства будет наиболее выгодным и эффективным.

Оно должно затрачивать как можно меньше ресурсов, усилий и времени. Вот для чего нужно изучать основы экономической науки - чтобы знать, какой метод производства будет наилучшим выбором для собственника. При этом специалисты не пользуются расплывчатыми формулировками. В экономической науке есть четкая формула экономической эффективности, которую можно рассчитать, зная объем доступных ресурсов и другие важные характеристики.

Разделение труда

Экономическая наука поставила перед обществом несколько принципиальных вопросов. Одним из самых острых среди них остается спор о разделении труда. Он заключался в гипотезе о том, что каждый человек должен заниматься только тем делом, в котором он является настоящим профессионалом.

Мировая экономическая наука развенчивает миф о том, что один работник может быть универсальным специалистом. Фермер не станет днем портным, а вечером не переквалифицируется в поэта. Поэтому экономисты в свое время стали самыми ярыми сторонниками и пропагандистами профильного образования, которое молодые люди получали в высших учебных заведениях. Именно вузы помогают обществу наиболее эффективно распределить людей в наиболее востребованные ниши. Понятие экономической науки включает в себя несколько теорий о правильном разделении труда.

Распределение благ

Экономическая наука необходима еще и для того, чтобы точнее определить, как правильнее распределить произведенные обществом товары. Накопленные блага не могут находиться в одних руках. Они циркулируют между людьми, которые могут себе их позволить. Инструментом для этого процесса является торговля.

Благодаря покупкам и продажам товары попадают в новые руки. Это естественный ход событий. Однако именно экономическая теория определяет, как лучше всего распределить блага между членами общества (города, страны, государства). Исследователи и ученые на протяжении нескольких столетий старались разработать системы, которые позволяли бы добиться наиболее справедливого распространения капитала. В данном случае речь идет о таком порядке, когда товаров хватает на всех, и при этом у одних не возникает излишков, а у других - недостатка благ.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ным благом?

1) жилищное стро­и­тель­ство для всех граждан

2) разработка ле­кар­ствен­но­го препарата

3) уличное освещение

4) компьютеризация всех отраслей

Пояснение.

Общественные блага - блага, об­ла­да­ю­щие сле­ду­ю­щи­ми признаками:

1. при­знак не­ис­клю­че­ния - прак­ти­че­ски не­воз­мож­но ис­клю­чить че­ло­ве­ка из круга по­тре­би­те­лей дан­но­го блага;

2. при­знак не­кон­ку­рент­но­сти в по­треб­ле­нии - по­треб­ле­ние блага одним че­ло­ве­ком не умень­ша­ет воз­мож­но­стей по­треб­ле­ния его другим;

3. при­знак не­де­ли­мо­сти - благо нель­зя раз­ло­жить на от­дель­ные единицы.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Одной из задач экономической науки является исследование

1) влияния окружающей среды на работоспособность человека

2) закономерностей взаимодействия социальных общностей

3) влияния инвестиционной политики на профессиональный состав безработных

4) факторов, способствующих социальной мобильности

Пояснение.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Одной из задач эко­но­ми­че­ской науки яв­ля­ет­ся разработка

1) бюджета стра­ны на сле­ду­ю­щий год

2) ресурсосберегающих технологий

3) путей пре­одо­ле­ния со­ци­аль­ной апа­тии в обществе

4) методов ис­поль­зо­ва­ния мо­де­ли «затраты - выпуск»

Пояснение.

Су­ще­ству­ет два зна­че­ния по­ня­тия эко­но­ми­ки:

1. Эко­но­ми­ка − наука изу­ча­ю­щая по­ве­де­ние участ­ни­ков про­цес­са хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

2. Эко­но­ми­ка − спо­соб ор­га­ни­за­ции де­я­тель­но­сти людей, на­прав­лен­ный на со­зда­ние благ, не­об­хо­ди­мых для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей.

Во вто­ром варианте ука­за­на задача тех­но­ло­ги­че­ских наук.

В тре­тьем - психологии, социологии.

Де­я­тель­ность эко­но­ми­ки как науки про­ил­лю­стри­ро­ва­на в 4 пункте.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

1) открытие нового супермаркета

2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны

3) оказание населению медицинских услуг

4) расширение сети парикмахерских салонов

Пояснение.

