Автомобильный портал

Противогололедный реагент своими руками. Реагент гранулированный против льда: особенности и свойства. А можно ли приготовить размораживатель для стекол своими руками

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна

Вред. Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.


Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основе
Уборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты - в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

ПЕТЕРБУРГ

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название - шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах


Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»:
«Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».


ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.


В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.


Аврора Рамо, жительница Хельсинки:
«Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда - не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника


Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов


Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.


Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция


экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.


Мочевина


полезна для окружающей среды

в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН


После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА


Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»:
«Лучший способ - всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества - диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».

На протяжении нескольких лет власти различных городов России пытаются определить самое эффективное средство против обледенения проезжей части, пешеходных дорожек, взлетно-посадочных полос и т. д. К реагентам, необходимым для выполнения этой задачи, предъявляются следующие требования: безопасность для людей, окружающей среды и дорожного покрытия, эффективность и высокая скорость действия. И на данный момент место лидера по всем этим характеристикам занимает муравьиная кислота.
Все средства, используемые против обледенения, делятся на природные и искусственные. В первую группу входит песок, мелкая гранитная/мраморная крошка и др. А ко второй можно отнести реагенты, полученные в химических лабораториях: хлорид кальция, натрия, магния и прочие. Сюда же можно отнести и муравьиную кислоту. Несмотря на различие реагентов по составу, а также химическим свойствам, все они обладают одним свойством: снижение точки плавления снега.

В чем же заключаются основные отличия муравьиной кислоты от прочих средств борьбы со снегом и гололедицей?

Ранее в различных городах РФ для посыпки дорог и тротуаров использовались смеси песка и технической соли (в соотношении 92 на 8%). Однако первый компонент с наступлением весны засорял водостоки, улицы, газоны и т. д. А вторая составляющая смеси, отличающаяся высокой эффективностью и постоянным действием, характеризовалась способностью разъедать колеса и кузова автомобилей, обувь местных жителей и т. д. От засоления почв в городах гибли зеленые насаждения.

Все это привело к тому, то власти столицы России приняли решение использовать для борьбы с гололедицей экологически благополучные реагенты, такие как хлористый магний. Однако со временем выяснилось, что при общей эффективности в борьбе с ледяной коркой, данные вещества небезопасны для автомобилистов и пешеходов. Они создают маслянистую пленку на дорожном полотне, существенно увеличивая тормозной путь транспортных средств. Кроме того, была выявлена тенденция к накоплению аниона магния в водоемах и почвах. В то же время раствор хлористого кальция, безвредный для окружающей среды и способный послужить удобрением для почвы, вызывает аллергические реакции у людей, разъедая кузова автомобилей.

По сравнению со всеми перечисленными реагентами, муравьиная кислота (а точнее ее соли) абсолютно безопасна. Она обладает способностью к биологическому разложению в условиях низкотемпературного режима (с минимальным расходованием кислорода). Указанное вещество не способно причинить вреда человеку или окружающей среде. Более того, оно обладает минимальной коррозионной активностью. По мнению экспертов, в дополнение ко всему вышеперечисленному, муравьиная кислота способна усилить действия любых других реагентов.

Несмотря на то, что стоимость рассматриваемого вещества несколько превосходит тот же показатель, отличающий природные средства борьбы со льдом (к примеру, таких как гранитная/мраморная крошка), ее использование куда более выгодно. Ведь твердые сыпучие вещества способны наносить колоссальный ущерб. В частности, гранитная крошка при попадании в метро чрезвычайно быстро приводит к поломке эскалаторов. А растертая в пыль мраморная фракция попадает в легкие детей и взрослых, вызывая самые разнообразные заболевания.

В городе противогололедные реагенты являются для нас воплощением самого настоящего зла: от них ржавеют автомобили, выходит из строя обувь, болеют домашние животные, засыхают газоны и деревья. Поэтому-то в загородной жизни хочется обойтись без них. Ну или, по крайней мере, применять около своего дома самые безопасные и экологичные. Как их выбрать?

