Автомобильный портал

Не мир я принес но меч библия. Миссионерские письма. Женщине, которую гнетет тяжелое уныние

Как это такой праведный и милостивый человек и не знает глубокого значения этих слов? Думаю, что ты знаешь, но только ищешь подтверждения. Праведным и милостивым Сам Бог открывает тайны Духом Своим. Если бы ты был единственный кузнец в Иерусалиме, когда евреи распинали Господа, некому было бы выковать для них гвоздей.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Так сказал Господь. Читай это так: "Не для того пришел Я, чтобы примирить истину с ложью, мудрость с глупостью, добро со злом, правду с насилием, скотство с человечностью, невинность с развратом, Бога с мамоной; нет, Я принес меч, чтобы рассечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения".

Чем же рассечь, Господи? Мечом истины или мечом слова Божия, так как это едино. Апостол Павел советует: Возьмите меч духовный, что есть слово Божие (Еф. 6, 17). Святой Иоанн в Откровении видел Сына Человеческого, Сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр. 1, 13, 16). Меч, исходящий из уст, - что может быть иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю. Этот меч спасительный для света, а не мир добра со злом. И ныне и присно, и во веки веков.

То, что это толкование правильно, видно из дальнейших слов Христа: Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 35). И если сын пойдет за Христом, а отец останется во мраке лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в непризнании Христа, что общего может быть у них? Не слаще ли Христос, чем мать? То же самое и между невесткой и свекровью.

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, сейчас же должен телесно отделиться от своих родных. Этого не говорится. Довольно будет быть разделенным душевно и не принимать в свою душу ничего от мыслей и дел неверующих. Если бы верующие сейчас и телесно отделились от неверующих, образовались бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь целых три года терпел около Себя неверного Иуду. Мудрый Павел пишет: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14).

Наконец, могу тебе сообщить, как эти слова Христа духовно объясняет Феофил Охридский: "Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все старое, а под сыном и дочерью все новое. Господь хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди и учение победили все наши старые греховные привычки и обычаи". Итак, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой Небесный мир, как некий небесный бальзам тем, кто в Него искренно верует, но Он пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами мрака.

Кланяюсь тебе и детям. Мир вам и Божие благословение.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Толкования на Мф. 10:34


Свт. Иоанн Златоуст
Опять Спаситель предсказывает великие скорби, притом гораздо многочисленнейшие, – и что ученики могли бы Ему возразить, о том Сам говорит им наперед. Именно, чтобы слыша слова его, они не сказали: Итак, Ты пришел для того, чтобы погубить нас и наших последователей, и возжечь на земле всеобщую брань? – Он Сам предупреждает их, говоря: Не мир пришел Я принести на землю (Мф. 10:34). Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2:14)? Почему также и все пророки благовествовали о том же?


Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием, – и водворен мир. Так и Павел поселил раздор между согласившимися против него (Деян. 23:6). А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3Цар. 21).
Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? Не мир пришел Я принести, – чем самым утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом: Я это делаю, потому что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла сверх чаяния. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля.


Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников против худого мнения о них в народе. Притом, не сказал: войну, но, что гораздо ужаснее – меч. Если сказанное слишком тяжко и грозно, то не дивитесь. Он хотел приучить слух их к жестоким словам, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались. Поэтому и употребил такой образ речи, чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. По этой причине даже и то, что можно было бы выразить мягче, Христос представлял более страшным и грозным.


Блаж. Иероним Стридонский


Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч
Выше Он сказал: Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. А теперь Он показывает, что будет после проповедования. По вере в Христа весь мир разделился сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого послана добрая война, чтобы прекратился худой мир. Это то же, что сделал Бог, - как пишется в книге Бытия, - против возмутившихся людей, которые двинулись с востока и поспешили построить башню, благодаря которой могли бы проникнуть в высоты неба, - , чтобы смешать языки их (Быт 11). Поэтому и в псалме Давид воссылает такую молитву: Рассыпь народы, желающие браней (Пс 67:31).

Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 34-36 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его
Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, - удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.
Толкование на Евангелие от Матфея.


