Автомобильный портал

Строение жизнедеятельность насекомых. Насекомые - это представители типа членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Пищеварительная система Насекомых

Внешнее строение насекомых

Размеры насекомых разнообразны и варьируют от 1-2 мм до 15-30 см. Самые маленькие насекомые – перистокрылки (0,25 мм) и хальциды (0,2 мм), самое большое насекомое – палочник (до 330 мм). По объему самым большим насекомым является жук-усач с длиной тела 160 мм и шириной 60 мм.

В теле выделяют три отдела:

  1. Голова состоит из акрона и 4 сегментов, слитная. На голове размещены антенны, мандибулы, максиллы, непарная нижняя губа, простые глазки и фасеточные глаза. Ротовой аппарат образован тремя парами челюстей, в его состав входит верхняя губа (лабрум). Некоторые виды в составе ротового аппарата имеют гипофаринкс (непарный вырост глотки). Ротовой аппарат может быть различным: грызущий (прямокрылые, тараканы), сосущий (бабочки), грызуще-лижущий (пчелы, шмели), колюще-сосущий (комары), лижущий (мухи). Ротовой аппаратможет быть редуцирован (имаго поденок). Антенны могут быть коленчатого или кольчатого типа.
  2. Грудь состоит из переднегрудного, среднегрудного и заднегрудноого сегментов. Грудь пости полностью заполнена мускулытурой и сухожилиями, так как является центром локомоции. На каждом сегменте расположена пара торакальных ног. На среднем и заднем грудных сегментах находятся крылья. Грудная нога состоит из члеников: тазик, вертлуг. бедро, голень, лапка. Среди всех конечностей членистоногих ноги представляют собой самый совершенный орган движения. Исходный тип ног – ходильные и бегательные. От них осуществляется переход к специализированным типам ног: хватательным, копательным, плавательным и др. Крыльев обычно две пары. Крыло сформировано двумя слоями кожи, покрытых кутикулой. Жилки крыльев выполняют роль опорной конструкции. У примитивных видов крылья отсутствуют (чешуйницы). Передняя пара крыльев может видоизменяться в надкрылья.
  3. Брюшко обычно включает 10 сегментов и тельсон. В брюшке расположена большая часть внутренних органов. Иногда сегменты могут сливаться или нести придатки: грифельки, церки, гоноподии, яйцеклад.

Наружные покровы представлены хитиновой кутикулой, гиподермой и базальным матриксом. Кутикула трехслойная, разные слои участвуют в образовании крючков, шипов, бугорков, щетинок, волосков, чешуй.

Внутреннее строение насекомых

Пищеварительная система состоит из трех отделов:

  1. Передняя кишка выстлана кутикулой, у большинства видов состоит из глотки, пищевода, зоба, желудка. К переднему отделу присоединяются слюнные железы, вырабатывающие пищеварительные ферменты, паутинные или шелкоотделительные железы. В этом отделе происходит механическая обработка и частичное переваривание пищи.
  2. В среднем отделе кишки осуществляется переваривание пищи и ее всасывание. Средняя кишка способна образовывать слепые выросты – пилорические придатки, выполняющие роль пищеварительных желез и обеспечивающие всасывание пищи. В средней кишке вырабатывается перитррофическая мембрана – особая пленка, обволакивающая пищу.
  3. Иногда в задней кишке выделяют тонкую, толстую, прямую кишку. В заднем отделе находятся ректальные железы, способствующие более полному всасыванию влаги.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, впадающими в кишку на границе среднего и заднего отделов. Основным продуктом выделения являются кристаллы мочевой кислоты. Насекомые, обитающие во влажных местах или в воде имеют много мальпигиевых сосудов (до 150), выполняющих дополнительную функцию осморегуляции. Виды, проживающие в аридных условиях, имеют 1-2 пары мальпигиевых сосудов, сросшихся с прямой кишкой и обеспечивающих сохранение влаги в организме. Выделительную функцию выплняют клетки жирового тела и перикардиальные клетки, так называемые почки накопления. Продукты обмена могут накапливаться в покровной кутикуле и даляться вместе с экзувием в процессе линьки.

Функции жирового тела:

  • накопление питательных веществ (белков, жиров, гликогена) и влаги, обеспечивающих рост насекомого и метаморфоз;
  • накопление продуктов обмена (соли мочевой кислоты и др.);
  • часть жирового тела может трансформироваться в орган свечения (жуки-светляки).

Кровеносная система у насекомых незамкнутая. По полостям тела, омывая внутренние органы, циркулирует гемолимфа. Ее движение обеспечивает работа сердца. Сердце имеет вид трубки, расположеной на спинной стороне тела. Оно разделено на камеры (максимальное количество 8). Сокращение сердца от задней камеры к передней способствует движению гемолимфы вперед. Из аорты кровь изливается в полость тела.

