Автомобильный портал

Ученый абу али ибн сина. Интересные факты из жизни великих. Авиценна. Последние годы и смерть Ибн Сины

ИБН СИНА (Avicenna), Абу Али

Персидский врач, учёный, философ и поэт Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя – Авиценна) родился в с. Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране, изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, занимал должности врача и везира при различных правителях.

Главные философские труды – «Книга исцеления» (в сокращённом изложении – «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,«Книга знания» (на языке фарси). Философия Ибн Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти – онтологической концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию Бога – «первой причины», из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Т. о., «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно космологической схеме Аристотеля . Один Бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря Богу. Однако природа, истекшая от Бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления. Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты Ибн Сины пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий.

Важнейшее научное сочинение Ибн Сины «Канон медицины» – медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. «Канон врачебной науки» – итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины – взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные Ибн Синой клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон» оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. В алхимии Ибн Сина стал первым критиком идеи трансмутации металлов, которую он считал, и основной задачей алхимии считал приготовление лекарственных средств.

Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов Ибн Сины – афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Большая часть его стихов на фарси написана в форме рубай. Ибн Сина выступал и как теоретик литературы – в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Научные сочинения Ибн Сины сыграли большую роль в становлении классического фарси как литературного языка. Ибн Сина оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере – на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают сюжет «Божественной комедии» Данте.

Чем прославился Авиценна в истории:

Его имя Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980–1037), но в Европе зовут его Авиценна.

Авиценна входит в число людей, оставивших яркий след в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки.

Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о её могуществе, и тогда рождаются такие гении как Авиценна.

Он - Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса.

Самая гениальная из его книг – «Канон врачебной науки». Но и другие труды вошли в историю, стали классикой – «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Книга справедливого разбирательства»…

Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI веке. Писал Авиценна, как правило, на арабском языке. Но это совсем не означает, что он – часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.

И, все же, по сей день спорят, чей он. Туркестан, на территории которого он родился, Узбекистан, Турция – все эти страны считают Авиценну своим достоянием. В Турции вышла сравнительно недавно монография «Ибн Сина – великий турецкий ученый». Персы в ответ заявляют: «Он наш. Он у нас похоронен. Он был при дворах эмиров». Его присутствие ощущается и в европейской культуре – уже с XII столетия о нем шла молва. Это был человек с всемирной известностью. И таким он остается сегодня. Когда в 50-е годы XX века отмечалось тысячелетие со дня его рождения, весь мир участвовал в праздновании. О нем написаны огромные тома, ученые и сейчас пользуются его мыслями, а обычные люди учатся у него мудрости.

Ибн Сина оказал огромное влияние на классическую иранскую, узбекскую, арабскую и еврейскую средневековую литературу. Самой знаменитой его повестью была повесть «Живой, сын Бодрствующего». Некоторые исследователи утверждают, что она влияла на создание Данте «Божественной комедии».

Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. И это, как кажется скептикам, дает почву для сомнений в его гениальности. Совершенно беспочвенный скептицизм! Потому как молва, начиная с XI столетия, бережно хранила память о его талантах, что и дало основание называть его гениальным ученым. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.

Из биографии Авиценны:

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Известно, что по этим местам, чуть северней, прошел великий Александр Македонский.

Авиценна появляется на свет в богатой семье. Отец, Адаллах ибн-Хасан, был сборщик податей. Не самая уважаемая профессия, так сказать, мытарь. Но при этом богат, образован, видимо, неглуп. Известно, что умер отец Авиценны своей смертью, никто его не убил, не зарезал за злодеяния. Мать Ситара (что означает «звезда») родом из небольшого селения близ Бухары Афшана. В этом селении и родился Авиценна. Так звезда родила звезду.

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.

Параллельно школьной программе Авицена обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Свое первое образование он получил путем изучения богословия. Позже будущий ученый увлекся светскими науками – математикой, медициной и философией. Уже в возрасте 20 лет Авиценну знали как известного ученого.

После того как пали Сасниды в его родной стране, Ибн Сина путешествовал по дворам персидских князей, служа придворным лекарем. Он пользовался авторитетом среди европейских коллег-врачевателей. Итогом его врачебной деятельности стала фундаментальная работа, энциклопедия по медицине в 5 томах - «Канон медицины». Она вмиг стала популярной и переводилась на иностранные языки, на латыни он переиздавалась целых 30 раз.

Опасаясь стремительно развивающейся популярности Авиценны, мусульманские богословы все время пытались уличить его в атеизме и ереси. Кроме медицинского труда он писал естественно-научные и философские трактаты, стихи на фарси и на арабском языке. Основной темой его творчества были гимн просвещению, вечность материи, гимн науке.

