Автомобильный портал

Мероприятие в библиотеке по культуре речи. Образовательный портал. Районный конкурс библиотекарей

Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе

Тема: «Много слов на земле…»

(классный час, посвящённый культуре речи)

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Презентация к внеклассному мероприятию находится по адресу:

Анкета для проведения анкетирования среди учащихся:

Ход проведения:

Ведущий-1 : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

Что значит «беречь язык»?

От кого его беречь?

Разве у языка есть враги?

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий-1 : А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.
  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
  3. Понтово - получаю удовольствие.
  4. Прикол - шутка.
  5. Отпад – замечательно.
  6. Тащиться – быть в восторге.
  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

Как дела?

У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

А что, там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай всё сначала.

Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

Без свечки?

Без.

А что же это за фитиль?

Ну, парень длинный подкатил к шкету…

Он на чём подъехал, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета…

У какого шкета?

Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

Чего, чего?

А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий-2 : Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий-3 : Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий-1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий-2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий-3 : На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий-1 : Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий-2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий-3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий-1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Заключение: Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее. Помните слова И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».


«За культуру речи!».

Цель: 1. развивать правильное произношение,

Употребление слов в речи;

2. прививать любовь к русскому языку;

3. воспитывать у учащихся культуру речи и

Поведения.

Оборудование: 1. плакаты

2. рисунки

3. названия станций

Нет мысли,которую нельзя было бы высказать просто и ясно.

А.И.Герцен

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф.И.Тютчев

Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.

К.Д.Ушинский

Язык народа и богат и точен,

Но есть,увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

И.Рыленков

Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

М.Горький

Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек

Осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для

Всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи

Всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не

Думали ещё совсем недавно. Широко развивается наука экология,

Обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-

Шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-

Емся мы неумело, плохо, невразумительно, порой нанося друг другу

Почти смертельные раны!

Вед.2 Человек рождается,растёт и очень быстро овладевает языком, не зная

Его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как ус-

Троен язык, из чего состоит и как функционирует. Если же человека

Этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и

Своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.

Вед.1 Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в

Огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть

Языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в

Которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

Вед.2 Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно

Высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык-море необъятных

Размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных

Течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не

Существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты.Надо

Непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.

Мы хотим вас познакомить с отдельными маршрутами,которые

Ведут к точности и выразительности общения.

Ученик 1. Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,

Подумай- не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит и ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Вед.1 Ребята, как бы вы определили искусство общения?

Все почти считают, что общение –это умение общаться с людьми, а

Дар общения - это умение пользоваться речью(вести беседу, спо –

Рить, пользоваться формулами речевого этикета). Мы исходим из

Того, что язык- главное средство общения.

Вед.2 Но общаться можно не только с помощью языка, поэтому мы пред-

Лагаем вам посетить 1 станцию:

ЖЕСТЫ И МИМИКА

Жесты и мимика точнее позволяют передать содержание высказы-

Вания, они тесно связаны со словом, но и предупреждают слово.

Вед.1 (конкурсная работа с иллюстрациями).

Отгадайте, какие жесты изображены на плакатах:

1.высунут язык (жест-дразнилка)

2. стукнуть по лбу (жест-воспоминание)

3. грозить кулаком (жест-угроза)

4. поднять брови (жест-удивление)

5. обхватить голову руками (жест-испуг)

Ученик 2 Многие жесты имеют свою историю и связаны с националь-

Ными особенностями. Вам,без сомнения, знаком такой жест:

Палец, пОднятый или опущенный вниз, как знак одобрения или

Неодобрения, подводил итог поединка гладиатора: таким

Образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиато-

Рам или нет.

Ученик 3. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест

Сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена,

Здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим

Жестом оратор приветствует слушателей.

Ученик 4 При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой,

Левую прикладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Это озна-

Чает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд

Ли стоит пользоваться этим жестом,если вы не в Тибете.

Ученик 5 А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг

Друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Вед.2 Владимир Левин, известный психолог, определил искусство

Общения,как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того

Человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.

Конкурс.

(приглашаются желающие 3-4 чел.)

1. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец;

Собака своему хозяину; кот на солнышке; мать –младенцу.

2. Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаме-

Национной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино,

Наездница на лошади, побитая собака.

Ученик 6 О языке.

Я с ученицей был знаком:

Выписывая цифры,

Она водила языком,

Как обезьяна в цирке.

Нельзя об этом промолчать,

Ведь это очень грустно!

Нам дан язык, чтоб отвечать,

Не письменно, а устно.

(Ю. Поринец)

Вед.2. Продолжаем путешествие. Следующая станция

СТРАНА «ОШИБЛИКА».

