Автомобильный портал

Урок по некрасову мороз красный нос. Конспект урока по литературе "Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»". «Образ русской женщины. Проверка домашнего задания

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка

Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

    Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.

Оборудование:

    Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова

Структура урока

I. Орг. момент

II. Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

IV. Проверка домашнего задания

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V. Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI. Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение по цепочке

    Выборочное чтение

    Работа с картиной «Крестьянка»

    Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

VIII. Творческая работа учащихся

IX. Домашнее задание

X. Итог урока

XI. Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Ход урока

I. Орг. момент

Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.

III. Чтение учащимися стихов

- Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.

IV. Проверка домашнего задания

    Беседа

В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3. Вывод

К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

    Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.

    Словарная работа

(запись в тетради)

    Убогая – бедная

    Будни – трудовые дни

    Нужда – нищета

    Воздаяние – награда

    Не сробеет – не испугается

    Хата – дом

    Чтение учителем поэмы

О ком это стихотворение?

Правильно, о крестьянке.

VI . Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение «по цепочке»

    Выборочное чтение

    С кем сравнивает поэт русскую женщину?

    Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

    Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

    Как отдыхает (6, 7 столбик)

    Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

    Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

    Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

    Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

    Чтение поэмы учениками

VIII. Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.

X . Итог урока

    Поэт убежден, что счастье народа в труде.

В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Тема : «Есть женщины в русских селениях»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.

Педагогические цели:

Познакомить учащихся с творчеством Н. Некрасова;

формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

формировать навыки анализа лирического текста;

учить формировать свое отношение к прочитанному;

воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Педагогические задачи:

уметь определять тематику, описывать героя произведения;

развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают отрывок из поэмы, объясняют свое отношение к нему, находят сравнения, описания и эпитеты в тексте; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

Метапредметные:

Регулятивные : самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознано о произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; сопоставляют полученные ответы.

Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Оборудование : мультимедийная презентация, кластер, раздаточный материал, лексические словари.

Ход урока

    Мотивирование к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На слайде вы видите портрет писателя и даты его жизни. Назовите его фамилию, имя и отчество. (Н.А.Некрасов) Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о поэте и его произведениях из курса начальной школы.

Биография Н.А.Некрасов (рассказывает ученик)

Николай Некрасов родился на Украине 10 декабря 1821 года, где тогда служил его отец. Вскоре отец Николая вышел в отставку и вернулся с семьей в родные места ̶ в деревню Грешнево. Здесь, на берегу могучей и прекрасной реки Волги, прошло детство писателя.

Барский дом, большой и просторный, окнами глядел на дорогу. Очень часто уставшие путешественники присаживались отдохнуть и «начинались рассказы»:

Случалось, тут целые дни пролетали,

Что новый прохожий, то новый рассказ…

Отец Николая был богатым человеком ̶ помещиком. Он был жестокий. Не жалел крестьян, которые трудились на него с утра до позднего вечера. Не жалел он и мать Николая, которая ради счастья детей, терпеливо сносила обиды.

Но самое страшное воспоминание из детства – это встреча с бурлаками. Бурлаки ̶ рабочие крестьяне, которые тянут на веревке суда против течения.

Оборванные люди, стонавшие от боли и тяжести, шли по берегу и тянули по воде судно с грузом.

Жестокий отец, встреча с бурлаками ̶ были не заживавшими ранами детства, которые стали началом его поэзии.

Потом была гимназия, где Некрасов написал свои первые стихи.

В 16 лет, без разрешения отца, Некрасов уехал в Петербург. Отец пришел в ярость, и оставил Николая без денег и поддержки.

Но, несмотря на это, Николай учился и работал, и стал известнейшим русским писателем. Писал он о Родине: её лесах и полях, снегах и морозах, о простых людях.

Писал Николай Некрасов и о детях. Его герои – крестьянские ребята, которые с малых лет помогали своим родителям.

В стихотворении Некрасова «Мужичок с ноготок» маленький шестилетний мальчик, как и отец, опора семьи, её кормилец. Вот он:

В больших сапогах,

В полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

А сам с ноготок!

