Автомобильный портал

Как правильно залить антифриз в систему охлаждения двигателя? Как заменить антифриз: подробная инструкция Заправочный объем ож ваз

17.02.2017

Все об антифризе

Охлаждаемая жидкость в системе двигателя внешнего сгорания играет большую роль при морозах и жарким летом. Для того чтобы залить новое охлаждающее вещество необходимо знать сколько же антифриза в системе охлаждения. Для этого существует несколько способов, как узнать, сколько его уже залито в систему:

Но эти два способы показывают только уровень, а вот как узнать, сколько нужно влить нового вещества, мы поговорим далее. Также обсудим состав охлаждающей жидкости, и основные моменты, когда следует ее менять.

Состав охлаждающего раствора

В автомобильных магазинах и на рынках продают тосол и другие охлаждающие растворы. Чтобы правильно выбрать, что нужно вам, следует разобраться с их составами. Тосол был произведен еще в советское время, заливался во все марки машин, голубого отличительного цвета. В его состав входит этиленгликоль и другие химические компоненты, которые способствуют антикоррозии металла.

В состав современных антифризов на замену стали добавлять пропиленгликоль, он не такой ядовитый и более экологичен для внешней среды.

Также в эти два раствора входят такие компоненты:

  • фосфаты, фосфиты;
  • бураты;
  • спирты.

И еще несколько химических компонентов, которые усиливают его функции.

Сколько заливать жидкости в систему охлаждения?

Сколько антифриза заливать в систему охлаждения вы можете узнать из технических характеристик вашего автомобиля. Если такой возможности нет, то у официальных представителей жидкостей вы сможете по марке машины узнать все необходимые объемы. Замена антифриза для авто обычно простой и не сложный процесс, источники и опытные водители, говорят что для большинства авто необходимо от 6 до 8 литров охлаждаемой смеси. Главной функцией антифриза есть – охлаждение системы двигателя внешнего сгорания, поэтому за уровнем в расширительном бачке необходимо следить.

Возможно, ли самостоятельно заменить?

Для неопытных водителей залить в систему охлаждения тосол – это не проблема. Для этого необходимо проделать несколько последовательных действий:

  • автомобиль нужно установить на смотровую яму;
  • открыть капот;
  • открутить расширительный бак, блок цилиндра мотора;
  • раскрутить корпус термостата;
  • раскрутить кран отопительного механизма;
  • слить ОЖ;
  • обязательно промыть систему дистиллированной чистой водой;
  • закручиваем все краны и пробки;
  • вливаем раствор;
  • закрываем расширительный бачок.

Это простой алгоритм, как менять тосол на новый антифриз.

Сезонность

Первым важным моментом, есть то, что за уровнем антифриза в расширительном бачке необходимо следить постоянно, как летом, так и зимой, а второе, это то, что два раза на год, следует менять полностью весь объем на новый антифриз.

Если на датчике вы видите, что температура охлаждения падает и кипения также, это первый признак к замене.

Особенно важно при переходе с зимы на лето и наоборот вливать новую охлаждающую жидкость. Выбирайте качественный антифриз, хорошей плотности и приемлемый по цене.

Сколько тосола в ВАЗ-2109 заливать и какой антифриз лучше лить? Краткий ликбез для тех, кто хочет встретить зиму во всеоружии и не обморозить блок двигателя.

Для замены тосола нужно 10 литров, влазит его в машину около 8, но для доливки пригодится. Также лучше сразу купить воронку, дистиллированную воду и средство для промывки. Особенно, если машина ездила на воде раньше.

Менять охлаждающую жидкость на ВАЗ-2109 - настоящий геморрой. Если на других автомобилях достаточно открутить кран на радиаторе, и все слить, то здесь нужно заморачиваться. Многие отвинчивают нижний шланг печки, дуют в расширительный бачок, выжимая капли, но тут уж все зависит от любви к автомобилю. Принцип очень простой - сначала из всех нижних точек патрубков удалить старую жидкость, а потом из всех верхних точек убрать воздушные пробки.


Сначала следует слить старую воду или антифриз. Для этого нужно:


    Перевести кран печки в красное положение;

    Снять пробку с расширительного бачка;

    Открутить кран на радиаторе;

    Открутить сливной болт на двигателе.