Расчеты - это теория, то есть научный метод, все остальное - практика.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Экономическая наука изучает

1) последствия воздействия общественного производства на природу

2) территориальное размещение природных ресурсов

3) способы и результаты хозяйственной деятельности общества

4) многообразные потребности человека и способы их удовлетворения

Пояснение.

Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Гость 08.06.2012 18:58

Ответ 4 тоже правильный, так как потребности человека возникают в как в результате процесса. Основная задача экономики - удовлетворение безграничных возможностей человека в условии ограниченности ресурсов. Например те же самые маркетологи изучают вкусы и потребности потребителей. Если бы экономика не изучала потребности человека, то и производить было бы не для кого, а такая экономика теряет смысл и всякую рентабельность. Исправьте пожалуйста.

Гость 24.10.2012 21:56

Во- первых, если под экономической наукой понимается а экономическая теория, то правильный ответ (с натяжкой) -4, а если говорить о прикладной экономической науке, то ответ 3. Извините, но многие вопросы просто "Корявые" и ответы к ним - тоже. Если детям придется на них отвечать- я им на завидую

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

В том-то и дело, что 4-й ответ правилен «с натяжкой». Часто в ЕГЭ по обществознанию приходится отмечать «самый подходящий» вариант.

Лиза Зидыганова 07.06.2013 09:48

Я согласна вопрос некорректный.

Валентин Иванович Кириченко

Я с вами согласен, но такие вопросы встречаются на реальном экзамене, поэтому мы стараемся вас к ним максимально подготовить.

Существует не­сколь­ко значений по­ня­тия «экономика». Какая по­зи­ция иллюстрирует эко­но­ми­ку как хозяйство?

1) про­из­вод­ство необходимых об­ще­ству благ и услуг

2) объ­яс­не­ние факторов, вли­я­ю­щих на сни­же­ние курса на­ци­о­наль­ной валюты

3) ис­сле­до­ва­ние причин эко­но­ми­че­ской стагнации

4) раз­ра­бот­ка пер­спек­тив­ных мо­де­лей раз­ви­тия сферы услуг

Пояснение.

Экономика как хозяйство - это сфера деятельности, на­прав­лен­ная на производство, распределение, обмен и по­треб­ле­ния необходимых благ услуг.

Правильный ответ: 1

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) изучение моделей функционирования фондового рынка

2) оказание населению образовательных услуг

3) развитие сетей мобильной связи

4) производство крупной партии легковых автомобилей

Пояснение.

Экономика, как наука - совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук, также это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные.

Теоретическую экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Пояснение.

Экономика - совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные. Теоретическую экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) оказание населению медицинских услуг

2) анализ факторов формирования денежной массы

3) выявление закономерностей формирования спроса

4) исследование принципов сетевого маркетинга

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» можно рассматривать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Экономику как «хозяйство» характеризует позиция:

1) изучение последствий мирового кризиса для финансового рынка

2) прогнозирование долгосрочного развития автомобильной отрасли

3) расчет последствий вступления в ВТО для внутреннего рынка страны

4) увеличение спроса на услуги косметических спа-салонов

Пояснение.

Экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Экономика рассматривается в двух ключевых смыслах: «наука» и «хозяйство». Какая позиция характеризует экономику как науку?

1) развитие сети современных спа-салонов

2) открытие завода по производству молочных продуктов

3) изучение тенденций развития валютного рынка

4) отмена ввозных таможенных пошлин на гаджеты

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» имеет несколько смысловых значений. Что из нижеследующего характеризует экономику как науку?

1) смена руководства производством

2) производство комплектующих для автомобилей

3) расчёты показателей эффективности производства

4) продажа технологии производства

Пояснение.

Экономика имеет двойственный смысл: 1) наука 2) система хозяйствования

Наука экономика исследует как в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности. К признакам науки относят расчет, прогноз, новизну, системность, доказательность. Правильный ответ 3, все остальное относится к практической хозяйственной деятельности.

Правильный ответ указан под номером: 3

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» имеет не­сколь­ко смысловых значений. Что из ни­же­сле­ду­ю­ще­го характеризует эко­но­ми­ку как хозяйство?

1) изучение по­тре­би­тель­ско­го рынка

2) производство ком­плек­ту­ю­щих для автомобилей

3) расчёты эф­фек­тив­но­сти производства

4) прогнозирование ко­ле­ба­ний ценовой политики

Пояснение.

