Автомобильный портал

Нужно ли узаконивать установку фаркопа на авто. Необходимость и порядок регистрации прицепного устройства для автомобиля. Сколько стоит процедура

Вопрос: Меня сосед по гаражу напугал, что теперь работники ГАИ будут штрафовать за фаркоп, и что теперь его нужно регистрировать. Правда это?

Здравствуйте, дорогие автолюбители! Да, действительно в последнее время поднялась шумиха по этому вопросу. Давайте разберемся нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД на самом деле?

Впервые нам задали этот вопрос после 1 июня 2016. Если честно, на тот момент мы и сами не знали ответа и поэтому обратились за разъяснениями в районный отдел ГИБДД.

Вопрос инспектору

На наш вопрос зам. начальника отделения ответил, что действительно много людей интересуются по данному закону. По новым правилам внесение изменений в конструкцию автомобиля должно регистрироваться. Но есть некий перечень изменений в конструкции, не требующий согласования в ГИБДД. И вот именно ТСУ и есть в этом списке. Но опять же, есть одно”но”.


Конструкция легкового автомобиля должна предполагать установку в дальнейшем данного устройства. Иными словами, производитель автомобиля конструктивно рассчитал, что на этот автомобиль можно установить фаркоп. По статистике, практически на 99% автомобилей возможна установка ТСУ.

По желанию, вы можете документально оформить внесение изменений в ГИБДД. После чего заносится запись в особые отметки в техталоне и ПТС.

Что нужно иметь

Можно и обойтись без ГИБДД. Есть перечень технических изменений, внесенных в конструкцию, которые не требуют согласования с госавтоинспекцией. Для того, чтобы не выписали штраф или, не дай Бог, не прекратили регистрацию транспортного средства у вас к обычному набору документов должно прибавиться:

  • соответствия (копия) и паспорт на фаркоп, который идет в комплекте с фаркопом. В паспорте должна стоять печать автоцентра, выполняющего
  • Документы, предоставленные автоцентром, имеющим сертификацию по выполнению данного вида деятельности. Вам выдается копия сертификата автоцентра, заверенная «живой» печатью, и акт выполненных работ.

То есть, фактически фаркоп должен быть изготовлен и испытан на заводе для конкретной модели автомобиля. Он должен получить сертификат соответствия, копия которого предоставляется при продаже. А также фаркоп должен быть установлен по всем регламентам юридическим лицом, который имеет соответствующее разрешение на проведение данных работ.

Посмотрите ниже очень познавательное видео по внесению изменений в конструкцию. Там говориться о разном доп оборудовании, бамперах, про газобалонное оборудование, которое нужно вносить обязательно в изменения. Про фаркоп задали вопрос на 16 минуте.

Как быть тем, у кого уже установлен фаркоп

Нужно найти такой сертифицированный автоцентр, который согласится на диагностику вашего авто, точнее ТСУ. Смотрится техническое состояние, возможность дальнейшей эксплуатации. Далее определяется производитель и отправляется запрос. При положительном ответе выдается паспорт на фаркоп, если его не было, сертификат соответствия, акт выполненных работ и заверенную копию сертификата автоцентра.

Почем опиум для народа

Сколько стоит сертификация? Естественно, данная процедура занимает определенное время на запросы и оформление документов. Автоцентр, производящий диагностику несет определенные трудозатраты. Стоимость данной услуги в нашем установочном центре составляет 1500 руб. При установке вашего нового фаркопа стоимость 1000 руб. А при установке нашего фаркопа пакет документов выдается бесплатно .

На все можно ставить? Как узнать?

На большинство автомобилей разрешена установка ТСУ заводом изготовителем. Но есть модели, на которые завод не дал рекомендации, для того, чтобы использовать их в качестве тягача для прицепа. Вы можете сами узнать, можно ли на вашего железного коня установить сцепное устройство, посмотрев табличку с ВИН кодом на вашем автомобиле. Расположены они обычно на средней правой стойке двери или под капотом. Рассмотрим на примере таблички Рено Сандеро.
Обратите внимание на цифры с килограммами на конце. В данном случае их 4.

