Автомобильный портал

Таро тота шут значение. Значения карты «Дурак» колоды «Таро Тота Алистера Кроули» по книге «Таро-зеркало души» Герда Зиглера. Значение карты в вопросах здоровья

ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

Итак, перед нами первая карта колоды Таро Тота, ноль, начало начал, так сказать. А начало чего бы то ни было обычно отражает базовое, основное свойство того явления или предмета, к которому оно относится. Данный случай не является исключением. А так как все карты этой колоды в первую очередь отражают очень обширную область эмоциональных проявлений человеческой природы, то А.Кроули связал с этой картой самые легкие наши чувства. Легкость, оптимизм, наивность, доверчивость, любовь, рост, весеннее настроение - являются главными положительными характеристиками данной карты. Ее негативными характеристиками являются переоценка своих сил и возможностей, несерьезность, а главное - безответственность. Последнее значение стоит особенно выделить, так как оно проявлено здесь исключительно ярко. Будьте очень осторожны - подобные несерьезность и бесшабашность способны принести вам немало бед.

ТЕЗИС:

"Все настолько хорошо и спокойно, что я уверен - мне ничего не угрожает и совершенно нечего боятся. Ведь мир так прекрасен. Люди добры, и я могу доверять им. Я уверен - что бы я не начал, у меня все получится".

ОТНОШЕНИЯ:

Легкость; беззаботность; полное доверие к партнеру; любовь; симпатия; духовная и физическая близость; полное удовлетворение партнером.

ЛИЧНОСТЬ:

Беззаботность; легкость чувств; наивность; доверчивость; безответственность; нежелание принимать ответственность за свои поступки; неразборчивость в половых связях; непоследовательность; не доведение начатого до конца.

РАБОТА, БИЗНЕС:

Начало развития бизнеса; неясность целей; недооценка реальной ситуации и трудностей; отсутствие прибыли; успешное и удовлетворяющее начало работы на новом месте; слишком оптимистичные прогнозы и ожидания.

ЗДОРОВЬЕ:

Очень хорошая позитивная динамика; полное выздоровление.

Наслаждайтесь этой весной и легкостью. В нашей жизни такое бывает не часто. Возможно, это самое счастливое для вас время. Вполне возможно, что все действительно хорошо и спокойно. Быть может это действительно тот человек, который вам нужен, возможно этот бизнес - действительно ваш уникальный шанс, а полученное вами наследство лежит на счету надежного банка. Однако полностью расслабляться все равно не стоит. Вам нужно настойчиво противостоять ощущению, что ваша безопасность абсолютна. Это агрессивный мир, в котором наш главный враг - это мы сами. "Простота хуже воровства". Смысл этой пословицы в том, что наша наивность, глупость и доверчивость может очень сильно навредить как нам самим, так и окружающим нас людям. Соберитесь и постоянно контролируйте как ситуацию, так и собственное поведение. Не тратьте без счета деньги, не берите кредитов, как следует не оценив свои возможности их вернуть, не вступайте в сомнительные половые связи и не приближайте к себе малознакомых людей, дающих вам всевозможные обещания и заверяющих в своей честности и порядочности. Этот список можно продолжить, но я надеюсь, вы и так уже все поняли. Поверьте мне, я знаю, о чем говорю...