Циркуляции гемолимфы способствуют:

  • работа сердца;
  • сокращение перикардиальной и периневральной диафрагм;
  • некоторые дополнительные пульсаторы.

В состав гемолимфы входят: плазма и гемоциты (лейкоциты , фагоциты, амебоциты).

Дыхательная система представлена трахейной системой. Трахеи – впячивания покровов, открываются наружу стигмами – дыхальцами. Изнутри трахей интима образует тенидии – специальные утолщения, не дающие трахеям спадаться. От концевых ветвей трахей отходят трахеолы, способные проникать внутрь клеток. Максимальное число дыхалец – 10. Трахеи могут участвовать в образовании воздушных мешков, улучшающих вентиляцию в трахеях и уменьшающих удельный вес тела насекомого.

Пример 1

У майского жука, пчелы, мухи воздушные мешки занимают существенную часть полости тела.

Если в трахейной системе присутствуют дыхальца, то она открытая, если нет – закрытая. У некоторых видов насекомых газообмен осуществляется через кожу.

Нервная система состоит из головного мозга – крупного церебрального ганглия и подглоточного ганглия, соединенными между собой коннективами.

Головной мозг включает три отдела:

  1. Протоцеребрум, наиболее сильно развитый передний отдел, вытянут по бокам в зрительные доли, иннервирует глаза и глазки, акрон. В этом отделе хорошо развиты грибовидные тела.
  2. Дейтоцеребрум иннервирует антенны.
  3. Тритоцеребрум иннервирует верхнюю губу.

Головной мозг развит тем сильнее, чем сложнее поведение у насекомых. Иннервация груди и брюшка осуществляется брюшной нервной цепочкой. Характерна олигомеризация ганглиев брюшной нервной цепочки. Внутренние органы иннервируются системой симпатических нервов.

Эндокринные железы представлены:

  • нейросекреторными клетками мозга;
  • прилежащими, кардиальными телами;
  • переднегрудными железами.

Высоко развиты разнообразные органы чувств, подразделяющиеся на:

  1. Механорецепторы (органы осязания – усики, органы слуха и сейсмического чувства – сколпофоры).
  2. Хеморецепторы – органы вкуса и обоняния.
  3. Термо- и гигрорецепторы расположены на щупиках и усиках.
  4. Фоторецепторы представлены органами зрения: простыми глазками или фасеточными глазами.

Половая система и размножение. Насекомые – раздельнополые животные с выраженным у многих видов половым диморфизмом. Половая система самцов состоит из парных семенников и семяпроводов, семяизвергательного канала, придаточных желез, эдеагуса – совокупительного органа. У самок половая система включает парные яичники, яйцевод, влагалище, у некоторых видов – семяприемник, яйцеклад.

Замечание 1

Важным диагностическим признаком в систематике имеет строение гениталий насекомых.

Развитие у насекомых сложное, может протекать прямо, с полным или неполным метаморфозом.

Существует три главных типа постэмбрионального развития :

  1. Прямое развитие – аметаболия (первичнокрылые отряда щетинкохвостых, двухвостки).
  2. Развитие с постепенным метаморфозом – гемиметаболия (многие крылатые насекомые).
  3. Полное превращение – голометаболия (перепончатокрылые, двукрылые и др.).

контрольная работа

2. Особенности жизнедеятельности насекомых

Тело насекомых разделено на 3 отдела - голову, грудь и брюшко. Голова снабжена большей частью парою сложных глаз, парою щупалец или усиков и ротовыми придатками, окружающими ротовое отверстие. Придатки эти, в форме верхней и нижней губ и 2 пар челюстей, могут изменять у различных отрядов свою форму и являются то грызущими, то сосущими, колющими или лакающими..

В пищу насекомые используют практически любые органические вещества, как растительного, так и животного происхождения. Они могут питаться как твёрдыми веществами, так и жидкими субстратами. Поэтому исходный грызущий тип их ротового аппарата претерпел существенные изменения, направленные на формирование различных видов хоботков. Например, ротовой аппарат перепончатокрылых сохранил основные свойства грызущего типа. Эти насекомые имеют хорошо развитые жвалы, так необходимые им для ведения строительных работ. Вспомним изящно изготавливаемые соты домашней пчелы или бумажные гнёзда общественных ос. Одиночные перепончатокрылые при изготовлении гнёзд используют различные субстраты - прогрызают норки в древесине, твёрдом и даже каменистом грунте. [ 10. 75-77].

