Автомобильный портал

Храмова К., Акимов А.А. Совершенствование налогового планирования в Российской Федерации. Рекомендации по совершенствованию налоговой оптимизации на предприятии Предложения по совершенствованию налогового регулирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Совершенствование механизмов законной оптимизации налоговой политики предприятия

Введение

1. Теоретические основы налогового планирования

1.1 Экономическая природа, содержание и цели налогового планирования

1.2 Налоговая оптимизация в системе финансово-хозяйственной деятельности предприятий

2. Анализ влияния налогов на финансовый результат организации на примере ООО "СПЕКТР"

2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования

2.2 Анализ налоговой нагрузки ООО "Спектр"

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

Введение

Развитие фискального механизма выдвигает в число актуальных и имеющих важное государственное значение проблему налогов и налогообложения, эффективной налоговой нагрузки.

Формируя общество с развитой рыночной экономикой, государство должно иметь адекватную и эффективную систему налогов и налогообложения и вести эффективную налоговую политику, которые бы отвечали общественным интересам, формировали благоприятные условия для хозяйственной деятельности, обеспечивали развитие и безопасность государства, учитывали интересы отдельных групп населения и каждого отдельного человека.

Налоговая оптимизация является составной частью финансового менеджмента и занимает в ней специфическое место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов. Законодательство стремится разграничивать уклонение от уплаты налогов, или незаконную оптимизацию, и законную - правомерное уменьшение налогового бремени.

Методология и практика налогового менеджмента на современном этапе приобретают особую важность по следующим обстоятельствам.

Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения объективно требует научного обоснования и применения эффективных форм и методов управления налогами и налогообложением на всех уровнях хозяйствования.

Во-вторых, оптимизация налоговой нагрузки - проблема каждого конкретного предприятия.

В настоящей работе мы попытаемся уделить внимание оптимизации налогообложения организации на основании проведенного анализа и расчета налоговой нагрузки.

Объектом курсовой работы является транспортная компания ООО Спектр осуществляющее пассажироперевозки в городе Тольятти. При этом предметом работы выступает налоговая оптимизация предприятия.

Целью курсовой работы является совершенствование механизмов законной оптимизации налоговой политики предприятия.

Для достижения поставленной цели в работ необходимо решить ряд задач:

Раскрыть теоретические аспекты налоговой оптимизации, основные понятия и принципы;

Рассмотреть особенности исчисления налогов и регулирования налоговой нагрузки ООО Спектр;

Предложить мероприятия по совершенствованию налогового планирования ООО Спектр.

В процессе написания работы использовались статьи и публикации Дадашева А. З, Богданова Е. П., Юткиной Т. Ф. и др.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источники.

1. Теоретические основы налогового планирования

1.1 Экономическая природа, содержание и цели налогового планирования

В условиях жесткой фискальной политики научно обоснованная налоговая оптимизация особенно актуальна, поскольку она помогает предприятиям минимизировать финансовые риски и обеспечивать расширенное воспроизводство. Уплата же налогов по максимальной ставке является достаточно редким явлением и, как правило, свидетельствует о низкой квалификации финансового менеджера и плохой организации финансового учета на предприятии.

Таким образом, роль оптимизации как одного из важных инструментов повышения эффективности хозяйственной деятельности обусловила внимание ученых к исследованию его сущности. Анализ взглядов экспертов в области финансового и налогового менеджмента на определение сущности налогового планирования позволяет выделить два концептуальных подхода к его определению.

В соответствии с первым подходом налоговая оптимизация рассматривается как процесс определения ожидаемых сумм налоговых платежей хозяйствующего субъекта в предстоящем плановом периоде, а именно: налогов и сборов, включаемых в цену реализуемой продукции (НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины); налогов, сборов и обязательных платежей, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг (отчисления в общегосударственные фонды целевого назначения); налогов, уплачиваемых за счет прибыли (налог на прибыль и др.); расчет общей плановой суммы налогов, уплачиваемых предприятием в процессе осуществления операционной деятельности в течение планового периода, и налогового бремени.

Второй подход рассматривает налоговую оптимизацию как выбор между альтернативными вариантами использования ограниченных ресурсов при условии достижения возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Различия между этими двумя точками зрения существенны: при первом подходе речь идет об оптимизации плановых сумм налоговых платежей как таковой, в то время как второй лучше отражает экономическую сущность налогового планирования как одного из способов повышения эффективности управления предприятием.

Необходимость налоговой оптимизации на предприятии обусловлена действующим законодательством, которое предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса плательщика налогов, места его регистрации и организационной структуры, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности и т.п.

Исходя из экономической сущности налоговой оптимизации и объективных основ, на которых базируется данная экономическая категория, можно выделить ее следующие принципы:

1. Принцип целевой направленности. Данный принцип может рассматриваться в качестве одного из исходных положений в системе налогового планирования на предприятии. Совокупность целевых ориентиров предприятия в сфере налогового планирования является неотъемлемой частью общего дерева его стратегических целей, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных. Построение системы налогового планирования, как правило, начинается с определения общих стратегических целей и задач предприятия. И только на последующих этапах, исходя из общей идеологии развития, формируется организационно-экономическая структура налогового менеджмента, в том числе и основной его составляющей - налогового планирования. Данный принцип предполагает, что, с одной стороны, цели и задачи налогового планирования должны быть подчинены общим целям и задачам предприятия, а с другой - что любое управленческое решение должно быть рассмотрено с точки зрения вероятных налоговых последствий. Поскольку главным мотивационным фактором экономической деятельности предприятия является увеличение благосостояния его собственников, то основным приоритетом налогового планирования должна быть максимизация рыночной стоимости предприятия посредством оптимизации его налогового портфеля.

2. Принцип легитимности. Неуплата налогов является преступлением (общественно опасным деянием) против государства, а неиспользование или неэффективное использование всех законных возможностей для уменьшения налогообложения является ущемлением экономических интересов собственного предприятия.

