Автомобильный портал

Виды гадания до 19 века. Точно сбудется! Самые проверенные гадания. Гадание на стихах


Цели и задачи Задачи: определить сходства и различия гаданий, используемых авторами в литературе 19 века; рассмотреть историю и истоки гаданий; оценить влияние гаданий на жизнь человека и его воспитание. Значимость этой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Применимо ли гадание в настоящее время?» Для анализа выбираем три произведения русской литературы 19 века: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир». Задачи: определить сходства и различия гаданий, используемых авторами в литературе 19 века; рассмотреть историю и истоки гаданий; оценить влияние гаданий на жизнь человека и его воспитание. Значимость этой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Применимо ли гадание в настоящее время?» Для анализа выбираем три произведения русской литературы 19 века: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир».






Вера, надежда на лучшее, светлое Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье- лживый сон; Счастье- пробужденье». Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье- лживый сон; Счастье- пробужденье».


А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Главную роль в романе поэт отвел Татьяне Лариной. Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Героиня со своей простой душой верила: Татьяна верила преданьям Простонародной старины И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны… Главную роль в романе поэт отвел Татьяне Лариной. Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Героиня со своей простой душой верила: Татьяна верила преданьям Простонародной старины И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны…


Христианский праздник - святки Татьяна решила на святки узнать свою дальнейшую судьбу. Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Наступили святки.То-то радость! Гадает ветреная младость, Гадает старость сквозь очки… Татьяна решила на святки узнать свою дальнейшую судьбу. Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Наступили святки.То-то радость! Гадает ветреная младость, Гадает старость сквозь очки…










Выводы Героини из литературы 19 века прикасались к неизвестности, они ничем не отличались от нас современных. Мы, так же как и они пытаемся гадать, узнавать свое будущее, неслучайно сейчас открываются салоны, в которых мы можем, заплатив деньги, узнать все о своем будущем. Но нужно ли это делать? Да, это очень интересно, но не надо так серьезно к этому относиться. Нужно помнить, что мы сами строим свою жизнь так, как хотим, как подсказывает нам наша совесть.


Заключение Тема гадания в русской литературе 19 века занимает не последнее место. Почему? Потому, что нас всегда привлекает неизвестное, неразгаданное, неведомое. Мы тянемся к этому, потому что многое не можем объяснить, но зато как здорово все это. Во все времена и в 19, и в 20, и в 21 веке эта тема интересна и актуальна. И наша литература не исключение. Гаданиями увлекаются люди разных возрастов, социальных сословий, образованные и не очень. Поэтому эта тема актуальна и всегда интересна.

19.04.11

Гадания наблюдались и наблюдаются до сих пор у всех народов. Яркая картина поразительных совпадений видов и способов гадания дана в книге Тейлора «Первобытная культура». Основа гадания кроется в свойствах мышления по внешним ассоциациям. Верящий в гадания убеждён, что сходство между двумя в действительности совсем разнородными явлениями означает их внутреннюю связь. Установление аналогий между наблюдаемыми во время гадания предметами или явлениями с лицами или фактами, по поводу которых происходит гадания, создаёт целую вереницу знаков и символов, у некоторых народов в известные эпохи слагавшихся в сложные системы прорицательского искусства.

Широко было развито искусство гадания в Ассирии и Вавилоне, в Египте, в древней Греции и Риме.

В последнем гадания играли большую роль и в государственной жизни. По преданию, в эпоху Тарквиния Гордого малоазиатский оракул из г. Кум был перенесён в Рим, причём будто бы прославленная тогда кумская прорицательница Сивилла принесла несколько так называемых «Сивиллиных книг», заключавших в себе очень много изречений пророческого характера. Эти книги долгое время служили основным источником государственных гаданий, производившихся специальной коллегией жрецов.

Как в Греции, так и в Риме подобные касты прорицателей и жрецов должны были оказывать большое влияние на сохранение суеверных представлений людей. С принятием христианства как официальной религии гадания, подобно многим другим явлениям языческой культуры, подвергались осуждению и гонению со стороны церковной и светской власти. Гадание из разряда священных явлений переносилось в разряд явлений дьявольских и нечистых, простонародных, суеверных.
При этом, в XII веке Анна Комнина отмечала, что предсказания – «Это новейшее изобретение - такой науки не существовало в древности. Способы предсказаний не были известны во времена ученейшего астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушен в этой науке»

Многие христианские проповедники и практические деятели, с горячностью нападая на гадателей, вместе с тем не подвергали сомнению действенность их «дьявольских» поступков. В иных случаях допускалась возможность признавать и объективную правду за некоторыми языческими прорицаниями, если удавалось истолковать их в желательном для христианства смысле. Так, например, в Западной Европе была признана авторитетность некоторых глав из «Сивиллиных книг», а изображения Сивиллы иногда украшали стены христианских храмов и страницы благочестивых рукописей. В средние века наблюдается та же двойственность в отношениях церкви и литературы к гаданиям. С одной стороны, гадания приравниваются к греховным колдовским поступкам, а с другой - чрезвычайно развивается гадательная литература.

