Автомобильный портал

Занятия по развитию речи. Тематический день во второй младшей группе на тему «Птицы». методическая разработка (младшая группа) на тему Занятие 2 младшая группа по птицам

ГБОУ СОШ № 668 /дошкольное отделение № 1485/

Открытое занятие «Зимующие птицы» во 2-ой младшей группе

Составила и провела

воспитатель младшей группы № 9

Ушакова Л.С.

февраль 2015 год

Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города.

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;
  • Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске;
  • Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него ;
  • Продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия, оценивать поступки героев;
  • Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний;
  • Учить слушать музыкальное произведение, понимать, о чём поётся, эмоционально реагировать на содержание;
  • Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов «Снегирь», «Пластилиновая ворона».

Материал:

  • Предметные картинки: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица. Картина с изображением зимующих птиц на кормушке. Магнитная доска;
  • Панно с изображением дерева на зимнем фоне, маленькие предметные картинки птиц: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица;
  • Пакетики с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, ягодами рябины;
  • Звукозапись «Пение птиц в лесу»;
  • Загадки о птицах. Стихотворения: Г. Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»;
  • Детская песня «Песня птицы»;
  • Раскраски «Птицы» по количеству детей.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, полукругом. На магнитной доске предметные картинки с изображением вороны, голубя, воробья. Воспитатель предлагает посмотреть на доску и угадать, о ком мы будем сегодня беседовать на занятии (ответы детей).

Правильно ребята, мы с вами будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете, каких больше всех живёт в нашем городе Москве?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

Как называется эта птица? (воробей).

Послушайте стихотворение про воробья:

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:

Какой он по размеру?

Какого цвета его пёрышки?

Сколько у воробушка лапок?

Для чего нужны воробью лапки?

Как передвигается воробушек?

Чем питаются воробьи?

А теперь послушайте еще одну загадку:

«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.

Реагирует на свист и боится хищных птиц.

Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».

Ответы детей: голубь.

А какой голубь по размеру?

Как передвигается голубь по земле?

Послушайте стихотворение про голубя:

« Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек,
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели в небо!»

А вот ещё одна загадка:

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её?... (ворона).

Правильно, ребята ворона.

А теперь давайте поиграем в словесную игру. Я буду начинать предложение, а вы его продолжать: ворона большая, а воробей… (маленький); голуби по земле хотят, а воробьи… (прыгают); воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).

Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

«В гости к нам зима пришла

Мало света и тепла

Но зато как фонари

На деревьях … (снегири).

Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.

А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

«Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её?... (синичка).

Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.

А теперь давайте поиграем. Физкультминутка «Птички»:

«Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).

Дети садятся на свои места, воспитатель проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (ворона «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).

А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.

Понравилось? Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди делают для них что? (кормушки).

Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей» , это кормушка.

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картину «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Г. Ладонщикова «Наши друзья»: «Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетают к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут снегирь, чижи, синицы

И конечно, воробьи.

Все привыкли, не боятся,

Хоть руками их бери».

Что делают ребята каждое утро?... (кормят птиц).

А они делают доброе дело или нет?

А вот какой корм можно насыпать птицам в кормушку, я вам сейчас предлагаю отгадать. Игра «Определи корм»: « У меня в мешочках насыпан корм, вы должны отгадать, что насыпано в мешочке и можно ли покормить таким кормом птиц зимой» (в пакетиках крошки хлеба, кусочки сала, семечки, ягоды рябины).

Молодцы ребята. Но у меня для вас есть ещё одна игра, и называется она «Угадай, кто улетел». Воспитатель выставляет панно, на котором на зимнем фоне изображено дерево. На ветках дерева размещаются птицы (ворона, голубь, воробей, синица, снегирь), дети их называют. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель убирает с панно одну из птиц. Дети отгадывают, какая птица улетела. Игра повторяется 2-3 раза.