Евфимий Зигабен


Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч
Богослов говорит: что значит меч? Сечение слова, отсекающее худшее от лучшего и разделяющее верующего от неверующего, возбуждающее сына, дочь и сноху против отца, матери и свекрови, – новое и недавнее против древнего и ветхого. Но когда Христос родился, Ангелы говорили: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14). И пророки издревле предвозвестили Его мир; да и Сам Он повелел ученикам, входя в каждый дом, желать ему мира (Мф. 10, 12); каким же образом Он говорит: не приидох воврещи мир, но меч? Потому что этот меч должен был произвести тот мир, о котором говорили Ангелы, а прежде них – пророки. Мечом называет любовь к Нему, которая разделяет верующих от неверующих и непобедимой силой которой связанные самой дорогой любовью скоро разорвали взаимное сообщение и легко разлучились. И в другом месте, показывая могущественное ее действие, сказал: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12,49). Нужно было прежде отсечь неизлечимое, а затем остальное умиротворить, как в отношении к Нему Самому, так и к Богу. Поэтому Он и говорит суровее, чтобы, зная это, они не смущались. И еще развивает речь о том же, изощряя слух их жестким словом, дабы они в трудных обстоятельствах не колебались.


Аполлинарий Лаодикийский


Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч
Причина несогласия верных с неверными принадлежит грядущей вражде. И поскольку кажется подобающим мир между ними, Он говорит: не думайте, что это означает сохранять при любых обстоятельствах. Вы должны жить в мире со всеми. Но есть некоторые, кто восстает против вашего мира, и мир с ними вам не следует принимать. Ибо согласие о мире по Богу единственно , и это и есть настоящий мир.


Анонимный комментарий


Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч
Бывает мир благой, и бывает мир дурной. Благой мир существует среди добрых, верных и праведных, поскольку имеющие дар единой веры должны иметь общее согласие жизни. Ибо вера рождается словом Божиим, миром сохраняется и любовью питается, по слову апостола: Вера действует любовью (Гал 5:6). Но вера, лишенная любви, никакого плода доброго дела не может принести. Если же верные по причине какого- нибудь разномыслия окажутся разъединенными, то это - дурной раздор, как говорит Господь: Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф 12:25). И если братство будет разобщено, то само себя истребит, по слову апостола: Если же друг друга угрызаете и обвиняете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал 5:15). А дурной мир - среди неверных и нечестивых, так как те, в ком пребывает одно лишь зло, в делании своего зла должны быть согласны. Ибо неверие и нечестие возникают по некоему дьявольскому наущению, а миром сохраняются. Значит, если неверные и нечестивые по какой-то причине разделятся внутри себя, то это - благой раздор. Потому что как при мире между добрыми людьми пребывают вера и правда, а неверие и неправда повержены, если же наступит раздор, то вера и правда повергаются, а неверие и неправда восстают; так и при мире среди нечестивых пребывают неправда и неверие, а вера и правда повержены. Стало быть, Господь послал на землю благое разделение для того, чтобы разорвать злое единение. Ведь все, как добрые, так и злые (то есть возлюбившие зло), все пребывали во зле, так же как и те, кто по незнанию блага утверждался во зле: как будто были все вместе заперты в одном доме неверия. Поэтому послал Господь меч разделения между ними, то есть слово истины, о котором говорит апостол: «слово Божие живо и действенно, и острие его острее всякого острейшего меча: оно проникает до самых глубин души и духа, суставов и мозгов, и исследует сердца и помыслы».


Свт. Николай Сербский


Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч. Так сказал Господь. Читай это так: «Не для того Я пришёл, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принёс меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».
Чем же отсечёшь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принёс Иисус Христос на землю, принёс ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.


Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее, и, если сын пойдёт за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдёт за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее (...)
В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью - все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».

Свт. Иоанн Златоуст

Опять Спаситель предсказывает великие скорби, притом гораздо многочисленнейшие, – и что ученики могли бы Ему возразить, о том Сам говорит им наперед. Именно, чтобы слыша слова Его, они не сказали: Итак, Ты пришел для того, чтобы погубить нас и наших последователей, и возжечь на земле всеобщую брань? – Он Сам предупреждает их, говоря: Не мир пришел Я принести на землю. Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2:14) ? Почему также и все пророки благовествовали о том же?

Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием, – и водворен мир. Так и Павел поселил раздор между согласившимися против него (Деян. 23:6) . А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3 Цар. 21) .

Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? Не мир пришел Я принести , – чем самым утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом: Я это делаю, потому что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла сверх чаяния. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля.

Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников против худого мнения о них в народе. Притом, не сказал: войну, но, что гораздо ужаснее – меч . Если сказанное слишком тяжко и грозно, то не дивитесь. Он хотел приучить слух их к жестоким словам, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались. Поэтому и употребил такой образ речи, чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. По этой причине даже и то, что можно было бы выразить мягче, Христос представлял более страшным и грозным.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Нил Синайский

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Почему продавший ризу непременно покупает нож, и первой не уничтожая, и приобретая последний. Да и какой покупает он нож? Тот, о котором говорит Христос: «Не приидох воврещи мир, но мечь» , мечом называя слово проповеди. Ибо как нож разделяет сросшееся и связное тело рассекает на части, так слово проповеди, вносимое в дом, во всяком из них, соединенных на зло неверием, отсекало друга от друга, отделяя сына от отца, дочь от матери, невестку от свекрови, рассекая самую природу, показывало цель Господня повеления, а именно: что для великой пользы и во благо людям повелел Он Апостолам взять нож.