Вед.1 Это новое государство предоставляет убежище всем ошибкам.

В этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной

Полноценной жизнью. По улицам Ошиблики ходят она-девочка, оно-

«девочко», он-«девочк».В столовой можно купить то вкусный

Компот, то невкусную компоту, то непонятно какое «компото».

Вед.2 Добро пожаловать в Ошиблику! Здесь вы встретитесь со многими

Своими ошибками-живыми и здоровыми, даже процветающими.

Только должны предупредить: как раз из-за этого много в стране

Странного и загадочного, много невероятного. Но очень надеемся,

Что вы во всём разберётесь.

Вед.1 Вот первое, что вы можете увидеть,подъезжая к Ошиблике:

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит

Запятая!

(Б.Заходер)

Вед.1 Интересно, а при чём тут запятая?(ответы учащихся).

Как все нормальные люди, жители этой страны любят домашних

Животных, ухаживают за ними, кормят. О своих заботах по этому

Поводу Стёпа Непонимайлов рассказывает вот что:

Ученик 7 Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на КАВОТА,-

У меня под кроватью живёт

Симпатичнейший в мире КАВОТ.

И ещё с ним такая забота:

Накормить невозможно КАВОТА,

Так как каждый кусок почему-то

Попадает в желудок КАМУТА.

(Б. Заходер)

Вед.1 Почему КАВОТА и КАМУТА так зовут?

(ответы уч-ся)

Вед.2 Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне

Человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаём об

Их мыслях, чувствах, но и получаем сведения об общем развитии, гра-

Мотности, начитанности.

Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Доста-

Точно услышать «У меня ухи болят» или «бежи к ихнему дому»,что-

Бы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.

Вед.1 Одно из требований,которое предъявляется к устной речи- это

Правильное литературное произношение. Поэтому следующая наша

Станция «РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И
УДАРЕНИЕ».

Ученик 8 Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже 12-ть лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор»,а «колидор».

«Дилектор» входит в кабинет…»

«Закрой магАзин на обед….»

«Хозяйка моет стаканЫ…»

«Секёт свеклу…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он пОртфелем зовёт.

Но мне не зря родную речь

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут ПетЯ.

ПетЯ!- несётся со двора,-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, ПетЯ!

Ведь ты большой,а он дитя!

ПетЯ обижен на ребят:

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю.Тимянский)

Ученик 9 Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима-

Тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телеви-

Почаще заглядывать в словарь.

Ученик 10 Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необхо-

Димо понимаете, обращаться,так сказать, за помощью, понимаете

Ну и того,значит, за справками, ну вот,к этому…к словарю. Что

Вы,знаете ли, на меня, так сказать странно смотрите? Может быть,

Я так сказать, говорю неправду?

Ученик 11 Беда в том, что из 30-ти сказанных слов достаточно было 9-ти,

Чтобы сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за

Справками к словарю», а остальные слова лишние, слова-

Вед.2 Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы

Всякий вас мог понять и не было у вас во рту каши, какая была у

Саши.

Ученик 12 Сашина каша.

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши-

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно-

Как люди говорят,-

Но Саша так корёжит,

Что сам понять не может.

Произнесёт словечко-

И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!»

А слышится: «До знания!»

Он спросит: «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь!»

Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;

И буквы он глотает, и целые слова.

Он так спешит с налёта

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать…

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

Сценка. Несуразные вещи.

Здравствуй!

Привет!

Что ты несёшь?

Несу разные вещи.

Несуразные?! Почему они несуразные?

Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!

Понял? Вот несу мел.

Что не сумел?

Отстань.

Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»

Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?

Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты,шутник. Я сказал: «Ему же

Надо будет. Понадобится значит.

Вот оно что…

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-

Рую он давно искал.

Тамарка?

Ага.

И ничего, симпатичная?

Красивая, зелёная такая…

То есть как?

Зелёного цвета.

Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?

У кого волосы?

Да у Тамарки-то.

Что?

Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»

Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая,которую Миша давно ищет

Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.

Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке,значит,Тамарка, нари-

Сована,да? Так бы и говорил.

Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка

Нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?

Прощай, некогда мне.

Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

А, ну тебя…

Да,стой, стой!

Ну что ещё?

Привет передавай.

Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Вед.1 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков

Современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться

К родному языку.

Вед.2 Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать прави-

Ла произношения, но и умело строить предложения, подбирать

Нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать

Свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болел Петя

Крутилкин.

Сценка. (на сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор

Жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив).