Ну, вот ребята наше занятие подходит к концу, но в заключении я хочу дать вам послушать весёлую песенку, которая называется «Песня птицы», чтобы вы еще раз вспомнили, что умеют делать птицы. Дети слушают звукозапись.

Составитель: воспитатель Крысина И. В.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 175 «Полянка» г.о. Тольятти

Программное содержание:

  • Способствовать обогащению и уточнению представлений о природе, предметном мире, развитию поисковой деятельности;
  • Учить задавать вопрос с вопросительной интонацией и придумывать ответ, основываясь на своем опыте;
  • Формировать культуру общения, закрепить умение обращаться с просьбой;
  • Способствовать обогащению детского словаря, активизировать в речи знакомые слова: избушки, разноцветный, белобока, сороченок; введение новых слов в детский лексикон: выставка, перепончатые лапы, шпоры.

Материал и оборудование:

Маски сороки и кукушек, картинки птиц (гуся, утки, петуха, индюка) , предметы в корзине - книга, расческа, зеркальце, карандаш, мыло.

Предварительная работа:

Познакомить детей с домашними и дикими птицами, с их особенностями поведения, внешними признаками через наблюдения на прогулке, инсценировки знакомых произведений «Петушок, петушок» и др. , дидактические игры: «Кто ты, зачем пришел?», «Поручения», «Подарки», «Где были, что видели».

Ход занятия:

Воспитатель: Спешите, спешите Что я вам покажу! Приглашаем наших гостей и вас, ребята, на выставку птиц. Давайте посмотрим, что это за птица?

Дети: Индюк.

Воспитатель: Как вы ее узнали? Что у нее есть?

Дети: У индюка хвост круглый и бородка есть.

Воспитатель: А какая это птица? Вы ее узнали?

Дети: Гусь.

Воспитатель: Молодцы! А эту птицу знают все! Это – петушок (показывает утку) .

Дети: Нет. Это не петушок. Это утка.

Воспитатель: Нет, не петушок, а что есть у петушка?

Дети: У петушка есть гребешок, бородка.

Воспитатель: А у этой птицы есть?

Дети: Нет. У утки лапки большие.

Воспитатель: Перепончатые, ведь утка любит плавать. А где же петушок?

Дети: Вот он.

Воспитатель: Спасибо вам ребята, что помогли мне правильно найти петушка, теперь я его ни с одной птицей не спутаю. Смотрите, какие у него на ножках шпоры. Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

А пока мы с вами на выставке были, к нам прилетела сорокабелобока (воспитатель одевает ребенку шапочку сороки) и собрала наши вещи. Посмотрите, что она взяла? (Показывает корзину с предметами) . Надо наши вещи выручать. Попросите их у сороки. Вспомните, как правильно обращаться с просьбой.

Дети: Сорока, сорока! Отдай нам, пожалуйста, мыльце!

Сорока:

Не отдам, не отдам,

Возьму ваше мыльце

Отдам своему сороченку

(Дети поочередно просят отдать другие вещи из корзинки)

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши,

Ты у деток попроси,

Все они тебя поймут

Все что надо подадут.

Ребята, давайте научим сороку спрашивать

Дети: Надо говорить: «Пожалуйста».

Сорока: Спасибо, ребята.

Воспитатель:

Сорока оставайся с нами поиграть и загадку отгадать.

Не ворона, не синица –

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку»

Дети: кукушка.

Воспитатель: Правильно, кукушка. Вот она! (показывает маску) А давайте поиграем в игру «Летели кукушки». («Кукушки» встают в центр круга и выполняют действия в соответствии с текстом) .

Дети:

Летели кукушки (машут крыльями)

Через три избушки

Головками вертели – (поворачивают головами)

Крыльями махали –

А куда летели, так и не сказали.

Воспитатель: А давайте расспросим кукушек. Я хочу узнать, куда вы торопитесь, кукушки?

(Дети «кукушки» придумывают ответ) .

Воспитатель: А что вам интересно?

Дети: А когда вернетесь? Почему вы улетаете так далеко? Зачем вы туда летите?