На карте изображен рогатый человек, руки которого выходят за границы яйца, в котором он находится. Конечно самое простое, что можно сказать о карте, так это то, что перед нами зародыш который находится в матке. Если рассматривать карту более глобально, то это человек, который не может находится в рамках. Он непоседа, четыре стены для него слишком узкое пространство, он не может находится в четырех стенах. Для него важно познание абсолютно новых горизонтов. Это новатор, для которого рамок не существует. Он всегда стремится обуздать новые вершины и познать что то новое и неизведанное. Это познание неизведанного относится не только к самому человеку, но и к ситуации которую вы просматриваете. Шут это мессия, который пришел в этот мир проповедовать, который пришел в этот мир давать людям надежду, давать людям истину, шут приходит чтобы засиять на небе как звезда и умереть. Если изучать карту так, как это делала в свое время, и так как я предлагаю это делать своим ученикам, то карта показывает очень интересный тип личности. С одной стороны это такой же новатор, как Александр Кроули, который пришел в этот мир, увидел рамки, ему эти рамки не понравились и он начал свое новое и новаторское путешествие, человек создатель, который создает новую теорию, новое химическое оружие или новую колоду таро. Для него важно не только познание новых вершин но и обнародование этих вершин. Такой же отличительной чертой отличался и Григорий Распутин, который пришел в этот мир как новый мессия, он пропагандировал людям новую теорию единения Бога и человека. Личность с большой буквы. Есть очень схожий момент, между личностями на которых выпадает шут, теневая сторона, без которой не обойтись. Иисус пришел новатором, был любим и в конце концов убит обществом. Александр Кроули, обвинен в самых тяжких грехах за то, что показал весь свой гений, и умер в нищете, все кому не лень кидали в него свои камни, ведь он не такой как все. Григорий Распутин так же как и мессия, пришел в этот мир ярко горящей звездой и был убит. Так какой же символ говорит о том, что человек может быть гонимым обществом? Крокодил. Он мало заметен на карте, а всё потому, что его проявление в жизни кверента, начинается не сразу, крокодил сидит и поджидает плод, перед тем как он выпрыгнет из утробы, карта не однократно показывала ситуации, когда человек прошел длинный путь развития, от маленького андрогина, бесполого зародыша, до состоявшейся личности. И в итоге, кульминационный момент, это встреча с этим самым крокодилом, который готов поглотить и уничтожить состоявшуюся личность, которая благодаря своему новаторству достигла больших высот. Крокодил это и страх перед рождением, страх перед последней ступенью своей реализации. Пытаясь интерпретировать старшие и младшие арканы тарота, как и любой другое системы, мы пытаемся загнать их, в определенные информационные рамки. Но система тарота настолько сильно находится в единение с нашим бессознательным (как и аркан шут в единении с высшим абсолютом), что загонять систему в рамки совершенно бессмысленно. Она всегда из века в век будет выходить за устоявшиеся рамки. Так и шута не нужно загонять в угол, этот человек, всегда найдет все возможные ходы и выходы. Ещё одной примечательной фигурой на карте является тигр. Это консерватор, который хочет затоптать и не дать развитие шуту, убить его новые идеи, уничтожить его новаторские планы. Что нам может показать этот символ в карте на практике? Отца, который боится что сын превзойдет его. Царя, который боится что из новых земель придет рыцарь и займет его место. Мать, которая ревнует детей к своему отцу. Или начальника отдела, которая видит перспективного сотрудника и боится что он займет его место. Я думаю что теперь понятно, что шут, это не просто дурак, или человек у которого ветер в голове, обозвать дураком, любого, кто от нас отличается очень просто, хотя конечно карта может показать и Иванушку дурачка, и ребенка у которого диагноз дауна, или тяжелая стадия аутизма. Подведем небольшой итог. На глубинном уровне символизирует таинственные импульсы, которые внутри нас. Эти импульсы побуждают нас бросаться в неизведанное. Он веря в небеса, веря в высшее готов не колеблясь шагнуть в пропасть. Если заглянуть ещё более глубоко, то этот юродивый обладает внезапной тягой к переменам. Очень интуитивен, его психика отличается от психики других людей. У него есть шестое чувство, животный инстинкт, который позволяет слышать и слушать то, что не подвластно другим людям. Он всегда готов расширить жизненные горизонты, познать непознанное. Он обладает голодом к духовной пище. Может показывать такую ситуацию, когда человек прыгнул с моста, или прыгнул с обрыва, выпрыгнул из окна. Карта часто показывает маленьких детей, которые находятся в утробе, или детей от года до трех лет. Шут это мессия, который пришел в этот мир, чтобы нести правду, нести чистоту, беззаботность и не порочность. Он преобразователь божьей истины, через него небо толкует людям откровение, которое спустилось на грешную землю, чтобы направить людей в нужное русло. Он пришел в этот мир, чтобы упасть в пропасть, к крокодилу изображённому на конце обрыва, причем этой зияющей пропастью являются окружающие его люди, которые либо убьют его, либо просто не дадут ему выжить с его пропагандой в лучшее в этом мире. Карта часто показывает таких людей, которые пришли в этот мир с определённой миссией, чтобы выполнить эту миссию и быть убитым обществом.

