Автомобильный портал

Советская жизнь 70 80 х. Есть ли жизнь после семидесяти? Товары в магазинах

По словам легендарного фотографа Владимира Сычёва, его запредельный успех на родине и за границей — это всего лишь счастливая случайность.

В свое время Сычёв, студент радиофакультета, не на шутку увлекся американским джазом, но всё же продал свой саксофон, чтобы купить камеру «Зенит». Случайное знакомство с профессиональной фотографией фактически определило его будущее, сегодня Владимир Сычёв — легенда западной и советской фотографии.

В 1979 году он стал первым советским фотографом, который показал Западу снимки, красноречиво отображающие жизнь в СССР, а в 1980-м его работы печатали по всему миру. «ОФИГЕННО» предлагает приобщиться к самому что ни на есть настоящему фотоискусству и увидеть гениальные творения, правдиво отражающие жизнь советских людей в 60-70-х годах.

Родиной гения является Казань: именно там родился и вырос Владимир.


Он поступил в авиационный институт на факультет радиотехники и даже отработал 2 года после окончания института на Байконуре.


Но с радиоинженерией как-то не сложилось, зато с фотографией всё пошло как по маслу, хотя и не сразу...

В 1972 году Сычёв переезжает в Москву, чтобы дальше развивать свое мастерство в области фотографии.

В доме фотографа часто проходили творческие вечера, где собирался весь столичный бомонд.


После эмиграции во Францию к Владимиру Сычёву пришла ощутимая слава: если в СССР его фотографии не хотел публиковать ни один журнал, то после появления его фоторабот на 44 страницах сразу в двух номерах журнала Paris Match от предложений не было отбоя. На Западе Сычёв стал одним из самых узнаваемых уличных фотографов.



В 80-х после знакомства с Хельмутом Ньютоном, с которым впоследствии они очень хорошо сдружились, Владимиру поступает заманчивое предложение поснимать для Vogue. Естественно, Сычёв решает поэкспериментировать и попробовать себя в фешен-индустрии. Он стал первым за 50 лет существования Vogue советским фотографом, подписавшим контракт.






По натуре скромному Владимиру Сычёву, который весь свой успех списывал на счастливое стечение обстоятельств, пришлось признать: он хороший фотограф и в его снимках есть что-то эдакое.






Владимир Сычёв давно вышел на пенсию и живет в Берлине, где владеет рестораном. Он интересуется новостной фотографией, и повсюду носит с собой фотоаппарат.









Фотографии Владимира Сычёва — это не сухая историческая хроника, это живые кадры. «Русскость» на них в какой-то мере гиперболизирована, его фотографии полны контрастов, однако фотограф никогда не уходил далеко от реальности: он изображает действительность такой, какая она есть. Просто, как у каждого гения, у него есть свой неповторимый взгляд.

Эти кадры стоят того, чтобы их увидели. Обязательно поделись статьей с друзьями с помощью социальных сетей.

Миллиардер Михаил Прохоров, баллотирующийся на пост президента России, говорит, что у него была одна мечта в детстве — наесться досыта.

«Тогда я все время был голоден, и как-то раз видел фильм по телевизору, где отряд находит тайный погреб, а там так много еды: ветчина, мясо. Нам задали сочинение на тему „О чем я мечтаю?“. И я в сочинении написал, что хотел бы возглавить отряд, зайти в погреб и наесться досыта. Искренняя мечта была убита в самом детстве», — рассказал он в эфире телеканала «Дождь».

В семье начальника Управления международных связей Госкомспорта СССР и сотрудницы кафедры полимеров Московского института химического машиностроения ребенок мечтал наесться досыта?

Ладно бы Прохоров, с этим понятно: ему хоть всю планету в горло засунь - сыт не станет. Это пример того алчущего, который, вопреки евангельским алчущим, не блажен, ибо не насытится. Но вот в журнал наш НБиС пишет письмо читательница - комментируя публикацию известного футуролога М.Калашникова о ложной памяти, внедряемой в сознание ныне живущих о советском времени.