Воспитатель: Мы видели сегодня много птиц в нашей группе, но мне кажется, что на улице их встретится еще больше. Возьмем для них угощение и пойдем гулять на улицу.

Программное содержание :
1. Обучающие задачи :
Формировать умение детей действовать с предметами-заменителями: горох – маленькие птицы; фасоль – большие птицы;
Учить ориентироваться в пространстве и размещать предметы исходя из задания: в дупле, на дереве, за кустом и т.д.;
2. Диагностические задачи :
Закрепить с детьми особенности внешнего вида и поведения, на сравнении двух птиц: вороны и воробья;
Закрепить умение детей различать геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник;
Закрепить умение различать предметы по форме и цвету;
Закрепить счет в пределах 3-х;
Умение располагать предметы справа – слева от себя;
3. Воспитывающие задачи :
Воспитывать усидчивость, желание выполнить задание да конца;
Развивать умение анализировать свои успехи и неудачи, вызвать желание преодолевать трудности в достижении цели.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на ковре.
1. Воспитатель:
─ Ребята, давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом занятие? (О птицах).
─ Назовите, каких птиц вы знаете? (дети перечисляют знакомых птиц)
─ Давайте сейчас рассмотрим и сравним двух птиц. Кто это? (Ворона и воробей).
─Какая ворона по размеру? (Большая)
─ А какой по размеру воробей? (маленький).
─ Какого цвета ворона и какого цвета воробей?
─ Как кричит ворона…., как воробей…?
─ Покажите, как ходит ворона….., как прыгает воробей…?
Воспитатель подводит итог: Все у вороны и воробья разное. Ворона большая, а воробей …(маленький). Ворона ходит, а воробей…(прыгает). Ворона каркает, а воробей…(чирикает).
─ Но чем-то эти птицы похожи? Чем же?
─ Сколько у всех птиц ног? (две ноги)
─ Чем покрыто тело у птиц? (Перьями)
─ Сколько крыльев у птиц? (Два крыла)
─ С помощью чего птицы клюют корм? (с помощью клюва)
Воспитатель подводит итог: У всех птиц две …(ноги), два...(крыла), у всех птиц есть…(клюв), тело покрыто …(перьями).

2. Воспитатель:
─ Ребята, посмотрите, у меня в корзинке много птиц, и каждая хочет найти свое место. Возьмите каждый по одной птице, а я вам скажу, куда посадить птицу.
На поляне стоит дерево и куст. Воспитатель предлагает разместить птиц:
─ Посади птицу на дерево.
─ Посади птицу в гнездо.
─ Посади птицу на куст.
─ Посади птицу между кустом и деревом.
─ Посади птичку в дупло.
─ Посади птицу за кустом.

3. Физминутка:
Птицы в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
На первые две строчки дети сидят на корточках и поворачиваются вправо и влево.
На следующие две строчки дети встают и начинают летать.

4. Воспитатель предлагает детям сесть за столы. На каждом столе находятся квадратные и прямоугольные коробочки (кормушки), а также горох и фасоль в отдельной тарелочке на каждого по 5 – 6 штук. Воспитатель предлагает представить детям, что коробочки это кормушки для птиц, а горох и фасоль – птицы.
─ Одинаковые ли кормушки? (разные)
─ Чем они отличаются? (по форме и цвету)
─ Положите квадратную кормушку справа от себя, а прямоугольную – слева.
─ Насыпьте в кормушки зерен. (Дети должны поставить маркером точки на обеих кормушках).
─ На квадратную кормушку прилетело 2 больших птицы. (дети выбирают из тарелочки 2 фасоли и кладут в квадратную кормушку).
─ На прямоугольную кормушку прилетело столько же птиц, но маленьких. (дети выкладывают в прямоугольную кормушку 2 горошины).
─ Сколько птиц в прямоугольной кормушке?
─ На квадратную кормушку прилетела ещё 1 птица. Сколько птиц стало в квадратной кормушке? (три птицы).
─ В какой кормушке птиц больше в квадратной или в прямоугольной?
─ Как сделать так, чтобы птиц стало поровну? (Добавить еще одну маленькую птицу в прямоугольную кормушку).
─ Сколько птиц стало в кормушках?
─ А сейчас покормите птиц. (дети берут фасоль, горох и постукивают по кормушке: птицы клюют зерно).