  • 4. Обозначает полную массу авто. То есть масса снаряженного автомобиля плюс допустимый вес груза либо пассажиров;
  • 5. Обозначает допустимую массу вместе с прицепом. Тут думаю, объяснять не нужно;
  • 6. и 7. Это массы максимальной нагрузки на переднюю и заднюю ось.

Из этого следует, что если в вашей табличке есть обозначение массы с прицепом, то на авто предусмотрена установка фаркопа. А если нет цифры, то и сцепное устройство не предусмотрено.

Как быть, если установка не предусмотрена заводом?

Вопрос, так вопрос... И в этом случае есть выход. Если речь о смене автомобиля не идет, то можно узаконить с помощью экспертизы. Теперь по порядку.

  • Во первых, Вам все равно придется делать все то, о чем читали выше. Либо установить, либо получить документы у легализированного установочного центра.
  • Нужно пройти экспертизу в ГИБДД. Там вам понадобятся документы, которые выдает автоцентр и документы на автомобиль.
  • В ПТС и техталон внесут примечания о внесении изменения в конструкцию.

*Сама ГИБДД никакой экспертизы не проводит, но выдает бланки документов и отправляет по адресу.

Какого наказание?

В некоторых регионах уже серьезно начали штрафовать владельцев авто за нелегальный фаркоп. Штраф идет по статье 12.5 КоАП части 1 в размере 500 руб. Если вас наказывают впервые за ТСУ (может же быть такое, что вы не знали) то эта же статья предусматривает вынесение предупреждения. Будьте вежливы с инспектором и скажите, что все исправите. В этом случае, возможно вам придется избежать наказания. Но не стоит затягивать с легализацией, если вам действительно нужен фаркоп. Если не нужен, то просто снимите его и не ищите себе приключений на одно место)))

А что же в 2019 году?

Штраф за фаркоп может быть наложен на тех автомобилистов, которые решили видоизменить по своему усмотрению легковой автомобиль при отсутствии на то соответствующих санкций.

В России установка фаркопа относится к распространенным явлениям. Многие автовладельцы дополнительно оборудуют свои транспортные средства для прицепа, чтобы буксировать легкие прицепы, трейлеры, перевозить велосипеды. Установка дополнительного оборудования неоднозначно трактуется с точки зрения закона, вынуждающего водителей и инспекторов ГИБДД отдельно разбираться, допустима ли подобная установка на конкретном автомобиле. Какой штраф может быть назначен за фаркоп, а также то, в каких случаях его можно избежать, зависят от нескольких параметров – прежде всего от того, является ли доп. оборудование согласованным.

Определение фаркопа

Вспомогательное автомобильное оборудование, именуемое фаркопом, является излюбленным среди российских автомобилистов средством для облегчения транспортировки груза. С помощью данного устройства прицеп крепко фиксируется к автомобилю с равномерным распределением нагрузки от тяжести груза и инерции. Средство улучшает изначальные характеристики автомобиля, обеспечивая безопасную и надежную грузоперевозку.

Важно! Те водители, которые считают фаркоп средством для защиты при дорожном столкновении, ошибаются. Во многих странах эксплуатация автомобиля с данным устройством без прицепа давно запрещена. Запрет связан с наличием большего риска повреждений при прямом ударе в фаркоп.

Разновидности приспособлений

Все фаркопы делятся по способу крепления, от которого зависит возможность езды с фаркопом без риска быть оштрафованным:

  • съемные варианты с замковыми креплениями;
  • условно-съемные модели на болтах;
  • сварные;
  • торцевые.

Для съемных моделей характерно закрепление оборудования в строго отведенных зонах, расположенных с тыльной стороны. Крепление производится с помощью болтов попарно (1 или 2 пары).

Иные варианты видоизменений автомобиля

Помимо монтажа фаркопа, другие видоизменения автомобиля и установка доп. оборудования может сказаться на безопасности эксплуатации автомобиля с положительным или пагубным воздействием.