В средние века как на Западе, так и в России была очень популярна библиомантия, существовало большое количество гадательных книг; в России, например, переписывались переводные «лунники», «колядники», «трепетники», «лопаточники», «сносудцы», «громники», а также и разные астрологические книги: «планетники» и др.

Эта литература, распространяясь в народных массах, в течение ряда веков оказывала огромное влияние на народные суеверия, поддержав многие из тех, которые корнями уходят в первобытный анимизм, и, с другой стороны, прививая ложные выводы средневековых тайных наук.

Но и в более позднее время - в XVIII-XIX века - малокультурные слои населения получают достаточные запасы суеверных представлений из популярных книг. Так например совершенно исключительную популярность в мещанской, в ремесленнической и крестьянской среде в XVIII веке получил изданный в 1709 знаменитый Брюсов календарь, наряду с точными календарными сведениями дававший таблицу разных предсказаний по планетам.

Среди лубочных изданий гадательного характера нужно указать так называемое «Коло» (колесо фортуны), «Случаи описания» и «Голову Соломона», являющиеся по своему типу продолжениями средневековых «рафлей».

Принцип гадания во всех этих рукописных и печатных изданиях - бросание зерна по разграфлённым листам бумаги, на которых в клеточках обозначены цифры изречений или самые изречения. Одной из разновидностей таких гаданий, по изречениям, являются известные способы вынимания счастья попугаем, щеглом, мышью из ящиков бродячих шарманщиков.

При помощи лубочных изданий был сильно поддержан интерес к толкованию сновидений посредством «сонников», один из которых (Мартына Задеки) помянут в «Евгении Онегине».

В более образованном обществе гадания уже издавна превращались в светскую забаву, в салонное развлечение. Интересна в этом отношении французская книжка XV века, изданная по рукописи А. Бобринским и охарактеризованная А. Н. Веселовским в «Вестнике Европы» за 1886. Такова судьба и многих других гаданий: от серьёзного, хотя и наивного стремления познать мир и судьбу - к культурному переживанию в форме лёгкого суеверия, развлечения, игры.

Что касается элементов словесного поэтического творчества в разных видах, так называемых народных гаданий, то многие из них довольно тесно связаны с некоторыми из соседних фольклорных жанров, в первую очередь с заговорами. Подобно тому как в заговорах словесная формула зачастую является лишь пояснением магического обряда, произносимая при гадании формула (прозаическая или песенная) описывает нередко лишь совершаемое при гадании действие. Например, при завивании венков девушка произносит:

«Вью, вью колечко на барашка,
Другое колечко на матушку,
Третье колечко сама на себя,
Четвертое колечко на своего жениха».

Так называемые подблюдные песни, исполняемые на святочных гадания с кольцами, поочерёдно вынимаемыми из покрытого платком блюда, иногда тоже содержат в себе описание действия.

Как и в заговорах, словесная формула, с течением времени оторвавшись от обряда, становится самостоятельной. Например, первоначальная форма гадания требовала, чтобы девушка, желающая увидеть во сне жениха, запирала на замок колодец со словами: «Суженый, ряженый, приходи ко мне за ключом (от колодца) коня поить», затем стали делать из лучинок модель колодца и класть её под подушку, далее ограничивались лишь тем, что под подушку клали какой-либо ключ; наконец всё гадание было сведено к произнесению приведённой словесной формулы. Так закономерно совершается переход от обрядового синкретизма к обособленному словесному творчеству.

При гаданиях часты молитвенные обращения к сверхъестественной силе- как к христианской, так и к «нечистой»: например, «черти, черти, не утайте, мне милого покажьте». Многие из гадальных формул имеют ритмический строй и рифмы: «пояс мой, пояс, покажи мне милого поезд» или «кольцо, кольцо, покажи мне милого лицо» и т. д.

Тематика ряда подблюдных песен и других гадальных формул содержит в себе яркие указания на направленность житейских желаний и устремлений той среды, в которой гадания в настоящее время бытуют. Среда эта - преимущественно крестьянство во всех своих слоях и прослойках, затем городское мещанство.

В виде уже только игры или забавы гадания практиковались и в широких слоях интеллигенции, по существу воспроизводящей традиционные формы народных гаданий. Но, рассматривая гадания, бытующие в крестьянстве, зачастую, как и в других фольклорных жанрах, легко вскрыть элементы психологии и быта иных социальных групп древности: боярства, купечества и т. д.

В крестьянстве, по-видимому, усвоено было далеко не все то, что бытовало в господствовавших классах, а лишь то, что соответствовало или не противоречило крестьянской психологии. Особенно сильна тенденция к личному обогащению, к хозяйственному довольству, к внешнему почёту. Отсюда сохранение в гадальных формулах и в подблюдных песнях упоминаний о богатых боярах, торговых купцах и пр.