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только делов, что в роте что-то

Пухнет и в горлу дерёт.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. (ставит Пете термометр)

А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В 8-м «Бы»

Доктор: В 8 –м «Бы». Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в

Своём классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…

Доктор: Жутко и весело! Да… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учитель-

Ница в пух и прах хвалит…

Доктор: Порядочек… Железно… (берёт у Пети термометр) .Ну-ка,

Открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык).Я так и

Знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет.

Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший

Рецепт. Вот он. (извлекает из стола и показывает грамматику

Русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

(доктор и Петя уходят).

Вед.1 Ясность и точность мысли нарушается при неправильном выборе

Слов или неудачном сочетании их. Нелепо звучат сочетания слов

« ужасно дружно», «жутко весело»,которые употреблял Петя. Слова

« ужасно, страшно, жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства,

И их нельзя использовать для оценки положительных явлений.

Вед.2 Какие же отрицательные привычки, связанные с культурой пове-

Дения, мы особенно часто наблюдаем у школьников,не только

Младших, но и старших классов. Прислушаемся прежде всего к речи

Некоторых подростков.

Сценка. – Петька, экзамен сдал?

Запросто.

А что у тебя за книга?

Железно.

Вед.1 Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы,

К сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пере-

Сыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют,

Громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень

Дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры.

Вед.2 Большой вред наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и

Бессмысленной. Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложения».

Помещик ЧубукОв встречает гостя такими словами: «Голубушка моя!

Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное» Упавшему в об-

Морок гостю он пытался дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет,

Не пьёт … Значит, умер и тому подобное».

Ученик 13. Слова бывают разные.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело стоит за каждым словом.

(С.Баруздин)

Сценка Сильное кино.

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд.

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

Брат Они ползут, а он им- раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им- раз!

Они ей- раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с неё заодно.

Ух, сильное кино!

Сестра Нет, видно я ещё мала,

Я ничего не поняла.

Вед.1 Наше путешествие продолжается,отправляемся в страну

«Вежливость».

Вед.2 Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обык-

Новенные слова могут стать грубыми и обидными.

Ученик 14 Горят,как жар слова.

Горят,как жар, слова

Иль стынут,словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час
Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

(Н. Рыленков)

Вед.1 Очень важно умение употреблять в речи местоимение ВЫ как форму

Вежливого обращения к одному лицу. Послушайте историю упот-

Ребления в русском языке местоимений ВЫ и ТЫ.

Вед.2 Местоимение Вы в обращении к одному лицу появилось в русской

Речи в 18 веке и употреблялось,главным образом, среди образован-

Ных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, кресть-

Янам, слугам обращались только на ты, как бы подчёркивая это со-

Циальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина моло-

Дая царевна обращается к ней только на ты:

«… бабушка, постой немножко,-

Ей кричит она в окошко,-

Прикажу сама ей псу

И кой-что тебе снесу».

Вед.1 В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обра-

Щается только на ты.

Ученик 15 – Скажи, пожалуйста, начала она, как только Гаврила, не без некоторого внутреннего трепетания, приступил порог её кабинета, -что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!

Собака-с… Какая-с… может быть немного собака-с, -произносит он не совсем твёрдым голосом…

Чтоб её сегодня же здесь не было … Слышишь!

Слушаюсь-с…

Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

Вед.2 Сейчас таких различий в употреблении местоимений нет, но

Всё же есть определённые правила употребления местоимений

ВЫ и ТЫ, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила

И неоправданно использовать местоимение ТЫ вместо ВЫ.

Ученик 16 Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …а впрочем лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо, здравствуйте,простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит…

Вед.1 Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стОит

Им выйти из класса, как появляются ненужные слова, а подчас и

Грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то

Лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти нам,

Серёжа, свое сочинение.

Сценка.

Серёжа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солн-

Це ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не

Выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по

Дорогам и оврагам.

(Серёжа уходит за кулисы и сразу возвращается. Шапка у него сбита

Набок, в руках расстёгнутый портфель)

Вед.2 Хорошо написал Серёжа о наступлении весны, интересно было

Слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не

Узнаете Серёжу.

Серёжа (взмахивает портфелем). Эй, Миша, да оглох ты что ли? Вали сюда!

(На сцене появляется Миша).

Миша Ну как контрольная работа прошла?

Серёжа Классно! На все пять! Ну что, Миша, махнём сегодня в кино?

Там, говорят, фильм идёт такой- блеск!

Миша Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?

Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей.

Гудбай! Мы отчаливаем.

(Серёжа и Миша уходят).

Ученик 17. Есть слова пострашнее,чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

(звучит музыка Б.Окуджавы «Давайте восклицать»).

