Автомобильный портал

Даниил хармс лучшее для детей. В мире животных. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Даниил Хармс

Русская литература не заслуживает Хармса…
в Небесной Канцелярии планировали…
очередной подарок каким-нибудь англичанам
Макс Фрай

Чудачества этого человека начали проявляться еще на школьной скамье, когда вместо фамилии Ювачев он взял себе странный псевдоним – Хармс, который поэт постоянно варьировал. Его удивительный, яркий образ дополняла незаурядная внешность: цилиндр, монокль, необыкновенный красный пиджак – были его постоянными атрибутами. Этот образ ещё раз подчеркивал сильнейшую тягу Хармса к экспериментам. Поэт относил себя к обэриутам (Объединение реального искусства), цель которых «очистить предмет от шелухи литературных понятий» и посмотреть на него «голыми глазами». Поэт создавал много недетской поэзии. Обращаясь к его биографии, невольно задаемся вопросом, зачем вообще шизофреник, человек, детей не имевший и никогда не питавший к ним любви, стал писать стихи для детей? Может быть, это была суровая необходимость, диктуемая невозможностью печататься открыто, то есть желание скрыть свою поэзию под маской «детской». Можно ли его поэзию предлагать детям? Выбор остается за родителями и педагогами. Обратитесь к творчество Хармса сами, постарайтесь его понять, прочитайте и обдумайте его стихи. Вы обязательно найдете несколько шедевров, которые по праву вошли в сокровищницу мировой детской литературы, а к каким-то произведениям поэта, возможно, вам не захочется возвращаться.

Его детская поэзия полна неожиданностей, загадочных случайностей. Наверняка вы сами помните «Иван Иваныч Самовар», «Плих и Плюх». Что отличает поэзию Хармса? Во-первых, динамизм и движение. Сам Хармс из всех человеческих действий он любил ходьбу и бег. Без движения немыслима жизнь героев его стихов: кошка несчастна от того, что «сидит и ни шагу не может ступить». Движению в его поэзии противостоит «думанье», которое оказывается в итоге бессмысленным. Другая интересная мысль: вся жизнь, реальность – это оптический обман, и даже очки и телескопы не смогут приоткрыть завесу тайны. Особое место в творчестве Даниила Хармса занимают числа, их пифагорейская суть. Многие его произведения походят на арифметические задачи или учебники по математике («Миллион», «Веселые чижи» и др.). Хармса увлекает сложение: «сто коров, двести бобров, четыреста двадцать ученых комаров», цифры конструируются и причудливо трансформируются: сорок четыре стрижа «объединяются» в квартиру 44 и т.д. В его книгах вы встретите и множество веществ: керосин, табак, кипяточек, чернила.

Но самое важное в поэзии Хармса в целом, и в его творчестве для детей – это абсурд, разрыв с действительностью, который напрямую связан с «минимализмом действия». Его удивительный герой в стихотворении «Что это было?» удивительно похож на него самого: «В галошах, в шляпе и в очках…». В чем Хармс видит спасение в чужом жестоком мире? В шарме, в том, чем человек увенчан, как шляпой. Сам Хармс прекрасно знал о тесной связи, существующей между шармом и вредом, что и подчеркивал в своем псевдониме. Сегодня тема полезного и обаятельного вреда находит свое продолжение в детской поэзии Григория Остера. Корни «Вредных советов», без сомнения, – в хармсовских стихах.

Кстати, обратите внимание и на географическое пространство его произведений:

Я шел зимою вдоль болота…
Вдруг по реке пронесся кто-то…

Какой самый важный предмет в причудливом мире Хармса? Конечно, это воздушный шар, вслед которому люди машут предметами домашнего обихода: палками, булками, стульями. Они верные помощники кошки в беде (рецепт смотри в стихотворении «Удивительная кошка»). У каждого человека непременно должно быть некое родство с шаром, полным воздуха, праздника, жизни.

По вторникам над мостовой
воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил,
в нем кто-то трубочку курил,
смотрел на площади, сады...

Стихи Хармса полны юмора и иронии, например, «Как Володя быстро под гору летел», в котором мы видим бесконечную игру формы, что, наверное, более всего интересно детям, которые сами любят заниматься словотворчеством, словесными и звуковыми играми, придумывать звукоподражательные слова. Что в его поэзии найдет даже самый неискушенный читатель? Простоту внешней формы, мгновенно возникающие смыслы, господство случайности. Эти свойства поэзии приглянулись С.Я. Маршаку, который разглядел в детоненавистнике Хармсе потенциального любимца детей.

Как уже было упомянуто в начале, не все соглашаются с С. Маршаком. На форумах и в блогах обеспокоенные родители боятся читать детям Хармса, некоторым его стихи могут показаться даже кровавыми. Как например, его известный «О том, как папа застрелил мне хорька», в финале которого звучит такое четверостишие:

Я был рад, в ладоши бил,
Из хорька себе набил,
Стружкой чучело набил,
И опять в ладоши бил.

Шизофрения, неприятие детей породили и «черные» рассказы в его творчестве с невинным, детским началом. Вряд ли вы захотите прочитать вашему ребенку рассказ «Кассирша» с невинным началом «Нашла Маша гриб...», в котором за прилавком сидит зеленеющий труп кассирши. Или рассказ «Отец и Дочь» с менее трогательным началом «Было у Наташи две конфеты...», завершается отчетом о внезапных смертях, воскресениях и похоронах отца и дочери.

Знакомить своего ребенка или нет с поэзией Даниила Хармса – выбор каждого родителя. Возможно, это нужно делать избирательно и учитывать возраст ребенка. Тогда ваш малыш обязательно оценит «Удивительную кошку», или «Вруна», или «Веселого старичка», всё-таки сам поэт в глубине души ребенок, играющий словами, образами, рифмами, ритмом. В его поэзии смешиваются форма и содержание, слова и звуки, в итоге получается причудливый смысл, основанный на замысловатой бессмыслице.

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: "Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть".

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою... булку.

Веселый старичок

Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто:
"Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бyх-бyх!
Бy-бy-бy
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да тpюх-тpюх!"

Раз, yвидя паука,
Страшно испугался.
Hо, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
"Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гyль-гyль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да бyль-бyль!"

А yвидя стpекозy,
Страшно pассеpдился,
Hо от смеха на тpавy
Так и повалился:
"Гы-гы-гы
Да гy-гy-гy,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, pебята не могy!
Ой, pебята,
Ах-ах!"

Как Володя быстро под гору летел

На салазочках Володя
Быстро под гору летел.

На охотника Володя
Полным ходом налетел.

Вот охотник
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На собачку налетели.

Вот собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На лисичку налетели.

Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
И на зайца налетели.

Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На медведя налетели!

И Володя с той поры
Не катается с горы.

Кораблик

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Кошки

Однажды по дорожке
Я шел к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
Сидят ко мне спиной.

Я крикнул:- Эй, вы, кошки!
Пойдемте-ка со мной,
Пойдемте по дорожке,
Пойдемте-ка домой.

Скорей пойдемте, кошки,
А я вам на обед
Из лука и картошки
Устрою винегрет.

Ах, нет!- сказали кошки. -
Останемся мы тут!
Уселись на дорожке
И дальше не идут.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,
То даже крошек...