Необходимость учета требований законодательных и нормативных актов обусловлена, в частности, наличием в законодательной базе нормативных актов, посвященных уклонению от уплаты налогов, незаконному обороту денежных средств и имущества, недобросовестному предпринимательству и банкротству и т.д., а также таких понятий, как "притворная сделка", "мнимая сделка", "недействительная сделка" и т.п., установленной действующим налоговым законодательством ответственностью плательщиков налогов и сборов за нарушение налоговых законов. "Налоговое планирование, не нарушающее закон, - обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налоговой оптимизации - ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве".

Реализация данного принципа может способствовать улучшению по Парето: экономический субъект, использующий налоговое планирование, может улучшить свое положение без ухудшения положения других. Поэтому принцип Парето-оптимальности может быть одновременно и требованием, предъявляемым к налоговому планированию.

3. Принцип организационной иерархичности. Данный принцип означает необходимость иерархического построения механизма налоговой оптимизации как одной из важных подсистем управления на предприятии. Организационная структура налогового планирования, как и в целом всего процесса планирования на предприятии, должна обеспечивать интеграционную взаимосвязь иерархических уровней управления - оперативного, тактического и стратегического - и согласованность задач, решаемых в ходе принятия управленческих решений на каждом из уровней.

4. Принцип непрерывности. Поскольку построение системы налогового планирования на предприятии начинается с определения его стратегических целей в области налоговой политики, то оно должно обеспечить соблюдение требования, при котором текущие действия предпринимаются с учетом долгосрочных планов.

Непрерывность процесса планирования налоговых платежей позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и коррекцию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды.

5. Принцип гибкости. Процесс налогового планирования на предприятии охватывает длительный период его будущей деятельности. Причем в связи с непостоянностью окружающей среды мероприятия налогового планирования должны постоянно корректироваться. Поэтому нельзя ожидать, что они будут реализованы в своем первоначальном виде. Развитие налоговой стратегии предприятия должно происходить на основе принципа гибкости, т.е. с учетом той степени, в которой эта стратегия может быть применена к непредвиденным обстоятельствам. Каждый ожидаемый результат влияния налогового планирования на объемы и направления денежных потоков базируется на определенном предположении (прогнозе) о состоянии объекта в будущем. И чем более неопределенным будет это предположение, тем больше вероятность риска того, что эта стратегия может оказаться неприменимой на практике и будет иметь отрицательный эффект (оказывать негативное воздействие на денежные потоки). Если же предприятие в состоянии быстро модифицировать или хотя бы отменить ошибочную стратегию с минимальными потерями, то этот риск может быть сведен к минимуму. Поэтому принцип гибкости налогового планирования предполагает возможность своевременно корректировать планы, адаптируя их к изменяющимся условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности.

6. Принцип альтернативности. Данный принцип состоит в том, что подбор и разработка схем оптимизации налоговых платежей предприятия должны быть основаны на возможности выбора между альтернативными вариантами оформления хозяйственной операции. В области налогового планирования это обусловлено возможностью использования тех или иных схем налогообложения посредством формирования множества альтернатив и выбора в области компромиссов варианта с оптимальными показателями.

7. Принцип эффективности.

В отношении налогового планирования подразумевается умение управлять капиталом для получения максимальной экономической выгоды с минимальными налоговыми затратами.

Поскольку стратегической целью управления предприятием является максимизация его рыночной стоимости, процедура налогового планирования должна основываться на этом положении, учитывая соотношение между выгодами и затратами на его проведение. Указанные принципы отражены в добросовестности и деловой цели сделки. Вы приобрели товар у покупателя. Это законная сделка? Законная. Однако товар был когда-то украден, а уж потом попал в магазин. Здесь и появляется слово "добросовестное". Если вы не знали и не должны были знать о том, что товар был украден, то вы добросовестный приобретатель. То есть поднимается вопрос о проявлении должной осмотрительности.

Можно сказать, что "цель минимизации налогов - не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации. Минимизация налогов - это только часть более крупной главной задачи, стоящей перед финансовым менеджментом. Главная задача финансового менеджмента - финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия". Таким образом, "бороться надо не против налогов как таковых, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности".

Таким образом, разрабатывая схему налоговой оптимизации, необходимо заранее заручиться доказательствами добросовестности своего поведения.

1.2 Налоговая оптимизация в системе финансово-хозяйственной деятельности предприятий

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей.

Одна и та же цель субъектов экономических отношений может быть достигнута различными путями. Законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе отдельных условий сделки, выборе контрагента. Субъект налоговых отношений вправе выбирать любой из допустимых методов, учитывая эффективность операции как исключительно в экономическом плане, так и с позиций налогообложения. Рассмотрим некоторые методы оптимизации налогов:

Метода замены отношений предоставляет организациям возможность выбирать гражданско-правовую норму при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами. При выборе нормы налогоплательщик акцентирует внимание на дальнейшие налоговые последствия. Иными словами, одни хозяйственные правоотношения, где налогообложение объектов происходит по повышенным ставкам, заменяются на другие, где применяется льготный режим налогообложения, при всем этом экономическая сущность операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или фиктивности, в противном случае, сделка может быть признана недействительной, что приведет к дополнительным негативным последствиям. Например, в том случае, когда внутри российский договор заменяется на договор экспорта продукции обложение налога на добавленную стоимость реализации товаров в режиме экспорта осуществляется по ставке 0 %. Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга приводит к тому, что основное средство учитывается на балансе лизингополучателя. При этом можно применить повышающий коэффициент к норме амортизации; лизинговые платежи, направленные на выкуп основного средства, можно включить в расходы, учитываемых в целях налогообложения. Если заменяются разовые стимулирующие выплаты премиями по результатам работы, предусмотренными положением организации по системе оплаты труда, то данные выплаты обложению не подлежат, так как их относят к статье расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли.