Фрося Марусина (22-01-2012 13:02): «У Калашникова, видимо, тягчайшая амнезия. Кому это он рассказывает про отсутствие очередей за молоком и наличии мяса в магазинах военных городков в 70-х? Если бы сама девчонкой регулярно в них не стояла в доблестном городе Мирном (Плесецк) и видела в этих самых 70-х мясо в свободной продаже в магазинах этого самого военного городка, то не было бы так смешно читать эти "откровения"».


Дело тут вот в чем. Со времен совдепа многие слова изменили свой смысл. Например, сейчас слово «голод» употребляется в смысле описания болезненных ощущений пустого желудка и крайней недостаточности питания. Но это только сейчас. Я вам не скажу за всю Одессу - вся Одесса очень велика; скажу за Уфу, бедный провинциальный город, серый и бесперспективный в 70-е годы ХХ века, откуда никогда не сменятся было квартирой в Ленинград, Киев или Кишинев, откуда и мечтать нельзя было выехать в Краснодар, Ставрополь или Кисловодск на «ПМЖ». Я там жил. Я помню.

Слово «голод» у совков 70-х годов ХХ века означало вовсе не рези в животе. Оно изменило свое значение в брежневский хлебосольный период и стало означать просто отсутствие желаемых деликатесных продуктов.

Например, наличие хлеба и макарон - это голод. Отсутствие лососевой икры - при полной доступности кабачковой и баклажанной икры - голод. Совки так друг другу и говорили - «голод», «голод» - про недоступность ряда деликатесов - и мы, дети, жадно впитывали эту фальшь, становясь из пионеров хиппующими детьми перестройки…

Я помню скандал в нашей семье 70-х годов. Покойный уже дядя Вова начал тянуть про голод, и тогда мой дед-коммунист, фронтовик (тоже уже покойный) в ярости распахнул створчатые двери в гостиную. Гости увидели роскошный стол, ломившийся от яств, а дед начал выговаривать дяде Вове:

Не обессудь, зятек, голод ведь, вот уж чем богаты… по скудости-то нашей…


Покупать ливерную колбасу в 70-е годы было стыдно. Уфимцы считали своим долгом сказать продавщице и окружающим: «Я для кошечки беру…»

Дед мой однажды на эту кошечку прореагировал сердито. Подошел вслед за дамочкой к прилавку и громко отчетливо сказал:

А мне тоже ливерной! Для себя!

Хлеб, уксус, соль, перец, горчица практически ничего не стоили. В любой столовке их можно было кушать сколько угодно, как при коммунизме, бесплатно. Манную кашу со шматком сливочного масла (только позже я узнал, что по потреблению сливочного масла мы обошли США в 3 раза!) приобретали за 10 копеек. А в булочной Уфы всегда можно было подобрать с пола несколько мелких монеток, чем мы, дети 70-х, охотно пользовались, подбирая оброненную мелочь (наклонятся за 5 копейками для взрослых было стыдно) и покупая себе булочки «похрустеть».

Когда совки говорили (и говорят) - «мяса не было», то имеется в виду вовсе не то, что мяса СОВСЕМ не было. В Уфе (которая очень низко, на 60-м месте, стояла в рейтинге городов СССР) мясо было всегда. Но оно было на рынке и в кооперативном магазине (уфимцы, помните? Перекресток Ленина и Коммунистической - ВСЕГДА любое мясо, ВСЕГДА несколько сортов колбас?). А в магазине наблюдалась некоторая нехватка ДЕШЕВОГО мяса. Поэтому моя мама вела меня (уфимцы, помните? Во дворе Башпединститута, там почему-то выдавали…) в очередь за ДЕШЕВЫМ мясным рагу, и мы стояли по два-три часа, как дураки, за дешевизной, хотя до КООП дойти было - два квартала.


