Автомобильный портал

Можно ли доливать кипяченую воду в аккумулятор. Долив дистиллированной воды в аккумулятор. Что будет, если вместо воды долить электролит

Чтобы при выкипании электролита его плотность не увеличивалась в разы, необходимо своевременно доливать в аккумулятор дистиллированную воду. Как правильно долить дистиллированную воду в аккумулятор? Рассмотрим этот процесс более подробно.

Особенности заливки дистиллята

Перед тем, как приступать к процессу заливки дистиллята (электролита), аккумулятор необходимо подготовить. Его нужно отключить, вынуть, установить на ровную поверхность, очистить его от пыли и загрязнений. Очищение аккумулятора является обязательным пунктом, поскольку даже мельчайшие частицы грязи при попадании внутрь могут привести к его полному выходу из строя. Очистить аккумулятор проще всего раствором обычной пищевой соды.

Внутри источника тока есть специальные риски, указывающие на минимальный и максимальный уровень для дистиллята.

Для того, чтобы в аккумулятор не попала грязь, для заливки дистиллированной воды используйте обычный шприц. Он позволит налить жидкость не только абсолютно гигиенично, но и максимально точно.

После заливки закройте аккумулятор и установите его на место.

  1. Ни в коем случае не заливайте жидкость сразу после того, как вы отключили двигатель. Ему необходимо отстояться минимум шесть-восемь часов. Только после «отдыха» аккумулятор можно открыть и приступить к процессу заливки.
  2. После заполнения водой также нельзя сразу запускать аппарат в работу. Подождите хотя бы до утра следующего дня, иначе возможно закипание, которое приведет к фатальным последствиям.
  3. Дозаливка дистиллятом не сделает устройство новым, а просто немного улучшит его функционирование. Если аккумулятор уже израсходовал свой ресурс, то лучше заменить его на новый.
  4. Перед запуском аккумулятора в работу проверьте объем жидкости внутри. Можно начать его эксплуатацию только в том случае, если уровень воды — в пределах нормы.
  5. И ни в коем случае не используйте для дозаливки обычную воду, а только специальную дистиллированную, приобретенную в спец. магазинах в закрытой таре. При заливке обычной воды произойдет разрушение пластин и полный выход из строя аккумулятора.
  6. Заливка воды в аккумулятор должна производиться при комнатной температуре в закрытом помещении.

Электролит – это раствор воды и серной кислоты и именно он заливается в аккумуляторную батарею (АБ). При работе аккумулятора вода разлагается на кислород и водород, который улетучивается через вентиляционные отверстия. Поэтому уровень электролита, за счёт разложения воды, будет уменьшаться и водителю периодически необходимо в АБ доливать дистиллированную воду.

Перед тем, как это сделать, нужно крышку АБ хорошенько очистить от пыли и грязи , в которой могут содержаться капельки серной кислоты. Делается это для того, чтобы пыль и грязь не попала внутрь банок АБ и на Вашу одежду.

Сейчас, большинство АБ, выпускаются в прозрачных корпусах, и определить в какие банки необходимо доливать дистиллированную воду, очень легко. Тем более, что на корпус аккумулятора нанесены метки минимума и максимума, заливаемого электролита. Для удобства доливки воды можно воспользоваться медицинским шприцом. Уровень электролита, необходимо поддерживать на 1-1,5 см выше расположения пластин. Ни в коем случае нельзя заливать дистиллированной воды, больше требуемой нормы.

После того, как Вы произвели доливку дистиллированной воды в аккумулятор, нужно будет замерить плотность электролита . Но делать это сразу нельзя, потому что Ваши замеры будут неточными, из-за того, что перемешивание жидкостей идёт медленно. Лучше всего это сделать на следующий день, предварительно подзарядив АБ . Плотность электролита, при эксплуатации автомобиля в средней части полосы России должна быть 1,27 г/куб.см, на юге – 1,25 г/куб.см, на севере 1,29 г/куб.см. Замеряем её при помощи ареометра .

На необслуживаемых АБ доступа к банкам аккумулятора нет. Но россияне и здесь нашли выход. Доливать дистиллированную воду в такие АБ стали при помощи шприца с иголкой , прокалывая отверстие напротив той банки, куда её следует долить. Определить необходимость доливки можно по цвету индикатора. Если он белый, значит, в эту банку требуется долить дистиллированную воду.