5. Итог занятия: Дети встают из-за стола и подходят к воспитателю.
─ Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили на занятие?
─ Скажите, что вам было выполнять легче и интереснее всего?
─ Какие задания у вас вызвали затруднения?
─ Вы молодцы, старались выполнить все задания даже, если у вас не все получалось.

Цель: расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах города.

1. Образовательная. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сорока), особенностями их внешнего вида и поведения через знакомство с моделью «Птицы».

2. Развивающая. Развивать мыслительную деятельность: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать через решение проблемных поисковых вопросов и заданий. Активизировать словарь детей с помощью художественного слова (загадок и стихотворений).

3. Воспитательная. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, продолжать учит отвечать на вопросы. Обращать внимание детей на необходимость зимней подкормки птиц.

Материал к занятию: игрушка Карлсона, кормушка, картинки с изображением вороны, воробья, синицы, снегиря, голубя, сороки, модель «птицы», картинки насекомых – бабочка, стрекоза, муха, комар, набор картинок с изображением птиц по количеству детей для игры «Птичья столовая», карточки «Что забыл художник?», «Кто лишний?», фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие спешит гость, послушайте… Я слышу его приближение, а вы? (Карлсон жужжит и влетает в группу.)

Здравствуйте детишки – девчонки и мальчишки! Я – Карлсон, вы, конечно, меня узнали? Я пролетал мимо вашего сада и увидел какие-то домики на деревьях развешаны, а для кого они не понял. Вот хочу узнать.

В-ль: Здравствуй, Карлсон, а ты спроси у ребят. (Дети отвечают, что это кормушки.)

Вопросы к детям:

В-ль: А для кого мы повесили кормушки? (Для птиц.)

Карлсон: А чем вы кормите птиц, котлетами? Вареньем? (Крошки хлеба, зернышки, семечки.)

Карлсон: А какие птицы прилетают к вам на кормушки? (Голуби, вороны, сороки, воробьи, синицы.)

В-ль: А зачем зимой надо подкармливать птиц? (…)

Карлсон: Как интересно. А я ничего не знаю о птицах…

В-ль: А ты не спеши улетать, оставайся с нами и узнаешь много нового. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте и отгадайте:

Чик – чирик,

К зернышкам прыг.

Клюй. Не робей,

Кто это? (Воробей.)

Выставляет картинку воробья.

Окраска сероватая.

Повадка вороватая.

Известная персона…

Кто это? (Ворона.)

Выставляет картинку вороны.

Воспитатель и дети сравнивают по картинкам ворону и воробья, обговаривают:

Какая ворона по размеру? (Большая.) Покажите руками…

А какой по размеру воробей? (Маленький.) Покажите руками…

Какого цвета ворона? А воробей?

Покричите, как ворона… А как поет воробей? Правильно, молодцы.

Вывод: Все у вороны и воробья разное – ворона большая, а воробей… Ворона ходит, а воробей… Ворона каркает, а воробей…

Физминутка под музыку: Ребята, давайте изобразим, как ходит большая ворона, а теперь, как прыгает маленький воробушек, а теперь полетим, как большие вороны, а теперь, как маленькие воробушки… Молодцы.

Рассматривание птиц

Воспитатель на мольберте выставляет картинки птиц – синица, снегирь, голубь, сорока.

Посмотрите, сколько у меня птиц и все они разные. Это кто? А это?... Как одним словом назовем? (Воспитатель обводит рукой все картинки.) Да, это птицы. Все птицы разные, но чем-то они все похожи. Подумайте, чем?