При чём здесь не механическое заимствованием фразеологии и обычаев из вышестоявшей экономически и культурно среды, а идеализированные образы, достаточно рельефно обрисовывающие социальные тенденции.

Большинство же гаданий и сопровождающих их словесных формул и вовсе своим содержанием уходит вглубь чисто крестьянского быта с думами об урожае, приплоде, удачном браке. Сам обряд оформляется в действиях, обусловленных явлениями крестьянского быта и хозяйства - гадания у колодца, у овина, у сарая, в бане, в поле на перекрёстках, на меже и т. д., с привлечением домашнего и рабочего, живого и мёртвого крестьянского инвентаря: сохи, бороны, прялки, кудели, льна, петуха, курицы, коровы, лошади, овцы и пр.

Бурное развитие компьютерных технологий и интернета, в наше время, внесли существенный коррективы в способы гаданий, да и в гадательную культуру в целом. В интернете есть огромное количество сайтов, посвященных гаданиям. Особую популярность приобрели виртуальные гадания , которые приняли столь уникальные формы, что оставили далеко позади своих прародителей.

Святки - 12 дней от Рождества до Крещения - время гаданий, традиция и развлечения прошлых столетий.

«Наступили святки - самое поэтическое время для русских людей. В деревне, во дворе и в барском доме все пришли в движение, все одушевились… Вечера, посвященные на переряженье и гаданье, пролетали незаметно…» (И.И. Панаев «Актеон»)
Другие даты гаданий – новогодняя ночь и ночь на Андрея Первозванного (30 ноября).


Гадание. Рис. С. Кожин (2008 год)
О гаданиях писал А.С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин».

Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...

Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя?
Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Гадание с петухом
В разложенные на полу кольца или браслеты насыпали зернышки и выпускали петуха. Из чьего кольца (браслета) петух начинал клевать зерна, тому будет удача, счастливый брак, богатый год (в зависимости от желания, на которое гадают).
Был и другой вариант гадания. На пол сыпали зерна и ставили плошку с водой. Если петух начинал есть зерна - муж будет богатый, а если пить воду - пьяница.


Гадание с петухом. Рис. К. Маковской


Гадание с петухом. Рис. Ю. Сергеев
«Мы клали все по кольцу на пол, и в каждое кольцо насыпали овса, потом являлся на сцену петух. Испуганный криками, с которыми его встречали, он топырил крылья и бросался из угла в угол. Тогда все умолкали и присаживались на корточки около места, усеянного овсом. Каждый следил с напряженным вниманием за малейшими движениями петуха, который мало-помалу приходил в себя, оглядывался и начинал робко прогуливаться между кольцами.
«Что ж, девки, - говорила няня, - пора бы запевать»; и вдруг возвышался какой-нибудь тонкий голос; другие подхватывали хором, и раздавалась песнь о красной девушке, поджидавшей милого дружка. Тут начиналась пророческая роль петуха: из чьего кольца он начинал клевать зерна, той судьба сулила в будущем жениха по сердцу и счастливый брак. Следовали и другие песни, гласившие о почестях и о богатстве, и петух точно так же предвещал кому следовало и богатство и почести»
(Т. Толычева).


В городских домах тоже развлекались галаниями
Гравюра 19 века

Гадание на воске (олове, яичном белке, бумаге)
Расплавленный воск (олово) выливали в холодную воду, и обсуждали, что могут значить получившиеся фигурки. Или выливали белок в кипяток.
Распространено также было гадание на бумаге, смятые листы поджигали, а потом смотрели на тени, от получившихся комочков пепла - гадая, что они могут значить.

«Она любила гадать на Рождество - гаданье она не считала предрассудком. Вместе с своей горничной она выливала олово или жгла бумагу на подносе, а потом смотрела, какие из олова или из жженой бумаги выходили на тени фигуры. Выходили всегда офицеры с султанами, в санях или в колясках, а вдали церковь. И горничная всегда замечала барышне:
- Вот, барышня, вы уж непременно выйдете нынешний год замуж за военного.
Однако пророчество горничной не сбывалось»
(И.И. Панаев «Барышня»).


Гадание. Рис. И. Крамской
«Когда олово растопилось, я взяла ковш и, по совету Марьи, вылила больше половины в деревянную чашку с водою. В эту минуту что-то стукнуло у дверей. Не желая, чтоб меня застали в таком упражнении, я вдруг обернулась, ударилась по неосторожности локтем об стену и пролила остаток олова себе на руку.
Ты можешь себе представить, какую это причинило боль. Я закричала. …В это время Марья, с довольным видом, подойдя ко мне, шептала мне на ухо: «Забудьте вашу боль, сударыня! Вас ожидает счастие, счастие, какого я и рассказать не умею. Не пройдет шести недель и у вас, вспомните мое слово, будет муженек, такой добрый, такой хороший…»
(«Святочное гадание», 1822 год)


Рис. М. Пимоненко

«Еще прибегают к помощи белка: выливают белок яйца в стакан воды. Белок, как и воск, принимает причудливые формы. Говорят, белок всегда принимает форму церкви или кладбища. Предсказание здесь очевидное. А то берут лист бумаги, делают на нем складки (гофрируют) и жгут его, а потом подносят к стене и смотрят, какие тень от него производит фигуры. При малейшем движении воздуха, сожженная бумага изменяет свою форму, и на стене показываются то мальчики пляшущие, то черти, и по ним гадают. В этом случае много помогает известным образом настроенное воображение…»

Гадание на воске описал А.С. Пушкин:

Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней...