Есть у Некрасова и забавные герои ̶ «Генерал Топтыгин».

Человек, который смотрел за порядком на почтовой станции, принял медведя за генерала:

Только стон кругом стоял:

«Очищай дорогу!

Сам Топтыгин генерал

Едет на берлогу!

А вспомним доброго дедушку Мазая, который спас зайцев от верной смерти в весенний разлив рек.

Вот такие замечательные стихи у Николая Некрасова.

А еще Некрасов был очень хорошим охотником. Он так любил охоту, что в Новгороде, в местечке «Чудовская Лука», купил себе небольшой охотничий домик, куда приезжал летом и осенью, охотился и писал стихи. Сейчас в Чудовской луке открыт музей Н.А. Некрасова, который напоминает о тех далеких днях, когда здесь гостил великий русский поэт. А перед домом поставлен памятник: Николай Алексеевич Некрасов с ружьем и охотничьей собакой встречают приезжающих сюда туристов.

Людям настолько понравилось творчество писателя, что они открыли ещё и музей-заповедник, с загадочным названием «Карабиха». Карабиха ̶ это название деревни, расположенной в Ярославской области. Это музей- усадьба, в которой жил писатель. Ежегодно, вот уже более 40 лет, в первую субботу июля, Карабиха приглашает всех на Некрасовский праздник. Со сцены под открытым небом звучат стихи Некрасова, звучит музыка, исполняются песни.

В 55 Николай Некрасов заболел. Врачи не могли справиться с тяжелой болезнью. А через некоторое время, писатель умер. Похоронен Николай Алексеевич Некрасов на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, среди самых известных писателей.

Интересные факты из жизни Н.А.Некрасова (рассказ учителя)

Отец хотел отправить Некрасова-младшего в дворянский полк, но тот сбежал и вольнослушателем филологического факультета. Отцу это очень не нравится. Это даже его гневает и он грозится лишить его наследства и перестает финансировать его. Из-за этого Некрасову приходится постоянно голодать, работать на разных низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить себя. Спать приходится в самых дешевых ночлежках, если вообще не на улице.

На похороны Некрасова пришло огромное количество народу, среди которых были знаменитые писатели и поэты. Когда Достоевский говорил речь, то он сказал, что Некрасов был на третьем месте среди поэтов после Пушкина и Лермонтова. За такое заявление он был освистан и все кричали, что Некрасов был лучшим.

Демонстрация презентации « Русские женщины».

- На слайдах представлены образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

- Как вы это определили? (Мы увидели на слайде русских женщин)

-Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие и т.д.)

Рассказ учителя:

Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». В этом произведении Н.А. Некрасовым воспеты трудолюбие, гордость и достоинство, стойкость русской женщины. Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.

Ребята, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? (Русские женщины)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть женщины в русских селениях»

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

4. Постановка учебной задачи урока

Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.

    Познакомиться…(с отрывком из поэмы «Мороз,красный нос»)

    Проанализировать…. (это произведение)

А) Составление кластера (проблемный метод)

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

Лексическая работа (работа со словарями) :

«Образ» - вид, облик

«Идеал» - Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний.

(Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".)

Кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины.

К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.

Б) Целевая установка

Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Работа с текстом

Итак ребята, мы сейчас прослушаем отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос». (Прослушивание отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях")

Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.

Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным с Н.А. Некрасовым? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы)

По ходу работы нам нужно, выяснить, какие фразы из поэмы стали крылатыми.(после прочтения отрывка)

    Лексическая работа (крестьянка, зрячий, убогая обстановка, лицо величаво, конный, лясы точить, ухват)

    Чтение учащимися отрывка из поэмы.

Определение рифмы (перекрестная)

6.Первичное закрепление

Аналитическая работа с текстом ( Работа в группах)

Задания :

1 группа: Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька. Русская женщина показана со стороны, разными глазами. Так автор убеждает нас в достоверности созданного портрета. « Их разве слепой не заметит…А зрячий о них говорит…», « Я видывал , как она косит…», « Какой-то парнёк изловчился…И кверху подбросил их, шут…», «« Утеха!» - твердят мужики меж собой», « У ней не решится соседка …Ухвата, горшка попросить» )

Учащиеся приводят примеры из текста

2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.

( Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Н.А. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом:

« как в раме». Зубы сравниваются с « крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, « как на стуле», т.е. уверенно, спокойно.)

3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

( Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…»,

« Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…», « сердечный смех», « румяные губы», нарядная матка».

Таким образом, русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая, уверенная в себе, спокойная, терпеливая. ) Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба.( - Во-первых, она настоящая женщина . - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- « красивая и мощная славянка» , в простонародном смысле - « нарядная матка», торжественно - « женщина русской земли» . Таким образом, русская женщина настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Применение поискового метода

Найдите в тексте описание и выпишите(таблица) :

внешней красоты женщины;

внутреннего мира;

женщина в работе;

женщина на отдыхе;

женщина как хранительница домашнего очага;

женщина – мать.

Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины – прекрасен.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Создание синквейна (исследовательский метод)

Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте словесный идеал некрасовской женщины, а точнее синквейн. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Женщина

Красивая, терпеливая

Любить, восхищаться, любоваться

Достойна уважения

Гордость.

Работа в парах:

Учащимся предлагается таблица, состоящая из двух столбиков. 1 столбик-

« Качества, которыми обладает русская женщина-крестьянка», 2 столбик –

« Качества, которыми обладает современная женщина»

( Дети заполняют таблицу и делают сравнительную характеристику.

Вывод.Русская женщина, живущая в деревне, очень похожа на русскую крестьянку. Она трудолюбивая, сильная, красивая, ответственная, уверенная в себе, строгая. Однако, не все деревенские современные женщины такие. Городская же современная женщина совершенно другая. Но всех женщин объединяет красота, сила духа, гордость, терпение. Это только одно из высказанных мнений.)

8. Итоговая беседа. Рефлексия

Как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки?(Образ русской женщины - крестьянки создаётся с помощью приёмов, показывающих достоверность созданного портрета.)

Охарактеризуйте образ русской женщины-крестьянки. (Дети, пользуясь таблицей, характеризуют образ крестьянки.)

Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины?

(Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина.)

Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными? (Ответы детей)

Какие фразы стали крылатыми? («Есть женщины в русских селеньях»

«Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!»)

Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. (Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым.)

10. Домашнее задание

Написать сочинение на тему "Русские женщины"






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

образовательные:

  • создать, условия для знакомства обучающихся с отрывком из произведением Некрасова;
  • обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения Н.Некрасова.
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • сравнить образ Мороза в творчестве Н. Некрасова со сказочным образом.
  • создать условия для написания обучающимися спнквейна - как способа характеристики персонажа.
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально–творческую деятельность;

развивающие:

  • развивать умения проводить мини-исследования художественного текста;
  • умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

воспитательные:

  • формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе;
  • воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста

Форма урока: урок-исследование.

Формирование УУД:

познавательные:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • выделять существенные признаки объекта;
  • строить рассуждения.

регулятивные: развивать умения:

  • высказывать свои предположения на основе изученного материала;
  • формулировать тему и цель урока;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные:

  • строить речевые высказывания; работать в паре, согласовывать свои действия с партнёрами.

личностные:

  • развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • читать осознанно, выразительно, без ошибок;
  • работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.

Личностные :

  • проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
  • интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • оформлять свою речь в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре;
  • уметь находить в тексте ответы на вопросы;
  • уметь ориентироваться осуществлять анализ произведений;
  • уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Основные понятия : олицетворения, эпитеты, сравнения, синквейн.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование : проектор, презентация к уроку, учебник “Литературное чтение”, 4 класс, Л.Ф. Климанова, (УМК “Перспектива”). Приложение .

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. (1 мин.)
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

Давайте поприветствуем гостей нашего урока аплодисментами.

Спасибо, садитесь!