Слейте старую жидкость, можете промыть систему водой или специальным средством. Далее – начинаем заливать. Емкость системы охлаждения ВАЗ-2109 составляет 8,7 литров, вначале заливается около 7. Не стоит спешить – в систему должно зайти по максимуму, потом можно завести двигатель, прогреть его, чтобы открылся термостат, после чего и долить оставшийся антифриз. Лить нужно сплошным и ровным потоком, без лишнего пузырения, чтобы вместе с тосолом не попал воздух – выгонять его из системы нереально сложно. Но, как правило, все-таки некоторое количество воздуха скапливается, образуя пробку.


Какой антифриз заливать? Для машин до 90-го года нужен синий тосол. С 90-го до 99-го - зеленый. После 2000-го - красный. Можно покупать самые дешевые варианты, машина легко их переваривает. Главное, чтобы не замерзал (в России иногда продают подделку, которая мерзнет).

Чтобы выгнать пробку, можно загнать машину на горку, открыть пробку расширительного бачка, и хорошенько подгазовывая, выгнать все пузырьки. Чтобы тосол стекал лучше, можно снять верхнюю трубку патрубка – за счет воздуха процесс пойдет быстрее. Перед тем, как заливать, эту трубку придерживаем, пока из нее не начнет сочиться тосол, после чего присоединяем ее на место и доливаем до конца. Если на мотор попадет охлаждающая жидкость – его необходимо протереть ветошью.

Как правило, сколько тосола в ВАЗ-2109 войдет можно увидеть по расширительному бачку – жидкость должна быть между метками MIN и MAX.

Недооценка важности системы охлаждения – распространенная ошибка начинающих водителей. От качества охлаждения двигателя напрямую зависит срок службы мотора, поэтому заполнению этой системы следует уделять особое внимание. Но даже в современное цифровое время не каждый новоиспеченный владелец автомобиля знает, как самостоятельно заменить антифриз и сколько его нужно заливать в автомобили ВАЗ. Последние широко распространены в Украине, причем как «свежих» годов выпуска, так и весьма старых.

Сколько нужно антифриза в систему охлаждения ВАЗ

Первое, с чем необходимо определиться – сколько требуется антифриза в конкретный автомобиль. В таблице рассмотрены все самые популярные автомобили ВАЗ.

При этом необходимо учитывать, что слить полностью всю охлаждающую жидкость вряд ли получиться, поэтому вольется в систему охлаждения вашего автомобиля несколько меньше. Оставшуюся жидкость лучше оставить «на доливку», так как со временем она имеет свойство медленно испаряться и со временем придется подгонять уровень антифриза в рамки нормы.

Как заливать антифриз в машину?

Перед тем как начинать осуществлять замену антифриза на новый, следует вспомнить о правилах проведения этой операции:

· Слив старого антифриза проводиться исключительно на холодном двигателе.

· Нужно сливать не только с радиатора, но и с блока двигателя.

· Желательно промыть систему перед заливкой новой жидкости.

Сливать охлаждающую жидкость на горячую не следует, связано это в первую очередь с техникой безопасности – можно сильно обжечься. Когда двигатель работает, температура ОЖ достигает 100 и выше градусов, последствия для организма могут быть катастрофическими.

Первым делом в вашем ВАЗе следует снять крышку расширительного бачка , чтобы в системе не создавалось разряжение. Далее, нужно найти сливную пробку на двигателе и радиаторе, открутить их и аккуратно слить в заранее подготовленную емкость. В автомобилях классического семейства ВАЗ (2101, 2102, 2106 и т.д.) можно снять крышку прямо с радиатора.

После этого следует вымыть старый Тосол и основательно промыть систему, максимально выгнав все возможные отложения из нее. Последние чаще всего образовываются, если до замены в системе был не антифриз, а низкокачественный Тосол или просто вода. Для промывки следует использовать специальные агрессивные вещества, которые разводятся до нужной пропорции в дистиллированной воде . После этого мотор следует запустить, дать поработать несколько минут и слить промывку.

По завершении очистки все сливные пробки закручиваются на место и затягиваются, после чего заливается новый антифриз в указанном количестве. Далее необходимо включить печку, чтобы ОЖ циркулировала по всей системе охлаждения, равномерно заполняя ее. Также нужно не забыть и про воздушные пробки, удалить которые можно просто открыв пробку на расширительном бачке и запустив двигатель. Он должен работать, пока не перестанут появляться пузырьки воздуха.