Гадание Татьяны, иллюстрация

Башмачок за ворота
Как у Василия Жуковского:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали»

В какую сторону носок башмачка укажет - с той стороны жениха ждать.

Иногда такое гадание заканчивалось курьезом:
«Все мы построились в шеренгу против ворот; я была в середине, итак, начинать было не мне; поочередно каждая снимала свой башмак, оборачивалась спиною к воротам и бросала башмак через голову и через ворота. Все мы бежали опрометью смотреть, как он лег, в которую сторону носком; девица надевала его, и мы опять становились во фрунт. Дошла очередь до меня; я скинула свой атласный светло-голубой башмак, оборотилась спиною к воротам… В это время послышался скрып полозьев; но мимо дома нашего проезжали так же, как и мимо всякого другого, итак, этот скрып не помешал мне сказать моему башмаку, что куда я поеду, чтоб туда он упал носком. С последним словом я бросила его через голову за ворота. Башмаки моих подруг падали тотчас подле ворот; но я была сильнее их, итак, башмак мой полетел выше и далее. В то самое время, как он взвился на воздух из руки моей, какой-то экипаж быстро подкатился, остановился и восклицание: «Что это!..» оледенило кровь мою; я окаменела от испуга: это была матушка!.. Она приехала, и башмак мой упал к ней в повозку» (Н. Дурова).


Рис. С. Васинов

Вещие сны
В волшебные ночи святок сны считались вещими, гадалки хотели получить во сне ответ на самый волнующий вопрос. Вот некоторые из способов гаданий.

«Старинное гадание… Берут тарелку, налитую до половины водой; затем поперек над водою, по краям тарелки, устраивают из лучинок мосток: вода в тарелке должна изображать реку. В воображении же гадающей, когда она ставит тарелку под кровать девушки, на которую загадывает, должно являться пожелание той девице судьбы или жениха. Гадальщица убеждена, что девушка та, под кроватью которой поставлена ею тарелка, увидит сон, в течение которого ей приснится суженый, который ее переведет через мостик над рекою. Это гадание проделывается во время святочных ночей и вечеров, имеющих якобы таинственную силу навевать пророческие сны» (Е.А. Сабанеева)

Теперь я расскажу о моем гаданье на новый 1832 год. Меня научили прочесть сорок раз «Отче наш» и положить сорок земных поклонов, потом, ложась спать, сказать: «Суженый-ряженый, приснися мне».
(Е. Сушкова «Записки»).

«Городская барышня, ложась спать, молится Богу, чтобы приснился ей суженый. Такие сны вызываются даже искусственно. Так, девушка берет наперсток воды, муки и соли, печет лепешку и ест ее на ночь, а под кровать ставит стакан с водою, наверху которого устраивает мостик из прутьев. Ночью, когда ей захочется пить, ей приснится суженый, который переведет ее через мост (мифический символ брака). В другом случае барышня на ночь под подушку кладет гребень и верит, что приснится милый, который ее расчешет» («Гадания накануне Андрея Первозванного», 1888 год).

«Святки сопровождались гаданиями. Накануне этого праздника, по захождении солнца, из разных домов собирались девушки в одну, назначенную ими, комнату, брали красное деревянное блюдо, покрывали его большим платком и клали на него небольшой кусок хлеба и уголь. После этого девушки загадывали на перстнях, на кольцах, на запонках и других подобных вещах, касались ими краев блюда и клали их под платок. Затем усаживались все рядом и запевали песнь хлебу… Окончив пение, ломали хлеб и делили кусочки между собою. Эти кусочки завертывали они в рукав и спали с ним, чтобы пригрезились вещие сны» (А.В. Кубинцев).

Мистическое зеркало
Самое страшное гадание - ночное гадание с зеркалом. Девушка накрывала стол на два прибора в пустой комнате (в бане, на чердаке). Ровно в полночь садилась перед зеркалом, которое освещали две свечи, и говорила "Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать".
Есть вариант гадания, когда два зеркала ставятся друг против друга, образуя зеркальный коридор, освещенный свечами. Суженый должен показаться в зеркале...

«Шли в пустую комнату, где стояло на столе зеркало с зажженными по сторонам свечами; гадающая девушка садилась пред ним и, загадывая, произносила: «суженый, ряженый, покажися мне в зеркале!» Зеркало начинало тускнеть, и девушка протирает его нарочно приготовленным полотенцем. Наконец суженый является и смотрит из-за ее плеч в зеркало; рассмотрев его черты, девушка кричит: «чур сего места!» и нечистый пропадает.» (А.В. Кубинцев).

