Автомобильный портал

Нормы ударения в именах прилагательных. Урок русского языка "употребление в речи имен прилагательных" Ударение в глаголах

Цели урока : 1) совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, лексических, грамматических норм;

2) формировать навыки использования прилагательных в собственной речи с учётом их точного лексического значения и требования лексической сочетаемости.

I. Проверка умения проводить морфологический разбор прилагательных (проверка домашнего задания).

II. Повторение сведений о типах норм, существующих в русском языке (упр. 876).

III. Совершенствование умения использовать орфоэпический словарь для определения правильного произношения имён прилагательных (упр. 877).

IV. Отработка умения образовывать и правильно произносить формы степеней сравнения и краткие формы качественных имён прилагательных (упр. 878, 879).

V. Составление словосочетаний со сходными по звучанию однокоренными прилагательными с учётом требования лексической сочетаемости (упр. 880, 882).

В сильном классе попросим учеников вспомнить термин, которым называют однокоренные слова, сходные по звучанию, но различные по значению и лексической сочетаемости (паронимы).

VI. Определение домашнего задания.

Д. з.: упр. 881, или 883, или 884 (по выбору учащихся).

Примерное распределение времени урока : I этап – 5 мин., II этап – 3 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 2 мин.

Урок 170.

Тема. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных в речи. Закрепление (§ 67).

Цели урока : 1) совершенствование умения использовать прилагательные-паронимы с учётом особенностей их значения и употребления в речи;

2) организовать наблюдение за использованием в речи прилагательных с особой стилистической функцией и учить употреблять прилагательные с выразительной функцией в собственной речи;

3) обобщить изученное по теме «Имя прилагательное» на основе морфологического разбора разных форм этой части речи.

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся высказываются по содержанию домашней работы, записывают наиболее удачные словосочетания или предложения, составленные одноклассниками при выполнении выбранных ими упражнений.

II. Тренировка в умении исправлять речевые недочёты в употреблении прилагательных (упр. 885).

В слабом классе можно дать слова для справок: памятный, вязкий, вольнолюбивый, бездеятельный.

III. Наблюдение за образной функцией прилагательных в речи (упр. 887), анализ художественного текста, упр. 890).

Задание 1. Выразительно прочитайте текст. Какие чувства передаёт автор? Определите тему и главную мысль текста.

Недавно шел первый снег, и все в природе нахо­дилось под властью этого молодого снега. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах -- все было мягко, бело, молодо. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, по­хожее на белый, молодой, пушистый снег.

(По А. Чехову)

Задание 2. Какие виды описания использует автор? Слова какой части речи выполняют особую роль в создании описания? Докажите, что имена прилагательные позволяют описать не только состояние природы, но и состояние человека. Подумайте, какой эпитет передаёт ощущение свежести, новизны, которое испытывает автор.

Задание 3 . Подчеркните все имена прилагательные как члены предложения. Попытайтесь объяснить, почему слова первый, ярче не являются именами прилагательными.

Задание 4 . Проведите морфологический разбор одного прилагательного в краткой форме (на выбор) и прилагательного в форме сравнительной степени.

Анализируя текст, пятиклассники определят радостное, бодрое настроение, которое передаёт автор. Тема текста – «Первый снег». Автор передаёт мысль о том, что первый снег очень украшает природу и оживляет всё вокруг. Природа выглядит обновлённой, и это радует ощущением новизны, молодости, свежести. Ученики отметят роль в тексте эпитета молодой, который используется автором трижды. Тип речи – описание природы и описание состояния человека. В создании описания особая роль отведена прилагательным в полной, краткой форме и в простой форме сравнительной степени.

Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В прилагательных краткой формы с суффиксами - ив-, - лив-, - чив-, - им-, - н-, - альн-, - ельн-, - ист- ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы:

красИвый - красИв, красИва, красИво, красИвы;

говорлИвый - говорлИв, говорлИва, говорлИво, говорлИвы;

устОйчивый - устОйчив, устОйчива, устОйчиво, устОйчивы и т. д.

