Автомобильный портал

Выспишься спряжение глагола. Изучение частей речи: как определить спряжение глагола в русском языке. Семантика и грамматические особенности

Существует широкое и узкое понимание термина «спряжение глагола». В узком значении спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В широком значении термина спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам, числам и родам (с включением в него даже залога и вида). Мы будем рассматривать спряжение в узком понимании термина.

Различие в составе окончаний в формах настоящего и будущего простого времени дало возможность выделить два спряжения: первое и второе.

I спряжение II спряжение

Ешь (-ёшь)

Ете (-ёте)

Ет (-ёт)

Ат (-ят)

Образцы 1-ого спряжения:

Образцы 2-ого спряжения:

говоришь

говорите

Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

Способы определения спряжения глагола.

Существует два способа определения спряжения глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует нумерации. I способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

Правило определения спряжения по первому способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями - ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями - ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут - относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

Если окончание глагола безударно и отнесение его к какому-либо спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

Правило определения спряжения по второму способу – по инфинитиву:ко II спряжению относятся:

    все глаголы на - ить, кроме брить, стелить, зиждиться;

    4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать и слышать;

    7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми. Приведем их парадигмы:

хочу, бегу

хотим, бежим

хочешь, бежишь

хотите, бежите

хочет, бежит

хотят, бегут

Особоспрягаемыми(относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

дам, создам, ем, надоем

дадим, создадим, едим, надоедим

дашь, создашь, ешь, надоешь

дадите, создадите, едите, надоедите

даст, создаст, ест, надоест

дадут, создадут, едят, надоедят

Глагол чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными.

Не образуют форм 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.

Какие слова чаще встречаются в прозе, стихах, газетной передовице, да и просто в обывательском разговоре? Конечно, глаголы. Но мы их припоминаем, когда трудно установить, что писать в окончании: И или Е? Чтобы не затрудняться в этом, учите спряжение глаголов.

Спряжение – изменение глагола будущего и настоящего времени по лицам и числам.

Определяем спряжение глагола по личному окончанию

В русской речи у глаголов два спряжения.

В первом спряжении окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Во втором: -ишь, -ит, -им, -ити, -ат, -ят.

Глаголы с ударением на окончание под силу одолеть даже стопроцентному троечнику: как ухо слышит – так и пиши.

  • Конь бежит , земля дрожит , упадет – весь день лежит .
  • Зима занесет колючим снежком извилистые тропки, заскрипит на неглубоком ручейке лед, деревья и кустарники поспешат надеть теплые белоснежные наряды.

Узнаем спряжение глагола по инфинитиву

Если ударение идет на корень, примените правило.

  • Поставьте глагол в начальную форму, спросив: Что делать?
  • Если в окончании присутствует -ить – это 2 спряжение.
  • В других вариантах – 1 спряжение.
  • Помните о глаголах-исключениях второго спряжения, на -ать и -еть. Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть. Но зато терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.
  • Запомните – брить, стелить, зиждиться – 1 спряжение.

Потренируемся.

Школьник окапывает деревья, подливает их под корень дождевой водой, белит стволы известью от вредителей.

Подливает – подливать – 1 спряжение.

Окапывает – окапывать – 1 спряжение.

Белит – белить – 2 спряжение.


Не забываем о разноспрягаемых глаголах

Некоторые глаголы, сообразно лицевой формы, обладают окончаниями первого и второго спряжения.

  • Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
  • Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
  • Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.
  • Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
  • Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
  • Мысли бегут вразброд. 1 спр.


Запоминаем исключения

  • Глаголы с приставкой Вы – спрягаются, как и бесприставочные.

Сильный дождь льет весь день. 1 спр.

Он выльет месячную норму осадков. 1 спр.

  • Переходные глаголы с приставками обез-(обес) относятся ко второму спряжению. Обессилю, обессилишь. А непереходные – к первому. Обессилеть – обессилею.
  • Глаголы с одной основой, но различные по виду в спряжении не совпадают. Предлагаешь(несов. вид) – предлагает – первое спряжение. Предложить (сов. вид) – предложит – второе спряжение.


Как видите, правила несложные, исключений мало. Так что дерзайте: тренируйтесь, зубрите, добивайтесь, чтобы в письменные труды ваши не проскочили досадные ошибки, а за неграмотную СМС-ку друзья вас не засмеяли.

Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

Общая информация

Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.

Что такое спряжение?

Спряжением называют грамматическую которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.

В современном русском языке известны 2 которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.

О том, как определить спряжение

Чтобы правильно написать глагол, следует постоянно вспоминать правила по спряжениям.