Но тут включался какой-то нелепый механизм экономности - совок считал грехом переплачивать за мясо, и иногда некоторые наши соседи летали самолетами за дешевым мясом в Москву. Сейчас это звучит, как бред, но тогда было реальностью. Авиабилет был дешев, тетки опоясывались сумками и перли авиарейсом множество дешевого мяса из Москвы. То ли так им дешевле было покупать, то ли просто столицу повидать хотелось - не знаю…

Друзья моего отца получили как-то премию. Слетали в Волгоград покушать черной икры, вернулись к вечеру, жены до сих пор об этом перелете ничего не знают. Лихо?

Для мальчишки 70-х годов сам слух о том, что немцы в ресторанах «платят каждый за себя» казался клеветой на вожделенный Запад. Как можно - в ресторане всегда платит за друга кто-то один, обычно тот, кто приглашает, но уж никак не пополам… Много горя мы выкушали с друзьями, прежде чем научились делить на доли ресторанный счет…

Еды было так много, что мы ходили друг к другу обедать без приглашения или даже уведомления. Бабушка и не спрашивала - Саш, а сколько сегодня приведешь друзей? Двоих? Троих? Пришли, сколько зазвал, бабушка тотчас мечет на стол - НЕ СЧИТАЛОСЬ В УФИМСКОЙ СЕМЬЕ ЭТО ЗА ТРАТЫ…

Жили мы весьма широко - и мать и отец получали много выше среднего. А вот сестра отца работала на заводе, получала 120 рублей в месяц и тянула двоих детей. Отец, заглядывая к ней, всегда проверял холодильник: есть ли достаток в продуктах. Она купила кооперативную квартиру- двухкомнатную, со всеми удобствами, за 4 тыс. рублей, часть денег дал отец, не в долг, а просто так. Мог себе позволить… Вы сейчас можете родной сестре оплатить четверть покупки квартиры? И не в долг, а с одной конструкторской премии на заводе?


Поэтому, анализируя источники по совдепу и воспоминания совков, историк должен быть очень осторожен, помнить, что слова поменяли смысл очень во многом. Голод - это не отсутствие продуктов питания, а отсутствие деликатесов. Бедность - это не когда в бараке, а когда квартиру покупаешь, занимая у родных. Отсутствие чего либо - на самом деле не отсутствие, а неготовность переплачивать по коммерческой стоимости. Без своего жилья - это не тогда, когда жильё приобрести не можешь, а когда ждешь бесплатного от государства, будто оно вечный твой должник. Совок как рассуждал - «Я хоть завтра пойду и куплю кооперативную квартиру - но чего это?! Что это, я должен с зарплаты своей метры квадратные оплачивать?! Шиш, обязаны дать! Мне деньги для другого понадобятся! Может, мне ещё и в дворники устроится, чтобы квартиру мне государство соизволило дать?!» (В Уфе квартиру в городском доме сразу получал любой, кто изъявлял готовность работать дворником).

Очень многие проблемы с торговлей, как помню я (не надеясь на детскую память, я спросил у матери, она подтвердила) возникли не в 1975, 79, 80, 84, а в 1989-91, т.е. уже под влиянием «перестройки». Аберрация человеческой памяти такова, что люди ЗАПОМНИЛИ ПОСЛЕДНЕЕ - пустые прилавки 1989-91 годов, ЗАБЫВ НАПРОЧЬ, что в 1970-88 прилавки уфимских магазинов были вовсе не так уж пусты. Были, конечно, и очереди - но какие? Брали-то ведь продукты, как ненормальные! Вареной колбасы каждый брал по 4-5 палок - куда?! Вот вы представьте себе, что пришли вы в современный магазин и купили пять палок вареной колбасы - как на вас посмотрят?

Была и другая особенность. Хлеб уфимцы покупали рюкзаками. Буханок по 20-30. Зачем? Сухари сушить? Нет, хлебом откармливали в пригородах свиней. Так дешев был советский хлеб (а какой это был хлеб! Ароматный, хрустящий, таял во рту, строго натуральный продукт!) что обходился дороже комбикорма.