Перечень прилагательных, которые в краткой форме характеризуются перемещением ударения, не очень велик - как правило, это слова с односл. основами без суффиксов (или с прост., древними суффиксами - к-, - н-, частично "поглощенными" основой).

Существует некот. закономерность перемещения ударения в этих прилагательных, которая, однако, не всегда выдерживается: в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, в ост. кратких формах - на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме:

бЫстрый - бЫстр, быстрА, бЫстро, бЫстры;

гОдный - гОден, годнА, гОдно, гОдны;

густОй - гУст, густА, гУсто, гУсты.

Колебания ударения допускаются в следующих кратких прилагательных, отн. к среднему роду или употребл. во множ. числе:

бЕлы - белЫ мИлы - милЫ

велИки - великИ мАлы - малЫ вИдны - виднЫ нОвы - новЫ

врЕдны - вреднЫ высОко - высокО глубОко - глубокО гОдны - годнЫ

нУжны - нужнЫ пОлны - полнЫ стАры - старЫ

ширОки - широкИ

крУпны - крупнЫ

В русском литер. языке действует след. правило: если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной форме оно оказывается на суффиксе - ее: длиннА - длиннЕе, виднА - виднЕе, нужнА - нужнЕе и т. д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравн. степени оно остается на основе: красИва - красИвее, ленИва - ленИвее, ужАсна - ужАснее и т. д.

52. Ударение в глаголах. Формы прошедшего времени

Прежде всего необходимо сказать об ударении в часто употр. глаголах звонить, включить (и произв. от них), нормы произношения кот. нарушаются многими людьми. В этих глаголах при спряжении ударение всегда падает на личное окончание:

звонИть - звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

включИть - включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.

Аналогичная схема ударения используется во всех производных глаголах с приставками (позвонить, зазвонить, созвониться и т. д.; выключить, отключить, подключить и т. д.).

Очень часто колебания ударения наблюдаются также в глаголах с суффиксом - ировать. При спряжении таких глаголов ударение остается неподвижным, т. е. всегда падает на гласный и: конструИрую, конструИруешь, конструИрует и т. д.

В некоторых глаголах, вош. в русский язык в XIX в., ударение падает на посл. гласный - а (премировАть, пломбировАть и др.). При спряжении этих глаголов ударение всегда приходится на личные окончания: премирУю, премирУешь, премирУет и т. д.

Наименее устойчивы нормы ударения в глаголах прошедшего времени, страдат. причастиях и личных формах глаголов наст. и буд. времени. Ударение в глаголах прош. времени обычно совпадает с ударением в инфинитиве:

говорИть - говорИл, говорИла, говорИло, говорИли;

дЕлать - дЕлал, дЕлала, дЕлало, дЕлали.

Если инфинитив кончается на - сти, - чь, то ударение во всех формах прош. времени падает на окончание (за исключением формы мужского рода, кот. не имеет окончания):

вестИ - вел, велА, велО, велИ;

печь - пек, пеклА, пеклО, пеклИ.

Однако если в таких глаголах есть приставка вы-, то в формах прош. времени ударение всегда перемещается на нее:

вЫвести - вЫвел, вЫвела, вЫвело, вЫвели;

вЫпечь - вЫпек, вЫпекла, вЫпекло, вЫпекли.

В русском языке существует около 280 глаголов - непроизводных (без приставок и суффиксов), древних, односложных, оканч. на - ить или - ать, а также производных, образ. на базе сущ. теперь самост. основ - ня- и - ча-, в кот. особенно часто наблюдаются колебания ударения. Ударение в этих глаголах перемещается по следующей схеме: бЫть - бЫл, былА, бЫло, бЫли.