У многих начинающих автомобилистов возникает вопрос, как в аккумулятор долить дистиллированную воду, если он из категории обслуживаемых АКБ. Соответственно, возникает второй вопрос, сколько необходимо добавлять жидкости и можно ли это сделать самостоятельно в бытовых условиях.

Предназначение дистиллированной воды

Дистиллированная вода является важной составляющей в жидкости автомобильной аккумуляторной батареи, обеспечивает ее полноценную функциональность, поддерживает нужную плотность электролита, в котором ее содержится 65%. А процентное содержание серной кислоты составляет всего лишь 35%.

Серная кислота - это довольно высококонцентрированное химическое соединение, представляющее в чистом виде опасность для АКБ. Для снижения ее концентрации необходима очищенная вода. Соотношение Н2О/H2SO4 =65/35 обеспечивает в момент зарядки аккумуляторной батареи накопление электрической энергии, которая впоследствии используется для запуска и движения транспортного средства.

Дистиллированная вода (ДВ) - это обычная вода, очищенная от органических соединений (продукты жизнедеятельности растительности и животных, бактерии, вирусы) и неорганических примесей (соли, минеральные добавки, другие вещества). Она состоит из двух химических элементов: водорода (H) и кислорода (O).

Перед тем как узнать, сколько доливать в аккумулятор дистиллированной воды, важно понять, что для подобной процедуры обыкновенная вода не подходит. В ней содержится большое количество разных примесей (соли, хлор, известь и прочие), которые способствуют быстрому выходу автомобильного аккумулятора из строя. Нельзя заливать в АКБ и прокипяченную воду, так как обыкновенное кипячение не дистиллирует (не очищает) жидкость в полном объеме.

Почему используется не электролит

В процессе эксплуатации аккумулятора, особенно в летний период, происходит нагревание батареи, в результате чего банки могут закипеть. ДВ в этот момент испаряется. Кислота - это нелетучая жидкость, соответственно она остается и уменьшается концентрация воды. Плотность смеси вырастает иногда до 1,4 г/см 3 . Поэтому, чтобы электролит привести к нормальной плотности, необходимо добавлять ДВ.


Если лить электролит, плотность уменьшится, но недостаточно.

Важно помнить о выпадении солей в осадок и разрушении пластин. Поэтому, чтобы уменьшить плотность жидкости до установленной нормы, добавляется исключительно ДВ. Это правило нужно всегда помнить!

А также стоит запомнить, что вода доливается только в аккумуляторные батареи обслуживаемого типа, которые отличаются максимальным испарением. Необслуживаемые АКБ оборудованы литым герметичным корпусом, испаряемая жидкость не выходит наружу, она выпадает в осадок внутри банки. В этом случае происходит замкнутый цикл, добавлять воду нет необходимости.

Когда требуется заправка АКБ

Большинство специалистов считают, что аккумулятору авто техническое обслуживание не требуется. Соответственно доливка в него воды является неактуальной, но при условии эксплуатации АКБ в нормальных условиях. Обязательно проверять уровень жидкости необходимо автомобилистам, совершающим на собственном авто поездки на дальние расстояния. В этом случае наибольшая вероятность преобразования жидкости в парообразное состояние. А также активный процесс испарения воды осуществляется в случае выхода из строя реле-регулятора.

Основные показатели поломки реле-регулятора:

  • в период эксплуатации транспортного средства аккумуляторная батарея сильно нагревается;
  • на корпусе АКБ наблюдаются капли электролита;
  • из заливных горловин выходит сильный пар.

Нужно учитывать вариант конструкции АКБ. В обслуживаемых моделях происходит намного большее испарение H2O. Поэтому именно для них стоит знать, сколько воды доливать в аккумулятор. В необслуживаемых моделях испарение жидкости в окружающую среду предотвращает герметичный литой корпус. Такие АКБ не требуют дополнительного технического обслуживания.