«Там прислужливая бригадирша предложила третие и самое верное гаданье: в Васильев вечер, то есть накануне Нового года, в княгининой теплой кладовой, в самом верхнем этаже, накрыть стол, поставить на нем два прибора, три большие восковые свечи и зеркало, а невесте, севши за ним, загадать: суженый-ряженый, приди со мной ужинать, и кто покажется в зеркале, за тем и быть. Хотя это гаданье и не пугало княжны, но ей казалось неприличным идти перед полночью почти на чердак: притом и кастелянша, у которой ключ от кладовой, может сказать матушке… Если суженый покажется в зеркале, стоит только промолвить три раза: «чур меня!», легонько ударить по стеклу и он мигом исчезнет» (А. Шаховской «Нечаянная свадьба»).

В детстве я слышала страшилку о девочке, которая решила погадать ночью. Она увидела в зеркале гроб и умерла от страха. Оказывается, эту страшилку рассказывали еще в 19 веке. И в те времена тоже удивлялись - откуда известно, что девочка увидела в зеркале, если она умерла и не могла рассказать об этом.

Вот так эта история описана в позапрошлом столетьи:
«При этом рассказывался обыкновенно анекдот, как одна деревенская барышня захотела увидеть в зеркале своего суженого и как все необходимое для гаданья приготовила тихонько от всех в бане; она отправилась туда в полночь одна, стала смотреть в зеркало и, вместо суженого, увидела себя в гробу, упала без чувств и утром найдена была мертвою. Кто передал о том, что видела барышня в зеркале, если она была найдена мертвою? Этот простой вопрос никому не приходил в голову, но в истине анекдота никто и не думал сомневаться» (И.И. Панаев «Прошедшее и настоящее»)

О гадании с зеркалом в стихах.
Афанасий Фет

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.

Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня...
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!

Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми

Выглянет вдруг из-за плеч!

Ленты да радуги, ярче и жарче дня...
Дух захватило в груди...
Суженый! золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!


Гадание на картах
Рис. А. Веницианов

Другие гадания
Еще несколько способов гадания в 19 веке.

И городские девицы, как и деревенские, вечером и на ночь забавляются гаданьями. Обыкновенно берут несколько блюдец и накрывают ими пуговицу военную, штатскую, хлебные зерна, перо, а одно блюдце оставляют пустым. Девицы поднимают блюдца: которая откроет военную пуговицу, значит, выйдет замуж за военного, если откроет зерна - выйдет за помещика, если блюдце будет пустое - останется без жениха.

Затем бросают в стакан воды кольцо и смотрят туда, пока пред утомившимся зрением не промелькнет чья-нибудь фигура, по большей части того, о ком усиленно думают. («Гадания накануне Андрея Первозванного», 1888 год).

«...пели подблюдные песни; за каждой песнею вынимали из блюда вещи и, по значению песенных слов, гадали о судьбе той, чья вещь вынулась» (А.В. Кубинцев).

Закончить тему хочу мистической балладой В. Жуковского "Светлана". После прочтение которой задумаешься, что лучше не гадать.

Василий Жуковский
«Светлана»

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.


Светлана
Рис. К. Брюллов

Тускло светится луна
В сумраке тумана -
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Тёмно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок.
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися... и вмиг
Из очей пропали:
Koни, сани и жених

Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться - следу нет...
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло... вьюги нет...
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится...
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье...
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье...
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом...
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь - на лбу венец,
Затворёны очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко... но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами...
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась...
Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг ее - мертвец!
Ax!... и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он -
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет.
Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава - нас учили - дым;
Свет - судья лукавый.

Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо - Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Предположительно данное гадание появилось в конце XIX века. Оно известно и сегодня в различных интерпретациях. Для гадания требуется колода из 36-и карт. Раскладывается вечером всего один раз за день. Возьмите колоду, тщательно ее перемешайте. Выложите на стол ряд из восьми карт, ниже выложите второй, далее третий и четвертый ряды, в каждом должно быть по 8 карт. В углах образовавшегося прямоугольника наискось выложите еще 4 карты, которые называются "замычками". В итоге раскладка примет вид как на картинке, что ниже. Номер на карте означает порядок ее выкладывания на стол.

Затем карты переворачиваются в том же порядке, в котором выкладывались и по выпавшим картам объясняют судьбу в соответствии с толкователем.

Толкователь

Периоды жизни

Верхние 2 горизонтальных ряда 1-16 карты означают давнее прошлое.

Нижние 2 горизонтальных ряда 17-32 карты означают недавнее прошлое.

Левая часть раскладки 1-4, 9-12, 17-20, 25-28 карты означают настоящее.

Правая часть раскладки 5-8, 13-16, 21-24, 29-32 означают будущее.