Слово на Евангельское изречение: иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех.

Блж. Иероним Стридонский

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Выше Он сказал: Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф. 10:27) . А теперь Он показывает, что будет после проповедования. По вере в Христа весь мир разделился [и восстал] сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого [на землю] послана добрая война, чтобы прекратился худой мир. Это то же, что сделал Бог, - как пишется в книге Бытия, - против возмутившихся людей, которые двинулись с востока и поспешили построить башню, благодаря которой могли бы проникнуть в высоты неба, - [сделал], чтобы смешать языки их (Быт. 11) . Поэтому и в псалме Давид воссылает такую молитву: Рассыпь народы, желающие браней (Пс. 67:31) .

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 34-36 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его

Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, - удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Аполлинарий Лаодикийский

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Причина несогласия верных с неверными принадлежит грядущей вражде. И поскольку кажется подобающим мир между ними, Он говорит: не думайте, что это означает сохранять [мир] при любых обстоятельствах. Вы должны жить в мире со всеми. Но есть некоторые, кто восстает против вашего мира, и мир с ними вам не следует принимать. Ибо согласие о мире по Богу единственно [в своем роде], и это и есть настоящий мир.

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч

Богослов говорит: что значит меч? Сечение слова, отсекающее худшее от лучшего и разделяющее верующего от неверующего, возбуждающее сына, дочь и сноху против отца, матери и свекрови, – новое и недавнее против древнего и ветхого. Но когда Христос родился, Ангелы говорили: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14). И пророки издревле предвозвестили Его мир; да и Сам Он повелел ученикам, входя в каждый дом, желать ему мира (Мф. 10, 12); каким же образом Он говорит: не приидох воврещи мир, но меч ? Потому что этот меч должен был произвести тот мир, о котором говорили Ангелы, а прежде них – пророки. Мечом называет любовь к Нему, которая разделяет верующих от неверующих и непобедимой силой которой связанные самой дорогой любовью скоро разорвали взаимное сообщение и легко разлучились. И в другом месте, показывая могущественное ее действие, сказал: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12,49). Нужно было прежде отсечь неизлечимое, а затем остальное умиротворить, как в отношении к Нему Самому, так и к Богу. Поэтому Он и говорит суровее, чтобы, зная это, они не смущались. И еще развивает речь о том же, изощряя слух их жестким словом, дабы они в трудных обстоятельствах не колебались.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Бывает мир благой, и бывает мир дурной. Благой мир существует среди добрых, верных и праведных, поскольку имеющие дар единой веры должны иметь общее согласие жизни. Ибо вера рождается словом Божиим, миром сохраняется и любовью питается, по слову апостола: Вера действует любовью (Гал. 5:6) . Но вера, лишенная любви, никакого плода доброго дела не может принести. Если же верные по причине какого- нибудь разномыслия окажутся разъединенными, то это - дурной раздор, как говорит Господь: Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12:25) . И если братство будет разобщено, то само себя истребит, по слову апостола: Если же друг друга угрызаете и обвиняете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5:15) . А дурной мир - среди неверных и нечестивых, так как те, в ком пребывает одно лишь зло, в делании своего зла должны быть согласны. Ибо неверие и нечестие возникают по некоему дьявольскому наущению, а миром сохраняются. Значит, если неверные и нечестивые по какой-то причине разделятся внутри себя, то это - благой раздор. Потому что как при мире между добрыми людьми пребывают вера и правда, а неверие и неправда повержены, если же наступит раздор, то вера и правда повергаются, а неверие и неправда восстают; так и при мире среди нечестивых пребывают неправда и неверие, а вера и правда повержены. Стало быть, Господь послал на землю благое разделение для того, чтобы разорвать злое единение. Ведь все, как добрые, так и злые (то есть возлюбившие зло), все пребывали [ранее] во зле, так же как и те, кто по незнанию блага утверждался во зле: как будто были все вместе заперты в одном доме неверия. Поэтому послал Господь меч разделения между ними, то есть слово истины, о котором говорит апостол: «слово Божие живо и действенно, и острие его острее всякого острейшего меча: оно проникает до самых глубин души и духа, суставов и мозгов, и исследует сердца и помыслы » (Евр. 4:12) .