Экономика имеет двойственный смысл: 1) наука 2) система хозяйствования, хозяйство.

Хозяйство - это практическая деятельность по удовлетворению людей материальными ресурсами. Следовательно, правильный ответ - 2, все остальное относится к экономике, как науке.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Свободные блага в экономической теории – это блага,

1) производство которых гарантируется и обеспечивается государством

2) которые для потребления не требуют отказа от других благ и могут потребляться в неограниченном количестве

3) доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя осуществлять выбор предпочтений

4) производимые частными производителями на свой страх и риск

Пояснение.

Свободные блага - это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве.

Блага производимые государством, предоставляемые гражданам на равных правах называются общественными.

Доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя делать выбор - блага экономические.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Потребности человека безмерны (чем больше у него есть, тем больше ему хочется).

В любое время, даже если вы обуты, одеты и имеете крышу над головой, вы мечтаете о чем-то еще: новом смартфоне, пятой паре туфель или заколке для галстука.

При этом финансовое положение не играет большой роли. Один желает получить билет в кино за 200 рублей, а другой — приобрести наручные часы за 1 млн долларов.

У нас общество потребления, и вокруг этого строится вся экономика . Но что это такое? ? Что она изучает? Давайте разбираться вместе.

Определение экономики и ее история

Экономика — это хозяйственная деятельность , направленная на удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания и использования жизненных благ.

Кембриджский словарь дает определение экономики как системы торговли и промышленности, в которой используется богатство страны.

Также экономикой называется комплекс научных дисциплин , изучающих производство товаров и услуг, их распределение и потребление. В английском языке для определения экономической науки используется слово economics, а для системы хозяйствования – economy.

Пока кто-то занимается поставкой и распространением товаров и услуг существует и экономика. Ее развитие связано с развитием .

Как менялась экономика с годами

Древняя экономика была основана на натуральном хозяйстве . Основные потребности удовлетворялись за счет внутренних ресурсов. Обмен, если он существовал, происходил без посредства денег, путем простой меновой торговли. Общественное разделение труда отсутствовало или было мало развито. В чистом виде натуральное хозяйство было развито в доклассовом обществе.

По мере развития общества и роста разделения труда в городах, а порой и в сельских общинах появляется товарное производство . В средневековье обмен продуктами происходит через торговлю. В качестве валюты применяется серебро, бронза, медь, золото.

«Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда.»
К. Маркс

Капитал используется для захвата земель, чтобы затем вернуться в виде товаров. Появляются торговые предприятия и первые банки. Понимание, что такое экономика в тот период, прежде всего охватывало торговлю.

С развитием государственного управления, существующие в то время правительства стали пытаться контролировать торговлю . Они вводят таможенные пошлины. Начинают работать государственные секторы экономики. Крупные банкиры финансируют национальные проекты и войны.

С этого периода экономика становится национальной и рассматривается как хозяйственная деятельность граждан .

Привела к глубоким изменениям в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, добыче, транспорте. Она затронула практически все аспекты повседневной жизни человека.

Система производства и разделения труда способствовала массовому выпуску товаров, что привело к бурному экономическому росту . Наступление Промышленной революции ознаменовало важный поворотный момент в истории человечества.

После двух войн и разрушительной Великой депрессии политики искали новые подходы к влиянию на экономические процессы. Вместо преобладающей раньше теории свободной торговли, правительства стали придерживаться точки зрения более жесткого контроля государства над рынками.

Путем манипулирования совокупным спросом государства стали смягчать экономические проблемы. Такая политика в конце 1950-х привела к новому экономическому росту Америки и стран Европы, получившему название экономического чуда.

На современном этапе развития все большую роль в экономических процессах приобретает «сектор услуг». Распространение интернет-технологий ведет к росту значения электронной коммерции и электронного бизнеса. Это приводит к размыванию границ между странами и появлению новых моделей экономик , отличающихся от традиционных.

Экономика как наука - что она изучает

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Лоренс Питер

Зарождение экономической науки связано с ограниченностью ресурсов, используемых для получения благ. Невозможность удовлетворить безграничные потребности, ставит субъекты (домашние хозяйства, компании, государства) перед постоянным выбором:

  1. Что производить?
  2. Какие использовать технологии?
  3. Кого и как привлечь к производству?
  4. Для кого предназначены результаты работы?