Из дома вышел человек

Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу -
Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Врун

Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!

Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!

А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных -
И не двадцать,
И не тридцать,-
Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок,-
Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы,-
Не как звери,
Не как рыбы,-
Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы,-
Это просто ерунда!

А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое -
Не тарелка,
Не лепешка,-
А большое колесо!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну еще туда-сюда,
А уж если колесо -
Это просто ерунда!

А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем -
Это просто ерунда!

А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну еще туда-сюда,
А достать его руками -
Это
Просто
Ерунда!

Иван Топорышкин


С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Место в системе уроков: урок № 6 в разделе «Весёлый хоровод» (10 часов).

Ресурсы и оборудование:

  • Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
  • Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2класс.
  • Книги с произведениями устного народного творчества.
  • Интерактивная доска для работы с текстом, с заданием. Микрофон, видеокамера.
  • Аудиозапись с песней «Весёлый старичок». Мультфильм «Весёлый старичок».
  • Карточки со словами малых форм устного народного творчества. Картинки «Весёлого старичка».
  • Карточки для работы в парах. (Картинка клавиатуры. Таблица – собери пословицу).
  • Листы с текстом для работы в группе. Иллюстрации к тексту для выполнения групповой и индивидуальной работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания с использованием метода проблемной технологии, ИКТ.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведениями Д. Хармса «Весёлый старичок», «Небывальщина» в обработке К. Чуковского;
  • учить сравнивать авторские и народные произведения;
  • формировать правильное, выразительное чтение стихотворного произведения;
  • подготовить к осознанному самостоятельному чтению, умению выражать своё отношение к прочитанному и услышанному, определять главную мысль текста, выбирать заглавие.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • расширение и обогащение словаря читателя;
  • осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
  • развитие навыка соотношения элементов произведения с иллюстрациями;
  • развитие навыка выполнение учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • использование речевых средств, ИКТ.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • привитие любви к русской литературе;
  • развитие навыков самостоятельности, доброжелательности, сотрудничества со сверстниками;
  • развитие умения работать в паре и группе, не создавая конфликтов, находить выход из спорных ситуаций;
  • использование речевых средств для представления результата деятельности;
  • развитие творческого потенциала.

Формы работы:

  • Фронтальная, индивидуальная;
  • Работа в парах, в группе.

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии
(Формируемые УУД)

1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к включению в познавательную деятельность.

– После весёлого хоровода зарядки, мы продолжаем работу на уроке литературного чтения в разделе «Весёлый хоровод».

Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями.

Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на работу.

Личностные: проявлять внимание и положительное отношение к познавательному процессу.
Регулятивные: нацеливание на позитивную деятельность.

2. Актуализация знаний

Цель: формирование способностей к разным способам действий, сотрудничестве в паре.

– Чтобы узнать сегодня на уроке что-то новое, интересное, нам необходим очень важный предмет. Но, что, же нам поможет? Попробуйте отгадать!

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

– Посоветуйтесь. Если вы догадались, то возьмите карандаш. – Какое слово получилось?
Объясните значение слов в этой загадке: листочки, рубашка, рассказывает. В прямом или переносном смысле употреблены слова? – А слово «книга»?

Работа в паре.
У детей на парте жёлтый карандаш, листок с компьютерной клавиатурой, таблица для работы с пословицами.
Отгадывают загадку.
Закрашивают буквы жёлтым карандашом.
Ответы детей. (Книга).
Ответы учеников: листочки – листы книги; рубашка – обложка, переплёт, рассказывает – даёт информацию. В переносном значении.
В прямом значении.

Познавательные: осуществлять мыслительную операцию, выделять необходимую информацию, сравнивать значение слов.
Регулятивные: ориентироваться на знании клавиатуры и её применении при выполнении задания, уметь видеть языковые средства, используемые в загадке.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, аргументируя свою позицию.

3. Подготовка к основному восприятию учебного материала

Цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

Постановка проблемного вопроса.
– Кто догадался, что необходимо выполнить в таблице? Соедините начало и конец пословицы, в которых говорится о книге. Проверка. – Какие пословицы не подходят к отгадке слова «книга»?
Почему?
– Какие ещё формы устного народного творчества, кроме пословиц, мы изучили? (Вывешивает таблички со словами на доске).
Информация учителя о фольклоре.

Работа в паре.
Собрать пословицы.
У детей задание на листке, дано в таблице.
Остальные пословицы о чтении, а не про книгу.

Ответы детей:
поговорки, потешки, заклички, небылицы.

Познавательные: уметь находить соответствия начала и конца пословицы, развивать творческие способности.
Регулятивные: понимать значение смысловых частей пословицы и дополнять их.
Коммуникативные: проявлять инициативу и сотрудничество при работе в паре.

4. Проверка домашнего задания

Цель: создание ситуации успеха, оценить реальное подготовку и продвижение каждого ученика.

Учитель снимает рассказ учащихся на видеокамеру.
Поддерживает и поощряет учеников, создаёт психологический комфорт.

Три ученика рассказывают потешки наизусть.
Один ученик записывает ответ детей на звукозапись.
Остальные учащиеся слушают, чтобы оценить ответы.

Личностные: формировать индивидуальный стиль и самостоятельность.
Познавательные: умение слушать, анализировать правильность передачи текста.
Регулятивные: умение правильно и выразительно передать смысл потешки.
Коммуникативные: обосновывать своё мнение при оценке ответов детей.

Физминутка

«Две весёлые подружки…»

Выполняют упражнения.

Личностные: развитие физического здоровья.

5. Определение темы и цели урока

Цель: учить определять предполагаемую тему и цель урока, принятие собственной ученической позиции, сравнение произведений.

Постановка проблемы.
– А что же мы сегодня будем изучать? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо собрать рассыпавшиеся слоги.
Как вы думаете, что мы узнаем из произведения с таким названием?
Работа с учебником с.103. Вы удивились при чтении? В чём необычность названия? Можно ли сказать, что это вымысел?
Есть ли у этих произведений автор?
Какова цель урока? Попробуйте сформулировать! Помощь учителя при затруднении. Словарная работа.

Решение проблемного вопроса.
Дети составляют слово «Небывальщина».
Ответы и мнения детей.
Не мешать при чтении, уважать того, кто читает.
Читает вслух 1 ученик. Произведение на с.103 «Небывальщина» в обработке К.Чуковского.
Такого не может быть.
Это вымысел.
Эти произведения авторские. Сравнение их с устным народным творчеством.
Пробуют объяснить значение незнакомых слов.

Познавательные: включаться в процесс поиска для достижения результата, уметь выделять необходимую информацию, анализировать её, отвечать на проблемные вопросы, развивать творческую фантазию.
Регулятивные: уметь понимать, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Коммуникативные: уметь отвечать на поставленные вопросы, объяснять значение отдельных слов и выражений.

6. Введение в тему. Знакомство с авторскими произведениями

Цель: расширение понятийной базы, включение новых элементов. Эмоциональная направленность этапа.

1.Информация учителя. Биография Даниила Хармса.
Работа со стихотворением Д.Хармса «Весёлый старичок». Учебник с.102-103.
Прочитайте название стихотворения. В чём его необычность? О чём может рассказываться в этом стихотворении?
Звучит аудиозапись песни «Весёлый старичок».
Понравилось ли вам это произведение? Почему? Какие строчки вызвали смех? Всё ли совпало?
Назовите главных героев стихотворения.