В эту группу входят перечисленные ниже глаголы и производные от них: брАть, взЯть, вИть, врАть, гнАть, гнИть, дАть, дрАть, ждАть, жИть, звАть, клЯсть, лгАть, лИть, пИть, плЫть, прЯсть, рвАть, слЫть, ткАть, донЯть, внЯть, занЯть, нанЯть, начАть.

В возвратных глаголах (с частицей - ся) ударение перемещается на окончание (в отличие от соотв. им невозвр. глаголов):

налИть - нАлил, налилА, нАлило, нАлили;

налИться - налИлся, налилАсь, налилОсь, налилИсь.

Упражнение 8. Произнесите имена прилагательные. Обоснуйте место ударения в них.

Альтовый, басовый, болотистый, бомбовый, бородавчатый, босой, брусчатый, валовой продукт, вересковый, взрывчатый, вишневый, вневременный, внучатый, временная работа, второочередной, гербовый, гиревой, грушевый, губчатый, двузубчатый, джинсовый, дискантовый, домовая книга, дымчатый, евангельский, желобчатый, знахарский, знойнее, зубчатый, ивовый, игольчатый, кедровый, козырной, коленчатый, коробчатый, красивее, красивейший, крупчатый, кухонный, лавровишневый, лавровый лист, ломберный стол, мальчиковый, манговый, маршевый, мелкозубчатый, мизерный, минусовый, мишурный, модерновый, мозаичный, моховой, мускулистый, ножевой, объездной, отроческий, отходная молитва, переходный, пиковый, пихтовый, пурпурный, пуховый, рубчатый, сахаристый, семейство лавровых, синусоидальный, скабрезный, скобчатый, сливовый, спиртовой, стенописный, стрельчатый, суповой, теноровый, тигровый, украинский, уставный, факсимильный, христианский, экспертный, языковая колбаса, языковой барьер.

Упражнение 9. Образуйте все краткие формы от следующих прилагательных. В каких случаях возможно сосуществование в литературном языке нескольких вариантов одной формы? Как соотносятся эти варианты?

Алчный, бедный, белый, бледный, близкий, бойкий, больной, бурный, важный, верный, весёлый, вечный, вздорный, видный (видимый, различимый), вкусный, влажный, властный, вредный, высокий, гибкий, гладкий, глубокий, глупый, глухой, голодный, голый, гордый (испытывающий гордость), гордый (высокомерный), горький, горячий, громкий, грубый, грустный, грязный, густой, далёкий, дешёвый, дикий, длинный, добрый, дорогой, дружный, жадный, жалкий, жаркий, жёлтый, жёлчный, жёсткий, живой, жидкий, жирный, звонкий, зелёный, знойный, кислый, короткий, косный, косой, красный, краткий, крепкий, кривой, круглый, крупный, крутой, ловкий, малый, мелкий, меткий, милый, мирный, модный, мокрый, молодой, мощный, мрачный, мягкий, нагой, нежный, низкий, новый, нужный, общий (не конкретный, схематичный), общий (принадлежащий всем), опасный, острый (не тупой), острый (остроумный), пёстрый, плотный, плохой, полный (исчерпывающий), правый (справедливый; содержащий правду), простой, прочный, прямой, пустой, равный, редкий, резкий, робкий, ровный, свежий, светлый, седой, серый, сильный, скромный, скупой, скучный, слабый, славный, сладкий, слепой, сложный, смелый, солёный, сочный, спелый, спорный, срочный, старый, странный, страшный, строгий, сухой, сырой, сытый, твёрдый, тёплый, тесный, тихий, толстый, тонкий, точный, трудный, тупой, тяжёлый, удобный, узкий, умный, хитрый, хищный, холодный, храбрый, худой, целый, чёрный, честный, чистый, чуткий, широкий, юный, юркий, яркий, ясный.

Упражнение 10. Прочитайте предложения, обращая внимание на произношение прилагательных. Обоснуйте место ударения в различных формах прилагательных. В каких случаях возможны варианты произношения? Как соотносятся эти варианты?