Замычки 33, 34, 35, 36 в данном толковании не учитываются.

Вначале определяется общий характер судьбы. Для этого оценивается масть выпавших карт.

- тяжелая болезнь, известие о смерти, большое горе, крупные неприятности.

- болезнь, горе, неприятности.

- радость не без волнений, удача не без промахов, убытков и неприятностей.

Полная удача и благополучие.

Таким образом, если в какой-либо части раскладки преобладают карты одной масти или цвета, то это означает, что данный период жизни был темным и безрадостным или, наоборот, светлым и радостным.

Данная раскладка позволяет не только оценить общий характер периода жизни, но и узнать о событиях в этот период по приведенным ниже соответствиям карт. Одно и то же сочетание карт будет участвовать в описании разных периодов жизни. Гадалка сама должна определить, к какому именно периоду это относится, по возможности трактуя карту в разных ее значениях.

Дома

После рассматривания периодов жизни рассматриваются настоящее и будущее в разных домах.

Левая верхняя четверть раскладки 1-4, 9-12, 33 рассказывает о событиях настоящего и будущего в доме ваших хороших знакомых.

Правая верхняя часть 5-8, 13-16, 34 рассказывает о событиях вне дома у близких родственников или любимого человека.

Нижняя левая половина 17-20, 25-28, 35 рассказывает о событиях в доме врагов.

Нижняя правая половина рассказывает, что произойдет в вашем собственном доме.

При этом замычки 33-36 относятся только к людям посторонним данному дому, но оказывающим заметное влияние на него.

Масти имеют следующие значения.

- плохие наклонности (злость, желчность, коварство), плохие новости, печальный исход и т.д.

- ложь, обман, промах, ошибка, разорение, бедность, недоброжелательность и т.д.

- кокетство, богатство, надменность, гордость, недоступность, выигрыш и т.д.

Радость, сердечность, привязанность, горячая любовь, искренность, честность, прямота и т.д.

Преобладание какой-либо масти в четверти означает преобладание соответствующего характера в данном доме. Например, в правом верхнем углу преобладают трефы. Следовательно, ваши родственники склонны ко лжи, обману, делали в жизни много промахов и т.д. В правой нижней четверти преобладают червы. Следовательно, ваш дом сердечен, радостен, честен и т.д.

Значения достоинств

Для толкования раскладки используются соответствия достоинств карт.

Туз - высшая степень какого-либо события (большая радость, сильное горе и т.д.);

Король, Дама - лицо близкое к объекту;

Валет - посторонний;

10 - крупное предприятие, большие ожидания, грандиозные планы;

9 - денежные дела;

8 - суета, хлопоты;

7 - разговоры, выговор или похвала, рекомендация, сплетня;

6 - дорога.

Значения карт

Кроме общих значений мастей и достоинств, каждая карта имеет свое значение.

Т - денежное дело или деловое письмо, благоприятное известие о деньгах.

Т - приятная новость.

♠ К, ♠ Д, ♠ В - уважаемые и авторитетные люди, высокопоставленные лица.

♣ К, ♣ Д, ♣ В - небогатые люди средних лет.

♦ К, ♦ Д, ♦ В - богатые молодые люди.

К, Д, В - близкие клиента. Возраст определяется по следующей идущей карте.

♠ 10 - болезнь.

10 - крупная перемена.

10 - большие деньги.

10 - большая радость.

♠ 9 - препятствие.

♣ 9 - промах.

♦ 9 - выигрыш.

9 - удача.

♠ 8 - удар.

♣ 8 - слезы.

8 - удачное приобретение.

8 - удовольствие, приятное общество.

7 - ненависть, злоба, обида, вызов, ругань, отставка, риск, неприятное известие, сплетня.

♣ 7 - предложение.

7 - приятный сюрприз, награда или получение денег.

7 - неожиданное проявление внимания со стороны кого-либо.

6 - тяжелый путь или унижение.

6 - вечерний или неприятный путь, недовольство.

6 - хлопотливое, но выгодное поручение или ранний путь.

6 - веселый, приятный путь, любовное свидание или повышение.

Значения ориентированных карт

Несимметричные карты толкуются в соответствии со своей ориентацией. Чтобы разобраться в ориентации карты, нужно знать где верх, а где низ знака масти.

Пика направлена острым концом вверх ♠ .

Трефа также направлена вверх ♣ .

Бубна - не ориентированный знак масти ♦ .

Черва направлена вниз .

Если количество очков на карте нечетное, то верх карты определяется по непарному знаку масти. Так как на бубновой карте нет рисунка, который позволяет определить ее ориентацию, то необходимо поставить знак - стрелку, которая будет определять вверх и низ карты.

Туз острием вверх - казенный дом, место службы, крупная неприятность, связанная с работой.

Туз острием вниз - известие о смерти или удар, тяжелая болезнь, смерть.

Туз хвостом вверх - крупный обман, подлог или воровство.

Туз хвостом вниз - ложный слух или испуг, отказ.