Слушают информацию.

Ответы учащихся.

Дети слушают, следят по книге за текстом.
Повторное прослушивание и самостоятельное чтение. Дети подпевают, читая текст в учебнике.
Старичок, насекомые.

Познавательные: уметь видеть языковые средства, использованные в тексте, выделять существенное.
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, формировать осмысленно и выразительно читать произведения.
Коммуникативные: создание внутренней потребности включения в учебную деятельность, проявлять активность в коллективном пении и прочтении произведения.
Личностные: умение проявлять эмоциональную реакцию, выражать свои чувства.

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам, введение новых способов, работа на восприятие, развитие логики, речи, внимания.

Сейчас вы узнаете новое и интересное о других насекомых, увидите, как они выглядят. Любопытно?
Текст дан на интерактивной доске.
Повторное чтение учителем. Вам раздали текст на листке. Посоветуйтесь и решите: какая фраза из текста может быть заглавием? В каком предложении выражена главная мысль?
Сейчас составим картинный текст.
Соотнесите предложение и картинку. Определите, какое по счёту предложение и ваша картинка.

Работа в группах.
Самостоятельное чтение. Задание к тексту.
1 ученик выполняет задание на доске с «мышкой».
У детей листы с текстом. Коллективная работа. Делегат от группы выходит к доске, отвечает. Самопроверка по интерактивной доске.
Дети перечитывают текст. Решают и находят место своей картинке в тексте. Делегаты от групп выходят к доске для составления картинного произведения. При возникновении затруднений или ошибки вступают в диалог. Проверка.

Познавательные: уметь понимать содержание, последовательность смысловых частей текста, находить информацию, заданную в явном виде, объяснять и оценивать прочитанное, находить соответствие. Получение реального результата при составлении картинного текста.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата к поставленной цели. Коммуникативные: ведениедиалога,создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, социализации.

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка учебной работы, соотнести цель и задачи, коррекция понятий.

Как вы считаете, достиг ли наш урок цели? Что нового вы узнали на данном уроке? Что повторили? Какой вид работы вам понравился больше всего? Получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества? Получите картинку весёлого старичка на память. Аудиозапись можно прослушать в пространстве.
Показать мультфильм: «Весёлый человечек».

Учитель корректирует оценки, если возникли противоречия, привлекает других учащихся.

Урок цели достиг. Понравилась песенка про «Весёлого старичка».
Получают картинку «Весёлого старичка» на память, для хорошего настроения.

Смотрят мультфильм «Весёлый старичок».

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, выставляют отметку по 10-балльной системе.

Познавательные: формирование у учащихся способностей к рефлексии, умение работать по правилу и творчески, понимать критерии результативности урока.
Регулятивные: осмысление учебной ситуации, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.
Коммуникативные: владение технологией диалога, распределение ролей, активное сотрудничество с учителем и детьми.
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность, фиксирование затруднений, выявление причин, создание ситуации успеха.

9. Домашнее задание

Цель: продолжить работу над небылицей в авторском переводе.

Выполнить задание в «Творческой тетради» с. 42-44.
Дать рекомендации к выполнению.

Дети получают задание, записывают в дневник.

Познавательные: повторить текст произведения, прослушав произведение Д.Хармса.
Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работать на получение результата.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
5. Л.А.Ефросинина. Урок литературного чтения.
6. «Перспектива» учителям. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение», 2 класс.

Воздушные шары

Маланьины дети

Маленький народ

Игра проводится с подгруппой детей. Ее содержательную основу составляет стихотворение Д. Хармса. Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания текста разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

Тра‑та‑та, тра‑та‑та

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя – вот такой!

Другой дядя – вот такой!

Третий дядя – вот такой!

А четвертый – вот такой!

Одна тетя – вот такая!

А вторая – вот такая!

Третья тетя – вот такая!

А четвертая – вот такая…

Д. Хармс

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Дети имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «превратиться в воздушные шары». Для этого, подходя к каждому ребенку, он имитирует процесс накачивания шаров, затем «скручивает» из каждого «шарика» различных животных (например, Саша становится лошадкой, Вика – зайцем, Оля – обезьянкой и т. д.). Педагог предлагает детям изобразить «воздушные шарики», летящие по небу, и читает стихи:

Шарики воздушные

По небу летят.

Шарики воздушные

Похожи на зверят.

Разноцветные шары

Очень ярки, посмотри!

Дети стремятся передать движениями особенности формы своего шарика. При повторении игры педагог изменяет форму «шаров».

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

Педагог делит детей на две команды: одна – «зрители», другая – «животные» разных стран. Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям» понаблюдать за «животными».

Педагог. Уважаемые телезрители! Начинаем передачу «В мире животных». Давайте посмотрим, кто живет в жарких странах.

Перед вами индийский слон. Это крупное животное, питается листьями. В жаркую погоду любит обливать себя водой из хобота. Это доставляет ему массу удовольствия. Он бережно охраняет своих детей, а когда им грозит опасность, приходит в яростное, злобное состояние.



Ребенок из команды «животных» изображает слона: как питается, как обливается водой, как отдыхает в жаркую погоду, как заботится о своих слонятах.

А вот обезьяна – быстрое, ловкое животное. Посмотрите, как она смело прыгает с одного дерева на другое! Большую помощь в этом ей оказывает длинный хвост. Обратите внимание на веселый, озорной нрав обезьяны. Она может рассмешить каждого, посмотрите как! Огорчает обезьяну появление хищников: тигра, пантеры и т. п. Она начинает тревожиться и старается быстро спрятаться.

Другой ребенок изображает повадки обезьяны, способы ее передвижения и т. д.

Таким образом представляются самые различные животные.

Антон и Мария

Стучался в дверь Антон Бобров.

За дверью, в стену взор направив,

Мария в шапочке сидела.

В руке блестел кавказский нож,

часы показывали полдень.

Мечты безумные оставив,

Мария дни свои считала

и в сердце чувствовала дрожь.

Смущен стоял Антон Бобров,

не получив на стук ответа.

Мешал за дверь взглянуть тайком

в замочной скважине платок.

Часы показывали полночь.

Антон убит из пистолета.

Марию нож пронзил. И лампа

не светит больше в потолок.

Бульдог и таксик

Над косточкой сидит бульдог,

Привязанный к столбу.

Подходит таксик маленький,

С морщинками на лбу.

«Послушайте, бульдог, бульдог!-

Сказал незваный гость.-

Позвольте мне, бульдог, бульдог,

Докушать эту кость».

Рычит бульдог на таксика:

«Не дам вам ничего!»

Бежит бульдог за таксиком,

А таксик от него.

Бегут они вокруг столба.

Как лев, бульдог рычит.

И цепь стучит вокруг столба,

Вокруг столба стучит.

Теперь бульдогу косточку

Не взять уже никак.

А таксик, взявши косточку,

Сказал бульдогу так:

«Пора мне на свидание,

Уж восемь без пяти.

Как поздно! До свидания!

Сидите на цепи!»

Буря мчится. Снег летит.

Ветер воет и свистит.