В «перестройку» со свинокормильцами пытались бороться, ввели норму - не более 5 батонов белого хлеба на руки. Ввели и другое: в каждом подъезде поставили бачки с хрюшкой - «Для пищевых отходов». Совки же никогда не съедали (за Уфу ручаюсь) столько, сколько готовили, очень много оставалось объедков. В промышленных масштабах недоеденное уфимскими капризулями свозили на свинофермы - какая с человеческой пищи свинина получалась, ого-го!

По материалам РИА Новости

Идеей проекта The Anonymous Project стало сохранение богатства старых цветных фотографий. С того момента как фотография стала массовой, на снимки чего только не попадало - строгие семьи, странные ситуации,необычные наряды и т.д. Создатели проекта организовали базу данных для любителей старины и историков. Представляем яркую подборку снимков 50-х - 70-х годов.

США, 1977 год

Калифорнийские модники из 70-х буквально излучают свободу: сегодня их наряды могут показаться вульгарными, но тогда на побережье, да еще и в винтажных роликах подобные персонажи были на своем месте.

США, 1960 год

Сегодня активистки резко критикуют хеллоуинские костюмы коренных жителей Америки, тогда как еще полвека назад это был одним из самых популярных образов среди детей, и никто не считал подобные переодевания оскорбительными.

США, 1950 год

Красный торшер, красный костюм и красный галстук. В объективе ретрокамеры подобная композиция выглядит куда романтичнее, чем современные постановочные студийные фото причесанных парочек.

США, 1950 год

До всемирной известности легендарной Мэрилин Монро оставалось еще несколько лет, но кажется, что практически все девушки того времени ничуть не уступали ее очарованию.

США, 1960-е годы

Пленка перестала быть признаком роскоши, а это значит, что в объектив попадали не только ладно выстроенные в ряд родственники, но и обыденные пейзажи, дышащие радостью и спокойствием.

Великобритания, 1965 год

Чашка кофе посреди полей на обочине? Почему бы и нет! Яркие вещи носила не только бунтующая молодежь - кричаще розовый свитер или кардиган модного нынче горчичного цвета были по душе и в меру педантичным британцам.

США, 1963 год

Розовая шляпка с перьями и широкая улыбка американки - яркие маркеры беззаботной эпохи.

США, 1950-е годы

Солнечный день, открытый бассейн и сигара в зубах вполне достойны отдельного снимка, а главные герои, кажется, всем своим видом доказывают ценность отдыха.

Гавайи, 1960-е годы

Кажется, ни одна девушка, ступившая на Гавайи, не избежала снимка в традиционном наряде. Красный цветок непременно должен был сигнализировать о беззаботном счастье.

США, 1969 год

Некоторые снимки, сделанные будто в прошлой жизни, больше походят на картины. Каждый из юных спортсменов по-своему понял, как нужно показать всю свою удаль на камеру, и вместе они смогли передать дух целой эпохи.

США, 1960-е годы

К слову, не все наряжались вызывающе по любому поводу. Свобода - это, конечно, прекрасно, но ведь и белая рубашка под классический черный костюм вне времени и шикарны.

Великобритания, 1960-е годы

Улыбающаяся девушка, начищенная до блеска шикарная машина и вид на реку - определенно выигрышные составляющие успешной фотокарточки.

США, 1970-е годы

Тут могла бы быть расистская шутка про темнокожего парнишку и велосипед, но на самом деле даже обычная улица с живущими на ней американцами, пропущенная через объектив старого фотоаппарата, прекрасна.

США, 1972 год

Пожилого дедушку и, вероятно, его маленького внука связал момент и огромный бегемот. Наверняка этот кадр по-своему дорог тому, кто завещал увековечить старые времена в интернет-архиве.

США, 1950-е годы

Снимки того времени создают ощущение, что все неизменно улыбаются и стараются продемонстрировать лучшие свои наряды.

Великобритания, 1976 год

К слову, романтические поездки на машинах, о которых написаны целые книги и сняты фильмы, были невозможны без обычной рутины вроде бритья прямо перед автомобильным зеркалом.