С 18-ти лет Авиценна абсолютно осознанно посвятил свою жизнь занятию наукой. Он много писал, и слава о нем крепла. В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезм-шаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути повстречал Авиценна. Этого правителя возможно сравнить, пожалуй, с Лоренцо Великолепным. Он тоже собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки делом первостепенным.

Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.

И вот тут на его жизненном горизонте появилась роковая фигура – султан Махмуд Газневи, создатель Газневийского султаната. По происхождению он был из числа гулямов, так называли рабов-воинов тюркского происхождения. Вот уж действительно из рабской грязи – в большие князи! Такие люди отличаются особой спесью, обостренным честолюбием, своеволием, распущенностью. Узнав, что в Бухаре собран цвет культуры, Махмуд пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Правитель Хорезма получил приказ: «Немедленно всех ученых ко мне» – туда, в Персию, в нынешний Иран – ослушаться было нельзя.

И тогда правитель Хорезма сказал поэтам и ученым: «Уходите, бегите с караваном, ничем больше я не смогу вам помочь…» Авиценна со своим другом тайком ночью бежали из Хорезма, решив перейти через Каракумскую пустыню. Какое мужество, какое отчаяние! Ради чего? Чтобы не пойти в услужение к Махмуду, чтобы не унизиться и показать: ученые не прыгают по команде, как дрессированные обезьянки.

В пустыне его друг умирает от жажды – не перенеся перехода. Авиценна смог выжить. Теперь он вновь оказался в Западном Иране. Некий эмир Кабус, сам блестящий поэт, собравший вокруг себя замечательное литературное созвездие, радостно принял Авиценну. Как похожи между собой деятели Возрождения, будь то в Италии или на Востоке! Для них главное – жизнь духа, творчество, поиски истины. На новом месте Авиценна стал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме – казалось бы, вот оно, счастье!

Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?

Около 1023 года он останавливается в Хамадане (Центральный Иран). Вылечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получил неплохой «гонорар» – его назначили визирем, министром-советником. Вроде бы, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло. Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, начал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска – вот что поразительно! Но предложения Авиценны оказались абсолютно не нужными окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных начали плести интриги. Появилась зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю! Дело начало принимать плохой оборот, стало понятным, что он в опасности. Какое-то время он скрывался у друзей, но ареста он избежать не смог. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была очень велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему было разрешено писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником снова пустился в путь. И оказался в глубинах Персии, Исфахане.

Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…

Авиценна торопился. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить, и потому спешил. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. К примеру, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на человеческое здоровье. Авиценна был убежден, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он мог их увидеть? Каким? Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление того, что он сделал, вызывает изумление. При этом Авиценна сочинял стихи, написал несколько философских произведений, где ставил проблему соотношения материального и телесного. В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси: «Земля есть тело мироздания, душа которого – Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь». Какие удивительные, глубокие и серьезные мысли!

После того как Авиценне удалось бежать через пустыню, он долго скрывался от султана Махмуда. Правитель упорно разыскивал беглеца и даже разослал в 40 экземплярах что-то вроде листовки или предписания с рисунком, изображающим Авиценну. А судя по тому, что удалось реконструировать по его черепу, он был красавец, без каких-то особо ярко выраженных восточных, азиатских или европейских черт. Махмуд так и не смог вернуть Авиценну (Ибн Сина). +Преемник султана Махмуда Масуд Газневи в 1030 г. послал свое войско к Исфахану, где был Авиценна, и учинил там полный погром. Авиценна пережил настоящую трагедию: был уничтожен его дом, пропали многие его труды. В частности, навсегда исчез труд в 20 частях «Книга справедливости». Это была одна из последних его книг. Возможно, как раз в ней содержались его итоговые, самые глубокие мысли. Но мы о них, как видно, уже никогда не узнаем.

Не известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.

Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году.

Авиценна (Ибн Сина) умер в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было только 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 50-е г. XX века она заново была отстроена. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками: «Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали». И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.

Интересные факты из жизни Авиценны:

1.Родной язык Ибн Сины - фарси-дари. Это язык местных жителей Средней Азии. На нем философ и ученый писал газели – восточные четверостишия. Он говорил, что писал их для себя, для души.

2. В 10 лет мальчик знал священную книгу Коран наизусть.

3.Окружающие Авиценну люди поражались успехам талантливого подростка. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы. Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук.