Буря страшная ревет,

Буря крышу с дома рвет.

Крыша гнется и грохочет.

Буря плачет и хохочет.

Злится буря, точно зверь,

Лезет в окна, лезет в дверь.

В гостях

Мышь меня на чашку чая

Пригласила в новый дом.

Долго в дом не мог войти я,

Все же влез в него с трудом.

А теперь вы мне скажите:

Почему и отчего

Нет ни дома и ни чая,

Нет буквально ничего!

Вариации

Среди гостей, в одной рубашке

Стоял задумчиво Петров.

Молчали гости. над камином

Железный градусник висел.

Молчали гости. Над камином

Висел охотничий рожок.

Петров стоял. Часы стучали.

Трещал в камине огонек.

И гости мрачные молчали.

Петров стоял. Трещал камин.

Часы показывали восемь.

Железный градусник сверкал.

Среди гостей, в одной рубашке

Петров задумчиво стоял.

Молчали гости. Над камином

Рожок охотничий висел.

Часы таинственно молчали.

Плясал в камине огонек.

Петров задумчиво садился

На табуретку. Вдруг звонок

В прихожей бешено залился,

И щелкнул англицкий замок.

Петров вскочил, и гости тоже.

Рожок охотничий трубит.

Петров кричит: «О Боже, Боже!»

И на пол падает убит.

И гости мечутся и плачут.

Железный градусник трясут.

Через Петрова с криком скачут

И в двери страшный гроб несут.

И в гроб закупорив Петрова,

Уходят с криками: «готово».

Ведите меня с завязанными глазами...

Ведите меня с завязанными глазами.

Не пойду я с завязанньми глазами.

Развяжите мне глаза и я пойду сам.

Не держите меня за руки,

я рукам волю дать хочу.

Расступитесь, глупые зрители,

я ногами сейчас шпыняться буду.

Я пройду по одной половице и не пошатнусь,

по карнизу пробегу и не рухну.

Не перечьте мне. Пожалеете.

Ваши трусливые глаза неприятны богам.

Ваши рты раскрываются некстати.

Ваши носы не знают вибрирующих запахов.

Ешьте это ваше занятие.

Подметайте ваши комнаты - это вам

положено от века.

Но снимите с меня бандажи и набрюшники,

Я солью питаюсь, а вы сахаром.

У меня свои сады и свои огороды.

У меня в огороде пасется своя коза.

У меня в сундуке лежит меховая шапка.

Не перечьте мне, я сам по себе, а вы для меня

только четверть дыма.

Веселые чижи

Жили в квартире

Сорок четыре

Сорок четыре

Веселых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж-поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж-водовоз,

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашу варили,

Сорок четыре

Веселых чижа:

Чиж с поварешкой,

Чиж с кочережкой,

Чиж с коромыслом,

Чиж с решетом,

Чиж накрывает,

Чиж созывает,

Чиж разливает,

Чиж раздает.

Кончив работу,

Шли на охоту

Сорок четыре

Веселых чижа:

Чиж на медведя,

Чиж на лисицу,

Чиж на тетерку,

Чиж на ежа,

Чиж на индюшку,

Чиж на кукушку,

Чиж на лягушку,

Чиж на ужа.

После охоты

Брались за ноты

Сорок четыре

Веселых чижа:

Дружно играли:

Чиж на рояле,

Чиж на цимбале,

Чиж на трубе,

Чиж на тромбоне,

Чиж на гармони,

Чиж на гребенке,

Чиж на губе!

Ездили всем домом

К зябликам знакомым

Сорок четыре

Веселых чижа:

Чиж на трамвае,

Чиж на моторе,

Чиж на телеге,

Чиж на возу,

Чиж в таратайке,

Чиж на запятках,

Чиж на оглобле,

Чиж на дуге!

Спать захотели,

Стелят постели,

Сорок четыре

Веселых чижа:

Чиж на кровати,

Чиж на диване,

Чиж на корзине,

Чиж на скамье,

Чиж на коробке,

Чиж на катушке,

Чиж на бумажке,

Чиж на полу.

Лежа в постели,

Дружно свистели

Сорок четыре

Веселых чижа:

Чиж - трити-тити,

Чиж - тирли-тирли,

Чиж - дили-дили,

Чиж - ти-ти-ти,

Чиж - тики-тики,

Чиж - тики-рики,

Чиж - тюти-люти,

Чиж - тю-тю-тю!

Веселый старичок

Жил на свете стаpичок

Маленького pоста,

И смеялся стаpичок

Чpезвычайно пpосто:

«Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе,

Да бyх-бyх!

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь

Да тpюх-тpюх!»

Раз, yвидя паyка,

Стpашно испyгался.

Hо, схватившись за бока,

Гpомко pассмеялся:

«Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Да гyль-гyль!

Да га-га-га,

Да бyль-бyль!»

А yвидя стpекозy,

Стpашно pассеpдился,

Hо от смеха на тpавy

Так и повалился:

«Гы-гы-гы

Да гy-гy-гy,

Да бах-бах!

Ой, pебята не могy!

Ой, pебята,

Ветер дул. Текла вода...

Ветер дул. Текла вода.

Пели птицы. Шли года.

А из тучи к нам на землю

падал дождик иногда.

Вот в лесу проснулся волк

фыркнул, крикнул и умолк

а потом из лесу вышел

злых волков огромный полк.

Старший волк ужасным глазом

смотрит жадно из кустов

Чтобы жертву зубом разом

разорвать на сто кусков.

Темным вечером в лесу

я поймал в капкан лису

думал я: домой приеду

лисью шкуру принесу.

Вечер тихий наступает...

Вечер тихий наступает.

Лампа круглая горит.

За стеной никто не лает

И никто не говорит.

Звонкий маятник, качаясь,

Делит время на куски,

И жена, во мне отчаясь,

Дремля штопает носки.

Я лежу задравши ноги,

Ощущая в мыслях кол.

Помогите мне, о Боги!

Быстро встать и сесть за стол.

Влас и Мишка

В колхозе у нас

Есть колхозник Влас

И лодырь Мишка —

У каждого трудкнижка.

А посмотрим их трудкнижки

А посмотрим их делишки:

Влас и сеял и пахал,

Мишка только отдыхал.

Власу осенью награда,

Мишке — кукиш.

Так и надо!

Как колхозники будут делить

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

вчера я сидел у окна выставив ухо

земля говорила дереву: произрастай

дерево медленно росло - но всё же заметно глазу

то голым стояло то прятало ствол в зелёную вазу

на солнце читая значок своей радости

планеты порой шевелились меж звёздами

а дерево гнулось махая птичьими гнёздами

семь радуг над деревом возносилось

я видел доски ангельских глаз

они глядели сверху на нас

читая годов добрые числа

Врун

Вы знаете?

Вы знаете?

Вы знаете?

Вы знаете?

Ну, конечно, знаете!

Ясно, что вы знаете!

Несомненно,

Несомненно,

Несомненно знаете!

Нет! Нет! Нет! Нет!

Мы не знаем ничего,

Не слыхали ничего,

Не слыхали, не видали

И не знаем

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных -

И не двадцать,

И не тридцать, -

Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, -

Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы, -

Не как звери,

Не как рыбы, -

Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы, -

Это просто ерунда!

А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что НЕ?