Определение темы, задач урока, мотивация. (5 мин.)
Начнём наш урок с “Мысли в подарок”

(Слайд 2) Прочтите эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?

Значит, в какой форме пройдёт наш урок сегодня?

Девиз нашего урока:

А разве можно исследовать литературное произведение? Как?

Чтобы определить предмет нашего исследования, предлагаю Вам отгадать загадку.

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

Какой бывает мороз?

Посмотрите на экран.

(просмотр видеоролика, в презентации кликнуть на снежинку)

– Знаком ли вам этот отрывок? Из какой сказки? (Морозко)

– А знаете ли вы, кто создал этот фильм? Слайд

Создателем этого фильма был известный режиссер-сказочник Александр Роу. Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы выросли на его великолепных сказках.

Это мороз

трескучий, слабый, сильный

Добрый, заботливый, справедливый.

– Посмотрите на главного героя. Что вы можете сказать? Какой он?

Прослушайте отрывок и вспомните, о какой сказке идёт речь.

“Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пушистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:

Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?

Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик.

Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

И старик пошел вперед, неслышно ступая по льду своими мягкими белоснежными валенками.

Евгений Шварц “Два брата”

Слайд

Каким здесь нам представляется Прадедушка Мороз?

Итак, что будет предметом нашего исследования?

Предположите, какой мороз – мороз – природное явление или мороз – литературный персонаж? Почему?

Вы совершенно правы.

Итак, каким может быть Мороз в литературных произведениях? А может быть? От чего это зависит? Возникла проблема?

Спокойный, равнодушный,

Мороз - литературный персонаж

Добрый, справедливый

Злой, равнодушный

Слайд - весы

– Давайте откроем учебник на с.125 и прочитаем название произведения, с которым будем работать. Прочтите имя поэта.

Что вы знаете об этом человеке?

Выдвижение гипотез.

– Давайте попробуем предположить, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова

Сформулируйте гипотезу исследования. Слайд

– Какую же цель мы поставим для работы на уроке?

Цели :

познакомиться... с новым произведение

исследовать... характер героя

понять... что хотел нам сказать поэт.

Гипотеза : предположим, что Мороз в произведении Некрасова добрый, весёлый, крепкий.

Цель : выяснить, каким изобразил Мороза Некрасов в своём стихотворении.

Исследовательская работа
– Сегодня нам предстоит необычная работа – исследовать образ Мороза.

– При помощи, каких видов работ мы сможем это узнать? Как мы сможем это сделать?

Провести анализ произведения

Составить характеристику героя. (Найти в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)

– Посмотрите, что же у нас получилось? Слайд

План работы

Первичное восприятие текста.

– Я предлагаю вам прослушать это стихотворение в исполнении народного артиста СССР Алексея Николаевича Грибова. Но во время прослушивания ваша задача – следить за текстом и подчёркивать непонятные слова. Но в учебнике подчёркивать не рекомендуется, поэтому вы будете работать в листах.

– Понравилось вам произведение? Чем оно вас затронуло?

Повторное чтение с остановками.

Нам нужно передать образ Мороза через интонацию.

неспешно, важно, строго

Мороз обходит свои владения, осматривает, значит делает всё неспеша

- Как будем читать вторую часть? гордо, хвастливо

- чтение 1 четверостишия

– Какие непонятные слова вам встретились в этой части?

Какие владения обходит Мороз?

гордо, хвастливо

Бор – сосновый лес. Воевода – в старину предводитель войска на Руси. Дозор – сторожит.

Владенья – собственность.

Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится

- Каким представляется образ Мороза?

- чтение 2 четверостишия

А здесь, вы каким его представили?

Он какой?

открываю строчки на доске

строгий, грозный

- чтение 3 четверостишия

Что вы можете сейчас о нём сказать?

Он какой?

внимательный, чуткий, заботливый, утончённый, имеет изысканный вкус заботливый
- чтение 4 четверостишия

Как движется Мороз?

Какой внешний вид у Мороза?

важно, медленно

пугающий, устрашающий

косматая борода

- чтение 5 четверостишия

Как Мороз себя тешит, развлекает?