Покупая подержанный автомобиль, новый хозяин не знает, какая жидкость залита в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Это может быть , а то и вовсе вода (если машину купили летом). Очень часто охлаждающую жидкость разбавляют водой. Когда радиатор или патрубки охлаждения подтекают, хозяин перед продажей автомобиля не слишком стремится вкладываться в машину и доливает воду.

Купив авто с рук, просто необходимо проверить наличие и уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя!

Ее недостаточный уровень может негативно отразиться на моторе, не говоря уже о полном отсутствии жидкости в радиаторе. Также стоит проверить, нет ли течи с патрубков, с радиатора, с отопителя в салоне.

Если старый хозяин авто забыл сказать, какая жидкость была залита в радиатор, можно попробовать определить ее состав самостоятельно. Тосол почти всегда синего цвета, антифриз обычно имеет зеленый цвет или красный (красный бывает с разными оттенками, вплоть до лилового цвета). Если цвет непонятный (цвета ржавчины), то такой состав обязательно нужно сменить. Вообще, после покупки подержанного автомобиля рекомендуется полностью сменить охлаждающую жидкость (ОЖ).

Можно ли смешивать разные жидкости в системе охлаждения

Следует знать, что тосол является разновидностью антифриза – он специально был разработан для «Жигулей» еще в советское время. В то время отечественный антифриз не отличался хорошим качеством, и более качественный состав ОЖ для новой модели автомобиля был просто необходим.

У автолюбителей нередко возникает вопрос, можно ли смешивать антифриз с тосолом. Этот вопрос часто обсуждается среди автовладельцев в реальной жизни, на различных форумах в интернете. Честно говоря, к единому мнению они так и не пришли. Одно можно только сказать определенно – катастрофы как таковой с автомобилем не случится. Но все-таки составы смешивать не рекомендуется. Лучше придерживаться технических условий и для определенной модели автомобиля заливать ОЖ, которая рекомендуется изготовителем для этой марки транспортного средства.

Охлаждающая жидкость для ВАЗ 2114

Какую охлаждающую жидкость заливать в ВАЗ 2114? Может быть сначала нужно поинтересоваться, какую ОЖ заливают на заводе? Волжский автомобильный завод не придерживается единого стандарта, в автомобиле ВАЗ 2114 с одинаковой долей вероятности в системе охлаждения двигателя может быть как тосол, так и антифриз. Но все-таки рекомендуется заливать тосол, не зря же он в свое время специально был разработан для ВАЗовских машин. ОЖ необходимо периодически менять, это необходимо делать в следующих случаях:

  • Через 60 тысяч километров пробега после покупки нового авто;
  • Через каждые два года;
  • В случае, если ОЖ имеет рыжий оттенок, или жидкость помутнела;

  • Если ОЖ подтекала, и ее пришлось разбавлять водой;
  • При ремонте, снятии и установке двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Замена тосола на ваз 2101-2107

Тосол необходим для того, чтобы двигатель автомобиля не перегревался и работал корректно в любые климатические условия. Тосол заливается в охлаждающую систему транспортного средства. Перед этим, естественно, следует слить старую жидкость. Каждая модель автомобиля имеет свой объем тосола, который необходимо залить внутрь.

Тосол следует заливать до отметки максимум на расширительном бачке

Сколько тосола надо заливать в модели ВАЗ

Каждая модель ВАЗа имеет свой допустимый предел объема охлаждающей жидкости. Этот предел ни в коем случае не стоит превышать, иначе тосол начнет выплескиваться из расширительного бака, что может привести к перегреву мотора.
Замена охлаждающей жидкости ВАЗ Классика

Итак, сколько тосола необходимо заливать в модели ВАЗ:

В ВАЗ 2107 заливается 9,85 литра В ВАЗ 2109 заливается 8,7 литра В ВАЗ 2114 заливается 7,8 литра В ВАЗ 2110 заливается 7,8 литра

Для модели ВАЗ 2109 замена тосола требуется после шестидесяти тысяч пробега, либо раз в два года. Замена производится только на холодном двигателе. Такая предосторожность вызвана мерами безопасности, так как горячий тосол может нанести сильные ожоги человеку.

Как производится залив новой охлаждающей жидкости

Данная инструкция по заливу тосола предназначена для модели ВАЗ 2109. Но другие модели ВАЗ имеют аналогичную схему замены.