США, 1950-е годы

Снимок этих аккуратных мужчин сегодня бы обязательно использовали для иллюстрации поклонников уличной моды.

Великобритания, 1960-ые годы

Сегодня в аккаунтах-миллионниках Instagram подобные фото освистали бы за их натурализм (или же провозгласили новыми иконами стиля, такое тоже возможно). Но тогда эта была просто карточка, которая хранит мурашки от холодной воды и бесконечное ощущение свободы.

США, 1977-е годы

Великобритания, 1967-ой год

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил характеристику застойного времени.

Причины застоя и накапливавшихся кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личностью самого Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в следующем:

В характере социально-политической модели советского общества, основа которой сложилась еще в 30-е годы. Претерпев в 50-е - начале 60-х гг. некоторые изменения (ушли в прошлое личная диктатура, массовые репрессии как средство управления социально-политическими и экономическими процессами) система сохранила свои важные черты.

В социально-экономических отношениях, господствовавших в стране. Характерной особенностью общественного производства тех лет являлся высокий удельный вес тяжелой промышленности (преимущественное развитие отраслей группы А по сравнению с группой Б) и военно-промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную.

Эволюция политической доктрины СССР отвечала задачам стабилизации как общественной, так и личной жизни. Новый курс получил на Западе название неосталинизма.

В попытках преобразований 50-х - начала 60-х гг. и элементах либерализации (оттепели) главный идеолог ЦК КПСС М.А. Суслов и другие члены партийного руководства видели причину неудач и некоторой социальной дестабилизации (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарождении диссидентства). В результате в 70-е годы по инициативе партии происходит отказ от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

В документах партии и правительства окончательно закреплялось, в том числе юридически, монопольное положение КПСС в советской политической системе. Впервые в 6-й статье новой 1977 г. Конституции СССР определялась роль партии как руководящей и направляющей силы советского общества, как ядра политической системы. За 20 лет численность КПСС возросла с 12,4 млн. в 1966 г. до 18,3 млн. в 1985 г.

Как и раньше, партийное руководство через низовые партийные и общественные организации - профсоюзы, комсомол и другие - осуществляло идеологический контроль над общественной жизнью в государстве.

Вследствие чего сохранялась всеобщая идеологизация социальной и культурной жизни, идеологический диктат КПСС, поощрялось единомыслие.

В рамках курса на стабилизацию партийные идеологи были вынуждены отказаться от утопической идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. В новую Конституцию вошло понятие развитого социализма, дававшего возможность пропагандировать новые достижения самого передового строя, выдвигать новые социальные цели, не производя радикальных изменений и не обещая их скорого достижения.

Окончательно оформилось, получило положение об отсутствии в стране социальных групп, враждебных, противостоящих или чуждых социалистическому обществу. В Конституции было заявлено о появлении в СССР новой социальной и интернациональной общности - советский народ. В условиях развитого социализма КПСС становилась партией всего народа, Советы - Советами народных депутатов. Даже интеллигенция окончательно стала народной. Полностью было отброшено ее разделение на буржуазную и рабоче-крестьянскую.

В условиях холодной войны и господства коммунистической идеологии в СССР невозможно было отказаться от положения о противостоянии двух мировых систем социализма и капитализма. Но в соответствии со временем, утверждалось, что борьба двух систем продолжалась главным образом в идеологической сфере. Состояние общества было уже таковым, что, когда речь шла о так называемом буржуазном влиянии в обществе, подозрения падали не на десятки тысяч иностранных шпионов и диверсантов (что было характерно для 30 - 40х гг.), а на деятельность отдельных отщепенцев, по отношению к которым проводились точечные репрессии и информация о них редко становилась гласной.

В эти годы происходила дальнейшая централизация партийно-государственного аппарата, усиление власти партократии.