Ученик 18

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянув им в глаза,

И робко, и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»-

Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

(Н.Юсупов)

Вед.1 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест

Против засорения нашего языка хламом придуманных слов».

(Все участники выходят на сцену).

Ученик 1 . Л.Н.Толстой говорил: «Где нужно- нежный, трогательный, где

Нужно-строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно-

Бойкий и живой,- таков наш русский язык».

Ученик 2 Великим, могучим,правдивым и свободным называл наш рус-

Ский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как

Святыню».

Ученик 3 Язык свободный, мудрый и простой.

Нам поколения в наследство подарили:

Ученик 4 Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Ученик 5 Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Все Овладевайте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

« За культуру речи!»

Внеклассное мероприятие

По русскому языку.

Разработала учитель высшей

МКОУ «Гимназия №13»

Г. Черкесска

Ольховская Е.Н.


Разработка классного часа для учащихся старших классов.

Классный час для школьников и студентов: Культура речи - залог успеха

Цель : формирование культуры личности.

Задачи : ознакомить с историей возникновения науки риторики; развивать риторические умения учащихся; формировать навыки публичного выступления; развивать творческие способности; провести практикум; показать влияние культуры речи и навыков публичного выступления на положительный исход решения определенных задач; заострить внимание на функциях речи; дать рекомендации по вопросам публичного выступления.

Подготовительная работа: подобрать литературу для подготовки выступления; подготовить и распечатать рекомендации; подобрать материал для выступления членов драмкружка; провести репетиции с учащимися; подготовить и распечатать карточки для практикума; творческие задания по теме (шаржи); оформить выставку; подготовить кинофрагменты, видеоматериалы по теме.

Участники: учащиеся, учителя, члены драмкружка.

Форма проведения: беседа-практикум по риторике.

Ход мероприятия

Ведущая. «Слово - это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека...» (ВЛ. Сухомлинский).

Что такое наша речь? Это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Речь - это сам человек. Это результат нашего мышления. Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание. Каковы же функции нашей речи?

Ученики:

Разумеется, главной функцией нашей речи является общение. Посредством речи мы делимся своими чувствами и желаниями, своими мыслями.

Речь служит нам для того, чтобы выразить себя как личность. С ее помощью мы можем выразить и раскрыть всю полноту наших переживаний.

При помощи речи мы информируем, воодушевляем, консультируем, призываем к действию, убеждаем и развлекаем.

Ведущая . Для вас, учащихся, это еще и воспроизведение в речевом общении полученных вами знаний. Это очень важный момент их усвоения. Ваша речь - это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития.

Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета. Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Для многих людей владение словом, умение хорошо говорить являются и необходимостью, и обязанностью. Кто эти люди?

Ученик. Владение словом не помешает любому из нас. Культуры и профессионализма не хватает многим. Но особенно наличие этих качеств необходимо работникам культуры и преподавателям, ученым, политикам, дипломатам, журналистам, врачам, юристам. А более всего - различного рода руководителям.

Ведущая . Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной. А речь руководителя тем более. Такая речь хорошо воспринимается. Она будет воздействовать на человека таким образом, что сможет побудить к активному выполнению определенных задач. Такая речь просветлит, возвысит и облагородит.

Любому человеку необходимо научиться грамотно облекать свою мысль в слово. Ведь слово - это борец за человеческую душу и последующие решения человека и его действия.

Слово к тому же должно быть разумным, так как за последствия человеческих решений несет ответственность не только тот, кто осуществил определенные действия, но и тот, кто его на это воодушевил. Другое дело, что и сами люди должны определять разумность чужих речей и их ценность. А также определять уровень самого выступающего человека. Как писал Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал».

Учитесь говорить правильно. Это даст вам возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми, поможет добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни.

Согласитесь, что некоторые люди обладают красноречием, даром убеждать от природы. О таких обычно говорят: он оратор от бога. Хотя следует заметить, что и таким ораторам необходим определенный багаж знаний. А если дело обстоит иначе? А ты уже твердо убежден, что искусство общения, искусство оратора тебе будет необходимо в будущей профессии? Да и вообще в жизни?

Как же научиться правильному общению? Научиться выступать, убеждать? Как приобрести грамотные речевые навыки? Для этого существует специальная наука - риторика. Риторика - это учение об ораторском искусстве (искусном владении словом в речи). Слова «риторика» и «красноречие» - синонимы. М.В. Ломоносов говорил, что красноречие - это «...искусство... красиво говорить и тем преклонять других к своему мнению».

Корни риторики надо искать в Древней Греции и Древнем Риме, где политическим речам придавалось большое значение. В. Белинский заметил, что «республиканская форма правления древних обществ сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Великими ораторами прошлого были грек Демосфен и римлянин Цицерон.