Открытость, доверие, готовность пойти на риск, храбрость стоять на своем, свобода, независимость, творчество, огромный потенциал, возможность совершить квантовый прыжок, слушание голоса сердца.

Дурак представлен богом Весны, Дионисом. Зеленый цвет напоминает нам о мощной творческой силе Весны, Крокодил (древнеегипетский бог творчества) также несет величайшие творческие силы.

Длинная пуповина - соединение с космическим единством - окружает Дурака четырьмя спиралями. Возможность возрождения дана на всех четырех планах человеческого существования: духовном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом. Пре реквизитом является ваша готовность изменяться во всех областях, ваша ответственность за саморазвитие. Эти четыре спирали описываются следующим образом:

Первая спираль окружает сердце в форме сердца. Она означает эмоциональное возрождение, признание, восприятие и принятие истинных эмоциональных нужд.

Вторая спираль несет три символа. Голубь представляет уязвимость и чувствительность как требования любви к себе и другим. Способность устанавливать границы и говорить "нет" в неясных отношениях также нужна. Бабочка означает трансформацию (гусеница становится бабочкой). Змеи, обернувшиеся друг вокруг друга (Кадуцей) - это символ занятий врачеванием и здоровьем.

На третьей спирали лежат два голеньких обнявшихся ребенка. Их присутствие вводит в картину мир отношений. Качество ваших отношений с семьей, друзьями, деловыми партнерами и глубокие эмоциональные связи следует пересмотреть и переоценить. Каких людей вы действительно желаете видеть вокруг себя?

Четвертую спираль занимают тигр и крокодил. Крокодил побуждает к развитию творческих способностей в работе и карьере. Роза на нем символизирует разворачивание творческих сил. Мощные челюсти крокодила говорят о его выносливости и качествах лидера, а также о способности работать независимо и самодостаточно. Возможно прорваться сквозь старую, изношенную обусловленность.

Тигр символизирует страх (см. Принцессу Жезлов). Тигр постоянно кусает Диониса, но его взор остается направленным вперед. Он не обращает внимания на страх, так что тот потерял свою власть над ним. Тигр совсем не может ему повредить. Его несокрушимая вера в существование позволяет ему осознавать страшные ощущения, не будучи их жертвой. Он освобожден, способен быть восприимчивым к высотам мистических переживаний и межличностному взаимодействию. Освобождены основные динамичные силы, которые влекут вперед. Невозможно удержать надвигающийся процесс творческого разворачивания.

Дурак держит в правой руке чашу с хрустальным основанием и горящий факел в левой. Это алхимические символы (см. Карту XVI - Искусство). Они показывают встречу противоположных сил, которая создает энергию для того, чтобы произошла трансформация, или квантовый прыжок. Виноград - символ плодородия -созрел для уборки. Белые пятна на золотом фоне означают листопад (время уборки урожая); падающие листья, копание, отпускание, отступление. Монеты справа, гравированные астрологическими символами, отражают бьющее через край богатство на всех планах, которое приходит, когда вы полностью отпускаете поводья своих творческих энергий, чтобы они развернулись.

Рога, которые носит Дионис, отражают расширенное восприятие. Радуга, окружающая его голову, означает целостность, единство, мост между небом и землей, внутренним и внешним. Между его ногами - пучок цветов, представляющий процесс трансформации. Внизу активный аспект (три цветка слева символизируют тело, мышление и дух) соединяется с пассивным аспектом, восприимчивостью, желанием учиться. Простые цветы внизу, когда объединяются, дают рождение много-лепестковому цветку над ними.

Солнце символизирует творческие и трансформационные силы, освобождаемые расплавлением основной сексуальной энергии.

Указания

Вы готовы к новому начинанию, вероятно, даже к квантовому прыжку. Поддайтесь, посмейте прыгнуть, даже если страх пытается вас удержать. Верьте голосу из глубины вашего сердца.

Вопросы

Что такое "тигр страха" для вас? Как вы представляете этот смелый прыжок в новое? Как он выглядит? Куда вас зовет ваше сердце?

Предложение

Вытяните другие карты на вышеприведенные вопросы, если ответы на них вам не ясны.

Утверждение

Я теперь следую своему сердцу. Я открыт и готов идти, куда бы оно ни вело меня.