Поиск эффективных путей расходования ресурсов для повышения благосостояния граждан и общества в целом – основная функция экономической науки.

Предметом изучения являются субъекты хозяйственной деятельности – люди, отдельные хозяйства и общество в целом. Поэтому экономику относят к социальным наукам . Economics или экономическая теория – это познание мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, формулирование законов хозяйствования.

По масштабу исследований выделяют макро- и микроэкономику. Микроэкономика фокусируется на индивидуальных потребителях и производителях. Это может быть человек, бизнес или государственная организация. Микроэкономика изучает как люди торгуют друг с другом, как и предложение товаров.

Изучает закономерности на уровне отрасли, государства или мира в целом. Рассматриваемые темы включают в себя государственную фискальную или денежно-кредитную политику, уровень , изменения валового внутреннего продукта, бизнес-циклы, которые приводят к буму или спаду производства, депрессиям.

7 научных школ экономики перевернувших мир

«Экономическая наука чрезвычайно полезна как форма занятости экономистов».
Джон Кеннет Гэлбрейт

Экономика как наука прошла очень длинный путь. Считается, что слово «экономия» придумал древнегреческий поэт Гесиод (8-7 века до н.э.), который писал, что «для преодоления скудости труд, материалы и время должны быть правильно распределены».

В переводе с греческого термин обозначает «законы ведения домашнего хозяйства», от «ойкос» (οἶκος) — дом, имущество, хозяйство, и «номос» (νόμος) — правила, закон. Проблемы разделения труда, формирования стоимости, обращения денег, богатства, создания «идеального» общества рассматривали античные ученые. Аристотель считал экономику наукой о богатстве .

До наших дней дошел трактат «Экономика» (Ойкономика) афинского историка и политического деятеля Ксенофонта, в котором доказывается важность науки, а также описываются различные способы ведения хозяйства и земледелия.

1. Меркантилизм

Начальная теоретическая школа по экономике появилась в 15-17 веках н. э. и называлась . Меркантилисты приравняли богатство к деньгам. Представители этого направления предлагали богатство граждан и государства повышать накоплением золота и серебра.

Для достижения цели правителям рекомендовали расширять торговлю и копить драгметаллы в казне . Внешнеэкономический обмен последователи теории предлагали строить на принципах разорения соседей, увеличивая экспорт товаров и снижая импорт, тем самым привлекая зарубежное золото в страну.

2. Физиократия

Утверждения меркантилистов опроверг французский экономист Ф. Кенэ. Он основал новое учение – физиократию. Впрочем, сами последователи называли себя экономистами, а термин «физиократизм» («власть природы») введен в оборот позднее Адамом Смитом.

В отличие от меркантилистов, основой богатства страны эта школа считала сельское хозяйство .

Благосостояние государства увеличивается, если стоимость продукции, полученной в сельхозпроизводстве, превышает сумму продукции, потраченной для ее создания. То есть, растет так называемый «чистый продукт». Единственным производительным классом Кенэ считал земледельцев.

Хозяйственный процесс физиократы называли естественной гармонией, в которой нет места государству. Правительству не следовало вмешиваться в экономику, установив законы, которые бы не мешали течению «естественных законов природы».

3. Классическая школа (конец 17 – начало 18 вв)

С появлением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономика . Классики свели в единое целое все, что изучает экономика, систематизировали положения, наблюдения, выводы, согласовали категории и понятия.

Первым экономистом в современном значении слова был шотландец Адам Смит (1723—1790). Он заложил основы трудовой теории стоимости и показал значение разделения труда как условия повышения производительности.

4. Марксизм

Карл Маркс и Фридрих Энгельс заложили теорию строительства справедливого общества без . основана на следующих принципах:

  1. средства производства принадлежат обществу, а не частным лицам;
  2. недопустима ;
  3. равная плата за труд;
  4. полная занятость.

Для формирования такой модели общества экономика должна полностью регулироваться из центра.

5. Маржинализм

Теория маржинализма сформировалась как ответная реакция на учение К. Маркса. Экономические закономерности изучаются с использованием крайних величин или состояний.

Отвергаются классические подходы к цене товара на основе затрат труда и других факторов. Ценность определяется полезностью продукта , то есть его способностью удовлетворять потребности потребителя.