Сколько ног (лап) у птиц. У всех по две (показ модели).

Чем покрыто тело у всех птиц? Перьями (показ модели).

Как едят? Чем клюют? (Мы едим ртом, а птицы клюют…) У всех птиц есть клюв. (Показ модели.)

Что помогает им летать? Крылья, хвост. (Показ модели.)

Карлсон: Ой, а у меня тоже есть интересные картинки птиц, давайте поиграем, я буду показывать картинки, а вы их называйте. (Выставляет картинки бабочки, стрекозы, мухи и комара.)

В-ль: Карлсон, а ты считаешь, что это птицы? (Да, конечно, у них же есть крылья.) А вы, дети, как думаете? Почему? Давайте разберемся – у них тело покрыто перьями? Есть клюв? А сколько ног? (Не две, а много.)

Вывод. Это не птицы, а насекомые.

Дидактическая игра «Птичья столовая»

В-ль: Ребята, давайте поиграем в игру «Птичья столовая». Вы будете птенчиками, какими захотите, выбирайте себе картинку. (Предлагается набор маленьких картинок с изображением птиц по числу детей.) Узнайте и назовите, кто нарисован на вашей картинке…

А вот здесь (показывает) будет кормушка для птиц, но всем лететь не надо, я буду читать стих, а когда вы услышите свое название птицы, тогда смело летите к кормушке. Проводится игра, сопровождается стихом:

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели. (В центр выходят дети - синицы.)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири. (В центр выходят дети - снегири.)

А вороны были в среду.

Прилетели все к обеду. (Выходят дети - вороны.)

А в четверг со всех краев

Стая смелых воробьев. (Выходят дети - воробьи.)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей. (Дети - голуби.)

А в субботу белобока

Прилетела к нам сорока. (Выходят дети - сороки.)

В воскресенье, воскресенье

Было общее веселье! (Выходят все дети - птицы.)

Молодцы, ребята. Все запомнили своих птичек и прилетели в свой черед, не ошиблись. (Карлсон играл вместе детьми.)

Карлсон: У меня для вас есть картинки, но в них что-то не так… Помогите мне разобраться, пожалуйста.

В-ль: Конечно, Карлсон, мы тебе поможем.

1 картинка «Что забыл художник»

(В-ль и Карлсон раздают картинки на каждого ребенка с незаконченным рисунком.)

Ребята, на картинке что не так? (Художник забыл дорисовать к кормушке веревочки.) Нарисуйте веревочки от кормушки к веточке дерева.

(Фломастеры, мелки на выбор детей.) А кормушка пустая – дорисуйте зернышки…

2 картинка « Кто лишний»

Посмотрите на картинку внимательно, кто нарисован лишний? Почему вы так думаете? Да, верно, это собака, а все остальные птицы. Обведите собаку в кружочек, чтобы Карлсон не запутался.

Рефлексия:

Кто к нам приходил?

Зачем? (хотел узнать о птицах).

Что вы узнали сегодня на занятии? (Узнали, что все птицы разные, но у них есть общее – клюв, перья крылья, хвост.) Но не все, у кого есть крылья – птицы. Ребята, сейчас мы будем собираться на прогулку и какое угощение возьмем для птиц? Да, в зимнее время, Карлсон, не забывай заботиться о наших маленьких друзьях.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширять представления детей о живой и неживой природе в зимний период времени.

Образовательные задачи:

  • Расширять и закреплять знания детей о характерных приметах зимы, об особенностях внешнего вида, повадках диких птиц, их жизни в зимний период.
  • Обогащать и активизировать словарный запас существительными, прилагательными (названиями и признаками зимних явлений природы, птиц, частей тела птиц), глаголами (названиями действий птиц).