Самые безопасные

Начнем с того, что существование безопасных и экологичных противогололедных реагентов, которыми пользуются в цивилизованной Европе — не более, чем миф. Во всем мире для борьбы со снегом и льдом используют три вещества — хлористый натрий (поваренная соль), хлористый магний (бишофит) и хлористый кальций. Конкретные предпочтения определяются близостью городов к тому или иному месторождению: соль далеко не везут. Поэтому-то в США особо популярен бишофит, а в Европе — хлористый натрий (галит). Все эти вещества примерно одинаково влияют и на людей, и на растения.

Дело в количествах, которые используют, и способе распыления. Например, в Берлине перед ожидаемым заморозком рекомендуют использовать всего 20 г хлористого натрия на квадратный метр. Чтобы понять, как это мало — попробуйте равномерно распределить столовую ложку соли на пятачке размером метр на метр. Просто так, без специальных приспособлений не получится. Поэтому-то к реагентам нужны сеялки-дозаторы!

Кстати, вопреки распространенному мнению, соли, используемые в качестве противогололедных реагентов, должны быть очищены от разных механических и химических примесей. Так, хлористый натрий, используемый для борьбы со льдом, по чистоте можно сравнить только с поваренной солью класса «экстра». Татьяна Алексеева, технолог ГК «Ронова» говорит о том, что пешеходные зоны, тротуарные дорожки запрещается обрабатывать химическими веществами. Для борьбы с гололедом здесь используется песок — это самый бюджетный вариант, а также гранитная или мраморная крошка.

Итог идеального зимнего содержания территории — отсутствие на ней снега и наледи, сухой чистый асфальт, по которому комфортно могут передвигаться как водители, так и пешеходы.

Где, что и сколько?

Многие думают, что можно купить мешок безопасного, экологичного реагента и на этом успокоится. Увы, универсального реагента не бывает.

Богдан Водопьян, директору по развитию бизнеса компании ShelterLogic (производитель линейки реагентов Рокмелт) рассказал, в каких случаях какой реагент полезен.

Дорожка, очищенная от снега. До -7 o С можно использовать любой реагент. Чем меньше его частички — тем лучше. Максимальная доза — 70 г/м2 (три столовые ложки).

Если температура понижается, то поваренная соль перестает работать. При наличии специальной техники, позволяющей смачивать смачивающие крупинки соли в момент распыления, можно работать с хлористым натрием и дальше. Ну, а около собственного дома лучше просто использовать реагент, состоящий из хлорида натрия с добавкой хлористого кальция. Последний впитывает влагу из воздуха и соль продолжает «работать».

Дорожка с накатом. Здесь, наоборот, нужны соли в виде крупных гранул. Они буквально «буравят лед». Но если температура понизилась ниже -10 о С, удалять лед с дорожек уже не рекомендуется. Лучше использовать абразивные материалы — мраморную или гранитную крошку, песок. У каждого из них свои достоинства и недостатки. Мрамор, крошась, дает белые пачкающие следы. Зато его (если, конечно, немного) летом можно не убирать. Он постепенно разложится в почве.

Гранитная крошка не пачкает пол в доме, зато в конце зимы ее надо обязательно собрать с дорожек. Иначе на ней можно подскользнуться и поранится.

Песок — отличный абразив, особенно если нет опасности, что он забьет ливневые стоки. Но привозят его нам часто грязный, с примесью глины — со всеми вытекающими последствиями (и с гололедом плохо борется, и грязь разносится).

Крыльцо, открытая веранда. Оптимальный реагент — хлористый магний (бишофит). Дело в том, эта соль при многочисленных температурных колебаниях меньше всего разрушает напольные покрытия (плитку, террасную доску и т. п.)

Обледеневшие ворота. Длинная январская оттепель привела к появлению огромного количества луж. Когда ударил мороз, многие не смогли открыть ворота на участок или двери гаражей. Чтобы справится с толстой ледяной коркой, бесполезно сыпать мелкую соль — вы просто получите соленые лужи. Используйте крупные соляные гранулы. Распределите их равномерно в проблемном месте и через 6-10 часов получите перфорированный лед, которые легко разобьется лопатой.

Дорожка от бани. Если вы любите после парилки окунаться в прорубь или просто поваляться в снегу, обработайте дорожку от бани поваренной солью (грубые абразивы здесь не подойдут — можно пораниться).

Кстати, поваренная соль будет наилучшим выбором, если у вас есть домашние животные. Только не переборщите с количеством.