ПОДЕЛИЛИСЬ

Шут Таро Тота - карта, которой сам Кроули уделил больше всего внимания в своей книге о колоде. Она не похожа ни на один другой нулевой Аркан и сочетает в себе множество разных образов. Новичков порой пугает именно это нагромождение символов, но, если разобраться, всё совсем не так страшно, как кажется. Хотя без знания того, о чём хотел сказать нам автор, далеко не уедешь.

Общее описание карты, сюжет

Никакого человека с котомкой или Дурака, шагающего в пропасть, на Аркане Кроули вы не встретите даже отчасти. Здесь отражена совершенно иная идея. Дурак Таро Тота висит в воздухе, тем самым символизируя свою принадлежность к этой стихии. На голове его рога (что это за символ я скажу позднее) и белый фаллический конус. Кожа Шута золотистого цвета, а одет он в зелёные одежды и золотые башмаки. В правой руке нашего героя зажат жезл, увенчанный белой пирамидой, в левой - сосновая шишка, объятая языками пламени. С левого плеча Шута Таро Тота свисает виноградная гроздь, чуть ниже её мы видим монеты. Вокруг Дурака обвивается виноградная гроздь, представленная огромной спиралью. На завитках этой спирали мы видим коршуна Маут, голубя Венеры, растение плющ, бабочку и крылатый шар с двумя переплетёнными змеями. Помимо этих символов привлекают внимание два ребёнка-близнеца на среднем завитке спирали, странный цветок светло-голубого цвета. Под ногами Дурака мы видим крокодила, притаившегося в реке Нил, а за ногу нашего героя кусает тигр. Обратите внимание и на паховую область персонажа - на ней сияет солнечный диск. Ох и постаралась Фрида Харрис, создавшая эту великолепную иллюстрацию!

Символизм карты

Сначала рассмотрим самое сложное - символизм Аркана Шут. Кроули не оставил на карте ни одного случайного символа, каждый из них имеет своё особое значение.

Символ Значение
Дурак висит в воздухе Отсылка к воздушной стихии
Поза Шута Поза неожиданного прорыва и проявления в этом мире
Рога на голове Символ Диониса Загрея
Фаллический белый конус Символ влияния сефиры Кетер (Венец)
Зелёная одежда Традиции весны, жизненная сила, свежесть, символ кельтского Зелёного Человека
Золотые башмаки Золото Солнца
Жезл с белой пирамидой Символ Всеотца
Пламенеющая сосновая шишка Рост растений
Виноградная гроздь Плодородие, сладость, корень экстаза
Виноградная лоза в форме спирали Форма Вселенной
Три витка спирали Тройственный Покров Небытия
Коршун Символ богини Маут
Голубь Символ богини Венеры, Исиды или Марии
Плющ Священное растение
Бабочка, крылатый шар Отражают форму трансформации, цикличность жизни и смерти
Младенцы-Близнецы Невинность, лёгкость, начало жизни
Тройной цветок Благословение
Нильский крокодил Себек Отсылка к легенде о Гарпократе, идея инициации
Тигр, кусающий Шута за ногу Отсылка к легенде о Вакхе-Дионисе
Нил Символ Отца
Лотос Символ Матери
Монеты Материализация архетипа

Основное значение карты

Кроули в своих работах никогда не приводит традиционного толкования карт, как это делают другие авторы. Он выражает их значение через символизм и легенды. Т.е. в данном случае нельзя сказать, что «Шут Кроули - суть ситуации такая-то и такая-то». Вы должны сами определить для себя, что именно будет означать эта карта в раскладах. Сам же Мастер говорит в своей книге, что в образе Дурака собрано сразу несколько архетипов. Это одновременно Зелёный Человек Праздника Весны, Апрельский Дурак, Святой Дух, Великий Дурак кельтов (Далуа), Парсифаль, отправившийся в путешествие за Священным Граалем, древнеегипетское божество Гарпократ, андрогинная ипостась Зевса (Зевс Арренотелий), Вакх-Дионис (Дионис Загрей), и частично даже Бафомет. Чтобы понять смысл всех этих архетипов нужно обязательно читать мифологию или же обратиться к самой «Книге Тота» Кроули - в ней прекрасно всё объяснено.