  1. Монтаж нестандартных бамперов из металла, когда базовая комплектация включает данный элемент из пластика, способен негативно повлиять на характер ДТП.
  2. Закрепление видеорегистратора с загораживанием обзора водителю через лобовое стекло может привести к ситуации, когда сработавшие при ДТП подушки безопасности задевают провода видеорегистратора, срывая его с места крепления.
  3. Задний парктроник при установке на автомобиль способен снизить риск столкновения во время движения назад, повышая безопасность эксплуатации авто.

Законодательная основа

В 2019 году наказание за несанкционированную установку этого элемента регламентируется положениями КоАП РФ в статье 12.5. Согласно закону, установка дополнительного оборудования с последующим изменением конструкции влечет за собой наказание.

Смонтированный фаркоп на автомобиле является основанием для привлечения к административной ответственности, так как может быть отнесен к самовольно установленным приспособлениям, вызвавшим изменение конструкции транспортного средства.

Основой данного нарушения является факт изменения конструкции, которое, согласно Техрегламенту ТС, может выражаться в монтаже или демонтаже:

  • дополнительных элементов оборудования;
  • составных частей;
  • вспомогательных узлов.

Целью данного технического регламента выступает определение требований безопасности к колесному транспорту.

Ограничения в видоизменениях конструкции автомобиля охватывают своим действием только те случаи, когда дополнительные элементы были внесены уже после выпуска автомобиля, если данный элемент негативно влияет на общую безопасность при эксплуатации транспортного средства.

Разъяснения относительно установки данного устройства приводятся в ФЗ №196-ФЗ. Согласно статье 2, безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса, который может характеризовать степень защиты участников движения от дорожных аварий и их последствий.

Так как фаркоп является деталью, выступающей за задние габариты транспорта, его установка может послужить причиной ухудшения последствий при ДТП. Если при обычном столкновении автомобилей удар приходится в бампер с образованием средних по тяжести повреждений, то при столкновении оборудованных авто удар повлечет более значительные повреждения.

Разрешенная установка фаркопа

Не всегда при наличии фаркопа штраф и административная ответственность последуют для водителя. В ряде случаев его установка будет соответствовать положениям российских законов. Штраф за фаркоп не последует, если:

  • монтаж оборудования изначально предполагается автопроизводителем;
  • установленный элемент сопровожден документацией (паспортом и сертификатом соответствия);
  • монтаж не привел к изменению общей конструкции авто и был выполнен по инструкции.

Исключить проблемы с дальнейшей установкой оборудования позволят следующие меры:

  • при продаже получить паспорт на приобретенное оборудование с проставлением в нем отметки об установке;
  • запросить заверенную продавцом копию сертификата соответствия;
  • иметь документ, подтверждающий оплату.

Закон разрешает установку дополнительного устройства при условии не затрагивания имеющейся автомобильной конструкции, без закрывания госномеров транспортного средства и обзора водителю. Штрафа не последует, если водитель предоставит документы на приспособление, включая паспорт и сертификат соответствия. Меньше всего проблем с ГИБДД будет у водителей, установивших съемное оборудование.

Мера наказания за несанкционированную установку

Порядок применения наказания за внесение незарегистрированных изменений, к которым может быть отнесен монтаж фаркопа, согласуется со ст. 12.5 КоАП РФ.

В рамках административной ответственности водитель, осуществивший самовольный монтаж, будет оштрафован на сумму 500 рублей.

В той же статье кодекса говорится обо всех случаях неисправностей, когда автомобиль не может быть использован для передвижения водителя и перевозки. Если нарушена изначальная конструкция машины, негативно отразившаяся на безопасности, с закреплением элемента сварными швами или болтами, будет наложено штрафное взыскание.

Обезопасить себя на случай разбирательств с инспекцией ГИБДД можно, если в общем Техрегламенте ТС будет упомянута возможность использования транспорта при буксировании. При наличии такого разрешения согласовывать наличие прицепного устройства не потребуется.