Итак, давайте рассмотрим их более подробно. Для того чтобы узнать, какое спряжение у того или иного глагола, определить, какую именно гласную букву в его окончании следует писать, необходимо посмотреть, куда в проверяемом слове падает ударение. В том случае, если под ударным положением оказывается само окончание, то с его правописанием сразу становится все понятно. Это связано с тем, что гласная буква стоит в сильной позиции, а потому никаких сомнений возникнуть не должно.

Но что же делать, если вам все-таки необходимо выяснить, какое у того или иного слова спряжение? Правило спряжения гласит, что оно определяется по самой гласной. Таким образом, если под ударением стоят буквы «е», «ю» или «у», то можно смело указывать, что проверяемый глагол относится к первому спряжению. Если же сильную позицию занимают «я» или «а», то это второе спряжение.

Примеры определения спряжений по ударным окончаниям

Приведем конкретные примеры, которые помогут вам запомнить правила на спряжения:

  • СпЯт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ят. Соответственно, данное слово относится ко второму спряжению.
  • НесУт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ут. Соответственно, данное слово относится к первому спряжению.

Глаголы с приставкой вы-

Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы-. Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит - горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.

Как быть, если ударение не падает на глагольное окончание?

Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.

Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».

Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям

Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.

Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:

  • Рисует (что делает?) - это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует - (что делать?) рисовать.
  • Скажет (что сделает?) - это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет - (что сделать?) сказать.

Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.

Примеры определения 2-ого спряжения по безударным окончаниям

Правило 2 спряжения аналогично 1-му. Для начала приведем несколько примеров:

  • Ходите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Очень часто вместо безударного окончания -ите ученики пишут -ете. Для того чтобы правильно написать это слово, его требуется поставить в начальную форму: ходите - (что делать?) ходить.
  • Тратите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Вместо его окончания -ите ученики ошибочно ставят -ете. Для его правильного написания глагол также следует поставить в неопределенную форму: тратите - (что делать?) тратить.

Опираясь на данные примеры, можно смело сделать вывод о том, что глаголами 2-го спряжения называются те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить. В этом случае личные окончания таких слов будут следующими: -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.

Исключения из правил

У всех правил есть свои исключения. Так, слова «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить» необходимо относить к первому спряжению, даже несмотря на то, что в начальной форме они оканчиваются на "-ить". Таким образом, их личные окончания будут следующими: брить - бреют, бреются; зиждиться - зиждется; стелить - стелет, стелют и пр.

Помимо всего прочего, данное правило включает в себя и такие слова-исключения, как «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать». Все перечисленные выражения относятся ко второму спряжению, даже несмотря на то, что их инфинитив оканчивается на -еть и -ать. Таким образом, их личные окончания будут следующими: гнать - гонят, ненавидеть - ненавидят, обидеть - обидят, держать - держат, видеть - видят, терпеть - терпят, смотреть - смотрят, дышать - дышат, зависеть - зависят и пр.

Особенности спряжения глаголов

Помимо глаголов первого и второго спряжения, в нашем языке встречаются и разноспрягаемые слова. К ним относятся следующие: "бежать", "хотеть", "брезжить", "дать" и "чтить". Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что в одних формах таких глаголов используются окончания первого спряжения (чаще в единственном числе), а в других - второго (чаще во множественном числе). Приведем примеры:

  • он хочЕТ;
  • ты хочЕШЬ;
  • я хочУ;
  • они хотЯТ;
  • вы хотИТЕ;
  • мы хотИМ.

Как видно из примера, разноспрягаемое слово включает себя окончания как первого спряжения, так и второго.

Способы запоминания правил и исключений

В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы. Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений.

Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.

Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:

  • 1-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается не на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить»).
  • 2-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать»).

Чтобы облегчить процесс запоминания таких слов-исключений, был специально придуман следующий стишок, содержащий в себе все необходимые сведения:

Ко 2-ому же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ИТЬ,

Исключая брИТЬ, стелИТЬ.

А еще смотрЕТЬ, обидЕТЬ,

СлышАТЬ, видЕТЬ, ненавидЕТЬ,

ГнАТЬ, держАТЬ, дышАТЬ, терпЕТЬ,

И зависЕТЬ, и вертЕТЬ.

III. Спряжение глагола.

Спряжение - ϶ᴛᴏ изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и в прошедшем времени и сослагательном наклонении по родам.

Но само понятие ʼʼспряжениеʼʼ не имеет единого толкования. Оно может пониматься, как изменение глагола: - по лицам, числам, временам.

По лицам, числам, наклонениям

Для обозначения совокупности всœех форм чаще используется понятие парадигма, которая должна быть суженой и комплексной.