4.Очень точно сказал о годах своей учебы сам Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы».

5. В четырнадцать лет не по годам развитый юноша увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки.

6.К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени - Абу Сахл Масихи.

7. После того, как Авиценна вылечил эмира, семнадцатилетнего юношу назначили личным врачом правителя.

8.Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики.

9.До того как Авиценна подробно объяснил строение человеческого глаза, считалось, что глаз подобен фонарику с лучами особого происхождения. За короткий промежуток времени «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси.

10. Авиценна предпочитал рассуждать на серьезные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.

11. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.

12.Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг: Обширной энциклопедии. Изданий по этике. Медицинского словаря.

13. В возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.

14.Уже в возрасте 10 лет Авиценна понял, что в школе делать ему уже нечего. Авиценна полностью овладел арабским языком и фарси, грамматикой, стилистикой, поэтикой.

15. А когда он приступил к изучению математики и медицины, понял, что медицина – это легкая наука и что до 16 лет он освоит ее полностью.

16. Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).

17.Согласно убеждениям Авиценны, наука делится на три категории: Высшая. Средняя. Низшая.

18.Ибн Сина является создателем кружка, который назвал Академией Мамуна.

19. Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел.

20. Авиценна был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.

21.За свою жизнь он написал больше 450 книг. Из них 29 о науке, а вот остальные о философии и медицине. Но до наших дней дошли только 274 его трудов.

22.Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры).

23.Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния.

24. Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).

25.Годы проживания в Хамадане позволили ученому закончить первый том его основного труда - книги «Канон врачебной науки». Данная работа состоит всего из пяти томов следующего содержания: 1 том: медицинская наука – описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия. 2 том: рассказы о простых лекарствах природного происхождения. 3 и 4 тома: рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела. 5 том: описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.

Мудрые высказывания и цитаты Авиценны:

*Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.

*Душа Вселенной - истина.

*Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.

*Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

*Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

*Я тайны разгадал мудрейших слов и дел. От праха черного и до небесных тел.

*Умерен будь в еде - вот заповедь одна, Вторая заповедь - поменьше пей вина.

*Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

*Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

*Мудрость - это то, что подготавливает нас к величайшему счастью в горней жизни.

*Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога - масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас - ты мертв.

*Тайн хранить не умеет глупец и бахвал, Осторожность поистине выше похвал, Тайна - пленница, если ее бережешь ты, Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

*Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

*О том, что у тебя болит живот, больному говори – здоровый не поймет.

*Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

*Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания.

*Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

*Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, он – здоров.

*Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

*В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.


Параллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.

Семья Ибн Сины заботилась также о духовном просветлении своих детей (у философа был еще младший брат) и любопытный юноша живо интересовался содержанием проповедей исмаилитов - противников ортодоксального ислама, которым являлся его отец и первый учитель.


Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени - Абу Сахл Масихи.

Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.


Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:

  1. Обширной энциклопедии.
  2. Изданий по этике.
  3. Медицинского словаря.

Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном.

Медицина

В Хорезме молодой врач нашел себе много друзей, а вскоре сюда прибыли его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения.

Так, на протяжении нескольких лет Хусейн и его сторонники имели возможность спокойно заниматься научными исследованиями и работами.


В те годы государство запрещало вскрывать человеческие тела для изучения их строения. Нарушители закона подвергались смертной казни, но Авиценна и Масихи продолжали делать это тайно. И вот спустя некоторое время ученых пригласили в столицу на собрание к султану. Было известно, что подобные приглашения грозят ученым и поэтам смертью.

Ибн Сина и врач решили бежать. Ученые попали под страшный ураган в пустыне, заблудились, лишились пищи, воды, в результате чего пожилой Масихи умер, а Авиценна чудом остался жить. Он долгие годы скитался, скрываясь от грозного султана, менял имена, но продолжал усердно работать, писать книги.


В 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане (бывшая столица Мидии). Тогда здесь правили малообразованные эмиры, что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.

Годы проживания в Хамадане позволили ученому закончить первый том его основного труда - книги «Канон врачебной науки». Данная работа состоит всего из пяти томов следующего содержания:

  • 1 том: медицинская наука – описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия.
  • 2 том: рассказы о простых лекарствах природного происхождения.
  • 3 и 4 тома: рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела.
  • 5 том: описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.

Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).


Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»

Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.

До того как Хусейн подробно объяснил строение человеческого глаза, считалось, что глаз подобен фонарику с лучами особого происхождения. За короткий промежуток времени «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси.

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.

Литература и другие науки

Авиценна предпочитал рассуждать на серьезные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.

Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).


Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Личная жизнь

К сожалению, из воспоминаний учеников великого Авиценны не удалось установить события из его личной жизни. Философом, врачом и поэтом написано множество поэм, в которых воспета женская красота, любовь, гармония, совершенство. Ибн Сина всю свою жизнь путешествовал, не имел постоянного места жительства, поэтому о его статусе семьянина можно только догадываться.

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.


Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Библиография

  • «Книга исцеления»
  • «Книга указаний и наставлений»
  • «Книга знания»
  • «Трактат о птице»
  • «Живой, сын Бодрствующего»
  • «Саламан и Ибсал»
  • «Повесть о Юсуфе»
  • «Об искусстве поэзии
  • «Канон врачебной науки»

За его славу бьются несколько мусульманских стран. Иран считает его своим потому, что здесь расположена могила Ибн Сины. Арабы гордятся им, ведь он писал на их языке. Таджики не сомневаются, что он был из их племени, так как он родился на территории их древнего государства. Даже узбеки по праву гордятся им как подданным бухарского эмира, владение которого является частью современного Узбекистана. Для европейцев Авиценна – продукт эллинизма и провозвестник эпохи Возрождения. Коран и труды Аристотеля он читал с одинаковым упоением, а жизнь его полна удивительных событий. Он не был женат и не имел детей, но каждый человек на земле мог бы назвать его своим отцом и учителем, а сам он был сыном античной культуры.

Бухара

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Алиибн Сина родился в селении Афшана, расположенном в 30 км на северо-восток от Бухары, 16 августа 980 года. С младых ногтей судьба была к нему благосклонна. Во-первых, ему достался замечательный отец, который заметил природные дарования мальчика и постарался их максимально развить. Хусейн был отдан в школу мусульманского правоведения, в 10 лет знал наизусть Коран, а в 12 – был известным в округе мудрецом, к которому приходили советоваться взрослые люди. Когда в Бухару приезжает знаменитый ученый Абу Абдаллах Натили, отец сделал все, чтобы тот остановился в его доме.

Постижение музыки, астрономии и геометрии дается ему без труда, а вот «Метафизика» Аристотеля вызывала непонимание до тех пор, пока Хусейн не взял в руки комментарии к «Метафизике» Аль-Фараби. Известно, что великий греческий философ не только рассуждал о категориях бытия, но и лечил людей, будучи сам сыном врача. Мусульманская культура переживала расцвет, благодарно впитывая все, что могла дать эллинистическая мудрость. В странах ислама весьма чтили Аристотеля, переводили и комментировали его. Именно через арабские переводы великий грек попал в средневековую Европу, чтобы стать учителем Запада.

Предание называет разный возраст Ибн Сины, когда того пригласили лечить эмира Бухары – от 16 до 18 лет. Юноша исцелил правителя, а в награду попросил пустить в его библиотеку. Здесь он поглощал знания по самым разным направлениям наук, причем медицина была для него одной из форм познания человека и мира. Недолго он наслаждался мудростью древних, так как библиотека была сожжена мусульманскими фанатиками как источник ереси. Сам Ибн Сина прослыл еретиком и всю жизнь испытывал неудобство от соприкосновения с религиозными невеждами.

Крохотные демоны болезней

Год 1002 – очень знаковый в жизни ученого. Захваченная тюркскими кочевниками, Бухара прекращает существование, и светоч высокой восточной культуры уже никогда не запылает здесь с такой яркостью. Эмир убит, библиотека сожжена, дома мирных жителей разграблены. Умирает отец Ибн Сины, а сам он подвергается нападкам за отступление от ислама. Вместе с братом Махмудом он пускается в бегство, а это означает верную смерть, поскольку между городами лежала безводная пустыня. Махмуд умирает от жажды, а самого Хусейна подбирает караван, который и доставляет его в город Ургенч, столицу правителей Хорезма. По легенде, одним из спасителей оказался его будущий ученик Джурджани, который сопровождал учителя до конца его дней.

В Ургенче Ибн Сине удается остановить свирепствовавшую чуму. Правителю он рекомендует запретить людям собираться на базаре и в мечети, а для подкрепления своей правоты, использует солнечное затмение. Деньги он советует передавать, опустив их в уксус, а в рацион питания включить чеснок. Ибн Сина выражает догадку, что причиной заболеваний могут быть крохотные демоны, прилипающие к телу, одежде и волосам. Тем самым он уже в 11 веке предвосхитил открытие бактерий. Он никогда не брал денег с пациентов, которые интересовали его с точки зрения практического опыта. Чтобы пополнить недостающие знания, он препарировал трупы.