Основным предназначением запрета на установку фаркопа является требование соблюдения мер безопасности именно при дорожном происшествии, поскольку факт негативного влияния фаркопа при столкновении установлен. В данном случае речь идет не об отрицательном влиянии оборудования при обычном передвижении по дороге, а о ситуации, когда фаркоп становится причиной особо серьезных повреждений авто при ДТП. Именно данное положение дает обоснование инспекторам ГИБДД назначать штраф автовладельцу, установившему данное прицепное устройство.

Фаркоп и его разновидности. Законные способы установки тягово-сцепного устройства. Когда необходимо регистрировать ТСУ в ГИБДД и когда можно без этого обойтись.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Многие автовладельцы используют для своих нужд автомобильные прицепы. Для их крепления в задней части машины монтируется специальное тягово-сцепное устройство - фаркоп.

Но инспекторы ГИБДД склонны проявлять повышенное внимание к этой детали конструкции автомобиля и штрафуют за ее незаконное появление.

Разберемся, в каких случаях установка полезного приспособления на ТС допустима, а когда будет являться правонарушением.

Главные сведения

В России с 2015 года действует , регламентирующий требования к безопасности колесных ТС. Есть в нем и положения касающиеся тягово-сцепных устройств, их установки и применения.

Безопасным считается использование подобных устройств с соблюдением следующих требований:

Если указанные условия не выполняются, то установка фаркопа подпадает под определение изменения конструкции автомобиля.

Согласно действующему законодательству такие изменения должны в обязательном порядке регистрироваться в ГИБДД с проведением технической экспертизы их безопасности для всех участников дорожного движения.

Первоначальные данные

Не все производители предусматривают возможность оснащения своей продукции ТСУ. Это связано с некоторыми характеристиками конструкции автомобиля, которые не позволяют ему производить буксировку прицепа.

Помимо инструкции по эксплуатации, такая информация содержится в нагрузочной таблице под капотом автомобиля.

Разновидности приспособлений

По способу крепления на автомобиль все ТСУ модно разделить на три группы:

  • съемные, закрепляемые специальными замками;
  • условно-съемные для крепления которых используются болты;
  • несъемные, сварные или торцевые.

Законодательство многих стран позволяет автовладельцам использовать только съемные устройства, запрещая их нахождение на автомобиле без прицепа. В России необходимо, чтобы фаркоп соответствовал требованиям безопасности.

Законодательная база

Требования к безопасности автомобилей изложены в международном документе, к которому Россия присоединилась в 2015 г.

Это Техрегламент Таможенного союза под названием «О безопасности колесных ТС». Правилам установки и регистрации ТСУ в нем посвящена ст. 77.

Сотрудники ГИБДД налагают штраф на основании . Ее первая часть, в свою очередь, является отсылочной. Документ, к которому она отсылает — это от 23.10.1993 г.

Этим документом утверждены Основные положения по допуску ТС. В п. 7.18 данного нормативного акта содержится запрет на использование ТС, в конструкции которых произведены изменения без разрешения автоинспекции.

Штраф за фаркоп на легковом автомобиле в 2020 году

Незаконная установка и использование ТСУ на легковом автомобиле относится к нарушениям ПДД. За это для водителей предусмотрена административная ответственность.

Рассмотрим, на каком основании составляется , каков размер штрафа за такой проступок и предусмотрены ли иные виды наказаний.

Нужно ли оформлять регистрацию в ГИБДД

Регистрация установленного фаркопа требуется не во всех случаях. приводит перечень ситуаций, когда обращаться в ГИБДД не нужно.

Не будет изменением конструкции:

  • ТСУ, установленное на заводе;
  • ТСУ, специально предназначенное для данной марки и модели автомобиля;
  • ТСУ, прошедшее проверку на безопасность и снабженное соответствующим сертификатом.

Место выполнения работ в данном случае большой роли не играет. При желании можно выполнить все работы самостоятельно, придерживаясь инструкции производителя автомобиля.

Но все же предпочтительнее обратиться в автомастерскую. Акт выполненных работ убедит дорожного инспектора в безопасности не только самого устройства, но и его монтажа.