Инструкторы компании ВАЗ предписывают использовать для моделей 2109 тосол марок АМ и А40М. В том случае, если воспользоваться смотровой ямой невозможно, как вариант, автовладельцу можно посоветовать приобрести специальные краники, устанавливающиеся вместо пробок слива. На эти краники набрасывается шланг, и жидкость уже циркулирует по нему. Данный прибор здорово облегчает процесс замены охлаждающей жидкости.

Работы по замене тосола проводят только на холодном двигателе

Итак, чтобы произвести залив тосола, необходимо произвести следующие действия:

Сперва, нужно закрутить заглушку отверстия для слива, которая находится на радиаторе. Также надо снять и пробку с цилиндрового блока Развязываем хомут шланга вывода тосола и производим отсоединение его от штуцера дросселя Затем рукой нужно придержать этот шланг Производим заливку нового тосола в бак.

Сколько тосола необходимо заливать в ВАЗ

Залить нужно где-то четыре-пять литров Возвращаем шланг снова на штуцер Затягиваем хомут на шланге Снова нужно залить тосол в расширительный бак. Лить нужно до тех пор, пока жидкость не достигнет отметки максимума. В общей сложности тосола должно быть потрачено где-то семь-восемь литров Далее следует поставить на место крышку бака Потом вернуть и модуль зажигания Следует завести машину и прогреть двигатель до рабочего состояния Далее глушим мотор и снова надо замерить уровень тосола Если уровень охлаждающей жидкости не достигает отметки максимума, то необходимо залить еще тосола

При заливе тосола следует учитывать несколько важных моментов:

Как уже упоминалось, все работы следует производить исключительно с остывшим двигателем Во время слива охлаждающей жидкости есть риск попадания влаги на генератор. Чтобы этого не произошло, перед сливом необходимо защитить генератор Обязательно следует проверить уровень тосола после работы двигателя. Если жидкости будет меньше отметки максимума, то со временем двигатель начнет перегреваться, что может ускорить процесс его износа Не рекомендуется допускать смешение тосола и антифриза. Жидкости отличаются по составу, поэтому качество их работы при смешивании будет значительно снижено

Сколько весит литровый объем тосола, сколько масса литровой банки, единицы измерения объема – один л. Физические свойства по справочнику, ТУ или ГОСТу, плотность и удельный вес – это исходные данные для расчетов больших и маленьких емкостей с разным литражом. Например: банки (0.5, 1, 2, 3 л), бутылки (250 мм, 350 мл, 0.5 мл, 0.6, 0.75, 1, 1.5, 2, 5 л), стаканы (200 мл, 250 мл), канистры (5, 10, 15, 20, 25 л), фляжки (0.25, 0.5, 0.75, 0.8, 1л) ведра (3, 5, 7, 8, 10, 12, 15, 18, 20, 25, 30 л), фляги и бидоны (3, 5, 10, 22, 25, 30, 40, 45, 50, 51, 200 л), бочки (30, 50, 60, 65, 75, 127, 160, 200, 205, 227, 900 л), баки, баллоны, цистерны (0.8 м3, 25.2, 26, 28.9, 30.24, 32.68, 32.7, 38.5, 38.7, 40, 44.54, 44.8, 46, 46.11, 46.86, 50, 54, 54.4, 54.07, 55.2, 61, 61.17, 62.39, 63.7, 65.2, 73, 73.1, 73.17, 75.5, 62.36, 88.6 м3, 99.2, 101.57, 140, 159, 161.5 м3). Пересчитать, узнать объемный вес: физические свойства. Величины. Количество кг в 1 литре, кг/литр. Для расчетов использовались справочные данные из: Теперь вы можете узнать сколько весит при помощи такого инструмента, как: Погрешность измерений. Сколько кг вес 1 литра тосола — литровая банка. Используем справочные данные по плотности и удельному весу, рассчитывая по формуле получаем объемный вес. 1.13 — 1.14 Справочник физических свойств, ГОСТ, ТУ. Литровая банка. до 5% —

Замечания, интересные пояснения к вопросу "сколько кг весит литровый объем" и некоторая дополнительная информация к справочным данным по физическим свойствам.