Выбор управляющих компаний

Многие компании, обслуживающие территории загородных поселков учитывают нелюбовь москвичей к реагентам и стараются обходится без них. Так происходит в поселке таунхаусов «Маленькая Шотландия» и в самых разных поселках Villagio Estate, где упор делается на своевременную расчистку территории от снега. С гололедом борются, посыпая дорожки песком. Антонина Зелинская, директор Управляющей организации «Экосервис Обнинск» говорит, что в жилом комплексе «Экодолье Белкино» они используют песчано-соляную смесь и песок.

Самый большой ассортимент противогололедных материалов имеют в жилом комплексе «Дубровка» . В зависимости от погодных условий здесь используют галит (производства Артемсоль) хлористый кальций (Айсмелт), смесь хлоридов кальция и натрия (Ratmix) и специально подготовленную гранитную крошку. Политика управляющей компании — делать убор на механическую уборку территории, применять реактивы минимально.

Кстати, в обязанности управляющих компаний обычно входит поддержание в надлежащем виде подъездных дорог, детских площадок, прогулочных зон. За отдельными домовладениями ухаживают за дополнительную плату. Кто-то из жителей просит, чтобы ему расчищали парковочное место, а кто-то заказывает и расчистку дорожек на участке.

Наиболее распространенным средством борьбы с гололедом в период зимних холодов являются антигололедные реагенты, которые различаются друг от друга не только химическим составом или типом происхождения, но и формой выпуска. В последнее время наибольшим спросом пользуются гранулированные реагенты, которые обладают повышенной эффективностью .

Для того чтобы борьба со льдом была максимально эффективной при любых погодных условиях, требуется правильно подобрать антигололедные реагенты для обработки дорог. В настоящее время наиболее популярными и распространенными средствами против льда являются такие вещества, как хлористый кальций, соль техническая, мраморная и гранитная крошка, а также магния хлорид.

По своей структуре и форме выпуска все используемые реагенты делятся на несколько типов:

  • Порошковые. Это наиболее известная и распространенная форма выпуска антигололедных средств, которая представляет собой сыпучее вещество. Чаще всего в порошковой форме выпускаются такие реагенты, как хлорид натрия и хлористый кальций. Главное преимущество такой формы выпуска вещества состоит в простоте его хранения.
  • Жидкие. Это относительно новая форма выпуска противогололедных средств, которая чаще всего используется для очистки территорий от снега на небольших предприятиях и в частных дворах. Недостаток жидких реагентов состоит в их относительно высокой стоимости по сравнению с веществами других форм выпуска.
  • Гранулированные. Эта форма выпуска реагентов представляет собой твердые маленькие гранулы, которые помимо антигололедных качеств, обладают еще и абразивными свойствами, препятствуя скольжению на обледеневшей дороге. В последнее время именно гранулированные реагенты пользуются высоким спросом, так как их стоимость сравнима с порошковыми средствами, а эффективность и быстродействие в несколько раз выше.

Главное преимущество, которым обладают гранулированные противогололедные реагенты, является их оптимальная форма, которая представляет собой круглые крупинки небольших размеров. Благодаря такой структуре, гранулы, едва попадая на ледяную поверхность, моментально вступают в контакт со льдом, вгрызаясь в него в процессе использования. Результатом такого воздействия является не только быстрое таяние льда, но и его расщепление, которое уменьшает сцепление ледяной корки с дорожным покрытием. Таким образом, после использования реагентов в гранулах, остатки льда легко удаляются с асфальта с помощью подручных средств или спецтехники.

Дополнительные свойства реагентов гранулированных

Помимо всех вышеописанных преимуществ противогололедного реагента в гранулах, гранулированный хлористый кальций или хлорид магния обладает еще и такими достоинствами, как:

  • Экологическая чистота и безопасность эксплуатации. В отличие от технической соли, которая в процессе использования наносит непоправимый ущерб дорожным покрытиям и другим поверхностям, гранулированные реагенты не причиняют никакого вреда окружающей среде.
  • Устойчивость к морозам. Благодаря особой структуре, гранулы антигололедного средства способны эффективно выполнять свою работу даже при низких температурах воздуха вплоть до -30C°.

Благодаря доступной стоимости, безопасности и высокой эффективности, хлористый кальций в гранулах активно заменяет техническую соль и пескосоляную смесь во многих населенных пунктах.

Похожие публикации