Прежде всего, были приняты меры по консервации личного состава высшего руководящего слоя. В 1966 г. было отменено требование периодической ротации (замены) партийных кадров, их сменяемость по сравнению с предыдущим периодом сократилась в три раза. Назначенные в 60-70-е гг. руководители занимали свои посты в течение 15 - 20 лет (в результате, средний возраст выдвиженцев составлял 56,6 лет). Ко второй половине 70-х - 80-м гг. произошла прочная стабилизация элиты и прекращение ее пополнения снизу. Система номенклатуры со своими правами, привилегиями, иерархией стала замкнутой и закрытой. Выросло влияние узкого круга членов Политбюро - руководителя КГБ Ю.В. Андропова, министра обороны Д.Ф. Устинова, министра иностранных дел А.А. Громыко.

Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовали разложению части партийно-государственного аппарата. Развивалась коррупция, происходило сращивание партноменклатуры с элементами преступного мира. Энергия руководителей направлялась не на планомерную работу, а получение результатов любой ценой (отсюда лозунги: 6 млн. тонн узбекского хлопка, 1 млн. кубанского риса, казахстанский миллиард зерна и др.).

СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно-административного управления. В его составе было 53 национально-территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985 гг. была выделена 101 этническая группа. Основу этого национально-государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. Вместе с тем бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными компонентами единой властной структуры КПСС.

За годы советского социализма в СССР были созданы условия для развития наций. Этнонациональным группам была гарантирована территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР).

В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным полностью и окончательно (победа социализма как ба автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). В пользу этого говорил тезис о создании новой интернациональной общности - советский народ.

Русские в СССР, составлявшие 51,3% общей численности населения и занимавшие 3/4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Более того, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и соответственного центральных органов ее управления (не было российского ЦК). Поэтому на Российскую Федерацию распространялась сфера прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие старшего и младшего брата.

Одновременно за годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом также крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин т.д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.

Комплекс национального меньшинства (младшего брата), а также русская аккультурация выдвинули к концу 80-х гг. на первый план национальные проблемы.

Духовная жизнь общества в 70-е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. Оттепель не прошла бесследно, менее плотным стал железный занавес.

Все шире становился разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, расцветала двойная мораль, как наверху, так и внизу.

Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения в частных беседах проблем политического, социального и экономического положения в стране.

Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение. В его рядах были представители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60-х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А.Д. Сахаров. На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, Письмо вождям Советского Союза А.И. Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе.

В качестве защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю.В. Андропова специально для борьбы с диссидентством было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на лечение в психиатрические больницы. В первое время еще использовались открытые процессы (как, например, над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 г. и др.). Но в 70-е гг. преследование отщепенцев не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.

За весь послевоенный период СССР превратился в одну из сильно урбанизированных стран. Возросла численность городского населения и сократилась доля сельского, что в 1987 г. составило соответственно 62% и 12% (служащих - 16%). В 60-70-е гг. из-за снижения рождаемости на 25% и увеличения смертности на 15% прирост трудоспособного населения упал к началу 80-х гг. с 2 до 0,25%. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем пятилетие не снижался. Возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина).

С развитием кризисных явлений ситуация в социальной сфере начала ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические программы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей.

Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 80х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал в то время 77-е место в мире, по продолжительности жизни - 35-е.

В целом, стремление населения и руководства страны к стабилизации в условиях советского социально-экономического и политического строя вылилось в тенденцию застоя. Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, находившиеся под спудом противоречия национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социопсихологической атмосфере не угрожал властной системе

Конечно, жизнь в Советском Союзе была далека от идеала, было много хорошего, было и плохое. Но есть в том времени что-то бессознательно-привлекательное, что-то, что постоянно просится назад.

1. Образование

Советское образование было совершенно бесплатным и доступным абсолютно всем. Любой школьный выпускник из маленького колхоза где-нибудь под Душанбе, свободно мог поступить в МГУ, бесплатно учиться, бесплатно жить в общежитии, да ещё и получать стипендию за хорошую учёбу. Ну и, конечно, качество образования: оно совершенно справедливо считалось лучшим в мире на тот момент.