Метод разделения отношений предусматривает разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно. Проанализируем процесс реконструкции здания с точки зрения налогообложения. В данном случае, целесообразно разделение данной процедуры на реконструкцию и капитальный ремонт. Затраты на капремонт относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в то время как расходы на реконструкцию увеличивают стоимость одного средства и производится за счет чистой прибыли и других средств организации. Договор купли-продажи имущества можно разделить на договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг. Метод оптимизации проявляется в том, что сумма, уплаченная по второму договору, единовременно относится на себестоимость продукции. Таким образом, уменьшается стоимость имущества и налог на имущество; в части услуг расходы списываются единовременно, а не через амортизацию в течение нескольких лет.

Суть метода отсрочки налогового платежа заключается в том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель уменьшения ряда налогооблагаемых операций или имущества и при всем этом избежание негативного влияния на хозяйственную деятельность организации.

Суть метода делегирования ответственности заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации. Данный способ минимизации налоговых отчислений широко используется при планировании налога на прибыль.

Метод смены юрисдикции сбытового управления базируется на праве субъекта Российской Федерации самостоятельно, в рамках установленных НК РФ пределов, варьировать в отношении факультативных элементов налогообложения и ставок, то есть устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ.

Перечисленные методы в большинстве не взаимодействуют в комплексе друг с другом, а также носят краткосрочный характер. Такое сочетание методов налоговой оптимизации наиболее эффективно при использовании его в короткий промежуток времени с наименьшими затратами, а также с учетом долговременной перспективы финансово-экономической стабильности организаций.

Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход как специальные налоговые режимы являются методами налоговой оптимизации. Данные налоги заменяют следующие платежи:

налог на прибыль (или НДФЛ для предпринимателей);

налог на добавленную стоимость;

налог на имущество физических и юридических лиц.

Рассмотрим некоторые методы снижения суммы налогов с помощью УСН:

Сотрудников фирмы оформляют как предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и их услуги оплачиваются как предпринимательские. Таким образов, ставка 13 % снижается до 6 %, а также упредприятию отпадает необходимость в отчислениях с заработной платы в различные фонды.

Плательщики ЕНВД увольняют персонал, и заключает договор с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица. В данном случае уменьшается единый налог на вмененный доход (в тех случаях, когда он зависит от количества сотрудников).

Руководитель или другие сотрудники предприятия регистрируются как ПБОЮЛ. Их деятельность -- передача в аренду своего имущества. Под видом арендной платы можно списать часть заработка. При этом уменьшается прибыль, облагаемая по ставке 20 % и увеличивается доход, где ставка налога снижается до 6 % на разнице ставок тоже можно сэкономить.

Основные средства предаются в собственность ПБОЮЛ. Организация освобождается от уплаты налога на имущество. При этом она по-прежнему использует основные средства, становясь их арендатором.

Перечисленные методы ориентированы на применение упрощенной системы налогообложения. Эти методы, если их использовать правильно, весьма эффективны и реальны в системе оптимизации налогов. Именно поэтому многие крупные предприятия, которые не могут в соответствии с законодательством использовать данный метод налогообложения, делят свой бизнес на несколько частей, с целью получения возможности применения УСН.

Существует достаточно разнообразный спектр методов налоговой оптимизации и каждый субъект налоговых отношений выбирает что-то конкретное для себя. Нередко налогоплательщики используют весьма неординарные методы для уменьшения сумм платежей, уплачиваемых в бюджет. Достаточно интересный пример из отечественной практики по уменьшению сумм налоговых платежей. С целью уменьшения сумм налоговых отчислений, один предприниматель сократил размер заработной платы сотрудникам, а чтобы не выдавать деньги "в конверте", открыл маленькое страховое общество и всех сотрудников застраховал "от наступления первого числа месяца". Соответственно, каждый месяц наступал "страховой случай", в связи с чем, сотрудники получали деньги совершенно законно и официально, но только без налогов, которые со страховых выплат не снимаются.

Применение мероприятий налогового планирования и оптимизации, должны осуществляться высококвалифицированными специалистами, так как ошибки в ведении налогового учета могут привести к дополнительным расходам в виде штрафов и пени. Мероприятия по налоговой оптимизации следует использовать в комплексе, так как применение одной схемы не позволяет предприятию оптимизировать налоговую нагрузку. Как справедливо замечают опытные специалисты, наибольший эффект достигается при комплексе мер, даже самых незначительных, при этом предприятие подвергается минимальному риску применения налоговых санкций со стороны налоговых органов.

Законодательство стремится разграничивать уклонение от уплаты налогов, или незаконную оптимизацию, и налоговое планирование - правомерное уменьшение налогового бремени.

Однако в одних случаях, их ждет потом ответственность, а в других - действительное уменьшение налоговых обязательств.

В деятельности предприятий в первую очередь следует обратить внимание на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2003 г. №9-П, в котором была высказана правовая позиция по вопросу разграничения законной и незаконной оптимизации. Недопустимо применение ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности, в том числе оптимального вида платежа. Таким образом, если для уменьшения налогов использовались предоставленные налоговым законодательством льготы и освобождения, равно как и использовались различные возможности гражданского законодательства, то за такие действия налогоплательщики не могут быть привлечены к ответственности. Более того, Конституционный Суд указал, что за неуплату налогов возлагается ответственность только в той части, на которую льготы не распространяются.

В налоговом кодексе указано, что налоговая льгота - это преимущество, которое предоставляется государством или органами местного самоуправления, определенной категории налогоплательщиков.

Д. В. Винницкий называет ряд методов разграничения налогового планирования и уклонения от налогообложения, установленные в российском налоговом законодательстве:

переквалификация сделок и статуса налогоплательщика (взыскание производится в судебном порядке (ст. 45 НК РФ));

изменение в целях налогообложения цены как условия сделки, совершенной налогоплательщиком (ст. 40 НК РФ);

определение налоговых обязательств расчетным путем (пп.7 п. 1 ст. 31 НК РФ);

привлечение к солидарному или субсидиарному исполнению налоговых обязанностей.