Лопухин А.П.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Параллельное место у Луки 12:51 , где та же мысль выражена несколько иначе. Лучшим объяснением этого стиха могут служить слова Иоанна Златоуста: “как же Сам Он заповедовал им (ученикам), входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: слава в вышних Богу и на земли мир? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от него неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками”. Далее Иоанн Златоуст говорит: “единомыслие не всегда бывает хорошо; и разбойники бывают согласны. Так и брань (противостояние) была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единогласны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань”.

Толковая Библия.

Мф., 38 зач., 10, 32–36; 11, 1

Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его.

И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным», – говорит Христос. Что бы ни происходило с нами, речь всегда идет о самом существенном, о нашей душе. Речь идет о нашем исповедании веры! О исповедании веры перед людьми. И значит, не такой глубоко скрытой от всех веры, которую никто не может заметить. Недостаточно называть себя верующими, когда это совершенно безопасно и не ни к чему не обязывает, и ничего не меняет в нашей жизни. Речь идет о исповедании Христа перед судом, перед теми, кто противится вере и пытается заставить нас согласиться с ними, перед теми, кто смеется над нашей верой, кто грозит нам карами или отправкой в «психушку», как это было порой относительно недавно в нашей стране. Исповедуем ли мы Христа перед людьми? Живем ли по нашей вере? Какой ценой это нам дается? Чем мы жертвуем ради этого? Служим ли мы на самом деле Христу Богу? Или только самим себе?

«А кто отречется от Меня пред людьми, – добавляет Христос, – отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Снова и снова нам дается понять, что мы сами, теперь, уготовляем свой последний Суд. Господь не отделяет Себя ни от кого, кроме тех, кто отделяет себя от Него. Он не отрекается ни от кого, кроме тех, кто первыми начали отрекаться от Него. Когда мы говорим об отречении от Христа, мы думаем об отречении апостола Петра, которого Господь так чудесно простил после его тройного исповедания веры и любви на вопрошание: «Любишь ли Меня?» Это значит, что никакое отречение не может быть непоправимо гибельным, бесповоротным. Нет такого греха, сколь бы ни был он тяжким, который бы был непрощаем. При условии покаяния и исповедания Христа, твердой веры, что Бог спасает и прощает.

Все самое драгоценное и подлинное в даре человеческой свободы заключается в этой способности сказать: «верую» – до пролития крови, если нужно. Вот о чем нельзя никогда забывать. До пролития крови! Это вовсе не обязательно означает мученичество. Но это часто требует от нас героической верности Господу в исполнении наших каждодневных обязанностей, требует мужества перед лицом приходящих к нам испытаний.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». Наша вера – самое требовательное и самое бескомпромиссное, что есть на земле. Где компромисс с ложью, там не может быть мира с Богом, мира с совестью и с другими людьми. Христос дал Своим ученикам меч слова, чтобы они могли поражать им всякое учение, восстающее на истину и угрожающее вечному спасению многих. Бог объявляет войну, и кто устоит! В этой войне мир всегда разделяется на тех, кто принимает Христа и тех, кто отвергает Его. И в этой войне врагами человека могут оказаться домашние его.

Может случиться, что любовь к жене или к детям, к близким, заставит отказаться от опасного служения, от жертвы – потому что недостанет мужества оставить родных или подвергнуть их опасности. Бывает, что кто-то не решается посвятить свою жизнь всецело Богу вследствие личной привязанности к одному человеку. Вспоминается евангельская притча о званых на пир, и всегда находящих повод сказать: «Имей меня отреченна». Во всех обстоятельствах, если мы не хотим утратить и небесного, и земного, все самое драгоценное, что есть у нас на земле, должно уступить место верности Богу.

Сегодняшнее евангельское зачало завершается стихом, взятым из следующей главы: «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». Совершая множество чудес, Господь показывает, что учение и проповедь должны всегда сопутствовать им и идти впереди их. Исцеление болящих – спасение тела, проповедь истины – спасение души. Господь проповедует в городах их – в самых населенных местах. Он забрасывает сеть там, где больше всего рыбы.

Как совместить коммунистические и христианские ценности? Этот вопрос волновал меня давно. Несмотря на то, что у меня есть друзья, которым близки одновременно коммунистические и христианские идеалы, я не понимала до конца, как у них в голове (и сердце) уживается одно с другим.

Безусловно, есть фундаментальные общие гуманистические идеалы, являющиеся святыми и для христианина и для коммуниста, например, справедливость или братство. Однако я считала, что верующий человек если и способен на борьбу, то только на борьбу с «неверными» (как это было во время крестовых походов) или на борьбу за утверждение своего видения христианского учения (вспомним жестокие религиозные войны католиков и протестантов).