Проверка уровня электролита

Наличие электролита проверяется исключительно в обслуживаемых АКБ. Они чаще всего оборудованы прозрачным корпусом, поэтому осмотр проводится визуально. Для этого на поверхности сделаны специальные отметки, соответствующие определенному объему жидкости.

Выпускаются также аккумуляторные батареи обслуживаемого типа с непрозрачным корпусом. Чтобы определить, до какого уровня доливать в аккумулятор воду в таком случае, владельцу транспортного средства понадобится специальная прозрачная трубочка диаметром 0,5 см.

Последовательность проверки уровня жидкости :

  • откручивается крышка АКБ;
  • прозрачная трубка опускается в жидкость, при этом она должна упереться в дно баночки;
  • ее внешнее отверстие зажимается плотно пальцем;
  • затем она достается из аккумулятора для определения уровня электролита.

Такая трубка имеет деления минимума и максимума. Соответственно, если набравшаяся жидкость находится в этих пределах - объем электролита в норме. Если жидкость ниже минимума - необходимо долить ДВ.

Сколько нужно добавлять воды

В аккумуляторах современного типа проще разобраться, сколько добавлять ДВ в систему. Их корпус чаще производят из прозрачного пластика, на котором разбита шкала объема жидкости. Нужно просто визуально следить за ее уровнем в системе. Ее не должно быть меньше или больше допустимой нормы.

  1. В некоторых моделях аккумуляторов немного ниже горловины банки обустроен пластмассовый (металлический) «язычок». Заливать жидкость необходимо на 0,5 см выше него.
  2. В случае отсутствия в банке каких-либо отметок, доливать воду надо на 1,5 см выше свинцовых пластинок.
  3. Если невозможно визуально определить наличие электролита в АКБ, тогда рекомендуется воспользоваться специализированной стеклянной трубкой со шкалой.

Важно правильно выполнять доливку ДВ, чтобы плотность электролита соответствовала установленным нормам. При большей концентрации соляная кислота будет разрушать свинцовые пластины.

При ее недостатке можно разморозить автомобильный аккумулятор при значительных минусовых температурах.

Как правильно доливать жидкость

Если плотность электролита в автомобильном аккумуляторе повысилась или АКБ не дает нужное напряжение, значит, причина в испарении ДВ. По норме электролит состоит: H2SO4 (серная кислота) - 35%; H2O - 65%.

Инструкция доливки ДВ в АКБ:

Доливка жидкости осуществляется только на горизонтальной поверхности, иначе уровень будет показывать неправильный объем. А также стоит учитывать тот факт, что в разных климатических условиях отличается плотность электролита. Например, в России:

  • на юге страны - 1,25 г/см 3 ;
  • в центральных регионах - 1,27 г/см 3 ;
  • на северных территориях - 1,29 г/см 3 .

Чтобы точно измерить плотность жидкости, ареометр должен находиться строго в свободном состоянии, вертикальном положении и не соприкасаться со стенками емкости. Опустив аккуратно ареометр в жидкость, нужно дождаться, когда он полностью перестанет колебаться, затем снять показания по шкале в точке его пересечения с поверхностью электролита. Это и есть плотность жидкость.

Получение дистиллята в быту

Есть автомобилисты, которые не идут в магазин за ДВ. Они ее производят самостоятельно в домашних условиях. Это в основном старшее поколение, заставшее времена дефицита, и люди, проживающие в отдаленных от города населенных пунктах, куда многая продукция просто не поступает.

При желании самостоятельно приготовить ДВ стоит понимать, что она не будет отличаться высоким качеством, так как для этого необходимо иметь специальное дорогостоящее оборудование - дистиллятор. Но в качестве альтернативы подойдет обычный самогонный аппарат без змеевика. Производительность ДВ при использовании этого варианта составит примерно 1 стакан за 3−4 часа.

Формула дистиллированной воды - Н2О. Качественная жидкость не должна содержать сторонних примесей. В бытовых условиях достичь такого результата невозможно, небольшое содержание солей металла все-таки останется.

  1. Если необходимо срочно долить воду в аккумуляторную батарею, можно набрать ее из-под крана в пластиковую бутылку и положить в морозилку на 2−3 часа. Использовать нужно только лед, который предварительно растапливается. Незамерзшая вода сливается в раковину. Полученная таким способом ДВ будет причинять минимальный ущерб АКБ.
  2. Еще один способ - сбор дождевой воды в пластиковую емкость, тщательная фильтрация, дальнейшее использование по предназначению.