Туз отметкой вверх - огромные деньги или неожиданное получение наследства.

Туз отметкой вниз - свадьба.

Туз острием вниз - неожиданное счастье.

Туз острием вверх - большая радость.

9 острием вверх - крупная неприятность, проигрыш или драка.

9 острием вниз - снятие с должности, следствие или суд.

9 хвостом вверх - небольшие деньги, перемены в жизни.

9 хвостом вниз - неприятная встреча или тяжелое объяснение.

9 острием вниз - приезд любимого человека или родственника.

9 острием вверх - любовное объяснение или свидание.

7 острием вверх - ссора.

7 острием вниз - болезнь, заботы или безденежье.

7 хвостом вверх - крупный выигрыш или примирение.

7 хвостом вниз - болезнь, заботы или безденежье.

7 острием вниз - обручение.

7 острием вверх - веселая компания.

Гадание уездной барышни – традиционный славянский обряд, своего рода вечеринка, которую не стоило пропускать. Таинство занимало дам XIX века вечерами за разговорами о суженых.

Особенными были гадания в ночь перед Рождеством и в период до Крещения. Девушки собирались в одной компании. Каждая из них приносила свои атрибуты – конфету, колечко, пуговичку. Кто-то слыл тарологом, кто-то разбирался в тонкостях гадания в альбоме, кто-то умел заговаривать хлеб. Какие бы предметы ни использовались в ритуалах, тема гаданий оставалась неизменной – женихи, замужество, удача в любви.

Гадание на 40 картах


Ритуал был известен еще в XVII веке. Говорят, что сама Екатерина Великая часто делала расклад по этой системе. Этот период был поистине «золотым» для разных магических учений, оккультных наук и Таро. Известный авантюрист Граф Калиостро, именно тогда с успехом гастролировал по России. По одной из версий, он и показал суеверной царице этот способ.

Правила:

  1. Перемешайте колоду и достаньте три карты.
  2. Выложите их в горизонтальную линию.
  3. Читайте символы слева направо. Они покажут последовательность событий, которые ожидают того, на кого сделали расклад.

Интерпретация символов:

Изображение Значение Изображение Значение
Барабан Успех, удача. Крест Аврал в делах.
Бант Любовные отношения, скорая близость. Лебедь Преданность и любовь.
Весы Необходимо трезвое решение. Месяц со звездами Встреча с необычным человеком.
Волосы Дела семейные. Мужчина Мужчина, причем любого возраста, от старика, до младенца.
Женщина Дама любого возраста. Подкова Удача.
Монеты Финансовое благополучие. Радуга Долгожданная встреча с тем человеком, с которым давно хотели увидеться.
Деревья Удачная встреча. Рюмка Пиршество.
Замок Узнать секрет. Свечи Грустное известие.
Карета Путешествие или отпуск. Сердце Признание в любви.
Кинжал Предательство, разлад. Солнце Изменения в лучшую сторону.
Ключ Обстоятельство помогут решить текущую проблему. Стрелка Непредвиденное событие.
Книга Султан Поддержка влиятельного лица.
Крючок Неожиданное известие, которое может изменить ход событий. Улитка Ваше желание сбудется в ближайшее время.
Колокол Важный разговор, новость. Фата Скорое замужество или помолвка, может означать грандиозный праздник.
Колчан со стрелами Разбитая любовь, ссора с близким человеком. Цветок Безответная любовь.
Кольца Брак, свадьба. Цепи Препятствия.
Конверт Доброе известие. Церковь Глобальные изменения.
Корона Манипуляция или влияние. Часы Отсутствие времени.
Корабль Развлечения. Черт Обман.
Костер Ссоры, ругань. Череп Болезнь или смерть.

Ритуал на вещах

Таким способом пользовались на Руси, чтобы узнать будущее. Обряд начинался ровно в полночь, в полнолуние. Девушки по очереди выкладывали на поднос, или большое блюдо предметы, которые принесли с собой: пуговицы, кольца, конфеты, монеты, хлеб и т. п. Затем блюдо накрывали плотной материей, и говорили: «Судьба, расскажи нам чего ждать». После заговора девушки не глядя доставали предметы, а затем клали обратно.

Интерпретация предметов:

  • Кольцо – замужество.
  • Конфета – сладкая жизнь.
  • Деньги – финансовое благополучие.
  • Хлеб – достаток.
  • Пуговица – дети.

Гадание на буханке


Распространенное в крестьянских семьях вплоть до наших дней гадание на буханке хлеба. Достаток и благополучие ассоциируется у славянских людей с горячей и ароматной корочкой. Хлеб подсказывает гадающему выбор в сложных жизненных ситуациях.

Порядок проведения ритуала:

Хлеб используйте только что испеченный. Буханка должна быть большого размера, и ее нельзя никому показывать. Как только ароматная буханка остыла, заверните в полотенце. В полночь согласно правилам гадания, ее прямо в полотенце разрезают на равные части. Нож должен быть острым, чтобы разрезать и полотенце, и буханку.