Законодательная база в настоящее время содержит более 250 льгот, из них только порядка десяти направлены на стимулирование инвестиций по НДС, налогу на имущество и другим налогам.

Использование налоговых льгот по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.

При этом налоговая экономия представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в том числе до и после использования налоговых льгот.

Только грамотное и оптимальное распределение обязанностей между участниками процесса налогового планирования позволит оптимизировать данный процесс.

Таким образом, налоговое планирование деятельности хозяйствующих субъектов на основе налогового права, позволяет осуществить:

Диагностику проблем, возникающих у хозяйствующих субъектов;

Анализ и использование будущих благоприятных условий;

Подготовку хозяйствующих субъектов к изменениям во внешней среде;

Стимулирование участников процесса налогового планирования деятельности хозяйствующих субъектов к реализации своих решений в дальнейшей работе;

Создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров и финансово-экономических работников;

Обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующих субъектов;

Как мы видим, перечисленные методы по сути являются инструментами пресечения действий налогоплательщиков, направленных на снижение или уклонение от уплаты налогов. Эти инструменты помогают налоговым органам выявлять действия налогоплательщиков, имеющие целью незаконную оптимизацию, и привлекать к ответственности. Однако, вопрос о том, имел ли налогоплательщик право на осуществление таких действий, не превысил ли он пределы законного налогового планирования, остаются все равно на рассмотрение суда.

Таким образом, на настоящий момент суды применяют ответственность за незаконную оптимизацию налогов. При этом вопрос, было ли налоговое планирование осуществлено на законных основаниях или же с нарушением законодательства либо посредством злоупотребления правами, решается судом с учетом конкретных обстоятельств в каждом деле. При этом основными концепциями разграничения незаконной и правомерной оптимизации в судах и в научных работах являются концепции добросовестности и деловой цели. Под налоговыми льготами понимаются преимущества, предоставляемые определенной группе налогоплательщиков. Наличие налоговых льгот ставит некоторые категории плательщиков в заведомо более выгодное положение. Государство использует налоговые льготы для решения социальных и экономических задач. Льготы дают одну из трех возможностей:

Не платить налог вообще.

Платить сбор меньшей суммы, чем это предусмотрено законодательством. Пользоваться отсрочкой выплаты без штрафных санкций (фактически это предоставление беспроцентного кредита).

Какими бывают налоговые льготы?

Чаще всего можно встретить такую классификацию налоговых льгот: Изъятие предполагает, что объект выводится из-под налогообложения на постоянной основе или временно (во втором случае используется термин "налоговые каникулы"). Изъятие может принимать форму установления свободного от налога минимума, то есть той части объекта, за которую собственнику не приходится платить (например, части дохода). Цель подобного мероприятия - простимулировать экспорт или развитие новой для страны отрасли.

Скидки - это льготы в форме уменьшения налоговой базы. Плательщику даются скидки, если деньги тратятся им на те цели, которые поощряются государством (например, на перепрофилирование, необходимое для трудоустройства). Налоговые скидки бывают:

Лимитированными и нелимитированными (речь идет о том, ограничена ли совокупная сумма скидок);

Общими и специальными (вторыми могут пользоваться только некоторые категории налогоплательщиков, например, инвалиды детства).

Кредиты - льготы, направленные на снижение налоговой ставки и налогового оклада. К льготам-кредитам относят:

Отсрочку / рассрочку платежа. Следует понимать разницу между рассрочкой и отсрочкой: в первом случае речь идет о переносе крайней даты уплаты полной суммы платежа, а во втором - о возможности выплачивать налог частями.

Налоговую амнистию - при вывозе товара за пределы таможенной территории РФ экспортеру возвращаются налоговые суммы, взятые при ввозе. Такая мера позволяет избежать двойного налогообложения.

Изменение формы оплаты со стоимостной на натуральную.

Налоговый кредит - изменение срока выплаты налога таким образом, чтобы первое время фирма могла платить лишь часть налога (как правило, это проценты) или не платить его вообще. Позже сумма кредита и проценты по нему поэтапно растут. Такая льгота призвана стимулировать предприятия на инновационную и инвестиционную деятельность.

Налоговый Кодекс отмечает, что использование налоговых льгот - это вовсе не обязанность плательщика, а его право. Поэтому при наличии на то оснований плательщик может на один или несколько периодов отказаться от льготы - это может быть целесообразно, например, когда совокупная сумма налоговых льгот лимитирована.

2. Анализ влияния налогов на финансовый результат организации на примере ООО "СПЕКТР"

2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования

Общество с ограниченной ответственностью ""СПЕКТР"" - предприятие, осуществляющее пассажирские перевозки - городские, пригородные и междугородние.

Общество с ограниченной ответственностью ""СПЕКТР"" - создано 05.09.2005г.

Предприятие является юридическим лицом, согласно действующему законодательству, права и обязанности которого приобрела с даты его государственной регистрации, имеет фирменный знак (символику), печать со своим наименованием и фирменным знаком, самостоятельный баланс, обособленное имущество, банковские счета.

В своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, а также нормативными актами, изданными органами государственного управления города Казань, имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законом.

Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется директором, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельностью. Директор действует от имени предприятия.

Организационная структура предприятия Приложение А относится к линейно функциональному типу и отвечает интересам предприятия и его собственников.

Организацию бухгалтерского учета, формирование достоверных данных бухгалтерского учета и отчетности, необходимых для различных пользователей этой информации, обеспечивает главный бухгалтер фирмы, который имеет в своем подчинении бухгалтера кассира, экономиста, кассира билетной кассы.

Налоговая политика ООО Спектр содержит правила, опираясь на которые организация систематизирует и обобщает информацию о собственных хозяйственных операциях в течение отчетного периода с целью расчета налогооблагаемой базы для конкретных налоговых вычетов. Соответственно, в процессе составления Политики одной из главнейших целей ставится формирование системы учета налогов, оптимальной для данной организации.