А вы знаете, что БЕ?

Что на небе

Вместо солнца

Скоро будет колесо?

Скоро будет золотое -

Не тарелка,

Не лепешка, -

А большое колесо!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, тарелка,

Ну, лепешка,

Ну еще туда-сюда,

А уж если колесо -

Это просто ерунда!

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

Что под морем-океаном

Часовой стоит с ружьем?

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, с дубинкой,

Ну, с метелкой,

Ну еще туда-сюда,

А с заряженным ружьем -

Это просто ерунда!

А вы знаете, что ДО?

А вы знаете, что НО?

А вы знаете, что СА?

Что до носа

Ни руками,

Ни ногами

Не достать,

Что до носа

Ни руками,

Ни ногами

Не доехать,

Не допрыгать,

Что до носа

Не достать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, доехать,

Ну, допрыгать,

Ну еще туда-сюда,

А достать его руками -

«Господи, пробуди в душе моей пламень Твой.

Освети меня Господи солнцем Твоим.

Золотистый песок разбросай у ног моих,

чтоб чистым путем шел я к Дому Твоему.

Награди меня Господи словом Твоим,

чтобы гремело оно, восхваляя Чертог Твой.

Поверни Господи колею живота моего,

чтобы двинулся паровоз могущества моего

Отпусти Господи тормоза вдохновения моего.

Успокой меня Господи

и напои сердце мое источником дивных слов

Два студента бродили в лесу

в воду глядели дойдя до речки

ночью жгли костры отпугивать хищников

спал один, а другой на дежурстве

сидел в голубой камилавочке

и бабочки

к нему подлетали

то ветерок

швырял в костер пух пеночки

студент потягиваясь пел:

в костер упала звездочка.

Молча стояли вокруг медведи

мохнатой грудью дыша

и едва копошилась душа

в их неподвижном взгляде

но тихо сзади

шла мягкими лапами ступая по ельнику

и снилось в лесу заблудившемуся мельнику

как все звери стоя на холму глядели в высь

где нет паров

горел костер

и ветки шаловливого пламени

играли серпом на знамени

и дым и гарь болтаясь в воздухе платком

висели черным молотком.

День

И рыбка мелькает в прохладной реке,

И маленький домик стоит вдалеке,

И лает собака на стадо коров,

И под гору мчится в тележке Петров,

И вьется на домике маленький флаг,

И зреет на нивах питательный злак,

И пыль серебрится на каждом листе,

И мухи со свистом летают везде,

И девушки, греясь, на солнце лежат,

И пчелы в саду над цветами жужжат,

И гуси ныряют в тенистых прудах,

И день пробегает в обычных трудах.

Дни летят, как ласточки...

Дни летят, как ласточки,

А мы летим, как палочки.

Часы стучат на полочке,

А я сижу в ермолочке.

А дни летят, как рюмочки,

А мы летим, как ласточки.

Сверкают в небе лампочки,

А мы летим, как звездочки.

Елизавета играла с огнем

Елизавета играла с огнем

пускала огонь по спине

пускала огонь по спине

Петр Палыч смотрел в восхищеньи кругом

и дышал тяжело

и дышал тяжело

и за сердце держался рукой.

Жил-был в доме тридцать три единицы...

Жил-был в доме тридцать три единицы

человек, страдающий болью в пояснице.

Только стоит ему съесть лук или укроп,

валится он моментально, как сноп.

Развивается боль в правом боку,

человек стонет: «Я больше не могу!

Погибают мускулы в непосильной борьбе.

Откажите родственнику карабе...»

И так, слово какое-то не досказав,

умер он, пальцем в окно показав.

Все присутствующие тут и наоборот

стояли в недоумении,забыв закрыть рот.

Доктор с веснушками возле губы

катал по столу хлебный шарик при

помощи медицинской трубы.

Сосед, занимающий комнату возле уборной

стоял в дверях, абсолютно судьбе

покорный.

Тот, кому принадлежала квартира,

гулял по коридору от прихожей до сортира.

Племянник покойника, желая развеселить

собравшихся гостей кучку,

заводил грамофон, вертя ручку.

Дворник, раздумывая о привратности

человеческого положения,

заворачивал тело покойника в таблицу

умножения.

Варвара Михайловна шарила в

покойницком комоде

не столько для себя, сколько для

своего сына Володи.

Жилец, написавший в уборной «пол не

вытягивал из-под покойника железную

Вынесли покойника, завернутого в бумагу,

положили покойника на гробовую

колымагу.

Подъехал к дому гробовой шарабан.

Забил в сердцах тревогу громовой

Засни и в миг душой воздушной...

Засни и в миг душой воздушной

В сады беспечные войди.

И тело спит, как прах бездушный,

И речка дремлет на груди.

И сон ленивыми перстами

Твоих касается ресниц.

И я бумажными листами

Не шелещу своих страниц.

Иван Иваныч Самовар

Иван Иваныч Самовар

Был пузатый самовар,

Трехведёрный самовар.

В нем качался кипяток,

Пыхал паром кипяток,

Разъярённый кипяток;

Лился в чашку через кран,

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошел,

К самовару подошел,

Дядя Петя подошел.

Дядя Петя говорит:

«Дай-ка выпью, говорит,

Выпью чаю», говорит.

К самовару подошла,

Тетя Катя подошла,

Со стаканом подошла.

Тетя Катя говорит:

«Я, конечно, говорит,

Выпью тоже», говорит.

Вот и дедушка пришел,

Очень старенький пришел,

В туфлях дедушка пришел.

Он зевнул и говорит:

«Выпить разве, говорит,

Чаю разве», говорит.

Вот и бабушка пришла,

Очень старая пришла,

Даже с палочкой пришла.

И подумав говорит:

«Что-ли, выпить, говорит,

Что-ли, чаю», говорит.

Вдруг девчонка прибежала,

К самовару прибежала —

Это внучка прибежала.

«Наливайте!— говорит,

Чашку чая, говорит,

Мне послаще», говорит.

Тут и Жучка прибежала,

С кошкой Муркой прибежала,

К самовару прибежала,

Чтоб им дали с молоком,

Кипяточку с молоком,

С кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил,

Всех он позже приходил,

Неумытый приходил.

«Подавайте!— говорит,

Чашку чая, говорит,

Мне побольше», говорит.

Наклоняли, наклоняли,

Наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар.

Наклоняли самовар,

Будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило

Только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не дает,

Опоздавшим не дает,

Лежебокам не дает.

Иван Тапорыжкин

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,

Иван, как бревно провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Тапорыжкин пошел на охоту,

С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван повалился бревном на болото,

А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Тапорыжкин пошел на охоту,

С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван как бревно перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на топор.

Игра

Бегал Петька по дороге,

по дороге,

по панели,

бегал Петька

по панели

и кричал он:

«Га-ра-рар!

Я теперь уже не Петька,

разойдитесь!

разойдитесь!

Я теперь уже не Петька,

я теперь автомобиль».

А за Петькой бегал Васька

по дороге,

по панели,

бегал Васька

по панели

и кричал он:

«Ду-ду-ду!

Я теперь уже не Васька,

сторонитесь!

сторонитесь!

Я теперь уже не Васька,

я почтовый пароход».