Интерпретация результатов:

  • Если отрезанный ломоть остался стоять, значит, что задуманное дело сложится хорошо. Результат будет получен быстро и без потерь.
  • Если сначала ломоть устоял, но потом упал, значит, то, что запланировал человек исполнится, но с некоторыми трудностями.
  • Если кусочек хлеба упал сразу, задуманное дело лучше не начинать. Все равно успеха добиться будет сложно.

Гадание на курах


Шуточный обряд, широко распространенный на Руси. По традиции он проводился в полнолуние, но требовал подготовки. Важно, чтобы девушке никто не мешал провести ритуал.

Порядок:

  1. Поместите в углах комнаты чаши с солью, сахаром, хлебом, водой, монетками и колечками.
  2. В полночь из хлева занесите курицу.
  3. К какой чаше птица подойдет и начнет клевать, такая судьба ждет девушку в ближайшее время.

Интерпретация результатов:

  • Если птица подошла к емкости с солью, девушка испытает много трудностей, которые нужно преодолеть.
  • Если ее привлек сахар – жизнь складывается легко, и удача будет сопутствовать весь год.
  • Кольца пророчат девушке скорое замужество.
  • Если птица захочет попить воду, жизнь будет течь без изменений.
  • Хлеб, по традиции, символизирует достаток, а звонкая монета – прибыль в доме.

Самые действенные гадания уездные барышни записывали в специальный альбом. Да, тот самый, о котором упоминал Александр Пушкин в своих произведениях. В альбомах высшего круга был принят обмен цитатами, сочинения в стиле известных современников. А кто стал музой для собственного литературного опуса, нужно было угадать. В такие альбомы и записывали гадания. Его передавали из поколения в поколение. Не вести такой дневник считалось позором! Такие девушки жестоко высмеивались в обществе.

Какие же гадания чаще всего украшали страницы альбома провинциальных барышень?

Гадания в альбомах чаще всего были связаны с текстами, цитатами, или цифрами. Обычно это были небольшие четверостишия, которые девушки придумывали сами.

Гадание на стихах

В глазах – туман.
В словах – обман.
Неверных мыслей полон разум,
Лишь время все расставит по своим местам.

Правила обряда:

Девушка с закрытыми глазами открывает страничку альбома.

Интерпретация:

Трактовка таких своеобразных предсказаний довольно широка. Достаточно включить фантазию и воображение.

Популярным у светских львиц прошлых столетий было . Чаще других использовалась Библия.

Обряд на палочках


Это гадание до сих пор бытует в среде подростков. На листе бумаги слева направо чертятся палочки. Сидящий рядом в любой момент может сказать: «стоп». После этого нужно начинать новый ряд палочек. Как только закончен четвертый ряд, гадающий вычеркивает по три палочки, так, чтобы в ряду осталась либо одна, либо две, либо вообще не одной.

Получаем четырехзначную комбинацию цифр.

Пример подсчета:

  • 0000 — он способен полюбить тебя;
  • 0001 — не надо вести себя глупо;
  • 0002 — подарит цветы;
  • 0010 — не грусти, это не твой принц.

Интерпретировать сочетания цифр можно по-разному. Все зависит от фантазии составителей гадания, и конкретных вопросов, на которые должен ответить оракул.

Ритуал по имени

Такие оракулы имели интерес у наших прародителей. Технология подсчета основана на известном в нумерологии понятии, как число букв имени.

Правила подсчета:

Напишите полностью имя и фамилию юноши, под ним имя и фамилию девушки. Буквы, которые повторяются, поочередно в именах, а затем в фамилиях, вычеркиваются. Те буквы, которые остались не зачеркнутыми, считаются за 1 балл. Числа суммируются, пока не получится цифра от 1-го до 9.

Интерпретация результатов:

  • 1 – отличный союз, если научатся слушать друг друга.
  • 2 – пара будет встречаться какое-то время, но до свадьбы дело не дойдет.
  • 3 – есть влюбленность, настоящих чувств эта пара не достигнет.
  • 4 – каждый в паре любит только себя.
  • 5 – пара – «ты мне я тебе». Союз основан на выгоде, а не на любви.
  • 6 – идеальные отношения, это «две половинки».
  • 7 – у этой пары возможна только дружба.
  • 8 – в паре сложится взаимопонимание.
  • 9 – союз будет успешен, если вложить в него усилия с двух сторон.

Гадания и оракулы уездных барышень из дамского альбома пережили не одно поколение, вплоть до конца XX века. Многие школьницы советского времени оформляли такие альбомы с ритуалами, шуточными заклинаниями, забавными цитатами.

К гаданиям из дневников не стоит относиться серьезно. Любое предсказание - это совет, прислушиваться к которому необходимо с долей скептицизма. Эффективнее самому проводить анализ происходящих событий, ведь все, что случается с нами, это следствие наших мыслей и поступков.

Похожие публикации