В целях налогообложения Политика также решает следующие вопросы: Метод расчета налога на прибыль. Методы оценки стоимости материально-производственных запасов. Возможность создания резервов. Метод расчета НДС.

Налоговая часть учетной политики может включать три раздела: Указание принципов ведения учета налогов. Приведение методов расчета тех или иных налогов. Приведение регистров налогового учета. Положение о политике может быть дополнено приложениями, конкретный перечень которых остается на усмотрении составителя Политики. Для методологической части

Положения такие приложения могут включать перечни основных средств и нематериальных активов, по которым производится начисление амортизации теми либо иными способами, а также номенклатуры статей учета затрат и коммерческих расходов.

FIFO позволяет оценить реальные расходы и проследить путь инвестиций, а соответственно вычислить их окупаемость.

Минусы применение метода заключаются в отсутствии игнорировании инфляции или ценовых колебаний при отличии учета от фактического отпуска. Это может привести к неверному, некорректному вычислению прибыли и налогооблагаемой базы.

Списание методом FIFO. Метод включен как допустимый для учета в пункт 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

При списании товаров при использовании FIFO необходимо учитывать следующие правила:

Исходя из себестоимости первой партии товара, рассчитывается не только приход и расход, но и остаток на складе.

Возможно применение двух видов FIFO -- обыкновенного и модифицированного

В последнем случае учитывается так называемая "скользящая" цена. Это средняя цена, которая пересчитывается каждый день на момент отпуска.

При применении стандартного FIFO учет остатков на складе осуществляется один раз в конце каждого месяца.

2.2 Анализ налоговой нагрузки ООО "Спектр"

ООО "Спектр" занимается пассажироперевозками в г. Тольятти.

Для того, чтобы проанализировать систему налогообложения ООО "Спектр" необходимо представить структуру начисляемых налогов за 2012-2014 гг. налог пассажироперевозка планирование оптимизация

Таблиц 2.1

Сравнительный анализ налогов ООО "Спектр" за 2012-2014 годы.

Темп роста,

ние, тыс.руб.

Налог на прибыль

Налог на имущество

В ООО "Спектр" в 2014 году, сумма по уплате налоговых платежей превышает 2013 год на 23%, в частности это обусловлено ростом налога на добавленную стоимость на 16%, что напрямую связано с увеличением количества маршрутов, обслуживаемых предприятием.

В связи с этим в компанию были привлечены сотрудники, произошел рост заработной платы и, соответственно, налога на доходы физических лиц на 13% в 2014 году.

Рост налога на имущество44% объясняется введением в эксплуатацию приобретенного в 2014 году имущества (основных средств). Значительный рост налога на прибыль 21%, также связан с увеличением количества предоставляемых работ и услуг.

Структуру уплаченных налогов рассмотрим в следующей таблице.

Таблица 2.2

Структура уплаченных налогов ООО "Спектр"

Структура налогов практически не измена, преобладает налог на прибыль 46-47%. На рисунке изобразим динамику налогов ООО "Спектр" за 2012 - 2014 годы

Рисунок 2.1 - Структура уплаченных налогов

Таблица 2.3

Налоговая нагрузка на доходы ООО "Спектр" за 2012-2014 года.

Темп роста,

Налог на прибыль

Налог на имущество

Налоговые издержки

Выручка от реализации

Определим степень налоговой нагрузки на доходы ООО "Спектр", которая определяется отношением суммы налоговых издержек к сумме выручки предприятия за анализируемый период.

Таким образом, налоговая нагрузка на доходы в целом по налоговым издержкам в 2012 году составляла 13,55 %, в 2013 году увеличивается до уровня 14,39 %, что свидетельствует о росте выручки большими темпами, чем суммы налоговых издержек за исследуемый период. В 2014 году налоговая нагрузка на доходы по налоговым издержкам составила 16,65 %.

Если рассматривать налоговую нагрузку по отдельным видам налогов, то можно отметить, что наибольший удельный вес в этом составе занимает именно налог на прибыль и составляет по итогам анализа 7,11 % в 2012 году, в 2013 году 7,73 %, а в 2014 году - 8,74 %.

Рисунок 2.2 - Соотношение налоговых издержек к выручке

Рисунок 2.3 - Налоговая нагрузка на доходы ООО "Спектр" за 2012-2014 года.

Налогообложение субъектов предпринимательства может быть двух видов: общий налоговый режим (традиционная система налогообложения) и специальные налоговые режимы.

ООО "Спектр" может также использовать систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Рассмотрим возможность применения ООО "Спектр" упрощенной системы налогообложения.

Показатели ООО "Спектр" для анализа возможности применения упрощенной системы налогообложения

Таблица 2.4

Оценка обоснованности применения упрощенной системы налогообложения

Выполним расчет налоговых платежей по упрощенной системе налогообложения.

Таблица 2.5

Сумма налогов ООО "Спектр" к уплате в бюджет по УСН

Показатель

Упрощенная система

величина показателя

величина налога

величина показателя

величина налога

6% (доходы)

15% (доходы минус расходы)

1. Сумма доходов

2. Расходы

2.1. Заработная плата

2.2. Страховые взносы (30%)

2.3. Материалы и услуги

2.4. Прочие расходы

3. Сумма расходов

4. Объект налогообложения

5. Единый налог

6. Единый налог к уплате

7. Итого налогов

8. Удельный вес налогов на 1 руб. доходов

Проведенное исследование показало, что если бы ООО "Спектр" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, то заплатило бы 3,3 млн. руб. налогов.

Если бы ООО "Спектр" выбрало объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то заплатило бы в бюджет налогов на сумму 2,9 млн. руб. Для выбора наиболее эффективной системы налогообложения необходимо сравнить сумму уплачиваемых налогов при общей системе налогообложения, упрощенная система налогообложения по ставкам 6 % и 15%.