Если говорить кратко, то Аркан Шут Кроули символизирует творческий хаос, абсолютную свободу, изначальный потенциал, отправление в неизведанное, новые начинания, невинность, зарождение творческого потенциала, любопытство.

Теневое значение карты

Трудно в двух словах представить, какой может быть тень представленного Кроули эзотерического Дурака. Нужно обратиться к каждому представленному архетипу из включённых в этот образ, чтобы определить возможную теневую сторону каждого. Самые банальные слова, которые приходят на ум - безрассудство, хаос, неясность целей, безответственность, продвижение «на ощупь» без какого-либо опыта.

Значение карты на психологическом плане

Вообще трактовать Арканы Кроули на обычном, бытовом уровне, в отрыве от контекста расклада на самом деле очень сложно, так как каждая карта отражает всё новые и новые свои стороны в зависимости от заданного вопроса. Поэтому не принимайте мои слова за единственно верные - выводите свои собственные значения. Чаще всего лично у меня Шут Таро Тота на психологическом плане чаще всего символизирует некую изначальную пустоту, которую человек только начинает чем-то заполнять. Это одновременно и Глупец, и Мудрец. Это похоже на возвращение к некоему первоисточнику.

Значение Аркана Дурак в любви и отношениях

Значение Шута Таро Тота в отношениях - это первоначальный импульс, первая симпатия, зарождающиеся чувства, самое начало романа, когда впереди пока ещё маячит полнейшая неизвестность. Иногда - это обновление, обнуление, новый жизненный этап, когда человек, к примеру, окончательно пережил развод и теперь словно начинает жизнь с самого начала.

Что означает Шут в работе, финансах

Чаще всего карта символизирует совершенно новый опыт, который помогает человеку встряхнуться, причём опыт этот может быть как положительный, так и отрицательный. Это открытость к новому делу, новому проекту, зарождение какой-то идеи, иногда - какие-то хаотичные события. На финансовом плане - открытие нового источника дохода, первая зарплата, первые самостоятельно заработанные деньги.

Значение карты в вопросах здоровья

Здесь всегда нужно оценивать соседние карты, так как Шут Таро Тота может говорить как о полном исцелении, выздоровлении, так и о самом начале какого-то серьёзного заболевания, например, рядом с .

Я рекомендую всем изучающим эту колоду, обязательно прочитать книгу автора, так как зачастую то, что пишут об этих картах другие исследователи Таро оказывается очень далёким от изначальных идей, заложенных самим Кроули и Фридой Харрис. И особенно это касается Дурака.

Аркан Дурак

Соответствия по «Liber 777»:

Буква – алеф.

Название буквы – бык.

Управитель – воздух.

Положение на древе – Кетер – Хокма.

Цвета – бледно-желтый и небесно-голубой.

Боги Египта – Ну, Маут.

Медитация – на ветер.

Греческие боги – Зевс (как андрогин).

Римские боги – Юпитер (аналогично).

Животные – орёл и человек.

Растения – осина.

Магические орудия – кинжал или веер.

Драгоценные камни – топаз или халцедон.

Аромат – гальбанум.

Растительные снадобья – перечная мята.

Магические силы – прорицание.

Каббалистический мир – Йецира, мир формирования.

Тело человека – органы дыхания.

Мифические существа – сильфы.

Болезни в результате неправильной работы – понос.

Не знай! Для невинности законны все пути.

Чистая глупость – ключ к посвящению.

Безмолвие взрывается восторгом.

Не будь ни мужчиной, ни женщиной, но двумя в одном.

Храни молчание, витая в синем яйце, и ты

Да вырастешь в держателя копья и Грааля.

Блуждай один и пой! Во дворце короля

Тебя ждёт его дочь.

«В духовных вопросах Дурак означает идёю, мысль, духовность – всё то, что пытается преодолеть земное. В материальных делах он может, особенно если находится в неблагоприятном элементальном окружении, означать глупость, эксцентричность или даже манию. Но, главным образом, эта карта представляет изначальный, тонкий, неожиданный импульс, воздействие, пришедшее неведомо откуда». (Алистер Кроули «Книга Тота»)

Дурак. Шут. Трикстер. Какие ассоциации приходят вам в первую очередь? Кого вы здесь видите? Простака, подобного Иванушке-дураку или дзенского мудреца, оседлавшего тигра? Или просто глупца, не ведающего, что творит в слепоте своей?