Используются жвалы и при захватывании и транспортировке жертв хищными осами, а при необходимости это и неплохой орган защиты.

Вместе с тем эти насекомые способны питаться нектаром или просто слизывать жидкость с поверхности. Собственно хоботок их состоит из двух задних пар челюстей. Они удлинены и при складывании друг с другом образуют почти замкнутый канал, да ещё и со своеобразным поршнем внутри. С помощью хоботка они способны проникать вглубь венчика цветка к нектарнику. Хоботок бабочек также предназначен для употребления пищи. Но он проще по строению, отличается, как правило, большей длиной и должен считаться наиболее специализированным. Возможности его применения ограничены - только для употребления жидкой доступной пищи. Они работают по принципу насоса. .

Другое дело - Колюще-сосущие хоботки. Они независимо произошли в разных группах насекомых, имеют черты своеобразия в каждой из них. Однако общим для всех является наличие в таком хоботке двух каналов: один - для инъекции слюны, другой - для всасывания пиши. Имеют колюще - сосущие хоботки насекомые нескольких отрядов: кровососущие двукрылые, клопы, блохи, вши, равнокрылые хоботные. Принцип работы таких ротовых аппаратов иной, его можно назвать принципом шприца и насоса. Хоботок прокалывает покровные ткани животных или растений, через слюнной канал инъецирует пищеварительные ферменты или другие биологический активные вещества, а через пищевой канал всасывает пищу. .

Грудь насекомых, слитая из 2 сегментов, несёт 3 пары ног и 2 пары крыльев.

Брюшко состоит по большей частью из 8 члеников.

Нервная система состоит из головного узла, окологлоточных комиссур и брюшной нервной цепочки.

Выделительные органы - в форме трубочек (мальпигиевых сосудов), впадающих в кишечник на границе средней и задней кишок.

Кровеносная система представлена одним спинным сосудом - сердцем, переходящим впереди в головную артерию; дальше кровь из сосуда поступает в синусы между тканями и отдельными органами.

Дыхательные органы в виде дыхательных трубочек или трахей, состоящих из: 2 боковых продольных стволов, сообщающихся с наружной средою с помощью отверстий - дыхалец, помещающихся попарно в члениках тела, и серии более мелких разветвлений воздухоносных каналов, рассеянных между всеми тканями и органами. .

Бактерии: места обитания, строение, процессы жизнедеятельности, значение

3. а) Питание Используют питательные вещества только в относительно небольших молекул, проникающих внутрь клетки. Такой способ питания, характерный для всех организмов растительного происхождения, называют голофитным...

Биоритмы и их роль в жизнедеятельности человека

Биологические ритмы - это периодическое повторение изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах . Выдающийся хронобиолог Ф...

Высшая нервная деятельность

В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных и условиям обитания. В 1863 году вышла книга И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", объяснявшая эти явления...

Гетеротрофные организмы. Окисление органических веществ (дыхание) для энергетического обеспечения жизнедеятельности

Количество энергии, поступающей в организм с пищей, должно обеспечивать подержание равновесного энергетического баланса на фоне неизменной массы тела, физической активности и соответствующих скоростях роста и обновления структур организма...

Инстинктивное поведение

Инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Однако это не означает...

Насекомые (Insecta), самый крупный класс животных, объединяющий больше видов, чем все прочие группы вместе взятые. Относится к членистоногим беспозвоночным. Как и у всех этих животных, у насекомых сегментированное тело с членистыми придатками...

Классификация насекомых. Первичнобескрылые

Существуют различные классификации насекомых. По одной из них Бессяжковые, Ногохвостки и Двухвостки выделяются в подкласс Скрыточелюстных (Entognatha) и противопоставляются Настоящим, или Открыточелюстным насекомым (Ectognatha)...

Микробиология рыбы и рыбных продуктов

Эффективным способом сохранения качества гидробионтов является замораживание, при котором уничтожается большая часть микроорганизмов (60-90 %). Поступающие на холодильное хранение гидробионты бывают контаминированы микроорганизмами...

Особенности класса насекомых

Тело взрослых насекомых, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом, выполняющим роль наружного скелета, и разделено на голову, грудь и брюшко, что отличает их от других членистоногих. Сегменты головы слиты в общую массу...

Особенности класса насекомых

Насекомые раздельнополы. Половые железы у них парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Яичники самок открываются в яйцеводы...

Оценка степени адаптации климатипов сосны обыкновенной различного географического происхождения

Общие требования охраны труда изложены в Инструкции "Общие требования по охране труда для работников, занятых на лесосечных и лесокультурных работах"...