Таким образом, ООО "Спектр", применяя традиционную систему налогообложения, заплатило бы в бюджеты различных уровней налогов на сумму 59,2 млн. руб. Если бы ООО "Спектр" подало заявление с начала 2014 года о переходе на УСН с объектом налогообложения доходы, то заплатило бы в бюджет налогов на сумму 17,7 млн. руб., что гораздо меньше, чем при традиционной системе налогообложения.

Если бы ООО "Спектр" приняло решение о переходе на УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, то заплатило бы в бюджет налогов на сумму 42,6 млн. руб. Таким образом, для ООО "Спектр" целесообразно применение УСН 6%.

Произведем сравнение налоговой нагрузки предприятия при различных налоговых режимах.

Таблица 2.6

Сравнение систем налогообложения ООО "Спектр"

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, ООО "Спектр" необходимо перейти на УСН (6 %), что существенно снизит налоговую нагрузку (более чем в 2 раза). Несмотря на то, что с 2015 года при применении специальных налоговых режимов необходимо будет уплачивать страховые взносы в полном объеме, применение УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы также целесообразно, так как нагрузка будет многократно меньше налоговой нагрузки при ОСН за счет того, что предприятию не надо будет уплачивать НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

Рисунок 2.4 - Налоги, подлежащие уплате

Подводя итог, можно утверждать, что выдвинутая в начале исследовательской работы гипотеза подтверждена проведенным анализом. В связи с этим, рекомендуем ООО "Спектр" перейти на упрощенную систему налогообложения доходы 6%, так как данный налоговый режим действительно предоставляет значительные выгоды.

Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию сумм платежей, подлежащих уплате в бюджет и недопущение штрафных санкций. Целью оптимизации является не снижение налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Ведь минимизация одних налогов может привести к увеличению других, а впоследствии -- к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Иначе говоря, штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов, что свидетельствует о неэффективном методе налоговой оптимизации.

Также следует отметить, что не стоит строить собственную схему налоговой оптимизации на основе уже использованного за рубежом опыта налогового планирования. Основная цель ориентирована на поиск пробелов в законодательстве и их дальнейшем использовании в личных целях. Но, не стоит забывать, в каждой стране есть собственная законодательная база, потому было бы весьма нецелесообразно использовать чужой шаблон. Наблюдается применение одного и того же принципа налоговой оптимизации в разных экономических условиях, что приведет к отличным друг от друга результатам. Таким образом, успешный опыт одной системы может привести к абсолютно противоположному результату в другой.

Одним из самых простых способов увеличения себестоимости работ, услуг и продукции является завышение оценочной стоимости основных средств, проведением переоценки через начисление амортизации. Но в данном случае отрицательным фактором является то, что себестоимость продукции большинства предприятий близка к рыночным ценам. При завышении стоимости основных производственных фондов непосредственно увеличится база для начисления налога на имущество организации. Помимо этого, для каждой категории основных средств, в которых отличаются нормы амортизации, нужен индивидуальный подход к расчёту конечного результата расчёта налогов, в связи с тем, что завышение стоимости основных средств является целесообразным только в том случае, если у объекта высокие нормы амортизации.

Из вышеперечисленного следует отметить тот факт, что выбирая метод и схему оптимизации налога на прибыль, стоит учитывать всю потенциальную опасность и все возможные последствия таких действий. Это и должно стать стимулирующим фактором к изобретению чего- то нового, нестандартного и нешаблонного, а уже наработанные методики являться своего рода, удачным примером и подспорьем вместо стандартного их использования в качестве шаблонов.

Вопрос оптимизации налоговых платежей играет важную роль, как для государства, так и для налогоплательщиков. Со стороны государства это прямые либо косвенные потери бюджета. Оно заинтересовано в максимизации поступлений в государственную казну, в то время как налогоплательщики ставят перед собой абсолютно противоположную цель. Обязанность уплаты налогов и сборов предусмотрена Конституцией РФ и из-за уклонения от уплаты данных платежей налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности. То есть, налогоплательщик не может уклониться от уплаты этих платежей, но у него есть право оптимизировать сумму, подлежащую уплате в бюджет. Отмечая положительные и отрицательные стороны оптимизационной системы налогов целесообразно вспомнить кривую Лэффера. Возможно, что методы оптимизации налогов позволяют достичь максимально оптимального уровня налогообложения, о котором упоминается в данной концепции. При повышенной налоговой нагрузке наблюдается развитие теневой экономики. Оптимизационную систему можно рассматривать как один из методов борьбы с теневой экономикой. Данный вывод можно обосновать примерами из зарубежной практики, где налогоплательщикам предоставлен широкий спектр методов налоговой оптимизации, при котором наблюдается ежегодное увеличение количества налогоплательщиков. Наличие законных способов уменьшения сумм налоговых платежей стимулирует предотвращение появления не предусмотренных законодательством методов. Таким образом, можно сделать вывод, что оптимизация налогов приводит не только к уменьшению поступлений в бюджет, но и способствует стабилизации экономики и предотвращению налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов.

Создание справедливой налоговой системы относится к одним из главных задач государства. Противоборства между налогоплательщиками и государством представляют серьезный барьер для развития экономики. Суть налоговой оптимизации в том, чтобы минимизировать эти противоборства и способствовать эффективному решению государством своих задач.

Налоговая оптимизация - это легитимное, эффективное налоговое планирование начислений и уплат в бюджет. Использование легальной оптимизации налогов позволит избежать множества проблем и негативных последствий (табл.3.1).