Достаточно часто на практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам нужно узнать какой вес 1 литра тосола. Обычно, такая информация используется для пересчетов массы на другие объемы, для тех емкостей, литраж которых известен заранее: банки (0.5, 1, 2, 3 л), бутылки (250 мм, 0.5 мл, 0.75, 1, 1.5, 2, 5 л), стаканы (200 мл, 250 мл), канистры (5, 10, 15, 20, 25 л), фляжки (0.25, 0.5, 0.75, 0.8, 1л) ведра (3, 5, 7, 8, 10, 12, 15, 18, 20, 25, 30 л), фляги и бидоны (3, 5, 10, 22, 25, 30, 40, 45, 50, 51, 200 л), бочки (30, 50, 60, 65, 75, 127, 160, 200, 205, 227, 900 л), баки, баллоны, цистерны (0.8 м3, 25.2, 26, 28.9, 30.24, 32.68, 32.7, 38.5, 38.7, 40, 44.54, 44.8, 46, 46.11, 46.86, 50, 54, 54.4, 54.07, 55.2, 61, 61.17, 62.39, 63.7, 65.2, 73, 73.1, 73.17, 75.5, 62.36, 88.6 м3, 99.2, 101.57, 140, 159, 161.5 м3). В принципе, даже кастрюли и котелки можно оценить по массе, если известно, сколько весит один литр тосола. Для бытового применения и каких-то самостоятельных работ, вопрос может задаваться иначе, когда спрашивают не вес 1 литра тосола, а сколько весит литровая банка (баночка). Обычно интересует, сколько грамм или килограмм в литровой банке. Найти такие данные: сколько весит, в интернете не так просто, как кажется. Дело в том, что общепринятый формат подачи материала в любых справочниках, таблицах, ТУ и ГОСТе, сводится к приведению только плотности и удельного веса тосола.

Сколько жидкости нужно заливать в систему охлаждения двигателя ВАЗ 2104?

При этом указанными единицами измерения являются один м3, куб, кубометр или кубический метр. Реже 1 см3. А нас интересует, сколько весит литровый объем. Что приводит к необходимости дополнительного пересчета кубических метров (м3) в литры. Это неудобно, хотя и возможно сделать правильный пересчет кубов в количество литров самостоятельно. Пользуясь соотношением: 1 м3 = 1000 л. Для удобства посетителей сайта, мы самостоятельно сделали перерасчеты и указали, сколько весит один литр тосола в таблице 1. Зная вес 1 литра тосола, вы не только определяете массу литровой банки, но и легко можете рассчитать, сколько весит любая другая емкость, для которой известен литраж. При этом, нужно понимать нежелательность и невозможность точных оценок сделанных на основании подобных пересчетов для больших емкостей со значительным объемом литража. Дело в том, что при таких методиках расчета возникает большая погрешность, приемлемая только в смысле приблизительной оценки массы. Поэтому, профессионалы пользуются специальными таблицами, в которых указано, сколько весит, например автомобильная или железнодорожная цистерна, бочка. С другой стороны, для прикладных и бытовых целей, для домашних условий, метод расчета исходя из литрового объема, вполне пригоден и может применяться на практике. В тех случаях, когда нам нужны более точные данные, например: при лабораторных исследованиях, для проведения экспертизы, для отладки производственного процесса, наладки оборудования и так далее. Вес 1 литра тосола лучше определять экспериментальным путем, через взвешивание на точных весах, по специальной методике, а не пользоваться справочными, теоретическими, табличными средними данными о плотности и его удельном весе.

Как слить тосол ВАЗ 2107 (замена охлаждающей жидкости)

Год Двигатель Тип Цвет Срок эксплуатации Рекомендуемые производители
1975 для всех TL синий 2 года Лукойл Супер А-40, Тосол-40, Speedol Super Antifriz
1976 для всех TL синий 2 года Аляска А-40М, Felix, Prompek, Speedol Super Antifriz, Sapfire
1977 для всех TL синий 2 года
1978 для всех TL синий 2 года AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Sapfire
1979 для всех TL синий 2 года Лукойл Супер А-40, Тосол-40
1980 для всех TL синий 2 года Аляска А-40М, Felix, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1981 для всех TL синий 2 года Prompek, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1982 для всех TL синий 2 года Felix, Prompek, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1983 для всех TL синий 2 года Лукойл Супер А-40, Тосол-40
1984 для всех TL синий 2 года Аляска А-40М, Sapfire, Anticongelante Gonher HD, Тосол-40
1985 для всех TL синий 2 года Sapfire, Тосол-40, Аляска А-40М, AGA-L40
1986 для всех TL синий 2 года Felix, Prompek, Speedol Super Antifriz, Sapfire, Тосол-40
1987 для всех TL синий 2 года Лукойл Супер А-40, AGA-L40, Sapfire, Тосол-40
1988 для всех TL синий 2 года Аляска А-40М, AGA-L40, Sapfire