Важно! Собираемая вода для аккумуляторной батареи не должна соприкасаться с железными предметами. Например, вода, стекающая с металлической крыши дома, непригодна для этих целей.

Когда аккумулятор начинает "кипеть" уровень электролита падает и его плотность становится больше. Если "проворонить" этот момент и вовремя не исправить это, то АКБ может со временем растерять свою емкость. Чтобы он "не кипел", необходимо долить в него необходимое количество дистиллированной воды. Прежде чем начать это делать, лучшим решением будет проконсультироваться со специалистом или хотя бы спросить у более опытного автовладельца, как долить воду в аккумулятор. Перед этим обязательно нужно очистить поверхность аккумуляторной батареи. Эта процедура необходима по нескольким причинам. Первая. Поверхность, скорее всего, сильно загрязнена серной кислотой, которая выплескивалась во время кипения, а контакт с ней опасен для человека и его одежды.

Вторая. Грязь может попасть внутрь батареи и еще больше испортить ее. Третья. Делать работу в чистоте просто-напросто намного приятнее. Для того, чтобы очистить поверхность, нужно аккуратно протереть ее влажной тканью. Лучше всего смочить ткань раствором пищевой соды. Имеющиеся на верхней крышке углубления, особенно вокруг пробок, легче всего прочистить с помощью спички или ватной палочки. В АКБ можно наливать лишь дистиллированную воду. Причем, только в банки, в которых уровень электролита ниже минимума. Определяется уровень в полупрозрачных аккумуляторах по специальным отметинам - рискам по бокам корпуса. Внутри заливных отверстий можно увидеть приливы, которые обозначают верхний и нижний уровни. Если метки отсутствуют, то можно ориентироваться на уровень примерно на 10-15 мм выше верха пластинок.

Доливать воду в АКБ рекомендуется с помощью обычной резиновой груши, большого шприца или с использованием аэрометра (точнее, его внешней колбы) для измерения плотности электролита. После доливки воды плотность электролита восстанавливается не сразу, так как в АКБ между пластинками есть небольшие промежутки и смешиваются жидкости поэтому довольно медленно (иногда плотность восстанавливается только по истечении нескольких недель) . По этой причине после добавления воды аккумулятор должен постоять в течение хотя бы нескольких часов. Только в этом случае показатели плотности более или менее станут близки к реальным, и ее можно будет измерять.

Для того, чтобы максимально точно определить плотность, надо измерить ее несколько раз через равные промежутки времени. Если разница между измерениями до и после не очень велика, это значит, что аккумуляторная батарея снова готова к эксплуатации после небольшой подзарядки. Самая распространенная ошибка автолюбителей с малым опытом - это доливка в АКБ недистилированной воды. Если заливать в аккумулятор обычную воду из-под крана, в которой содержится очень много различных примесей и солей, плотность химический состав электролита нарушаются. Из-за этого потом АКБ начинает быстрее терять заряд, происходит сульфатация и разрушение пластин, а также уменьшается емкость батареи.

Еще одна из частых ошибок - это долив воды на морозе. Делать этого не следует по понятным причинам - верхний слой электролита в этом случае просто замерзает, не успев смешаться с нижним. Итогом может быть разрушение корпуса самой батареи, а также выход ее из строя. Если зимой непосредственно перед поездкой куда-либо обнаруживается необходимость долить воду, то лучше это сделать перед выездом, иначе придется возиться в дороге, а потом, возможно, покупать новую АКБ. Чтобы плотность электролита быстрее пришла в норму после доливки можно немного (до 40-50 минут) погонять его на работающем на холостых оборотах автомобиле. А также можно доливать воду в аккумулятор при заведенном двигателе.

Еще одна из самых распространенных ошибок автолюбителей - забывчивость или же простая небрежность. Многие не удосуживаются очистить поверхность батареи от загрязнения. Что от этого может случиться, описано в одном из первых пунктов данной статьи. Вот так вот обычная человеческая лень может привести к тому, что аккумулятор даже новый просто перестанет как следует выполнять свои функции или вовсе перестанет работать и отправится на рынок вторсырья.