Таблица 3.1

Риски предприятия при использовании оптимизации налогов

Проблемы

Последствия

Неосмотрительность при выборе контрагента

Увеличение сумм НДС к уплате

Недостаточность средств для ведения финансово- хозяйственной деятельности

Уменьшение сумм по возмещению входящего НДС

Несоответствие показателей налоговой нагрузки фирмы со средними цифрами по отрасли

Отказ налоговых органов в принятии расходов по налогу на прибыль

Ведение бухгалтерского учета в несоответствии с законодательством

Штрафы и начисления пеней за неуплату налогов

Для того, чтобы правильно использовать методы минимизации налогов, следует ориентироваться на такие пункты налогового планирования, которые позволят составить индивидуальные схемы оптимизации налогообложения (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Особенности применения схем оптимизации налогов

Предприятие

Организация работы

Четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот

Специальная подготовка контрактных схем, типовых крупных и долгосрочных контрактов

Организация ежедневного и стратегического планирования деятельности

Уровень исполнения

Уровень профессионального бухгалтера в компании

Специально подготовленный персонал, контроль и руководство со стороны финансового директора

Тесное взаимодействие между службами предприятия, наличие налогового адвоката, контроль со стороны совета директоров

Способ реализации

Разовые консультации внешнего налогового консультанта

Абонентское обслуживание в специализированной (аутсорсинговой) компании

Специальная программа развития, обязательный анализ (аудит) налогообложения и экспертиза всех мероприятий и инноваций налоговым консультантом

Периодичность

Регулярное

Регулярное

На российском рынке можно встретить много различных предложений об оказании налоговых услуг. Но большинство из них помогают устранить только часть проблем, связанных с налогами. Поэтому необходимо обращаться к экспертам, которые комплексно подойдут к решению данной задачи.

Многие организации (как на отечественном, так и на зарубежном рынке) уже давно используют такую схему выполнения услуг, как аутсорсинг. Передача выполнения определенных бизнес-процессов сторонней организации позволяет:

применять новые методы и технологии при налоговом планировании;

избежать и узнать о часто допускаемых ошибках в области функционирования фирмы (поскольку в арсенале аутсорсинговой компании имеется опыт работы в различных отраслях предпринимательства);

сэкономить значительные средства (сократить до 30% издержки) организации, за счет обслуживания сторонними специалистами;

сконцентрироваться на основном бизнесе;

повысить качество и надежность выполняемых работ (подтверждается гарантиями);

передать все общение с контролирующими органами на фирму-исполнителя.

Заключение

Уменьшение налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или налоговая оптимизация (налоговая минимизация), вызывает активное и жесткое противодействие государства в лице его представительных органов. От способа уменьшения налоговых платежей зависит и ответная реакция государства. Часто налогоплательщики сталкиваются с неодобрением выбранной ими "налоговой политики" (при налоговой оптимизации), что приводит к применению налоговыми органами методов налогового администрирования в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций вплоть до уголовной ответственности (при уклонении от налогов).

Каждый субъект экономических отношений в Российской Федерации наделен правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Таким образом, налогоплательщик имеет право выбирать способ уплаты налогов, при котором он уменьшает сумму платежей не противоречащими законодательству РФ методами.

Исходя из экономической сущности налогового планирования и объективных основ, на которых базируется данная экономическая категория, можно выделить следующие принципы налогового планирования:

Совокупность целевых ориентиров предприятия в сфере налогового планирования является неотъемлемой частью общего дерева его стратегических целей, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных. Построение системы налогового планирования, как правило, начинается с определения общих стратегических целей и задач предприятия. И только на последующих этапах, исходя из общей идеологии развития, формируется организационно-экономическая структура налогового менеджмента, в том числе и основной его составляющей - налогового планирования. Цели и задачи налогового планирования должны быть подчинены общим целям и задачам предприятия, а с другой - что любое управленческое решение должно быть рассмотрено с точки зрения вероятных налоговых последствий. Поскольку...

Подобные документы

    Сущность и значение налоговой политики для предприятия, ее элементы. Особенности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Влияние налоговой политики организации на процесс достижения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2011

    Сущность и значение налоговой политики. Организация налогового планирования на предприятии. Оценка налоговой политики предприятия на примере ОАО "Волгофрахт". Анализ финансовых показателей деятельности, размера налоговой нагрузки и ее совокупного уровня.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2015

    Сущность, типы, значение и регулирование налоговой политики государства. Экономическая характеристика ООО "Инженерные сети", порядок расчета и документальное оформление налогов, уплачиваемых предприятием. Совершенствование налоговой политики в России.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2011

    Участники процесса планирования. Уклонение от уплаты налогов. Роль основных участников процесса налогового планирования. Понятие налоговой оптимизации. Абсолютная минимизация налогов. Принципы налогового планирования в процессе оптимизации налогов.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Понятие "налоговое консультирование". Роль налогового планирования в рамках налогового консультирования в финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Способы оптимизации налогов. Финансовый анализ как инструмент оптимизации налогообложения.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2011

    Налогообложение как средство регулирования предпринимательской активности. Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов. Основные методы оптимизации "зарплатных" налогов. Аутсорсинг и аутстаффинг. Выплата дивидендов высокодоходной компанией.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки предприятия, характеристика основных методов ее оптимизации. Особенности применения методик определения налоговой нагрузки. Расчет величины налоговой нагрузки на примере ОАО "Востокэнергомонтаж".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Налоговое планирование как способ оптимизации налогов. Основы и специфика налогового планирования в Российской Федерации. Понятие и виды налоговой оптимизации. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы при исчислении налога на добавленную стоимость.

    реферат , добавлен 06.12.2014

    Основные направления деятельности компании ООО "Юнител групп". Структура предприятия, его экономическая характеристика. Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности организации. Налогообложение предприятия: налоговый период и налоговая ставка.

    отчет по практике , добавлен 28.03.2012

    Налогообложение как система налоговых отношений, виды и отличительные признаки налогов, взимаемых с предприятий в России. Порядок расчета налоговой базы, пути оптимизации платежей. Характеристика предприятия ООО "РемСтрой", анализ его налоговых платежей.