Коррекционные задачи:

  • Развивать связную речь путем ответов на вопросы педагога, побуждать отвечать полными ответами.
  • Упражнять в правильном использовании предлогов “на, под, над, за, перед”.
  • Упражнять в употреблении существительных (названий птиц) множественного числа в родительном падеже.
  • Закреплять четкое и правильное произношение звуков “у, х, сь, фь” в звукоподражаниях.
  • Развивать моторику (мелкую, общую, артикуляционную), тактильные ощущения, целенаправленный длительный выдох,зрительное и слуховое внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к зимней природе, заботливое и бережное отношение к птицам.

Оборудование: слайдовая презентация “Дикие птицы зимой”; конверт с бумажными снежинками; поднос со снегом; предметные картинки с изображением диких птиц (снегирь, ворона, воробей, синица); миска с пшеном, 4 пустые миски; шапочки с изображениями диких птиц, фанты.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, проведение бесед, дидактических игр.

Ход занятия

Ребята, нам пришло письмо. А что же в этом письме?

Педагог открывает пакет, в нем лежат снежинки.

Что это? (Снежинки). А почему в письме лежат снежинки? (Потому что сейчас время года – зима, и на улице много снежинок).

Отгадайте загадку: летает, крылышками машет, зернышки клюет. Кто это? (Птица).

Сегодня мы сходим на прогулку в зимний лес и понаблюдаем за птицами. А по дороге в лес полюбуемся зимней природой.

Вышли мы на улицу и увидели, что на улице везде лежит... что? (Снег). Что укрыл снег? (Землю, деревья, крыши домов, машины, паровозик). Снег такой мягкий, пушистый, что мне захотелось набрать его. Потрогайте, ребята, снег, и скажите, какой он на ощупь? (Холодный). Что еще можно сказать про снег, какой он? (Белый, блестящий, пушистый, хрустящий). Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок).

Посмотрите, на улице идет снег. Какие красивые снежинки! Какие они? (Большие, маленькие, круглые, белые, красивые, легкие, воздушные, резные). А когда много снега падает кругом, как это явление можно назвать? (Снегопад).

Дыхательная гимнастика “Снежинки”.

Тут снежинки полетели,
На ладошки детям сели.
Но игриво говорят:
“Не хочу я лежать –
Буду я кружиться,
Летать и веселиться!”

Педагог кладет каждому ребенку на ладошку снежинку, вырезанную из тонкой бумаги. Дети сдувают снежинки с ладони. Игра повторяется два-три раза.

Слайд 4.

А когда снежинки кружатся, и ветер их несет, как это называется? (Вьюга, метель). Послушаем и изобразим, как воет вьюга.

Дети произносят звук “у” хором и индивидуально, на длительном выдохе. В случае необходимости педагог показывает правильное положение губ при произношении звука.

Посмотрите, сколько снега выпало! Какие сугробы кругом! А что такое сугробы? (Сугробы – это большая куча снега). На что похожи сугробы? (Разные ответы детей).

Ну, вот и дошли мы до леса.

Здравствуй, лес, зимний лес,
Полный сказочных чудес!

Что укрыл снег в лесу? (Снег укрыл в лесу землю, деревья, кусты).

Тихо в лесу, только снег хрустит под ногами. Давайте прислушаемся к звуку шагов. А кто знает, почему хрустит снег под ногами? (Потому что снег состоит из снежинок, а они хрупкие и ломаются, когда мы наступаем на них).

Так тихо в лесу, что кажется, никого нет.

Слайд 7.

– Но посмотрите, кто это сидит на дереве и кричит?

Вот сова сидит на еловом суку,
Кричит и ворчит: “Ух, ух, уууу!” (Дети произносят звукоподражание).

А сова – это кто? А как вы узнали, что сова – это птица? (У совы есть крылья, клюв, перья, две лапы, хвост). Какая птица сова – домашняя или дикая? (Сова – дикая птица). Почему она дикая птица? (Потому что живет в лесу, на воле).

Вот полетела сова на охоту искать добычу. Посмотрите, кого хочет поймать сова? (Сова хочет поймать мышку).