Для регистрации потребуются:

  • на проведение предварительной экспертизы;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • паспорт автовладельца;
  • документы на фаркоп.

В случае положительного решения можно отправляться в сервис для проведения работ. После их завершения потребуется пройти внеплановый техосмотр, а затем зарегистрировать произведенные изменения в ГИБДД.

Обоснования нарушения

Сотрудники ГИБДД, выписывая штраф, ссылаются на п. 1 ст. 12.5 КоАП. Она предусматривает наказание за использование автомобиля с незарегистрированными изменениями в конструкции.

При этом термин «конструктивные изменения» понимается как он приведен в Техрегламенте — установка или, напротив, удаление элементов, оборудования и приспособлений не предусмотренных изначально производителем автомобиля.

Но во внимание берутся лишь те из изменений, которые оказывают влияние на безопасность движения, в частности, вызывая ее снижение.

Влияет ли установленное устройство на безопасность

Одной из характеристик безопасности дорожного движения, согласно , является защищенность в том числе и от ДТП.

Выступающий за основные габариты автомобиля фаркоп эту защищенность снижает. Автомобилям, движущимся позади, приходится выдерживать большую дистанцию.

При столкновении, расположенный сзади автомобиль получит более серьезные повреждения. Небольшая по площади выступающая металлическая деталь причинит больше ущерба, чем плоский и длинный бампер .

Именно этими соображениями руководствуются сотрудники автоинспекции, при применении административного наказания за несогласованное изменение конструкции автомобиля.

Мера наказания за незарегистрированную установку

Установка ТСУ с нарушением требований закона может привести к возникновению аварийной ситуации, то есть угрожает безопасности как самого водителя, так и другим участникам движения.

Для наказания нарушителей ст. 12.5 КоАП применяется денежный штраф. Он поступает в доход государства и в дальнейшем будет использован для реализации различных социальных программ.

Других наказаний, таких как лишение водительских прав или административный арест за данное правонарушение не установлено.

Видео: фаркоп

Размер взыскания

Размер штрафа за незарегистрированный фаркоп составляет 500 рублей. Эта сумма будет указана в постановлении о применении административного наказания.

На уплату штрафа стандартно отводится 2 месяца. Но, поскольку данное нарушение ПДД не относится к категории серьезных, то есть возможность заплатить только половину штрафа.

Для этого деньги необходимо перечислить не позднее, чем через 20 дней с даты, указанной в документе. Меньшую сумму необходимо вписать в квитанцию или в электронную форму самостоятельно.

Как можно избежать наказания

Избежать наказания за установку на автомобиль тягово-сцепное устройство проще всего, зарегистрировав произведенные изменения в ГИБДД, как того требует закон.

Но для начала необходимо убедиться, что это разрешено производителем. Как правило, большинство моделей современных автомобилей предусматривают монтаж ТСУ.

Информация об этом отражена в руководстве по эксплуатации, разработанном компанией-изготовителем. Фаркоп может входить в комплектацию автомобиля изначально, при его продаже с завода.

В этом случае дополнительно проходить процедуру регистрации или экспертизу не требуется, конструкция машины не подверглась изменениям.

Не вызовет вопросов со стороны сотрудников автоинспекции и установка ТСУ, предназначенного именно для данной модели автомобиля. На него производителем выданы паспорт и все необходимые сертификаты.

Если же в документах на фаркоп отсутствует указание на его пригодность для установки на конкретную модель автомобиля, то придется сначала получить документальное подтверждение соответствия выбранного устройства.

Если такой документ имеется, а установка фаркопа допускается производителем автомобиля, то установка будет полностью законной и не требующей регистрации в ГИБДД.

Многие автомобилисты так и не знают, нужно ли регистрировать фаркоп в 2018 году. Из-за этого, у водителей возникают проблемы. После монтажа дополнительного приспособления, в особенности, если его установка не предусмотрена производителем, возникает угроза безопасности участников дорожного движения, и инспектор ГИБДД может оштрафовать нарушителя.