Структурный состав налогов выглядит следующим образом: наибольший удельный вес занимает налог на прибыль, который составил 57,02%, следующий по величине налог на доходы физических лиц равный 24,22%, и третий, формирующий значимую часть доходов, налог на имущество организаций составляет 16,2 % всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 показал, что значимые налоги, которые формируют бюджет, не меняются: налог на прибыль организаций, который составил 55 283 млн. рублей, налог на доходы физических лиц, равный 26 200 млн. рублей и налог на имущество организаций составляющий 21 638 млн. рублей. Стоит отметить и наличие других, не менее важных налогов, таких как: транспортный налог, составляющий 630 млн. рублей, земельный налог равный 158 млн. рублей, налог на игорный бизнес, составляющий 32 млн. рублей.

Рис. 3.9 - Структура поступлений доходов в консолидированный бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа по видам налогов в 2009г

Анализ динамики налоговых поступлений позволил определить, как изменились суммы налоговых доходов в рассматриваемом периоде.

Сумма налога на прибыль организаций увеличилась на 14% ,что составило 6995 млн. рублей, налог на доходы физических лиц увеличился на 27% ,что составило 5633 млн. рублей, сумма налога на имущество организаций увеличилась на 42% ,что составило 6407 млн. рублей. Положительная динамика наблюдается не у всех налогов, за рассматриваемый период уменьшились поступления таких налогов как, налог на игорный бизнес (164 млн. рублей), земельный налог(24 млн. рублей), налоги за пользование природными ресурсами(880 млн. рублей).

Таким образом, анализ налоговых поступлений федерального бюджета показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, наибольший доход приносят налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами. В рассматриваемом периоде наблюдается увеличение поступлений практически всех видов налогов, так налог на добавленную стоимость составил в 2010 году 41 % всех налоговых поступлений, против 39% предыдущего года. Однако всвязи с негативной экономической ситуацией в мире и соответственно в государстве поступления по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2008 годом более чем в три раза и составили 8%. налоговых доходов.

Проанализировав налоговые доходы консолидировнного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа можно сделать вывод, что поступления налогов в 2009 году уменьшились по сравнению с 2008 годом и составили 107 839 млн.руб. Наибольшую долю в налоговых доходах занимает налог на прибыль,который составляет 51% всех налогов в регионе.

3.Н аправления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

3.1 Предложения по совершенствованию налогового регулирования

К основным направлениям совершенствование налогового регулирования можно отнести:

    снижение общей налоговой нагрузки;

    упорядочение и упрощение налогового законодательства;

    увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени».

Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

Все устанавливаемые в стране налоги имеют единую цель - формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу - доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела.

Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость всех взимаемых налогов, и необходимость централизованного регулирования основных принципов их взимания.

Особого внимания заслуживает принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из под налогового обложения должны быть максимально выведены: изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства; наука; культура; здравоохранение; образование.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико; часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок; нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 20 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые позволяли заметно сокращать эффективную ставку налога. Результатом налоговых преобразований, ориентированных прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

Предложения по совершенствованию налогового регулирования:

    Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

    Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. С 2011-го повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

    Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

    Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС: при расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.

    Следует отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья. Так поступил Китай. Эта мера позволит сохранить в бюджете сотни миллиардов рублей.

    Необходимо снизить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией. Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

    Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. О целесообразности сокращения объема налоговых деклараций писали и говорили многие эксперты. В сегодняшнем отчете ничего не видно. Зато много никому не нужной информации .

3.2 Меры по совершенствованию налоговой системы, планируемые к реализации в 2011 году и плановом периоде 2012-2013 годов

В трехлетней перспективе 2011-2013 приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика, впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Для поддержания стабильных темпов роста экономики и улучшения предпринимательского климата продолжится курс на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.

Будут реализованы меры по налоговому стимулированию увеличения затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение, приобретение жилья.

Меры по совершенствованию специальных налоговых режимов будут направлены на стимулирование развития малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, будет разработан механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход .

В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, для того, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности .

В 2009 году были приняты изменения в Кодекс, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010-2012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов. Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации .

К 2011 году планируется завершить внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на внедрение в Российской Федерации новых правил регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях, а также на предоставление возможности крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга (введение в законодательство института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций) .

Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее – ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР : URL: www.glavbuh.net

  • 20. Кисилевич, Т. И. Практикум по налоговым расчетам:учеб. Пособие для студ. вузов/ Т. И. Кисилевич,. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Финансы и статистика,2013. - 368 с.
  • 21. Налоги и налогообложение:учеб. для студ. Вузов / И. А. Майбуров, А. Д. Выварец, О. В. Бабушкина и др.; под. ред. И. А. Майбурова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 655 с.
  • 22. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов экон. спец./ Д. Г. Черник, Е. А. Кирова, А. В. Захарова и др.; под. ред. Д. Г. Черника. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2013. - 311 с..
  • 23. Налоги и налогообложение в АПК: учеб. пособие / Н. Ф. Зарук, В. В. Ухоботов, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова. - М. : КолосС,2013. - 224 с.
  • 24. Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию.// Налоговый вестник. 2012. №6.-С.16-21
  • 25. Петрова Т.Т. Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера. - 2013. - № 3.-С.8-14
  • 26. Рогозин, Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях,оптимизация и минимизация налогообложения: / Под. ред. Б.А. Рогозина, 7-е изд., в 3-х тт. - М.: 2013 - 364с.
  • 27. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. - М.: Издательства "Экзамен", 2012 - 65с.
  • 28. Слесаренко В. Методика оптимизации налогообложения [Электронный ресурс] URL: www.public-optimiz.ru (дата обращения: 20.10.2015).
  • 29. Тарасова В. Ф, Владыка М. В, Сапрыкина Т.В, Семыкина Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 224с.
  • 30. Черник Д.Г. налоги и налогообложение Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012 - 300с.
  • Приложение А

    Организационная структура ООО "Спектр"

    Похожие публикации