А за Васькой бегал Мишка

по дороге,

по панели,

бегал Мишка

по панели

и кричал он:

«Жу-жу-жу!

Я теперь уже не Мишка,

берегитесь!

берегитесь!

Я теперь уже не Мишка,

я советский самолет».

Шла корова по дороге,

по дороге,

по панели,

шла корова

по панели

и мычала:

«Му-му-му!»

Настоящая корова

с настоящими

шла навстречу по дороге,

всю дорогу заняла.

«Эй, корова,

ты, корова,

не ходи сюда, корова,

не ходи ты по дороге,

не ходи ты по пути».

«Берегитесь!» - крикнул Мишка.

«Сторонитесь!» - крикнул Васька.

«Разойдитесь!» - крикнул Петька -

и корова отошла.

Добежали,

добежали

до скамейки

с автомобилем

и советский самолет,

с автомобилем

и почтовый пароход.

Петька прыгнул на скамейку,

Васька прыгнул на скамейку,

Мишка прыгнул на скамейку,

на скамейку у ворот.

«Я приехал!» - крикнул Петька.

«Стал на якорь!» - крикнул Васька.

«Сел на землю!» - крикнул Мишка, -

и уселись отдохнуть.

Посидели,

посидели

на скамейке

с автомобилем

и почтовый пароход,

с автомобилем

«Поплывем!» - ответил Васька.

«Полетим!» - воскликнул Мишка, -

и поехали опять.

И поехали, помчались

по дороге,

по панели,

только прыгали, скакали

и кричали:

«Жу-жу-жу!»

Только прыгали, скакали

по дороге,

по панели,

только пятками сверкали

и кричали:

«Ду-ду-ду!»

Только пятками сверкали

по дороге,

по панели,

только шапками кидали

и кричали:

«Га-ра-рар!»

Из дома вышел человек

Из дома вышел человек

С дубинкой и мешком

И в дальний путь,

И в дальний путь

Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед

И все вперед глядел.

Не спал, не пил,

Не пил, не спал,

Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре

Вошел он в темный лес.

И с той поры,

И с той поры,

И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его

Случится встретить вам,

Тогда скорей,

Тогда скорей,

Скорей скажите нам.

Как Володя быстро под гору летел

На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

На охотника Володя

Полным ходом налетел.

Вот охотник

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели -

На собачку налетели.

Вот собачка,

И охотник,

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели -

На лисичку налетели.

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели -

И на зайца налетели.

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели -

На медведя налетели!

И Володя с той поры

Не катается с горы.

Когда ты догадаешься, что взрослые похожи друг на друга, а тебе не более,

чем им, очень захочется спрятаться в старую дедову шляпу…
В огромном велюровом пальто, в талой апрельской луже, руки в карманах,

по заходящему на прищуренных веках бледному весеннему солнцу…
И послать эту жизнь к чёрту?!...

Вспомни меня: не делай ни того, ни иного. Не делай вообще ничего из того,

что уже разочаровало твоих близких, ибо всё, что ими создано,

ими же и разрушено…

И еще: вытащи из мною сказанного два слова: «всё» и «ничего».

И сложив их, шепни себе на дорожку: Всёничего…

Кораблик

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

Кошки

Однажды по дорожке

Я шел к себе домой.

Смотрю и вижу: кошки

Сидят ко мне спиной.

Я крикнул:- Эй, вы, кошки!

Пойдемте-ка со мной,

Пойдемте по дорожке,

Пойдемте-ка домой.

Скорей пойдемте, кошки,

А я вам на обед

Из лука и картошки

Устрою винегрет.

Ах, нет!- сказали кошки.-

Останемся мы тут!

Купался грозный Петр Палыч

закрыв глаза нырял к окну

на берегу стояла сволочь

бросая в воздух мать одну

но лишь утопленника чистый

мелькал затылок над водой

народ откуда-то плечистый

бежал на мостик подкидной

здесь Петр Палыч тонет даже

акулы верно ходят там

нет ничего на свете гаже

чем тело вымыть пополам.

Апрель 1927

Миллион

Шел по улице отряд -

сорок мальчиков подряд:

и четырежды

на четыре,

и еще потом четыре.

В переулке шел отряд -

сорок девочек подряд:

три, четыре,

и четырежды

на четыре,

и еще потом четыре.

Да как встретилися вдруг -

стало восемьдесят вдруг!

на четыре,

на четырнадцать

и еще потом четыре.

А на площадь

повернули,

а на площади стоит

не компания,

не толпа,

не батальон,

и не сорок,

и не сотня,

а почти что

Раз, два, три, четыре,

и четырежды

сто четыре

на четыре,

полтораста

на четыре,

двести тысяч на четыре!

И еще потом четыре!

Молитва перед сном

«Господи, среди бела дня

Накатила на меня лень.

Разреши мне лечь и заснуть Господи,

И пока я сплю накачай меня Господи

Силою твоей.

Многое знать хочу,

Но не книги и не люди скажут мне это.

Только ты просвети меня Господи

Путем стихов моих.

Разбуди мня сильного к битве со смыслами,

быстрого к управлению слов

и прилежного к восхвалению имени Бога

во веки веков».

Молодец-испечец

Намешу в бадье муку

Да лепешку испеку.

Положу туда изюм,

Чтобы вкусно стало всем.

Гости к вечеру пришли

Им лепешку подали.

Вот вам, гости, ешьте, жуйте,

В рот лепешку живо суйте.

И скорей скажите нам:

Наша лепешка вкусна вам?

Гости хором мне в ответ:

«Второй лепешки такой нет,

Потому лепешка та

Не плоха, а вкуснота!»

Вот какой я молодец!

Вот какой я испечец!

(Сочинено для розыграша редакции

«Чижа», устроенного Д.Хармсом и

Н.В.Гернет.)

Небо

Кричит петух. Настало утро.

Уже спешит за утром день.

Уже и ночи Брамапутра

Шлет на поля благую тень.

Уже прохладой воздух веет,

Уже клубится пыль кругом.

Дубовый листик, взвившись, реет.

Уже гремит над нами гром.

Уже Невой клокочет Питер,

И ветр вокруг свистит в лесах,

И громоблещущий Юпитер

Мечом сверкает в небесах.

Уже поток небесный хлещет,

Уже вода везде шумит.

Но вот из туч все реже блещет,

Уже сверкает солнце шаром

И с неба в землю мечет жар,

И поднимает воду паром,

И в облака сгущает пар.

И снова страшный ливень льется,

И снова солнца шар блестит -

То плачет небо, то смеется,

То веселится, то грустит.

Неизвестной Наташе

Скрепив очки простой веревкой,

седой старик читает книгу.

Горит свеча, и мглистый воздух в

страницах ветром шелестит.

Старик, вздыхая гладит волос и

хлеба черствую ковригу,

Грызет зубов былых остатком и громко

челюстью хрустит.

Уже заря снимает звезды и фонари на

Невском тушит,

Уже кондукторша в трамвае бранится

с пьяным в пятый раз,

Уже проснулся невский кашель и

старика за горло душит,

А я стихи пишу Наташе и не смыкаю

светлых глаз.

Нетеперь

Это есть Это.

То есть То.

Все либо то, либо не то.

Что не то и не это, то не это и не то.