Учитывая зависимость отсистемы окончаний в личных формах единственного и множественного числа, настоящего и будущего простого времени всœе глаголы разделяются на два спряжения: I и II.

К I спряжению

1 лицо – у//ю

2 лицо – ешь

3 лицо – ет

Множественного числа:

1лицо – ем

2 лицо – ете

3 лицо – ут//ют

Ко II спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания единственного числа:

1 лицо – у//ю

2 лицо – ишь

3лицо – ит

Множественного числа:

1 лицо – им

2 лицо – ите

3 лицо – ат//ят

Выделяется группа глаголов с особенностями в спряжении. Это разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить. Эти глаголы образуют личные формы по I и II спряжению:

ПР: бежать, чтить – образуют личные формы по II спряжению, кроме формы 3 лица мн. числа.

Хотеть – в ед.ч. – по I спряжению,

Во мн.ч. – по II спряжению.

Глаголы: есть, нужноесть, дать, создать – сохраняют пережиточные формы древнерусского атематического спряжения. Οʜᴎ иногда выделяются в особое архаическое спряжение.

ПР: Ем дам

Едим дадим

Едите дадите

Едят дадут

Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов:

1. Поставить глагол в Inf.

2. Это глагол на –ить?

Глагол 3. Входит ли в число 11 глаголов-исключений?

II спряжения (гнать, дышать, держать, слышать; видеть,

Кроме: брить, стелить, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть,

Зыбиться, зиждиться. Зависеть, терпеть)

Глагол II спряжения Глагол I спряжения

При этом некоторые глаголы не имеют полной парадигмы личных форм. Образованию и употреблению тех или иных форм могут препятствовать:

1. Лексическое значение, несовместимое со значением форм 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа;

2. Неблагозвучие форм;

3. Омонимическое совпадение словоформ разных глаголов.

Это ʼʼнедостаточные ʼʼ глаголы.

1) ПР: глаголы: телиться, нестись, кипеть, сквозить, гаснуть, мерцать. ржаветь… несовместимо со значением 1-го и 2-го лица (кроме употребления в переносном значении)

ПР: глаголы: толпиться, сползтись, сбежаться, разбежаться… о действиях нескольких лиц, но не одного.

2) ПР: неблагозвучные формы образуют глаголы II спряжения с основой на –т, д, з, с: победить, шелœестеть, колесить, грезить, гвоздить, убедить, чудить, ощутить…

3) ПР: глаголы: дерзить, бузить, лишить имеют омонимичные формы (держу – держать, бужу – будить, лишу – лишить ).

Помимо этого существуют глаголы, которые могут образовывать два варианта одной формы. Это ʼʼизобилующие ʼʼ глаголы:

ПР: мяукать, брызгать, капать (мяукает – мяучет, брызгает – брызжет, капает – каплет) .

Более предпочтительными являются формы с чередованием согласных. При этом в некоторых случаях крайне важно учитывать семантику и особенности употребления:

ПР: Двигает (мебель), движет (порыв, чувство), брызгает (белье, когда гладят), брызжет (вода из шланга), метает (целœенаправленное действие), мечет (разнонаправленное, хаотическое), капает (повсœеместно), каплет (падает по капле).

III. Спряжение глагола. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "III. Спряжение глагола." 2017, 2018.

  • - III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. "____"... .


  • - III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,... .


  • - Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.).

    В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - Портрет XVIII века

    С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании... .


  • — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

    Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

    Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

    Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

    Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола .

    Что такое спряжение глагола?

    Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам .

    Как это выглядит на практике?

    Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

    Вспомним эти местоимения:

    Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

    Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

    Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

    Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

    Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

    Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания:

    -у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) .

    Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ):

    у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) .

    Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

    Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!

    Зачем определять спряжение глагола?

    Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

    Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

    (мы) се…м,

    (мы) вид…м.

    Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

    Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

    Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

    Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

    Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими:

    -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

    У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

    -ащ-, -ящ-, -им- .

    Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

    Как определить спряжение глагола?

    Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

    Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. )

    Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

    А вот, собственно говоря, само правило .

    Ко второму спряжению относятся:

    все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ;

    11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

    7 глаголов на -ЕТЬ:

    4 глагола на -АТЬ:

    К первому спряжению относятся

    все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться.

    Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

    Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

    Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

    Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

    Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

    Как применять правило?

    Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

    Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

    (мы) се…м,

    (они) кол…тся,

    (ты) пил…шь,

    (он) удерж…т.

    Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

    Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения :

    Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем .

    Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

    Без пропусков глагол выглядит так: колют ся .

    Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

    Без пропусков глагол пишется так: пилишь .

    Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

    Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит .

    Разноспрягаемые глаголы.

    Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми .

    Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят .

    Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

    Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) .

    Глаголы особого спряжения.

    Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

    Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ).

    Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ).

    Похожие публикации