Проблемы геронтологии

Геронтология - (от греч. geron, родительный падеж gerontos- старик и... логия), раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения живых организмов, в том числе и человека...

Сущность и развитие гелиобиологии

«Околоодиннадцатилетние» ритмы солнечной активности важны для прогнозирования, например, эпидемий и социальных катаклизмов. Такой прогноз (времени и частоты колебаний циклов СА) выполнен на период до 2100 года ХХI век, по нашим данным...

Терморегуляция животных

Системы, регулирующие температуру у насекомых, изучены лучше, чем у других беспозвоночных, с одной стороны, очевидно, в результате того, что у насекомых имеются многообразные терморегуляторные возможности. С другой стороны...

Физиология клеточного возбуждения

Для подробного рассмотрения роли возбуждения в жизнедеятельности рассмотрим значение данного процесса для работы основных систем органов организма человека...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 имени Героев Свири»

Г. Ульяновска

Проект урока по биологии в 7 классе

Учитель биологии - Макарова И.В.

Тема: «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых»

Тип учебного занятия: открытие новых знаний.

Формы организации образовательного процесса: урок – размышление, лабораторная работа.

Методы обучения: словесно – наглядный, исследовательский, проблемного изложения, эвристической беседы с элементами художественного чтения.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели : раскрыть особенности строения насекомых в связи с жизнью в наземно-воздушной среде; углубить знания о частях тела насекомого, органах, расположенных на них, и значении; продолжить формирование умений работать с учебником, пользоваться натуральными объектами и рисунками для выполнения лабораторной работы; формировать научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи организма со средой обитания; способствовать формированию экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.

Оборудование: коллекции насекомых, лупы, таблицы, выставка книг и журналов, лабораторные тетради, «Большая энциклопедия животного мира»(Бейко В.Б.,М.:Росмэн), интерактивный диск « Наглядная биология», микропрепараты «Ротовой аппарат комара», «Конечность пчелы», фонограмма «В траве сидел кузнечик», видеофрагмент и иллюстрации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/.

План урока: 1) Орг. момент – 1 мин

2) Проверка знаний – 5 мин

3) Изучение нового материала – 20 мин

4) Физминутка – 1 мин

5) Закрепление – 10 мин

6) Подведение итогов урока – 2 мин

7) Домашнее задание – 1 мин

Ход урока

1) Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в связи с наземно-воздушной средой обитания, о частях тела насекомых, органах, расположенных на них, и значении. Итогом нашей работы будет таблица «Внешнее строение насекомых» в лабораторных тетрадях.

2) Проверка знаний.

В начале урока проверим ваши знания по теме «Тип Членистоногие».

Дайте общую характеристику Членистоногих:

Тело членистоногих покрыто плотным 1 (хитиновым) покровом – наружным скелетом.

У них имеются членистые 2 (конечности).

Полость тела 3 (смешанная).

Кровеносная система 4(незамкнутая).

Органы 5 (чувств) разнообразны и хорошо развиты.

Членистоногие – самый 6 (многочисленный) по числу видов тип животных.

Членистоногие произошли от древних 7 (многощетинковых.) червей.

Первоначально это были 8 (водные) животные.

От них произошли современные ракообразные, паукообразные и 9 (насекомые).

3) Изучение нового материала

*Рассказ учителя с демонстрацией наглядных пособий.

Внешне насекомые очень разнообразны – жуки, бабочки, мухи, стрекозы и другие. Тело насекомых разделено на сегменты, границы между которыми имеют вид насечек. От слова «насекать» и возникло название «насекомые». У них имеются две характерные особенности: твёрдый хитиновый покров и наличие трёх пар конечностей. Уплотнённые наружные покровы не только защищают внутренние органы от повреждений, но и препятствуют испарению воды из организма. Конструкция скелета позволяет насекомым иметь очень мелкие размеры (менее 1 мм), что способствовало их приспособлению к обитанию в самых разнообразных условиях, а следовательно, к возникновению в процессе эволюции всё новых групп и видов. Поэтому насекомых очень много, более 1 млн. видов, на долю которых приходится 70 % от общего числа видов животных. Насекомых часто называют шестиногими, при том способе ходьбы и бега, которые выработались у насекомых, дальнейшее уменьшение числа ног невозможно. Дело в том, что при ходьбе в каждый отдельный момент времени тело насекомого опирается на 3 ноги: переднюю и заднюю с одной стороны и среднюю – с другой. Этим достигается устойчивое положение тела при опоре на 3 точки.

*Работа с учебником, параграф 26.

Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове имеется пара сложных глаз, одна пара усиков и ротовой аппарат, на груди – три пары ног и (у большинства) – крылья; на брюшке у насекомых ног нет. Хитиновые покровы насекомых препятствуют потере воды. Дышат насекомые с помощью трахей. Кровеносная система незамкнутая, нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. Насекомые – наиболее многочисленная и разнообразная группа животных. На Земле обитает более миллиона видов насекомых. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно (за исключением морей и океанов).

На голове у насекомых имеются органы чувств и ротовой аппарат. Какими они бывают?

* Выступление 1 ученика:

Органы чувств – это прежде всего органы зрения, обоняния и осязания. Два глаза расположены по бокам головы и состоят из множества мельчайших, одинаковых по строению фасеток, каждая из которых подобна оптической трубе, изображение у насекомых получается мозаичное. У некоторых насекомых, например у стрекоз, мух глаза, занимают большую часть головы, что позволяет одновременно видеть предметы, расположенные перед ними, а также сбоку, снизу и частично сзади. У стрекоз в сложном глазу насчитывается до 28 000 фасеток. У насекомых, живущих в темноте, например в пещерах, глаза не развиваются. У пчел кроме сложных глаз имеются и простые.

Основными органами обоняния и осязания у насекомых служат усики, которые могут иметь разнообразный вид: нитевидные, перистые, пластинчатые и др. Органы обоняния самцов чаще служат для разыскивания неоплодотворённых самок, которые выделяют в воздух специфические пахучие вещества (феромоны), воспринимаемые самцами даже за несколько километров. У насекомых органы обоняния самцов обеспечивают встречу полов. Органы обоняния самок приспособлены для разыскивания той среды обитания, в которой развиваются личинки. Такими сложными путями насекомые, используя запахи, регулируют свою жизнедеятельность.

* Работа с учебником:

Рассмотрите рисунок № 99 «Строение ротового аппарата».

Найдите в тексте параграфа, у каких насекомых какие ротовые аппараты развиты.

У таракана – грызущий, у пчелы – грызуще-лижущий, у бабочки – сосущий, у мухи – фильтрующий, у комара – колюще- сосущий. Почему насекомые имеют разные типы ротовых аппаратов?

*Выступление 2 ученика:

У насекомых имеются различные типы ротовых аппаратов, что связано с характером потребляемой пищи. У насекомых, питающихся твёрдой пищей - грызущий ротовой аппарат состоит из верхней и нижней челюстей, верхней и нижней губ. Всё это -видоизменённые конечности. Грызущий ротовой аппарат имеют жуки, стрекозы, саранча, тараканы. Некоторые насекомые не питаются, их ротовые органы не развиты. Личинки мух не имеют головы и питаются, выделяя пищеварительные соки в скопление пищи и всасывая уже полупереваренную жидкую кашицу поверхностью тела.

У насекомых, питающихся жидкой пищей – соками растений или кровью животных, ротовые органы сосущего типа, преобразованы в тонкий и длинный хоботок с каналом внутри, по которому всасывается пища. Сосущий ротовой аппарат с длинным хоботком позволяет бабочкам доставать нектар из очень тонких венчиков цветов, производя при этом опыление растений, поэтому истребление бабочек приведёт к исчезновению красивоцветущих растений, опыляемых только этими насекомыми.

* Работа с учебником

Рассмотрите рисунок № 98 Б «Строение конечностей различных насекомых».

На груди располагаются три пары ног. Найдите в тексте параграфа, какие типы ног имеют различные насекомые. У таракана и большинства насекомых ноги бегательные. У кузнечика, саранчи, блохи задняя пара ног очень длинная и мощная. Это прыгательные ноги. У жука – плавунца и водного клопа гладыша задняя пара ног покрыта длинными волосками, образующими широкую поверхность – своеобразное весло. Это плавательные ноги. У медведки передняя пара ног мощная, плоская и короткая. Это копательные ноги. У богомола ноги хватательного типа, покрыты рядами шипов, они способны хватать жертву, смыкаясь, подобно ножницам.

Лапки ног заканчиваются коготками, которыми насекомые цепляются за неровности при ходьбе и беге. Коготки позволяют подниматься по вертикальной поверхности и даже по нижней стороне листьев, по потолку комнат. У некоторых насекомых между коготками имеются присоски, используемые ими при передвижении по гладкой поверхности, например по стеклу. Основные типы ног сводятся к вариантам: передние ноги могут быть копательными или хватательными, задние – прыгательными или плавательными.