Бывают случаи, когда АКБ требует доливки воды для восстановления уровня электролита. Ни в коем случае нельзя добавлять ее до начала перезарядки. Это также является типичной ошибкой неопытных или ленивых водителей. Просто во время перезарядки объем электролита увеличивается, и лишняя жидкость может просто-напросто перелиться через крышки, повредив при этом кабели, зажимы, подставки и полы. Доливать воду можно не раньше, чем за 2-3 часа до окончания перезарядки. Ошибки совершают часто те, кто ни разу не читал инструкцию по эксплуатации аккумулятора и те, кто невнимательно, "между строк" читает советы, которые даются на форумах на тему как долить дистиллированную воду в аккумулятор.

Аккумуляторная автомобильная батарея в среднем находится в эксплуатации от 3 до 5 лет, некоторые модели АКБ способны отработать и до семи, и даже до 10 лет. Но чтобы накопитель энергии мог долгое время исправно служить, следует регулярно проводить его обслуживание, при необходимости доливать воду в аккумулятор. При низком уровне раствора быстро разрушаются свинцовые пластины в банках, в результате сульфатации АКБ выходит из строя. Обслуживание заключается в содержании батареи в чистоте, поддержании плотности и необходимого объема электролита, а сколько нужно заливать воды, какая должна быть плотность и некоторые другие моменты мы и рассмотрим в этой статье.

Автомобильная аккумуляторная батарея обеспечивает работу потребителей энергии при неработающем двигателе, а также позволяет произвести бесперебойный запуск мотора в разных климатических условиях. Зарядку аккумулятор получает от генератора, но если электрооборудование неисправно, батарея может потерять заряд и не завести машину. Не будем глубоко погружаться в теорию, но попробуем объяснить устройство и работу этого узла простыми словами. Итак, аккумулятор для легкового автомобиля:

  • имеет шесть банок со свинцовыми пластинами, заправленными электролитом (раствором серной кислоты);
  • каждая из пластин обладает электродами с положительными и отрицательными зарядами;
  • заряжаясь, пластины накапливают энергию и отдают его потребителям (в том числе и стартеру при запуске двигателя).

Серный раствор в банках для нормального функционирования АКБ должен содержать строго определенную пропорцию кислоты и воды, которая и называется плотностью, и различные проблемы с батареей возникают при нарушении этого баланса. Плотность была бы постоянной величиной, но при разрядке аккумулятора пластины покрываются сульфатом свинца, из серной кислоты уходит водород, вступая в реакцию с кислородом, раствор становится слишком «жидким», и плотность падает.

Доливать в аккумулятор необходимо только воду, и категорически запрещено добавлять электролит. Дело в том, что при зарядке севшей батареи плотность повышается до нужного уровня, возвращается утерянная емкость, а если этого не происходит, то аккумулятору нужна уже не доливка, а восстановление (если АКБ еще совсем не вышла из строя). Заливают электролит только в следующих случаях:

  • производится самая первая заправка сухозаряженного аккумулятора;
  • точно установлено, что электролит вытек из банок.

В необслуживаемых аккумуляторах доливка не требуется в течение всего срока их эксплуатации, банки у этого типа батарей герметичны, и испарения не происходит.

С вопросом, заливать воду или электролит, мы уже разобрались, теперь необходимо выяснить, какой должна быть по качеству добавляемая жидкость. Вода бывает обычной (сырой), кипяченой и дистиллированной, и хотя все жидкости внешне и по вкусу мало чем отличаются, но химический состав у них разный. Если залить обычную воду, текущую из крана, при вступлении в реакцию с серной кислотой она может дать непредсказуемый результат, в результате полноценного заряда аккумуляторной батареи не произойдет. Все дело в том, что эта влага содержит множество различных солей, микрочастиц металлов, другие примеси, и в значительной мере влияет на химический процесс. Разумеется, в наше время используются различные фильтры, обеспечивающие эффективную очистку, но и они в полной мере не дают 100-процентный результат. Еще один вариант – кипяченая вода, в ней от сильного нагрева погибают бактерии, но соли и другие микрочастицы остаются.