Что то и это, то и себе Само.

Что себе Само, то может быть то,

да не это, либо это, да не то.

Это ушло в то, а то ушло в это.

Мы говорим: Бог дунул.

Это ушло в это, а то ушло в то,

и нам неоткуда выйти и некуда прийти.

Это ушло в это. Мы спросили: где?

Нам пропели: тут.

Это вышло из Тут. Что это? Это То.

Это есть то.

То есть это.

Тут есть это и то.

Тут ушло в это, это ушло в то,

а то ушло в тут.

Мы смотрели, но не видели.

А там стояли это и то.

Там не тут.

Но теперь там и это и то.

Но теперь и тут это и то.

Мы тоскуем и думаем и томимся.

Где же теперь?

Теперь тут, а теперь там, а теперь тут,

а теперь тут и там.

Это быть то.

Тут быть там.

Это то тут там быть. Я. Мы. Бог.

О водяных нулях

Нуль плавал по воде.

Мы говорили: это круг,

должно быть, кто-то

бросил в воду камень.

Здесь Петька Прохоров гулял —

вот след его сапог с подковками.

Он создал этот круг.

Давайте нам скорей

картон и краски,

мы зарисуем Петькино творенье.

И будет Прохоров звучать,

как Пушкин.

И много лет спустя

подумают потомки:

«Вот Прохоров когда-то,

должно быть,

славный был художник».

И будут детям назидать:

«Бросайте, дети, в воду камни.

Рождает камень круг,

а круг рождает мысль.

А мысль, вызванная кругом,

зовет из мрака к свету нуль».

Однажды господин Кондратьев...

Однажды господин Кондратьев

попал в американский шкап для платьев

и там провел четыре дня.

На пятый вся его родня

едва держалась на ногах.

Но в это время ба-ба-бах!

Скатили шкап по лестнице и по ступенькам

и в тот же день в Америку на пароходе

Злодейство, скажете? Согласен.

Но помните: влюбленный человек всегда

Откажите, пожалуйста, ему в удовольствии

Сидеть на скамейке,

Сидеть на скамейке,

Сидеть на скамейке...

Откажите ему в удовольствии

Сидеть на скамейке и думать о пище,

Сидеть на скамейке и думать о пище, мясной непременно,

О водке, о пиве, о толстой еврейке.

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

Все окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою... булку.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,

То даже крошек...

Плих и Плюх

Глава первая

Каспар Шлих, куря табак,

Нес под мышкой двух собак.

Прямо в речку брошу их!»

Хоп! взлетел щенок дугой,

Плих! и скрылся под водой.

Хоп! взлетел за ним другой,

Плюх! и тоже под водой.

Шлих ушел, куря табак.

Шлиха нет, и нет собак.

Вдруг из леса, точно ветер,

Вылетают Пауль и Петер

И тотчас же с головой

Исчезают под водой.

Не прошло и двух минут,

Оба к берегу плывут.

Вылезают из реки,

А в руках у них щенки.

Петер крикнул: «Это мой!»

Пауль крикнул: «Это мой!»

«Ты будь Плихом!»

«Ты будь Плюхом!»

«А теперь бежим домой!»

Петер, Пауль, Плих и Плюх

Мчатся к дому во весь дух.

Глава вторая

Папа Фиттих рядом с мамой,

Мама Фиттих рядом с папой,

На скамеечке сидят,

Вдаль задумчиво глядят.

Вдруг мальчишки прибежали

И со смехом закричали:

«Познакомьтесь: Плюх и Плих!

Мы спасли от смерти их!»

«Это что еще за штуки?» —

Грозно крикнул папа Фиттих.

Мама, взяв его за руки,

Говорит: «Не надо бить их!»

И к столу детей ведет.

Плих и Плюх бегут вперед.

Что такое?

Что такое?

Где похлебка?

Где жаркое?

Две собаки, Плюх и Плих,

Съели всё за четверых.

Каспар Шлих, куря табак,

Увидал своих собак.

«Ну!— воскликнул Каспар Шлих,—

Я избавился от них!

Бросил в речку их на дно,

А теперь мне всё равно».

Глава третья

Не дует ветер.

На кустах не дрогнет лист.

Спят в кроватях

Пауль и Петер,

Слышен только

Храп и свист.

Плих и Плюх

Сидели тихо,

Но, услыша

Свист и храп,

Стали вдруг

Чесаться лихо

С громким стуком

Задних лап.

зубами спины

И взглянув

с тоской вокруг,

На кровати

Под перины

Плих и Плюх

Полезли вдруг.

Тут проснулись оба брата

И собак прогнали прочь.

На полу сидят щенята.

Ах, как долго длится ночь!

Скучно без толку слоняться

Им по комнате опять,—

Надо чем-нибудь заняться,

Чтобы время скоротать.

Плих штаны зубами тянет,

Плюх играет сапогом.

Вот и солнце скоро встанет.

Посветлело все кругом.

«Это что ещё за штуки!» —

Утром крикнул папа Фиттих.

Мама, взяв его за руки,

Говорит: «Не надо бить их!

Будь хорошим,

Не сердись,

Лучше завтракать садись!»

Светит солнце.

Дует ветер.

Среди травы,

Стали рядом

Пауль и Петер.

Полюбуйтесь каковы!

Грустно воют Плюх и Плих,

Не пускают цепи их.

Плих и Плюх в собачьей будке

Арестованы на сутки.

Каспар Шлих, куря табак,

Увидал своих собак.

«Ну!— воскликнул Каспар Шлих,—

Я избавился от них!

Бросил в речку их, на дно,

А теперь мне все равно!»

Глава четвертая

Мышку, серую плутовку,

Заманили в мышеловку.

Эй, собаки,

Плюх и Плих,

Вот вам завтрак на двоих!

Мчатся псы и лают звонко;

Ловят быстрого мышонка,

А мышонок не сдается,

Прямо к Паулю несется.

По ноге его полез

И в штанах его исчез.

Ищут мышку Плюх и Плих,

Мышка прячется от них.

Вдруг завыл от боли пес,

Мышь вцепилась Плюху в нос!

Плих на помощь подбегает,

А мышонок прыг назад.

Плиха за ухо хватает

И к соседке мчится в сад.

А за мышкой во весь дух

Мчатся с лаем Плих и Плюх.

Мышь бежит,

За ней собаки.

Не уйти ей от собак.

Георгины

Псы рычат,

И громко воют,

Землю роют,

Клумбу роют,

И громко воют.

В это время Паулина,

Чтобы кухню осветить,

В лампу кружку керосина

Собиралась перелить.

Вдруг в окошко поглядела

И от страха побледнела,

Побледнела,

Задрожала,

Закричала:

«Прочь, скоты!

Все погибло.

Все пропало.

Ах, цветы, мои цветы!»

Гибнет роза,

Гибнет мак,

Резеда и георгин!

Паулина на собак

Выливает керосин.

Противный,

Очень едкий

И вонючий!

Воют жалобно собаки,

Чешут спины

Топчут розы,

Топчут маки,

Тоичут грядки табака.

Громко взвизгнула соседка

И, печально вскрикнув «У-у-у!»,

Как надломленная ветка,

Повалилась на траву.

Каспар Шлик, куря табак,

Увидал своих собак,

И воскликнул Каспар Шлих:

«Я избавился от них!