Римскую империю, завоевавшую Древнюю Грецию, больше интересовали торжественные, хвалебные речи.

Торжественное красноречие эпохи Возрождения в России связано с именами Феофана Прокоповича и Михаила Ломоносова. А возрождение риторики произошло в Новое время, в период буржуазно-демократических преобразований в Европе и США.

Первая книга по основам ораторского искусства появилась в 335 году до нашей эры. Автором ее был Аристотель, ученый, который обладал энциклопедическими знаниями. Он считал, что главное достоинство речи - ясность, «...ибо очевидно, что неясное слово не делает свое дело». Уже в те времена в Греции и Риме были открыты высшие гуманитарные риторские школы.

Великие ораторы древности оставили нам в наследие свои изречения.

Практикум 1

Ведущая предлагает прокомментировать актуальность изречений Аристотеля:

Целью войны является мир.

Из двух зол выбирают меньшее.

Ясность - главное достоинство речи.

Привычка - вторая натура.

Музыка облагораживает нравы.

Изречения Цицерона:

Влюбленный в себя соперника не имеет.

Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.

Жить - значит мыслить.

Бумага все стерпит.

Невоздержанная молодость передает старости изношенное тело.

Познай самого себя.

Ведущая . Когда речь заходит о том, что кому-то надо выступить перед аудиторией, встав на трибуну, чего только не услышишь в ответ: «Не могу. Стесняюсь. Боюсь. У меня не получится. Я не умею этого делать. Да какой из меня оратор. Пусть выступает... у него это получается». И еще многое другое. Как же ведут себя те, кто, вопреки неумению или боязни высказаться, все-таки попадает на трибуну?

Ученики:

Я, например, лишний раз убеждаюсь в правоте пословицы: «Язык мой - враг мой».

По крайней мере, в обычной повседневной речи я столько не заикаюсь.

Все эти заминки, неизвестно откуда появившиеся «э-э-э» очень мешают.

Хочешь сказать как можно лучше, но теряешься, поэтому в результате получаются банальности.

Я очень теряюсь. Глаза в глаза, наедине с большой аудиторией - это не так просто, как кажется.

Ведущая. И тем не менее большинство из вас прекрасно общаются друг с другом. Вы должны помнить, что публичная речь - это то же общение. Что мы видим и слышим, например, в процессе обычной беседы или обсуждения интересной темы?

Практикум 2

Участники смотрят в записи или слушают специально подготовленные диалоги. Например, о том, что говорят взрослые дети о родителях.

Диалог 1

Андрей . Твои родители действительно очаровательны. Мне они очень понравились при встрече.

Лена . Да, я их тоже люблю. Они не вмешиваются в мои дела.

Андрей . Удивительно. Мои родители всегда просят сделать то-то и то-то или приказывают чего-то не делать, хотя я уже достаточно взрослый.

Русский язык 8 класс. Сценарий внеклассного мероприятия по теме: «Много слов на земле…» (классный час, посвящённый культуре речи)

27.09.2014 2381 0

Цель:

Информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия.

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Ход проведения:

Ведущий -1: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

Что значит «беречь язык»?

От кого его беречь?

Разве у языка есть враги?

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий -1: А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.
  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
  3. Понтово - получаю удовольствие.
  4. Прикол - шутка.
  5. Отпад – замечательно.
  6. Тащиться – быть в восторге.
  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

Как дела?

У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

А что, там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай всё сначала.

Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

Без свечки?

А что же это за фитиль?

Ну, парень длинный подкатил к шкету…

Он на чём подъехал, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета…

У какого шкета?

Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

Чего, чего?

А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий - 2: Но,пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий - 3: Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий -1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий -2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий -3: На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий -1: Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий -2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий -3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий -1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

1.Сквернословите?

2. Как часто?

Постоянно в кругу сверстников – 50%,

только в сердцах – 50%

3. Когда научились?

5-10 лет -25%,

10-15лет -25%

перестал -50%

4. У кого научились?

Компания сверстников -25%,

другое -47%,

5. Сквернословят ли ваши родители?

6. Сквернословие – это хорошо?

7. Почему сквернословите?

В этом нет ничего плохого – 48%,

так делают все – 2%,

стремлюсь не отличаться от компании -25%,

не ответили – 25%

8. Нужно ли бороться с массовым сквернословием?

9. Отмечаете ли вы сквернословие как отрицательную характеристику?

10. Испытываете ли вы неудобство при невозможности сквернословить?

Заключение: Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее. Помните слова И.С.Тургенева:

«Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Похожие публикации