Для дизельных и бензиновых двигателей параметры будут - одинаковыми! При покупке необходимо знать оттенок - Цвет и Тип антифриза, допустимый для года выпуска вашей 2101. Производителя выберите на свое усмотрение. Не забывайте - у каждого типа жидкости свой срок эксплуатации.
Например Для ВАЗ 2101 (1 поколение) 1970 г.в, с любым типом двигателя, подойдет - традиционный класс антифриза, тип TL или тосол с оттенками синего цвета. Примерный срок следующей замены которого составит - 2 года. По возможности, сверьте выбранную жидкость на соответствие требованиям спецификаций производителя автомобиля и интервалы техобслуживания.
Важно знать У каждого типа жидкости - свой цвет. Бывают редкие случаи, когда тип подкрашивается другим цветом.
Цвет красного антифриза может быть от фиолетового до светлорозового (у зеленого и желтого теже принципы).
Смешивать жидкость разных производителей — можно , если их типы соответствуют условиям смешивания.

  • G11 можно смешивать с аналогами G11
  • G11 нельзя смешивать с G12
  • G11 можно смешивать G12+
  • G11 можно смешивать G12++
  • G11 можно смешивать G13
  • G12 можно смешивать с аналогами G12
  • G12 нельзя смешивать с G11
  • G12 можно смешивать с G12+
  • G12 нельзя смешивать с G12++
  • G12 нельзя смешивать с G13
  • G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собой
  • Не допускается смешивание антифриза с тосолом (охл. жидкостью традиционного класса, тип TL). Ни при каких условиях!
  • Перед полной сменой типа — промойте радиатор обычной водой
  • По окончанию срока службы — жидкость обесцвечивается или сильно тускнеет
  • Тосол и Антифриз — сильно отличаются по качеству
  • Тосол — торговое название традиционного типа (TL) охлаждающей жидкости старого образцаДополнительно
  • Система охлаждения

    Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.

    Особенности устройства

    1 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя и карбюратора в насос охлаждающей жидкости; 2 – труба отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 – перепускной шланг термостата; 4 – выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – расширительный бачок; 7 – рубашка охлаждения; 8 – пробка радиатора;9 – радиатор; 10 – кожух вентилятора; 11 – вентилятор; 12 – шкив привода вентилятора и насоса охлаждающей жидкости; 13 – отводящий шланг радиатора; 14 – ремень привода насоса;
    15 – насос; 16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17 – термостат;

    Cтрелками указано направление движения жидкости.

    ВНИМАНИЕ : Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается, и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

    Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем 14.

    Вентилятор 11 имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку, установленную на ступице шкива насоса охлаждающей жидкости.

    Термостат 17 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (см. рис. Термостат) и дополнительный 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждаюшей жидкости 77–86° С, ход основного клапана не менее 6 мм.

    Радиатор – вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. В пробке 8 заливной горловины имеются впускной и выпускной клапаны.

    Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения

    1. Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15–20° С) должен находиться на 3–4 см выше метки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.

    2. При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078–1,085 г/см 3 для жидкости Тосол А–40.

    3. Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная – доливайте жидкость той же марки, как та, которая находится в системе охлаждения.

    4. Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.

    Заправка системы охлаждения жидкостью

    Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя.

    1. Снимите пробки с радиатора и расширительного бачка, откройте кран отопителя.

    2. Залейте охлаждающую жидкость (9,85 л) в радиатор (жидкость заливается до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины) и поставьте на место пробку радиатора.

    3. Долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой.

    4. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1–2 мин для удаления воздушных пробок.

    5. После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.

    Регулировка натяжения ремня привода насоса

    Схема проверки натяжения ремня привода насоса

    Натяжение ремня проверяется прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб А под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть в пределах 10–15 мм, а прогиб В – в пределах 12–17 мм.

    Для увеличения натяжения ремня ослабьте гайки крепления генератора, сместите его от двигателя и затяните гайки.

    Насос охлаждающей жидкости

    Разборка

    1. Отсоедините корпус насоса от крышки 2 (см. рис. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости).

    2. Закрепите крышку в тисках, используя прокладки, и снимите крыльчатку 2 с валика съемником А.40026 (1 – съемник А.40026).