Он какой?

– Какое непонятное слово встретили?

шаловливый, игривый Палица – дубина с шипами утолщённая с одного конца, оружие русских богатырей
- чтение песни

–Прочитаем стихотворение до конца.

– Назовите непонятные слова.

Обоз – группа повозок.

Казна – ценности, деньги.

Не скудеет – не становится беднее

Добро – богатство.

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами.

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, блеском,

серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

Алмазы, жемчуг, серебро – это метафора..
- Совпадает ли образ Мороза, уже сложенный у нас, с образом в его песне? Почему?

– Каким здесь показан Мороз?

– Найдём строчки, подтверждающие это:

строгий (Покорны метели, снега и туманы),

пугающий (Реки надолго упрячу под лёд),

любящий красоту (Я царство своё убираю...).

Сильным, огромным, суровым, властный, всемогущий, богатый, щедрый, волшебник)

Физминутка

Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду?

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха.

Подышим? Встали.

Я говорю слова, а вы показываете действия.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши.

трудно, закрываем рот и нос

– На сколько частей можно разделить стихотворение? 1. Обход владений. Дозор.

2. Песня мороза. Хвастливая песня. Удалая песня

- Почему автор назвал Мороза воеводой? Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья.
- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?

– Как вы думаете, если Мороз – воевода, у него должно быть своё войско? Что же это за войско?

Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов.

Метели, вьюги, снега.

– Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так думаете?

– Ну а раз Мороз-воевода сказочный герой, то давайте попробуем найти в тексте те литературные приёмы, которые использовал Некрасов, чтобы мы ясно представили этого сказочного героя в образе живого человека. Что это за приёмы? (Слайд)

Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки.
Олицетворение – приписывание неодушевлённым предметам свойств и действий, присущих человеку.

– Найдите олицетворения, присущие Морозу. Прочитайте

ветер бушует; ручьи побежали; солнце играет; метели, снега и туманы покорны

Чтобы показать силу, могущество огромные размеры Мороза.

Эпитеты – Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее.

– Найдите эпитеты, относящиеся к Морозу.

косматая борода, удалая, хвастливая песня

чтобы мы яснее представили портрет этого героя

Сравнения – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому

Метафора – название одного предмета переносится на другой на основании их сходства

Проведём исследования в группах

1 группа: “Реалисты”

Дополните образ Мороза, ответив на вопросы:

1. О каких ледяных мостах говорится в песне?

2. Почему Мороза можно назвать “строителем”, “созидателем”?

3. Какими богатствами он владеет?

2 группа: “Оптимисты”

Докажите, что Мороз – положительный герой

3 группа: “Пессимисты”

Докажите, что Мороз – отрицательный герой

4 группа: “Журналисты”

Словесно нарисуйте образ Мороза-воеводы

упрячу под гнёт, царство моё убираю в алмазы, жемчуг, серебро

Сравнение двух образов Морозов.

– Вспомните фрагмент из фильма “Морозко”. Похож ли Некрасовский Мороз-воевода на героя фильма Александра Роу? В чём отличия и сходство?

Чем же отличается образ Мороза у Н.Некрасова от образа в русских сказках?

В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. В сказках он - Морозко, а у Некрасова - Мороз-воевода.
Какими эпитетами его можно наградить?

Какова основная мысль стих-ния?

Составление синквейна.

А теперь разделимся на 2 группы.

– Предлагаю составить портрет Мороза – воеводы.

– Какой он? Подберите и запишите 2 прилагательных.

– Какие действия он совершает? Запишите 3 глагола

– Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше личное отношение к Морозу-воеводе.

– Какие ассоциации вызывает у вас слово Мороз-воевода? Запишите одним словом.

Проверка.

Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.
Итог и рефлексия.

Произведение какого поэта мы читали на уроке?

– Как оно называется?

– Какую цель мы ставили в начале урока? (Слайд).

– Достигли ли мы поставленной цели? (Да).

Подтвердилась ли наша гипотеза?

– Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, описанию Мороза в стихотворении Некрасова?

– С чем это связано?

– Какие приёмы использовал Некрасов, чтобы показать нам Мороза - воеводу во всей своей красе?

Каким мы его увидели?

Какой, по-вашему мнению, образ соответствует стихотворению?

– Какая работа показалась вам самой интересной?

– В чём вы испытали затруднения?

– Закончите предложение: Слайд

Соприкосновение с поэзией Некрасова помогло мне.....(увидеть красоту русской природы, увидеть необычное в обычных вещах).

Не совсем.

Мы строили свои предположения, не прочитав произведения.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

он властный, всемогущий, богатый, сильный, щедрый, волшебник

Ребята, так какая же зима у Некрасова?

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

Некрасов нам говорит: “Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное”.

Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (да)

живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг и увидишь чудо

Оценивание работы на уроке.

Самооценка.

Какую оценку за урок вы бы себе поставили?

Взаимооценка.

Кому на уроке вы хотели бы сказать спасибо за плодотворную работу? Без кого бы наш урок не получился?

- Рефлексия эмоционального состояния.

Домашнее задание.

– Задание на дом вы можете выбрать для себя сами:

1. составить сказку о Морозе – воеводе

2. выучить любую часть стихотворение наизусть

3. подготовить выразительное чтение стихотворения.

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка

Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

    Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.

Оборудование:

    Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова

Структура урока

I . Орг. момент

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V . Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI . Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение по цепочке

    Выборочное чтение

    Работа с картиной «Крестьянка»

    Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

IX . Домашнее задание

X . Итог урока

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Ход урока

I . Орг. момент

— Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.

III . Чтение учащимися стихов

— Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.

IV . Проверка домашнего задания

    Беседа

— В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

— Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

— Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

— Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3 . Вывод

— К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

— Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

— Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

— Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

    Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.

    Словарная работа

(запись в тетради)

    Убогая – бедная

    Будни – трудовые дни

    Нужда – нищета

    Воздаяние – награда

    Не сробеет – не испугается

    Хата – дом

    Чтение учителем поэмы

— О ком это стихотворение?

— Правильно, о крестьянке.

VI . Физминутка

VII . Работа с текстом

    Чтение «по цепочке»

    Выборочное чтение

    С кем сравнивает поэт русскую женщину?

    Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

    Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

— Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

— Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

— Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

— Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

    Как отдыхает (6, 7 столбик)

    Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

    Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

    Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

— Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

    Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

    Чтение поэмы учениками

VIII . Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.

X . Итог урока

    Поэт убежден, что счастье народа в труде.

— В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Н. А. Некрасов. "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины"

Тема урока: Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины ХIХ в.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Постановка учебных задач урока.

IY. Работа по теме урока.

    Знакомство со статьёй учебника о Н. А Некрасове (с. 171)

    Слово учителя.

    Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы. В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.

    Знакомство с текстом отрывка.

1. Прослушивание фонохрестоматии для 5 кл. (Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» + вопросы и задания)

2. Чтение учителем отрывка из поэмы «Есть женщины в русских деревнях».

    Анализ текста.

    Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

    Какими качествами характера обладает Дарья?

    Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.

    Вопрос 1 из учебника, с пояснениями учителя.

    Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...»)

    Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?

    Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.

    Выделим эпизод с косами. Отметим, что крестьянка не должна показывать свои волосы, поэтому она возмущена поступком парня: «Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит».

    Как вы понимаете выражение «Ей некогда лясы точить»?

    Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?

В ней крепко и ясно сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.

    Что такое рифма? Определим рифму в этом стихотворенье. (перекрёстная).

    Что такое сравнение, эпитет. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.

Пройдет - словно солнце осветит?

Посмотрит - рублем подарит? (Сравнение )

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (Эпитеты )

    Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
    Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
    Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она - женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое - „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное - „женщина русской земли...“»

    Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).

    Самостоятельное чтение отрывка учащимися.

    Работа над репродукцией картины «Мороз, Красный нос» А. Пластова.

Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Что понравилось на уроке?

YI.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

Похожие публикации