* Выступление 3 ученика:

На груди у насекомых расположены крылья – совершенные органы полёта. Среди беспозвоночных животных только насекомые обладают крыльями, которые дали им большое преимущество в конкуренции с другими организмами. Крылья функционируют только у взрослых насекомых. При помощи полёта они распространяются на значительные расстояния, в короткие сроки находят особь противоположного пола или благоприятные условия для развития потомства. Скорость полёта особенно велика у бабочек-бражников – 15 м/с, а расстояния, на которые способны перелетать эти бабочки, измеряются сотнями километров. С помощью крыльев саранча совершает миграции, преодолевая 4000 км.

Названия отрядов насекомых дано в основном по строению крыльев: «жесткокрылые», «чешуекрылые», «перепончатокрылые», «двукрылые».

* Выступление 4 ученика:

Брюшко насекомых обычно мягкое, состоит из 8 – 11 члеников. Оно служит в основном для размещения внутренних органов, главным образом пищеварительной системы и органов размножения, и запасных питательных веществ в виде жирового тела. Брюшко прикрепляется к грудному отделу либо неподвижно, как у жуков, либо наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у многих перепончатокрылых – муравьёв, ос, пчёл, у которых сохраняется подвижность брюшка, что имеет важнейшее значение. По бокам брюшка расположены маленькие отверстия-дыхальца. На конце брюшка находится заднепроходное отверстие. У самок может быть развит длинный яйцеклад, иногда превращающийся в жало.

4) Физминутка

5) Закрепление

* Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого».

Найдите в параграфе описание хода работы, прочитайте и выполните её самостоятельно.

Заполните в лабораторных тетрадях таблицу «Внешнее строение насекомого»

6) Подведение итогов урока

С чем вы сегодня познакомились на уроке?

Что нового вы узнали для себя?

С чем связано большое разнообразие видов насекомых?

7) Домашнее задание

параграф № 26, вопрос № 3,4, подготовиться к конкурсу презентаций «Мир насекомых».

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Цель: изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых

Задачи:

    Образовательные : рассмотреть особенности организации насекомых, выявить усложнения строения систем органов в ходе эволюции.

    Развивающие: развивать внимание, память, мышление, устную речь, развивать умения устанавливать черты сходства и различия у представителей разных классов типа Членистоногие.

    Воспитательные: формировать чувство прекрасного, бережное отношение к насекомым.

Тип урока: комбинированный, частично– поисковый.

Технологии: здоровьесберегающая технология, технология ТРИЗ

Методы и приемы: словесный, наглядный, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: компьютер, презентация, видеофрагменты, карточки для работы, коллекции насекомых.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный

Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Оцените своё настроение в начале урока.

1. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы к учащимся:

    Назовите характерные признаки типа Членистоногие. Проверка Слайд 2

    Кто изображён? Какие признаки объединяют представителей Ракообразных в один класс? Слайд 3-4

    Кто изображён? Какие признаки объединяют представителей Паукообразных в один класс? Слайд 5-7

    Показ слайдов различных насекомых. О каких представителях животного мира пойдёт речь на уроке? Слайд 8-9

    Какие среды обитания занимают насекомые?

Ответы учащихся.

Учитель: Насекомые – самый многочисленный класс животного мира, он насчитывает в настоящее время не менее одного миллиона представителей. А сколько еще их неизвестно науке? Слайд 10-11

Рассмотрим место насекомых в системе животного мира:

Царство Животные
Тип Членистоногие
Класс Насекомые

Проблемный вопрос: Почему Класс Насекомые самый многочисленный среди Типа Членистоногие? Слайд 12

Учитель: Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (составить план работы по этой теме, изучить учебный материал по классу Насекомых).

Вместе с учащимися составляется план урока: Слайд 13

    Общие признаки класса Насекомые.

    Характерные черты внешнего строения. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого на примере Майского хруща».

    Характерные черты внутреннего строения.

    Черты сходства и различия насекомых с ракообразными и паукообразными.

    Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться.

Этап 2. Операционно-исполнительский.

1 . Изучение внешнего строения насекомых Слайд 14-15

Парная работа. Выполните лабораторную работу: «Внешнее строение насекомого на примере майского жука», используя коллекцию насекомых, текст и рисунки учебника на с. 160-162.

Заполните таблицу:

Признаки

Особенности строения

Покров

Размер

Отделы тела

Органы, расположенные на:

Голове

Груди

Брюшке

Проверка выполнения заданиявыборочный опрос. Слайд 16

Снаружи насекомые покрыты прочной хитиновой оболочкой, очень стойкой к внешним воздействиям.

Тело насекомых состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.

На голове имеется: ротовой аппарат (верхняя губа, нижняя губа, верхняя челюсть, нижняя челюсть), одна пара усиков– органы обоняния, две пары щупиков – органы осязания и вкуса, одна пара сложных фасеточный глаз (каждый глаз состоит из нескольких тысяч простых глазков) – орган зрения, на груди имеются одна или две пары крыльев, три пары ног.