Сова не питается, как другие птицы, жучками и червячками, а ловит мелких животных: мышей, может поймать и маленького зайчика. У совы огромные глаза, крепкий загнутый клюв, на лапах большие острые когти. Перья у совы пестрые: рыжие, серые, темные. Сова лучше видит добычу ночью, чем днем, поэтому она охотится всегда ночью.

Слайд 9.

Что за птичка расписная
Все поет, не уставая?
Хоть снег вокруг искрится,
И зимний ветер злится.
Она на ветке сидит,
Головкой вертит.

Как вы догадались, что это синица? (У нее желтая грудка, черная шапочка на голове) . Как поет синица? (Дети произносят звукоподражание “синь-синь”).

Синица хочет поиграть с вами в прятки. Она будет перелетать с места на место, а вы скажете, где синица. (Синица на дереве, синица за деревом, синица перед деревом, синица над деревом, синица под деревом).

Слайд 11.

Эта птичка-невеличка
К русской зимушке привычна.
Хоть свирепы холода,
Ей метели не беда.

Как вы догадались, что эта птичка - воробей? (У нее коричневые перья на крыльях, коричневая голова, серая грудка, короткий острый клюв). Изобразите, как чирикает воробей. (Дети произносят звукоподражание “чик-чирик”).

А что умеют делать птички? (Птички умеют летать, прыгать, клевать зернышки).

Артикуляционная гимнастика.

Нашему Язычку так понравились птички, что он захотел изобразить их. Язычок попрыгал так же, как птички. (Дети поднимают кончик языка к верхней губе и опускают к нижней). Язычок изобразил, как птичка клюют зернышки. (Дети кладут широкий язык на нижнюю губу и слегка постукивают по нему зубами). Язычок полетал, как птички. (Дети выполняют круговые движения языком по верхней и нижней губам).

Ну, а крик этой птицы вы часто слышите и без труда узнаете ее. Да, это ворона. Как ее можно отличить по внешнему виду от других птиц? (У вороны черная голова, черный хвост, черные крылья, а грудка и спинка серые). Как кричит ворона? (Дети произносят звукоподражание: “кар-кар”).

Слайд 14.

Что за яблоко румяное
Выросло зимой
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой?

Как называется эта маленькая птичка? Как вы догадались, что это снегирь? (У него красная грудка, короткий толстый клюв) . Изобразим, как поет песенку снегирь. (Дети произносят звукоподражание “фить-фить-фить”).

Физкультминутка. Подвижная игра “Птички-невелички”.

А вы хотите побыть птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их.

Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.

Назовите птичку, в которую вы превратились. Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?

Давайте посчитаем:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу)
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Наступили холода,
Вдруг замерзла вся вода.
Зябко на снегу стоять,
Надо птичкам поскакать.

Попрыгайте, как птички, продвигаясь на двух ногах вперед. А теперь “полетайте”, как птички, друг за другом.

Послушайте, ребята, а это что за звуки раздаются в лесу?

Это какая-то птица усердно долбит клювом кору.

Славный доктор Айболит,
Он на дереве сидит.
Красно-черный, черно-красный,
Доктор из него прекрасный!

Кто знает, что это за птица? Правильно, это дятел. Какого цвета перья у дятла? (Перья у дятла черные, с белыми полосами, на голове – красная полоса) . Посмотрите, какой клюв у дятла? (Клюв у дятла длинный, с острым кончиком). Как вы думаете, зачем ему такой клюв? (Педагог хвалит детей за любые предположения и уточняет их ответы). Дятел сидит на дереве, но не на вершине и не на ветке, а на стволе, и своим длинным клювом долбит кору дерева до тех пор, пока не извлечет жуков, которые спрятались от мороза и портят дерево. Как за это называют дятла? (Лесным доктором).

Пальчиковая гимнастика “Дятел”.

Изобразим с помощью ручек и пальчиков, как дятел стучит по дереву.

Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук.

Одна ладонь прямая – это “ствол дерева”, другая – “дятел” - дети соединяют все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, и стучат ими по ладони.