Я их выбросил давно,

И теперь мне все равно!»

Глава пятая

Снова в будке Плюх и Плих.

Всякий скажет вам про них:

«Вот друзья, так уж друзья!

Лучше выдумать нельзя!»

Но известно, что собаки

Не умеют жить без драки.

Вот в саду, под старым дубом,

Разодрались Плих и Плюх.

И помчались друг за другом

Прямо к дому во весь дух.

В это время мама Фиттих

На плите пекла блины.

До обеда покормить их

Просят маму шалуны.

Вдруг из двери мимо них

Мчатся с лаем Плюх и Плих.

Драться в кухне мало места:

Табурет, горшок и тесто

И кастрюля с молоком

Полетели кувырком.

Пауль кнутиком взмахнул,

Плюха кнутиком стегнул.

Петер крикнул:

Обижаешь моего?

Чем собака виновата?»

И кнутом ударил брата.

Пауль тоже рассердился,

Быстро к брату подскочил,

В волоса его вцепился

И на землю повалил.

Тут примчался папа Фиттих

С длинной палкою в руках.

«Ну теперь я буду бить их!»

Закричал он впопыхах.

«Да,— промолвил Каспар Шлих,—

Я давно побил бы их.

Я побил бы их давно!

Мне-то, впрочем, все равно!»

Папа Фиттих на ходу

Вдруг схватил сковороду

И на Шлиха блин горячий

Нахлобучил на ходу.

«Ну,— воскликнул Каспар Шлих,—

Пострадал и я от них.

Даже трубка и табак

Пострадали от собак!»

Глава шестая

Очень, очень, очень, очень

Папа Фиттих озабочен...

«Что мне делать? — говорит.—

Голова моя горит.

Петер — дерзкий мальчуган,

Пауль — страшный грубиян,

Я пошлю мальчишек в школу,

Пусть их учит Бокельман!»

Бокельман учил мальчишек

Палкой по столу стучал,

Бокельман ругал мальчишек

И как лев на них рычал.

Если кто не знал урока,

Не умел спрягать глагол,—

Бокельман того жестоко

Тонкой розгою порол.

Впрочем, это очень мало

Иль совсем не помогало,

Потому что от битья

Умным сделаться нельзя.

Кончив школу кое-как,

Стали оба мальчугана

Обучать своих собак

Всем наукам Бокельмана.

Били, били, били, били,

Били палками собак,

А собаки громко выли,

Но не слушались никак.

«Нет,— подумали друзья,—

Так собак учить нельзя!

Палкой делу не помочь!

Мы бросаем палки прочь».

И собаки в самом деле

Поумнели в две недели.

Глава седьмая и последняя

Англичанин мистер Хопп

Смотрит в длинный телескоп.

Видит горы и леса,

Облака и небеса.

Но не видит ничего,

Что под носом у него.

Вдруг о камень он споткнулся,

Прямо в речку окунулся.

Шел с прогулки папа Фиттих,

Слышит крики: «Караул!»

«Эй,— сказал он,— посмотрите,

Кто-то в речке утонул».

Плих и Плюх помчались сразу,

Громко лая и визжа.

Видят — кто-то долговязый

Лезет на берег дрожа.

«Где мой шлем и телескоп?»

Восклицает мистер Хопп.

И тотчас же Плих и Плюх

По команде в воду бух!

Не прошло и двух минут,

Оба к берегу плывут.

«Вот мой шлем и телескоп!»

Громко крикнул мистер Хопп.

И прибавил: «Это ловко!

Вот что значит дрессировка!

Я таких собак люблю,

Я сейчас же их куплю.

За собачек сто рублей

Получите поскорей!»

«О!— воскликнул папа Фиттих,—

Разрешите получить их!»

«До свиданья! До свиданья!

До свиданья, Плюх и Плих!»

Говорили Пауль и Петер,

Обнимая крепко их.

«Вот на этом самом месте

Мы спасли когда-то вас,

Целый год мы жили вместе,

Но расстанемся сейчас».

Каспар Шлих, куря табак,

Увидал своих собак.

«Ну и ну!— воскликнул он,—

Сон ли это иль не сон?

В самом деле, как же так?

Сто рублей за двух собак!

Мог бы стать я богачом,

А остался ни при чем».

Каспар Шлих ногою топнул,

Чубуком о землю хлопнул.

Каспар Шлих рукой махнул —

И в речке утонул.

Трубка старая дымится,

Дыма облачко клубится.

Трубка гаснет наконец.

Вот и повести

По вторникам над мостовой

Воздушный шар летал пустой.

Он тихо в воздухе парил;

В нем кто-то трубочку курил,

Смотрел на площади, сады,

Смотрел спокойно до среды,

А в среду, лампу потушив,

Он говорил: Ну город жив.

Постоянство веселья и грязи

Вода в реке журчит прохладна,

и тень от гор ложится в поле,

и гаснет в небе свет. И птицы

уже летают в сновиденьях,

и дворник с черными усами

стоит всю ночь под воротами

и чешет грязными руками

и в окна слышен крик веселый

и топот ног и звон бутылок.

Проходит день, потом неделя,

потом года проходят мимо,

и люди стройными рядами

в своих могилах исчезают,

а дворник с черными усами

стоит года под воротами

и чешет грязными руками

под грязной шапкой свой затылок.

И в окна слышен крик веселый

и топот ног и звон бутылок.

Луна и солнце побледнели.

Созвездья форму изменили.

Движенье сделалось тягучим,

и время стало как песок.

А дворник с черными усами

стоит опять под воротами

и чешет грязными руками

под грязной шапкой свой затылок,

и в окна слышен крик веселый

и топот ног и звон бутылок.

Приказ лошадям

Для быстрого движенья

по шумным площадям

пришло распоряженье

от Бога к лошадям:

скачи всегда в позиции

военного коня,

но если из милиции

при помощи огня

на тросе вверх подвешенном

в коробке жестяной

мелькнет в движеньи бешеном

фонарик над стеной,

пугая красной вспышкой

идущую толпу,

беги мгновенно мышкой

к фонарному столбу,

покорно и с терпением

зеленый жди сигнал,

борясь в груди с биением,

где кровь бежит в канал

от сердца расходящийся

не в виде тех кусков

в музее находящихся,

а виде волосков,

и сердце трепетание

удачно поборов,

пустись опять в скитание

покуда ты здоров.

«Ревекка, Валентина и Тамара

Прекрасны и ленивы

Раз два три четыре пять шесть семь

Совсем совсем три грации совсем

Толстушка, Коротышка и Худышка

Раз два три четыре пять шесть семь

Совсем совсем три грации совсем!

Ах если б обнялись они, то было б

Раз два три четыре пять шесть семь

Совсем совсем три грации совсем

Но если б и не обнялись бы они то даже так

Раз два три четыре пять шесть семь

Совсем совсем три грации совсем».

Романс

Безумными глазами он смотрит на меня -

Ваш дом и крыльцо мне знакомы давно.

Темно-красными губами он целует меня -

Наши предки ходили на войну в стальной

Он принес мне букет темно-красных

гвоздик -

Ваше строгое лицо мне знакомо давно.

Он просил за букет лишь один поцелуй -

Похожие публикации