Демонстрация видеофрагмента: «Полёт насекомых» Слайд 17

На брюшке находятся дыхальца– отверстия для дыхания.

2 . Изучение внутреннего строения насекомых Слайд 18

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.162-164, рисунками, таблицей.

3.Как дышат насекомые?

5. Как питаются насекомые?

6. Что такое мальпигиевы сосуды? Проверка изучения материала Слайд19, слайд 20

Демонстрация видеофрагмента « Разнообразие ротовых аппаратов насекомых»

Слайды 21-22

3 . Назовите черты сходства и различия насекомых с ракообразными, паукообразными. Слайды 23-24

4. Укажите биологические особенности насекомых, давших этому классу возможность широкого распространения в природе Слайды 25-26

Информация для учителя

Особенности строения (признаки) класса насекомых

Биологическое значение признака

Наличие крыльев и трех пар ходильных ног

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

Деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы

Разнообразное строение ротовых органов

Возможность использования разнообразной пищи

Наличие развитых органов чувств

Способность находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир

Небольшие размеры

Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных

Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки

Наличие более сложных рефлексов

Учитель : мы рассмотрели особенности внешнего и внутреннего строения и можем теперь ответить на проблемный вопрос. (ответ: сложноорганизованные животные – что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни). Слайд 27

3.. Прием оживления урока . Интересные истории о насекомых. Слайд 28

Жук – бомбардир в случае опасности с громким хлопком выстреливает кипящую жидкость в обидчика. При этом жук не наносит ожогов себе. Как ему это удается? Подсказка: жидкость должна быть горячей, чтобы обжигать врага и должна быть холодной, чтобы не обжечь самого жука. Решение: Когда жук-бомбардир чувствует опасность, он выпускает струю воды с голубоватым дымком. Чтобы произошел поражающий врага выстрел, в тельце жука происходит работа, какую не выполняет ни одно оружие, изобретенное человеком.
Образуются ядовитые вещества у жука в гландах. Затем они поступают в два резервуара, и хранятся отдельно – пероксид водорода и гидрохиноны. Раздельное хранение необходимо – соединяясь, эти вещества ведут к мгновенному взрыву. Что и происходит, когда в них возникнет надобность. Они поступают в камеру на самом конце брюшка жука-бомбардира, и там, на самом выходе из тела, мощно взрываются. И выбрасываются наружу. Причем не просто струей, а артиллерийскими залпами невиданной скорости – до 500 в секунду.
Но и это еще не все – энергия взрыва так разогревает яды, что они выбрасываются наружу кипящими, разогретыми до 100 градусов. Тому, кто решится напасть на бомбардира, грозят еще и ожоги. А само артиллерийское приспособление способно вращаться и обеспечивать точность прицела.

Этап 3. Проверочно-закрепляющий

Тестирование.

Вопрос № 1



в) головогрудь и брюшко;
г) голова, грудь, брюшко

Вопрос № 2

а) Сосущий
б) Лизущий
в) Грызущий
г) Колюще-сосущий

Вопрос № 3

а) Стенки трахей
б) Стенки капиляров
в) Стенки легочных мешков

Вопрос № 4
Органы выделения насекомых?

а) мальпигиевы сосуды
б) жировое тело
в) почки
г) жировое тело и мальпигиевы сосуды

Вопрос № 5

а) 200 000
б) 550 000
в) 900 000
г) более 1. 000. 000

Вопрос № 6
Какие глаза имеют насекомые?

а) простые
б) сложные
в) одну пару простых глаз
г) две пары сложных глаз

Вопрос № 7



Вопрос № 8

а) Незамкнутая и имеет сердце на спинной стороне тела
б) Замкнутая
в) Отсутствует

Вопрос № 9

а) на голове;
б) на груди;
в) на брюшке и груди

Вопрос № 10


б) запасание воды;

Самопроверка Слайд 29-32

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

С.158-164 Слайд 33

Маршрутный лист.

Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

1. Парная работа. Выполните лабораторную работу: «Внешнее строение насекомого на примере майского жука», используя коллекцию насекомых, текст и рисунки учебника на с. 160-162.

Заполните таблицу:

Признаки

Особенности строения

Покров

Размер

Отделы тела

Органы, расположенные на:

Голове

Груди

Брюшке

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.162-164, рисунками, таблицей.

Работа в группах. Устно ответьте на вопросы:

1. Как устроена нервная система у насекомых?

2. Опишите строение глаз у насекомых?

3.Как дышат насекомые?

4. Какими органами образована кровеносная система?

5. Как питаются насекомые?