6. Неоклассическая школа

Неоклассическая школа – это синтез идей классического направления и марженализма. В настоящее время учение преобладает среди западных экономистов.

7. Кейнсианство

Кейнсианство — теория государственного регулирования рынка. Последователи направления предлагают устранять неравномерность спроса и предложения путем изменения денежной наличной массы. Эти меры влияют на занятость, поток , валовый национальный продукт и способствуют преодолению экономических кризисов.

4 типа экономики используемых в мире

В зависимости от того, как решаются основные проблемы и кому принадлежат средства производства, принято выделять 4 вида экономики:

  1. традиционная;
  2. рыночная;
  3. командная (плановая);
  4. смешанная.

При традиционном укладе жизни земля и орудия производства принадлежат племени, а результаты труда распределяются по традициям, передающимся из поколения в поколение.

Такая экономика отторгает любые нововведения, производство ведется по отсталым технологиям с преобладанием ручного труда. Традиционная экономическая система сохранилась в некоторых отсталых странах Африки.

Рыночная экономика основана на частной собственности. Хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с личными интересами и регулируется механизмами рынка. Государство слабо влияет на экономические процессы.

При плановой экономике основные решения принимает власть. Хозяйствующие субъекты не заинтересованы в результатах труда и не имеют свободы выбора.

Смешанная экономика предполагает сочетание частной и государственной собственности. Недостатки рыночной системы сглаживаются государственным регулированием. Государство участвует в предоставлении социальных благ и услуг.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Макроэкономика: что это такое, чем отличается от микроэкономики и что она изучает (предмет исследования) Что такое модернизация Что такое стагнация простым языком Что такое рецессия Что такое рынок - каковы его функции в экономике и какие виды рынков различают Факторы производства - что это, что к ним относится, факторные доходы и основные факторы производства в экономике Что такое инфляция (простым языком) Что такое протекционизм Что такое меркантилизм Что такое предпринимательство Что такое деноминация простым языком

Читая эту главу, обратите внимание на следующие понятия:

потребности

блага и услуги

экономические блага

производство

факторы производства

продукт

производительность

разделение труда

закон убывающей отдачи

Экономическая наука изучает экономику. Но что же такое экономика? Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. Значит, экономика в буквальном смысле - это законы ведения домашнего хозяйства (вспомним однокоренное слово "экономить"). Но в наше время слово "экономика" имеет иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и общества в целом.

Потребности и редкость

Мы можем сказать, что экономическая наука изучает, каким образом общество и отдельные его члены "сводят концы с концами", распоряжаются имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей - выживание человека, семьи и всего общества. Для того, чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т.д.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг. Блага - это продукты питания, одежда, мебель, автомобили, книги и т.д. - предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви или телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги . Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах Африки люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить быстро растущее население. Но даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над головой человек захочет:

Во-первых, удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилище.

Во-вторых, у него появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т.д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом. Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг являются редкими, или ограниченными, - мы не можем свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Есть и исключения: например, воздух, которым мы дышим, вода - там, где ее много, например, на берегу большой реки или озера. Такие блага нельзя назвать редкими. Но экономическая наука занимается только редкими благами и услугами (они называются также экономическими). Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами и услугами подвижна. Для людей, живущих в пустыне, питьевая вода является экономическим благом, для тех, кто живет рядом с химическим комбинатом или на улице с сильным автомобильным движением, экономическим благом может стать и чистый воздух. (Чтобы приобрести его, придется, например, снять дачу в другом районе.) Когда все удобные для сельскохозяйственной обработки участки уже заняты, становится экономическим благом и земля.

И наоборот, если общество располагает обильными ресурсами, то может свободно и бесплатно предоставить каждому человеку определенный уровень образования или медицинского обслуживания. В этом случае они являются неэкономическими услугами для каждого гражданина в отдельности, но не для общества в целом, поскольку оно должно платить заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы.

Производство. Производительность

Поскольку почти все блага являются редкими, т. е. не существуют в природе в готовом виде и в нужном количестве для удовлетворения наших потребностей, общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней необходимо разместить фабричные здания и другие необходимые постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в том числе инженеров и служащих. Под капиталом (или средствами производства) понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и пр., - все блага, которые произведены ради производства.