Закон гласит о том, что фаркоп нужно регистрировать. При установке дополнительного приспособления на машину, и дальнейшая эксплуатация транспортного средства, без документов на монтированное оборудование – прямое нарушение действующего российского законодательства. Езда на легковом автомобиле с фаркопом, установленным не по правилам, несет угрозу участникам дорожного движения.

Внесение в ПТС сведений об установке дополнительного оборудования, не только обезопасит от постоянного получения штрафов, но и позволит беспрепятственно пройти обязательный технический осмотр автомобиля. Кроме того, нужно знать, зачем регистрировать фаркоп в ГИБДД. Во-первых, это избавит от штрафов, во-вторых, регистрационные документы будут свидетельствовать о том, что машина безопасна.

Случаи, когда регистрация не нужна

При покупке нового автомобиля, нужно внимательно осмотреть его конструкцию, установлен ли на нем фаркоп. Если да, то нужда в регистрации этой детали отпадает, так она предусмотрена заводом изготовителем.

Также водители могут сами установить эту деталь, если производитель предусматривает данную возможность. Такой компонент также не нуждается в регистрации, так как он не будет угрожать безопасности участников дорожного движения.

После установки соответствующей всем правилам детали на авто, нужно иметь документальное подтверждение того, что фаркоп может быть установлен на машине.

Документы для регистрации

После регистрации фаркопа в ГИБДД, автомобилист получает ряд документов. Оформленное в госавтоинспекции свидетельство ограждает водителя от ряда штрафов.

Документы, устанавливающие официальное наличие детали в задней части машины, предъявляются по требованию инспектора ГИБДД. Помимо самого сертификата, водителю необходимо возить с собой и паспорт на дополнительное оборудование. Он выдается вместе с приобретенным фаркопом или по запросу автомобилиста в фирму, которая занимается реализацией данного оборудования.

Несмотря на то, что езда с незарегистрированным тяговым элементом не грозит лишением прав, регулярные штрафы, станут катализатором появления финансовых трудностей у водителя.

Право на обязательный техосмотр, и занесение соответствующей записи в ПТС, предоставляется только в случае официальной регистрации дополнительного установленного оборудования. В противном случае, техосмотр будет непройденным, что запрещает эксплуатацию такого автомобиля.

Процедура регистрации

Оформление регистрации на дополнительное оборудование, выполняется в несколько этапов:

  • Выяснение, может ли авто использоваться в качестве буксира для прицепов или трейлеров. Эту информацию можно узнать на сайте официального представителя производителя автомобиля, или по индивидуальному вин-коду транспортного средства.
  • Проведение предварительной экспертизы автомобиля на безопасность. Осуществляется в ГАИ.
  • Оценивание общей безопасности транспортного средства для всех участников дорожного движения.
  • Проведение экспертизы после установки фаркопа. Там же зарегистрированное внесенное изменение ставится на учет.
  • Получение водителем специального сертификата, выданного на основании протокола проведенной технической экспертизы, в который вписана информация, об установленном оборудовании.

Если не получить соответствующее свидетельство, или ездить без документов на фаркоп, инспектор ГИБДД может оштрафовать за такое устройство.

Дополнительные трудности

При регистрации установленного фаркопа, могут возникнуть трудности. Они, во многом, будут связаны с типом ТСУ, монтированного на автомобиль. Приваренные и прикрученные детали, выступающие за пределы линии бампера, запрещены к установке. В этом случае, транспортное средство нуждается в устранении конструктивных изменений. Наказанием за фаркоп запрещенного типа, является денежное взыскание. Сертификат соответствия и паспорт выдается только при использовании съемного фаркопа. Он не угрожает безопасности других участников дорожного движения, и может выполнять свои функции.

ТСУ на автомобиле позволяет транспортировать прицепы и трейлеры. Однако грузоподъемность машины, и ее конструктивные особенности не всегда делают возможным выполнение буксировки. Чтобы не возникло проблем с сотрудниками ГИБДД в дальнейшем, следует установить съемный фаркоп, предварительно узнав про возможность его монтажа, и зарегистрировать внесенное изменение в конструкцию машины в ГАИ.

Похожие публикации