6. Что такое мальпигиевы сосуды?

3.Тестирование.

Вопрос № 1
Для насекомых характерны следующие признаки:

а) 4 пары ног и ни одной пары усиков;
б) 4 пары ног и 1 пара усиков;
в) головогрудь и брюшко;
г) голова, грудь, брюшко

Вопрос № 2
Какой тип ротового аппарата у комара?

а) Сосущий б) Лизущий в) Грызущий г) Колюще-сосущий

Вопрос № 3
Кислород к тканям насекомых поступают за счет диффузии через:

а) Стенки трахей б) Стенки капилляров в) Стенки легочных мешков
г) Поступление в трахей, а после в капилляры

Вопрос № 4
Органы выделения насекомых?

а) мальпигиевы сосуды б) жировое тело в) почки
г) жировое тело и мальпигиевы сосуды

Вопрос № 5
Число видов насекомых, описанных в настоящее время, составляет примерно:

а) 200 000 б) 550 000 в) 900 000 г) более 1. 000. 000

Вопрос № 6
Какие глаза имеют насекомые? а) простые б) сложные в) одну пару простых глаз
г) две пары сложных глаз

Вопрос № 7
Нервная система насекомых представлена:

а) Надглоточным нервным узлом, подглоточным узлом, брюшной нервной цепочкой
б) Нервных клеток собранных в два нервных ствола
в) Нервных клеток разбросанных по всему телу

Вопрос № 8
Кровеносная система насекомых:

а) Незамкнутая и имеет сердце на спинной стороне тела б) Замкнутая
в) Отсутствует

Вопрос № 9
Дыхальца насекомых расположены:

а) на голове; б) на груди; в) на брюшке и груди

Вопрос № 10
Функция мальпигиевых сосудов и толстой кишки у насекомых:

а) выведение продуктов обмена и всасывание воды;
б) запасание воды;
в) всасывание питательных веществ из гемолимфы

Пояснение.

1. Способность к полету, позволяющая насекомым быстро заселять новые территории, преодолевать водные пространства и другие преграды; большая подвижность, обеспеченная развитой поперечнополосатой мускулатурой, членистыми конечностями.

2. Многослойная хитинизированная кутикула с наружным слоем, содержащим воскоподобные и жировые вещества, защищающая тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей.

3. Разнообразие ротовых аппаратов, позволяющее использовать различный кормовой материал, что уменьшает межвидовую конкуренцию и способствует поддержанию высокой численности насекомых.

4. Малые размеры насекомых, обеспечивающие выживание и способствующие созданию необходимых условий для существования даже в очень незначительных по размеру пространствах (небольшие обрастания на скалах, трещины в коре деревьев, почве и др.).

6. Высокая плодовитость и способность к массовому размножению: среднее число откладываемых яиц составляет 200−300. Некоторые насекомые откладывают небольшое число яиц, но дают несколько поколений (до 10 и более) за вегетационный сезон. Эта способность вызывает массовое появление многих насекомых (хрущи, мухи, комары, саранча и др.).

7. Разнообразие типов постэмбрионального развития: неполный, полный метаморфоз и другие типы превращения. В фазе личинки происходит рост и развитие особи, в фазе взрослой особи - размножение и расселение. Способность переживать неблагоприятные условия в состоянии диапаузы - временного физиологического покоя.

8. Смена среды обитания на разных стадиях онтогенеза: личинки обитают в водной среде, взрослые - в наземно-воздушной (например, стрекозы, комары и др.), что снижает внутривидовую конкуренцию за пищу, пространство для жизни и способствует лучшему выживанию насекомых.

9. Органы дыхания - трахеи - позволяют осуществлять интенсивный газообмен и поддерживать при необходимости (во время полета) высокий уровень процессов жизнедеятельности.

10. Хорошо развитая нервная система, разнообразные и совершенные органы чувств, сложные врожденные формы индивидуального и общественного поведения - инстинкты. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове находится пара членистых усиков, пара верхних и две пары нижних челюстей. Кроме того, они имеют пару сложных фасеточных глаз, а многие - и простые глазки. Строение ротового аппарата разнообразно и соответствует характеру питания. Исходным считается грызущий ротовой аппарат, от которого в результате пищевой специализации произошли остальные типы: колюще-сосущий (у комаров, клопов, тлей и др.), сосущий (у чешуекрылых), лакающий (у пчел, шмелей), лижущий (у мух). Грызущим ротовым аппаратом обладают, в частности, насекомые отрядов жестко- и прямокрылых, а также многие личинки.

Примечание.

В качестве ответа могут быть засчитаны 3−4 любых положения из выше перечисленных.

Похожие публикации