Результат производства называется продуктом . Для изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и обществу в целом далеко не все равно, какой ценой получен продукт, каких затрат стоит его изготовление. Наилучший способ производства - тот, при котором данный продукт можно произвести с наименьшими затратами. Поэтому важно использовать более производительные ресурсы, дающие более высокую отдачу. Так, производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять деталей, а новичок на том же станке - только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в пять раз выше. Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (одну лошадиную силу). Предположим, что тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в два раза более мощный, сможет изготовить не пять, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (с учетом разницы в мощности) в два раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью - например, центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

Чем выше производительность труда, капитала, земли, тем меньше часов труда, киловатт-часов электроэнергии, гектаров земли и других ресурсов потребуется затратить для производства данного продукта.

Разделение труда

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т.д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. Однако в очень близких к натуральному хозяйству условиях жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая.

Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий занимался один человек - кузнец, а стадо пас другой - пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занялись бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше всего. Такая организация производства, при которой каждый специализируется на производстве какого-то одного продукта, называется разделением труда . Более умелый и опытный в своем деле работник-профессионал тратит на производство одного изделия гораздо меньше времени и сил, чем тот, кто занимается многими делами, но от случая к случаю. Пример успешной специализации - хорошо известная компания "Макдональдс". В отличие от обычных ресторанов с обширным меню рестораны "Макдональдс" специализируются на изготовлении немногих блюд. При этом каждый работник отвечает за изготовление только одного блюда. В результате типичный обед в "Макдональдсе": котлета (гамбургер), жареная картошка и коктейль - может быть приготовлен за 50 секунд! В США услугами "Макдональдсов" ежедневно пользуется 14 млн. тех, кто хочет поесть быстро и сравнительно дешево. Экономисты говорят, что у специалиста выше производительность труда.

Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Оно существует и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего это бывает вызвано различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собрать хороший урожай винограда:

При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет им экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на имеющихся у жителей трудовых навыках - например, с давних пор славятся тульские оружейники и другие мастера по обработке металла.

Возрастающая и убывающая отдача

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, при добавлении дополнительных единиц факторов производства объем выпускаемой продукции растет. Но что происходит в это время с производительностью?

Рассмотрим такой пример. Допустим фермер, работая в одиночку, может сложить в день одну копну сена. Сделать это не так-то просто: надо накосить сено, сгрести его в одну кучу, сложить в копну, погрузить на тележку, привезти в амбар и разместить там наилучшим способом. Предположим, наш фермер нанимает работника и вдвоем им удается сделать три копны за день - производительность труда увеличилась до полутора копен в день. Дело не в том, что новый работник сильнее или опытнее первого. Просто вдвоем они могут разделить операции между собой, а, как мы знаем, разделение труда повышает производительность.

Далее предположим, что, наняв второго работника, фермеру удается увеличить дневную выработку до шести единиц - производительность труда возросла до двух копен в день. До сих пор наш фермер имеет дело с возрастающей отдачей. Но, наняв третьего работника, фермер получил прирост выработки, равный двум копнам, четвертого - одной копне, пятого - полкопны. Производительность труда снижается! Это означает, что производство вступило в стадию убывающей отдачи. Дело в том, что слишком много работников не могут одновременно выполнять работу и начинают просто мешать друг другу, если количество других факторов производства (капитала, земли) ограничено.

Такое, разумеется, бывает при увеличении не только числа работников, но и других применяемых факторов производства. Так, в нашем случае фермер может бороться с убывающей отдачей труда, увеличивая вместе с численностью работников количество тележек и других инструментов. Но рано или поздно он столкнется с тем фактом, что площадь его земельного участка ограничена, и большому количеству тележек там просто не развернуться. Поэтому, начиная с некоторого объема производства, производительность или отдача ресурса падает. Это явление получило название закона убывающей отдачи.

A. Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей

Б. Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими).

B. Для удовлетворения своих потребностей общество и его члены должны заниматься производством. Для этого необходимо соединение трех факторов производства: земли (природных ресурсов), труда (людских ресурсов) и капитала. При этом люди стремятся, чтобы факторы производства использовались с наибольшей производительностью.

Г. Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда - специализации каждого работника на производстве какого-то одного продукта, которое ведет к увеличению производительности труда, а значит, позволяет каждому человеку и обществу в целом лучше удовлетворять свои потребности.

Д. При увеличении производства производительность факторов производства вначале растет, а затем начинает падать, так как действует закон убывающей отдачи.

Похожие публикации