Целый день в лесу стоит
Стук-стук-стук.

Птичкам очень трудно живется зимой. Как вы думаете, почему? (Педагог выслушивает и обобщает ответы детей).

Птичкам очень холодно зимой. Посмотрите, как эта добрая девочка помогает птичке согреться. Давайте представим, что у нас в руках птичка, и мы, как и девочка, помогаем ей согреться.

Дыхательная и звуковая гимнастика.

Птичек пожалеем –
Дыханием согреем.

Дети складывают ладошки так, как будто в них лежит птичка, и делают резкий выдох на ладони с произнесением звука “х”.

Педагог спрашивает, кто какую птичку согревал.

Психогимнастика.

А теперь представьте, что птичка – это ваш маленький друг. Прижмите ее к своей груди, пусть она послушает, как бьется ваше сердце, сердце друга. Скажите птичке самые нежные, ласковые слова. (Ты такая маленькая! У тебя такие красивые перышки! Ты так хорошо поешь песенки. Ты мне очень нравишься!)

Педагог помогает в подборе ласковых слов для птички.

Вот какие вы молодцы! Помогли птичке согреться. Птичке стало тепло, она расправила свои крылья и полетела. (Дети отпускают вверх свою придуманную птичку).

Ребята, давайте еще раз повторим, чем питаются зимой сова и дятел. (Ответы детей).

Зимой ни жучков, ни червячков нет на земле, а везде лежит только белый снег.

Скажите, чем же могут питаться зимой другие птицы?. (Снегири - ягодами рябины, ворона – хлебными крошками, синица – салом, воробей – семечками).

А где же птички находят корм зимой? (Они прилетают к домам, где живут люди, и люди их кормят). Правильно, чтобы диким птицам зимой не было голодно, люди развешивают на деревьях кормушки для птиц. Что вешают люди на деревьях зимой?

Вот дети вешают кормушку на дерево. Посмотрите, какие разные бывают кормушки. Из чего можно их сделать? (Кормушки можно сделать из дощечек, из коробок, из бутылок).

Дидактическая игра “Покормим птиц”.

А вы хотите покормить птиц?

Педагог расставляет изображения птиц (ворона, воробей, синица, снегирь). В центре комнаты – миска с пшеном, рядом с изображениями птиц – пустые миски.

Мы будем кормить птиц пшеном, которое лежит в миске. Назовите птиц, которых вы будете кормить.

Послушайте песенки птиц. Тот, кто угадает, какой птице принадлежит песня, возьмет пшено из мисочки и насыплет в кормушку отгаданной птицы.

Молодцы, накормили птиц. Теперь им не страшен зимний холод.

Дидактическая игра “Кто улетел? Кого не стало?”.

Поклевали птички корм и улетели, но не вместе, а друг за другом.

Дети отворачиваются, затем по сигналу (звон колокола на слайде) поворачиваются и называют, кто улетел, кого не стало. (Улетели снегири. Не стало снегирей. Улетели воробьи. Не стало воробьев. Улетели синицы. Не стало синиц. Улетели вороны. Не стало ворон).

Итог.

Очень много мы играли:
Мы снежинки сдували,
Птичек мы изображали,
Птичкам мы помогали.
Очень весело зимой,
Но пора идти домой.

Слайд 22.

До свидания, зимний лес,
Полный сказочных чудес.

Птички благодарят вас за то, что вы накормили их, и поют вам свои чудесные песенки. (Звучат голоса птиц).

На занятии все были активные, старательные. За то, что вы хорошо занимались, бережно и заботливо относились к птицам, они дарят вам на память фанты с картинками – изображениями лесных жителей. У нас на участках тоже висят кормушки, и когда мы пойдем на прогулку, то обязательно покормим птиц.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.
  2. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3-4 года). – СПб.: Паритет, 2008.

Загадки о птицах:

  1. http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont543.html
  2. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vorobja.html

Похожие публикации