    3. Снимите ступицу 2 шкива вентилятора с валика при помощи съемника А.40005/1/5 (1 – крышка корпуса насоса, 3 – съемник А.40005/1/5).

    4. Выверните стопорный винт 9 (см. рис. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости) и выньте подшипник с валиком насоса.

    Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости

    1 – корпус; 2 – крышка; 3 – гайка крепления крышки насоса; 4 – вентилятор; 5 – ступица шкива; 6 – накладка; 7 – валик; 8 – шкив; 9 – стопорный винт подшипника; 10 – подшипник; 11 – сальник; 12 – крыльчатка

    Контроль

    1. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию нужно делать обязательно, если отмечается значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большом зазоре подшипник замените.

    2. Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять.

    3. Осмотрите корпус и крышку насоса. Деформации или трещины на них не допускаются.

    Сборка

    1. Установите оправкой сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса.

    2. Запрессуйте подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса.

    3. Заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал.

    4. Напрессуйте с помощью приспособления А.60430 (см. рис. Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430) на валик ступицу шкива, выдержав размер 84,4±0,1 мм.

    Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430

    1 – опора; 2 – валик насоса; 3 – крышка корпуса насоса; 4 – стакан; 5 – установочный винт

    5. Напрессуйте крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечив зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 0,9–1,3 мм.

    6. Соберите корпус насоса с крышкой, установив между ними прокладку.

    Термостат

    1 – входной патрубок (от двигателя); 2 – перепускной клапан; 3 – пружина перепускного клапана; 4 – стакан; 5 – резиновая вставка; 6 – выходной патрубок; 7 – пружина основного клапана; 8 – седло основного клапана; 9 – основной клапан; 10 – держатель; 11 – регулировочная гайка; 12 – поршень; 13 – входной патрубок от радиатора; 14 – наполнитель; 15 – обойма; D – вход жидкости от двигателя; Р – вход жидкости от радиатора; Н – выход жидкости к насосу

    У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход основного клапана.

    Для этого термостат установите на стенде БС-106-000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 9 уприте кронштейн ножки индикатора.

    Начальная температура жидкости в баке должна быть 73–75° С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1° С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме жидкости была одинаковой.

    За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

    Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах 81+5–4 ° С или ход клапана менее 6,0 мм.

    Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле.

    Антифриз для ВАЗ 2101

    После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3–4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80–85° С.

    Радиатор

    Снятие

    1. Слейте жидкость из радиатора и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; кран отопителя салона при этом откройте, а пробку радиатора удалите с наливной горловины.

    ВНИМАНИЕ : Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку нижнего бачка, вторым ключом поддерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не повредить грани пробки.

    2. Отсоедините от радиатора шланги.

    3. Отверните болты и снимите кожух вентилятора.

    4. Выньте радиатор из отсека двигателя, отвернув болты крепления его к кузову.

    Проверка герметичности

    1. Герметичность радиатора проверяется в ванной с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см 3) и опустите в ванну с водой не менее чем не 30 с. При этом не должно наблюдаться травления воздуха.

    2. Незначительные повреждения запаяйте мягким припоем, а при значительных замените радиатор новым.

    3. Допускается глушение (обязательно с двух сторон) не более 1,5% охлаждающих трубок радиатора.

    4.5. Замена охлаждающей жидкости

    Согласно рекомендации завода-изготовителя охлаждающую жидкость следует заменять через два года эксплуатации или же через 60 тыс. км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Кроме того, если охлаждающая жидкость изменила цвет на рыжеватый, немедленно замените ее, так как такое изменение говорит о том, что выработались ингибирующие присадки и жидкость стала агрессивной по отношению к деталям системы охлаждения.

    Вам потребуются: ключ «на 13», охлаждающая жидкость, чистая тряпка, емкость для сливаемой охлаждающей жидкости вместимостью не менее 10 л.

    Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень. При необходимости долейте охлаждающую жидкость.

    Если через очень короткое время свежий тосол изменил цвет с голубого на коричневый, значит, вы залили подделку, в которую изготовители «забыли» добавить ингибиторы коррозии.

    Эксплуатационные жидкости

    Кроме того, одним из признаков подделки является резкое полное обесцвечивание тосола. Краситель качественного тосола очень стоек и со временем только темнеет. Обесцвечивается тосол, подкрашенный бельевой синькой. Такой «тосол» необходимо быстрее заменить.

    Похожие публикации