1. Мы купили кухонный гарнитур. 2. Экспертная группа приступила к работе. 3. По городу был нанесён бомбовый удар. 4. Мне не выиграть без козырного пикового туза. 5. Мы планируем увеличение валового продукта на десять процентов. 6. В магазин поступило факсимильное издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. 7. Очень полезны для здоровья вишневый, сливовый, грушевый, манговый соки. 8. Больному не было сделано спиртового компресса. 9. Домовая книга находится у ответственного квартиросъёмщика. 10. Я купил джинсовый костюм. 11. Наша деревня кажется мне красивейшим местом на всём белом свете. 12. Новые ботинки значительно удобнее старых. 13. За эти годы мать сделалась как-то торопливее, суетливее. 14. Ваш букет получился красивее моего. 15. Ваши выводы верны. 16. Она слишком алчна. 17. Потолки низки, а коридоры узки. 18. Ты очень бледна и грустна. 19. Новые брюки тебе велики и длинны, а старые - малы. 20. Она слишком властна. 21. Для нас очень важна эта сделка, но важно и соблюдение всех предыдущих обязательств. 22. Вы слишком веселы и бойки сегодня. 23. Его доводы просты и ясны, потому что верны, а твои - слишком общи. 24. Редки такие тихие вечера в нашем доме. 25. Мне горьки твои упрёки. 26. Вы глухи к моей просьбе. 27. Мы дружны с детства. 28. Вы грубы и вздорны. 29. Ваше молчание во время спора было умно и неопасно.

Русский язык – очень богатый. Немалую роль в этом играет такая часть речи как прилагательное, которое указывает на характерный признак предмета. В этой статье вы узнаете, что обозначает прилагательное, на какие вопросы отвечает и как определяется в предложении.

Что такое имя прилагательное как часть речи?

Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный, зелен, добр) .

В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).

Имя прилагательное как часть речи изучается в 4-6 классах.

На какие вопросы отвечает прилагательное?

Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой (Какая? Какое?), Чей? (Чья? Чье?) и Каков? , а также их производные формы, в зависимости от того, в форме какого падежа, рода и числа употребляется слово (например: выпал снег (какой?) белый , найти нору (чью?) лисью ).

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Что обозначают прилагательные?

В русском языке основной ролью прилагательных в речи является определение предметов (лиц, явлений, состояний). По значению прилагательные принято разделять на три разряда:

  • Качественные – указывают на конкретные качества предметов (вес, величину, возраст, цвет, внешний вид, внутренние характеристики), имеют степени сравнения.

    Примеры конкретных имен прилагательных : тяжелый, красный, трудолюбивый, милый, моложе, красивейший.

  • Относительные – обозначают признаки, выражающие отношения одного предмета к другому (материал, местность, назначение, время).

    Примеры относительных прилагательных : английский, приволжский, прошлогодний, еженедельный, игральный .

  • Притяжательные – указывают на признак предмета по его принадлежности определенному лицу либо животному (отвечают на вопросы Чей? Чья? Чье? ).

    Примеры притяжательных прилагательных: мамин, рыбачий, отцов, заячий, соболий .

Какие бывают прилагательные?

В русском языке прилагательные представлены двумя рядами форм:

  • Полные – прилагательные, изменяющиеся по родам, числам и падежам, в предложении выступают в роли определения (крепкая, ореховое, долгий) .
  • Краткие – прилагательные, которые изменяются по числам и родам, в предложении употребляются в качестве сказуемого (стар, надежны, беззаботна) .

Морфологические признаки прилагательных

Имена прилагательные имеют постоянные (неизменяемые) и непостоянные (изменяемые) морфологические признаки .

К постоянным грамматическим категориям прилагательных относятся:

  • Разряд по значению (качественные, притяжательные, относительные);
  • Степень сравнения (положительная, сравнительная и превосходная);
  • Полная либо краткая форма.

Непостоянными морфологически признаками прилагательных являются:

  • Число;
  • Падеж.

Как определить прилагательное?