Годы скитаний

В 1008 году султан Махмуд Газневи приглашает ученого к своему двору. Это был надменный и необразованный правитель, взлетевший к вершине власти из самых низов. Ибн Сина понимает, что его приглашают в придворные холуи, поэтому отказывается от милостивого предложения султана. С этого времени он обречен на годы странствий, спасаясь от гнева мстительного деспота.

В Хамадане он не только лечит эмира Шамс ад-Давла, но и пробует давать советы политического свойства. Благодарный правитель назначает его визирем. Ибн Сина пытается организовать управление государством согласно учению Аристотеля, по которому вся власть должна быть сосредоточена в руках благородных философов. Это не нравится придворным эмира. Они вынуждают его оставить высокий пост и покинуть пределы государства. Но вскоре эмир болезнь эмира дает о себе знать, и ученого просят вернуться, восстановив его в должности министра.

Ибн Сине пришлось побывать в заточении за попытку перейти на службу к правителю Исфахана. Спустя четыре месяца он все же попадает в Исфахан, где проводит самые плодотворные годы своей жизни. На службе у исфаханского правителя Ала ад-Давла он и оканчивает свои дни в возрасте 56 лет. Прах великого мыслителя Востока покоится в мавзолее эмира в Исфахане на территории современного Ирана.

Сокровищница знаний

Медицина была не единственным увлечением Ибн Сины, хотя ей он посвятил свой энциклопедический труд «Канон врачебной науки». Здесь он не только предрек открытие бактерий и вирусов, но и описал особенности и отличия таких болезней, как оспа, холера, чума и проказа. В «Каноне» ученый дает множество рецептов изготовления лекарственных снадобий, которые с успехом применялись в средневековой Европе.

Основываясь на практическом опыте, описывает лечение вывихов и переломов. Он был первым, кто провел трепанацию черепа. В третьем тома «Канона» ученый рассматривает вопросы патологии и терапии заболеваний, вызывающих лихорадку, опухоли и гнойные воспаления. Описание заболеваний сопровождают анатомические пояснения. С поразительной точностью и глубиной он объясняет устройство мышц человеческого глаза.

Не имея теоретической базы и инструментов, он догадался о бактерицидных свойствах чеснока и полыни. Ибн Сина знал о полезных свойствах пчелиного меда, который вошел в состав многих его рецептов. Он уделяет внимание правилам сбора лекарственных трав и дыхательным упражнениям. Именно Авиценна дал детальное описание симптомов и признаков сахарного диабета, а также проанализировал такие болезни как менингит и язва желудка.

Другой капитальный труд «Книга исцеления», как ни странно, посвящен скорее философской проблематике. Здесь автор делится своими рассуждениями о музыке, астрономии, логике, арифметике, геометрии, психологии, биологии и физике. От его пытливого ума не укрылись и фундаментальные вопросы бытия, которые он излагает в «Книге знаний».

Ибн Сина стал первооткрывателем перегонки эфирных масел, знал о процессе добычи азотной, серной и соляной кислоты, гидроксидов натрия и калия. Вслед за Аристотелем он утверждал, что Земля круглая. Авиценна был в курсе последних достижений в области астрономии и даже написал Компендиум Альмагеста на труд Птолемея. Он определял долготу города Гургана, пользуясь правилами сферической тригонометрии, и развивал теорию движения, предложенную Аристотелем.

Мир после Авиценны

Пятьдесят шесть лет прожил он на земле. Спасая многих от смерти, себя лечить он отказался, когда понял, что пришел его смертный час. Магом и чародеем считали его те, кто лишь слышал об этом человеке. Но труды Авиценны кочевали из библиотеки в библиотеку, переводились и давали пищу для размышлений. Мусульманские и христианские мыслители вдохновлялись его идеями и открытиями. Великий поэт Востока Омар Хайям зачитывался поэзией Ибн Сины, а Микеланджело восхищался его анатомическими познаниями.

Он был интеллектуальным чудом исламского мира. Это было то время, когда мусульманские страны были более образованными и более культурными, чем европейский запад. Теперь все поменялось. Но Авиценна в одинаковой мере облагодетельствовал как мусульман, так и христиан. Точнее сказать, и те и другие взяли от него столько, сколько смогли унести.

Ибн Сина впитал все лучшее из античной культуры и философии. Он помог вернуть античность в христианскую цивилизацию. В наше непростое время его жизненный путь может послужить еще одним аргументом к примирению двух религий, вышедших из одной книги – Библии.

Похожие публикации