2. Медицина

Медицина в Союзе тоже была бесплатной. Да она и сейчас бесплатная - можете возразить вы, но качество предоставляемых услуг не идёт ни в какое сравнение. Мощнейшая в мире на тот момент система диспансеризации и вакцинации, доступность санаторно-курортного лечения. Попробуйте сейчас получить в районной поликлинике путевку в санаторий с первого же захода – сочувствую…


3. Бесплатное жильё

Да, квартиры давали не сразу, приходилось ждать своей очереди, но их по крайней мере давали. Однушку давали молодому специалисту, а после рождения двух детей можно было получить уже трёшку. И опять же, всё это совершенно бесплатно.


4. Безработица

А точнее - её отсутствие. В СССР с 1929 года не было безработицы. Особенно выгодно это смотрелось на фоне тогдашней Великой депрессии на Западе.


5. Равенство

Уровень жизни «верхов» и «низов», конечно же отличался, но уж точно не в десятки раз. Подавляющее большинство населения как раз составлял советский средний класс. Нередкими были ситуации, когда квалифицированный рабочий на заводе зарабатывал даже больше директора этого самого завода.


6. Отдых

К 1988 году в Союзе работало 16200 санаториев, профилакториев и домов отдыха, проживание и лечение в которых граждане оплачивали лишь частично. Право на отдых было не пустым звуком и соблюдалось очень строго.


7. Наука

Что не говори, а наука в СССР была мощнейшая. Примерно половина всех учёных и инженеров мира работали именно в Советском Союзе. Не удивительно, что именно СССР первыми запустили человека в космос, первыми вышли в открытый космос, да и много каких других открытий сделали.


8. Армия

К середине 1980-х годов Вооружённые Силы Союза были крупнейшими в мире по численности с общей численностью более 5 миллионов солдат, и обладали самыми большими в мире запасами ядерного и химического оружия. Помимо этого, ВС СССР обладали самыми крупными танковыми группировками на земле - около 60 тысяч танков, что в 2,5 раза превосходило численность танков ОСАД и США вместе взятых.


9. Уверенность в завтрашнем дне

Граждане СССР были совершенно уверены, что ничего не случится ни со страной в которой они живут, ни с предприятием, на котором они работают, ни с вузом, в котором они учатся. Можно было спокойно ложиться спать каждый вечер, не опасаясь что завтра уволят. Или повысят квартплату. Или поднимут цены. Или ещё какую-то подлость сделают на гос. уровне.


10. Общественное воспитание

С самых ранних лет советским детям прививались любовь к труду, уважение к старшим, нормы поведения в обществе. Как следствие - не было такого разгула преступности как сейчас, да даже банального мусора на улицах было в разы меньше.


11. Очереди в детский сад

Да, в СССР тоже были очереди в детский сад, потому что рождаемость была на очень высоком уровне. Но своей очереди советские дети ждали в худшем случае 1-2 месяца. По сравнению с тем, что есть сейчас - это просто сказка.


12. Дружба народов

Это был не пустой звук. Сознание «советского человека» во многих случаях превалировало над сознанием принадлежности к той или иной национальности. Никто, собственно, об этих национальностях даже не задумывался, все были друг другу товарищи.


13. Культура

Как-то даже неловко сравнивать уровень советского и нынешнего российского кино. Литература, театры, выставки и музеи. Да, цензура вмешивалась и очень сильно во все сферы культуры. Но это не мешало тогдашним режиссёрам снимать такие фильмы, которые мы пересматриваем уже десятилетиями.


14. Товары в магазинах

Да, был «дефицит», условно говоря, вместо 100 сортов колбасы на прилавке лежало 2 сорта, но зато оба они были из мяса. Подавляющее большинство продуктов были собственного производства и при этом отличного качества.


15. Заводы и фабрики

Промышленных предприятий было огромное множество, и на всех из них всегда были рабочие места. Советский Союз не был только лишь нефте- и газодобывающим государством. Всё, что нужно было для жизни, там производилось.

Похожие публикации