Чтобы определить прилагательное в устной или письменной речи, поставьте к слову вопросы данной части речи (Какой? Чей? , Каков? и их производные), а также выясните наличие у слова основных грамматических и синтаксических признаков имен прилагательных (разряд по значению, степень сравнения, склоняемость по родам, числам и падежам и др.).

Конспект урока. русский язык. 6 класс.

Тема: Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: Урок - практикум.

Образовательная технология : личностно – ориентированная с использованием компьютерных технологий .

Цели урока: 1) углубить представление учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; 2) тренировать умение использовать несклоняемые имена существительные в составе словосочетаний прил. + сущ. ; 3) совершенствовать умение проводить лексический анализ существительных с помощью толкового словаря с целью их правильного использования в собственной речи; 4) воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям; 5) совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;

Задачи: 1) систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; 2) продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; 3) воспитывать познавательную активность

Ход урока

1. Организация класса к уроку. Сообщение темы и цели.

Работа над эпиграфом и высказыванием.

« Существительное – дирижёр грамматического оркестра» В. Ветвицкий (слайд 1)

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Слово учителя. Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».(слайд 2)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Ребята,какую картину вы представили? (Тишина. Лунная ночь. Слышится пение соловья).

Посчитайте, сколько существительных в этом стихотворении?(14)

А сколько всего слов? (22)

Чем примечательно это стихотворение? (Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных).

Почему в этом стихотворении так много существительных? Что рисует автор? (картины)

Сделаем вывод (помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.)

Какие цели мы поставим на этом уроке?

2. Наблюдение над языковым материалом . Фронтальный опрос.

Что такое имя существительное?

На какие группы делятся существительные?

Какие грамматические признаки существительного есть?

Какие существительные относятся к общему роду?

3. Орфоэпическая разминка (слайд 3)

Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией? Давайте вспомним слова, при произношении которых могут возникнуть подобные трудности:

тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность;

4. Работа с учебником по актуализации знаний.

упр228 (слайд 4)

Расставьте правильно ударение, проверка по цепочке, начиная с 1 ряда

Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы).

Тема нашего сегодняшнего урока - Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы. (слайд 5)

Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть это в толковом словарике. Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы? (Образец словоизменения существительных, общие правила для изменения сущ. по падежам и числам).

Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это слова:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -

Будут польта выдавать.

Какие это слова? (кенгуру, такси,кино и др).

Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные).

Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 230. Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника. (слайд 6)

Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем – всем классом, затем отдельными учениками.

Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Вспомните правило об употреблении тире в предложениях

А теперь проверьте правильность своих ответов (слайд 7)

Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило.

5. Синтаксическая пятиминутка. самостоятельная работа по парам

Составить в паре предложения с тире

1 ряд - Между подлежащим и сказуемым

2 ряд- В предложениях с обобщающими словами при однородных членах

3 ряд- В предложениях с прямой речью.

Проверка составленных предложений

6. Работа с учебником по актуализации знаний.

упр. 233 Читаем задание. Записываем слова в две колонки, как предложено в упражнении. Проверяем себя по словарю «Говорите правильно».

После самостоятельной работы детей – самопроверка учащихся (слайд 8)

Давайте прочитаем эти слова с числительными, выполнив задание 3.

7. Повторение. Словарный диктант.

Вставьте пропущенные буквы (слайд 9)

1 группа (1 вариант)

Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,

пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.

2 группа (2 вариант)

Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.

8 Итоги урока. Рефлексия

Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву (слайд 10)

Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»

Евстигнеева спросили:

Как вы думаете, он сможет стать артистом?

На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Он берет ручку и пишет всего одно слово:

НИКАДА!

Почему так ответил Евстигнеев?

Подведение итогов урока

Что о существительном нам удалось вспомнить?

Что повторили на уроке? Какие правила?

- Что нового узнали?

Оценивание

Домашнее задание (слайд 11) упр 240, п.24

Похожие публикации