Дистиллят – единственный состав жидкости, допустимый для смешивания с электролитом, он освобожден от растворенных и нерастворенных частиц, не проводит электрический ток. Дистиллированную воду можно получить несколькими способами:


Дистиллированная жидкость не имеет вкуса и запаха, и еще минимальным количеством различных примесей отличается чистый снег, дождевая вода, но их добавлять в электролит не рекомендуется.

В самом начале статьи мы уже отмечали, что низкий уровень электролита в банках аккумулятора может привести к разрушению свинцовых пластин, поэтому электроды не могут быть сухими, они полностью заливаются раствором. Но уровень воды при этом должен быть определенным, на 10-25 мм выше верхнего края пластин (зависит от модели АКБ и рекомендаций завода-производителя), любые отклонения от нормы в любую сторону приводят к нежелательным, и даже порой к плачевным последствиям:

  • если электролита в батарее залито мало, аккумулятор быстро садится, нередко совсем выходит из строя, под нагрузкой возможен даже взрыв АКБ;
  • при слишком большом уровне не достигается нужная плотность (стандартом считается 1,27 г/см³), жидкость из банок начинает выходить, появляются окислы на корпусе и клеммах.

Но перелив воды не так страшен, как недолив, хотя ничего хорошего он тоже не предвещает, например, при низких температурах может не хватить плотности для запуска двигателя стартером.

Как заливаем воду:


При слишком большом уровне (под самую «горловину») плотность падает, и поднять ее не получается даже с помощью зарядки. Поэтому в этом случае допускается чуть больше нормы вытянуть грушей раствор из банки и добавить не воду, а электролит. Такие действия следует доверять профессиональным аккумуляторщикам, по неопытности можно не справиться с задачей и загубить АКБ.

В настоящее время промышленностью для автомобиля в основном выпускаются аккумуляторы малообслуживаемого типа, они требуют минимума ухода, тем не менее, профилактику нужно проводить регулярно. Чтобы обслужить АКБ, необходимо:

  • снять аккумуляторную батарею с машины:
  • отнести ее в теплое помещение;
  • очистить корпус от грязи и солевых отложений (переворачивать корпус нельзя);
  • зачистить клеммы от налета наждачной бумагой, если они окислены, протереть насухо чистой ветошью;
  • дать отстояться в течение 10-12 часов (можно и сутки, особенно важно дать аккумулятору «отойти» зимой).

Затем следует проверить уровень электролита в банках, по необходимости долить дистиллированной водой, поставить АКБ на зарядку. Без зарядного устройства здесь никак не обойтись, так же как и без ареометра, и еще неплохо бы иметь мультиметр и нагрузочную вилку. После того как аккумулятор отстоялся, проверяем мультиметром напряжение без нагрузки, оно должно находиться в пределах 12,4-12,7 Вольт. При подключении к клеммам нагрузочной вилки напряжение не должно падать ниже 9,6 V, нагрузка по времени длится около 5 секунд.

После доливки воды до нужного уровня ареометром проверяем плотность, в тех банках, где доливать пришлось больше, соответственно, будет и меньшая плотность. Затем расставляем пробки по местам, не закручивая их, подсоединяем к клеммам зарядное устройство, если аккумуляторная батарея находится в достаточно неплохом состоянии, для зарядки подойдет автоматический режим.

Наиболее эффективно аккумулятор заряжается при комнатной температуре +20ºC, после зарядки опять необходимо дать отстояться АКБ, но уже достаточно 5-7 часов. Затем снова повторяем все проверки, наиболее оптимальные значения при этом:

  • напряжение без нагрузки – 12,7 Вольт (до 13,0 V);
  • под нагрузкой – от 9,6 до 10,4 V;
  • плотность – 1,27-1,28 г/см³.

Для северных районов плотность электролита может устанавливаться больше (до значения 1,31), для южных регионов нередко достаточно 1,26 г/см³. В зависимости от типа АКБ проводить профилактику батареи рекомендуется один-два раза в год, малосурьмянистые аккумуляторы требуют обслуживания чаще, примерно один раз в 3 месяца.

Видео: Вода или электролит, что добавить в аккумулятор?

Похожие публикации