Но на революционную борьбу за глобальное изменение существующего миропорядка - на это христиане не способны, ведь религия учит их смирению. «Все в руках Господа и человеку негоже вмешиваться в божий промысел», - обычно говорят верующие. Человек не должен восставать против существующих порядков, он должен покорно терпеть все тяготы судьбы, не роптать, избегать дурных поступков, думать о Боге - и тогда, наверное, после смерти его ждет райское блаженство.

Я думала так, и нельзя сказать, что я была совсем не права. Действительно, религия (имеющая свои канонические рамки) в большой своей части учит смирению и покорности. Она обещает награду за эту покорность в «небесном царстве», и человек утешается, зная об этой награде и веря в спасение души.

Однако не только этому учит христианская религия. Она учит тому, что в каждом человеке есть «искра божья». Но всегда ли человек способен проявить эту «искру божью», живя в мире несправедливости, неравенства, насилия, фальши? Нет, будучи задавленным (и даже не так важно чем: тяжелым физическим трудом на эксплуататора, как это было в XIX веке, или вечной погоней за вещами, как это происходит в современном обществе потребления), человек не может раскрыть в себе «божью искру», то есть, говоря светским языком, свой истинно человеческий творческий потенциал.

Иисус Христос учил, что надо возлюбить ближнего своего, как себя самого. Но можно ли, возлюбив ближнего и видя, что этот ближний не живет, а влачит жалкое существование задавленного скота, остаться равнодушным? Можно ли смиренно терпеть это?

Приверженцы теологии освобождения всегда однозначно отвечали на этот вопрос: «Нет!» И своими проповедями и делами подтверждали эту позицию. Религиозные деятели Камило Рестрепо, Антонио Карденаль, Сальвадор Ромеро и другие были также и революционными деятелями. Они посвятили свои жизни революционной борьбе и пошли на смерть за свои идеалы. Я прочла о них в статье «О коммунизме и марксизме - 53». Их высказывания и их судьбы потрясли меня!

Своими жизнями эти люди доказали, что религия - это не обязательно смирение и покорность. Религия может вдохновлять людей на борьбу против мировой несправедливости, против всего, что не дает разгореться в человеке «божьей искре». И я уверена, что это возгорание и есть преодоление человеком всех форм отчуждения, о котором говорил Карл Маркс.

Выходит, у религии и коммунизма куда больше общего, чем это может показаться на первый поверхностный взгляд. И, выходит, религия способна не только утешать, но и призывать людей на революционную борьбу с несправедливостью.

Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч» (Евангелие от Матфея, гл. 10). Эти слова очень важны для христиан-революционеров. Важны они и для меня. Не будучи верующим человеком, я, тем не менее, не могу отрицать огромного влияния на нашу культуру христианских ценностей, Священного Писания, фигуры Иисуса. И вот я думаю: что же он хотел сказать этим «не мир пришел Я принести, но меч» ? Ведь, конечно, не то, что мир на земле не нужен, а нужна война. Нет, Иисус Христос хотел мира, причем мира справедливого. Но он не желал, чтобы этот мир был дан людям за просто так, чтобы сами они ничего не сделали ради него. За мир надо бороться, человек вполне способен на это, и сам Иисус Христос вкладывает в его руку меч для этой священной борьбы.

Однако можно понимать высказывание Иисуса про меч и несколько другим способом. Меч - не как орудие борьбы, а как орудие, разрубающее связь со старым миром. Миром неравенства, безразличия и ненависти к себе подобным. Освободиться от прежних порядков во имя новых, решительно обрубить все концы - вот зачем принес человеку меч Иисус Христос.

Впрочем, первое и второе толкования не противоречат друг другу. Разруби мечом связь со старым миром несправедливости, борись с мечом за новый мир, защищай мечом свои идеалы высшей Справедливости. Но ведь это похоже на логику революционной борьбы, не правда ли? Думаю, именно так понимали свою миссию революционные деятели теологии освобождения, в этом был для них смысл жизни.

И ведь, в сущности, не так важно, верит человек в Бога или нет. Куда важнее, готов ли он в каждом человеке видеть «искру божью» (светский человек назовет это творческим потенциалом, «зародышем» нового человека, порывающегося к своим высшим возможностям). И не менее важно, готов ли человек бороться за мир, в котором «божьи искры» будут ярко гореть во всех людях, образуя все вместе единый Огонь, который согреет всё человечество и осветит ему (даст шанс прокладывать) дорогу в будущее.

Похожие публикации