Дурак имеет свою богатую историю. Начиная с XIV века – времени изобретения Таро – этот аркан подвергался множеству переосмыслений. От мрачного юродивого первой в истории средневековой колоды Висконти Сфордса через бесшабашного Иванушку-дурачка, сопровождаемого верным псом – к образу слепого материалиста, шагающего прямо в пасть крокодилу. Каждый из символов выражал совершенно особый дух времени, входивший в резонанс с коллективным бессознательным текущей эпохи. И уже поэтому ни один из этих смыслов нельзя назвать ошибочным или ложным, хотя внешне они полностью противоречат друг другу.

Дурак – самая неоднозначная карта в колоде. За всю историю Таро ни один аркан не находился в центре столь яростной полемики, как этот. Английская, французская и американская школы Таро принципиально расходились в одном вопросе: как интерпретировать Дурака и куда поместить его в числовом ряду и буквенном ряду каббалистических соответствий. Согласно версии Кроули, которая наиболее разумна, аркан имеет порядковый номер ноль и соответствует букве алеф. Это логично хотя бы потому, что именно ноль стоит в числовом ряду первым, как и первая буква. Французская школа, поместившая Дурака между Ангелом и Вселенной и присвоившая ему букву шин, противоречит всем принципам здравого смысла.

Сколько значений, ассоциаций приходит в голову при мысли о нулевом аркане! Но возможно ли объединить все противоположности в одном символе? Кроули это удалось: в колоде Тота мы видим самое глубокое, полное тонких смысловых нюансов изображение, и нам остается только правильно интерпретировать символическое богатство образов нулевого аркана. Не случайно Дураку как началу всех вещей Кроули уделил куда больше внимания, чем остальным арканам.

На карте колоды изображен рогатый солнечный человек, находящийся в овальном яйце. Руки его держат огонь, ноги стоят на воде, немного выходя за границы этого овального яйца. На месте, где должен быть фаллос, сияет солнце, а рядом с ним – синие круги с символами знаков зодиака. В водах притаился крокодил, которого сразу и не заметишь, в ногу ему вцепился разъяренный тигр.

Первая ассоциация, приходящая на ум при взгляде на картину, оказывается самой правильной – зародыш в матке. Эта мысль подтверждается и порядковым номером аркана – ноль, означающим еще не рождение, но то, что готовится родиться. Ноль имеет форму овала, яйца, в котором и находится центральный персонаж: согласно большинству эзотерических идей, вселенная произошла из космического яйца – фанес (яйца хаоса). На символику плода в утробе указывают и водный фон на заднем плане внизу карты, который символизирует околоплодные воды рождения.

Следует обратить внимание на андрогинность нулевого аркана. Кроули приводит длинный список андрогинных богов, которые могут быть отождествлены с этим архетипом – Бафомет, Хор-Па-Краат, Зевс-Арренотелус, Дионис-Загрей, Вакх Двоякий. Одним из подтверждений сопоставления с плодом в утробе является и то, что плод в утробе до определенного мгновения андрогинен, и только через несколько месяцев после зачатия у него появляются половые признаки. Это представление иллюстрирует платоновский миф о «круглых людях», которые были андрогинами. Согласно Платону, боги испугались могущества первых людей и разъединили их на две половины, теперь целью человека является обретение этой андрогинности обратно, через полное единство с вселенной.

Ребенок в утробе находится в состоянии абсолютного единения с матерью, которая его вынашивает. Доктор Станислав Гроф говорит о переживании особого рода - «океаническом экстазе» слияния, когда посредством регрессии пациент возвращается к ощущениям, испытываемым им в утробе. К этому же состоянию единения, но на новом витке эволюции, стремятся все традиции. Следует помнить, что не возвращение назад, а движение по спирали является задачей мастера. На новом витке вместо единства с реальной матерью обретается единство со всей жизнью вселенной – цель, которая декларируется большинством традиций. Наиболее полно эти представления разработаны в даосской философии. Лао Цзи, называющий себя «старым младенцем», говорил о полном единении с «сокровенной маткой» Дао, которой порождены все проявленные вещи. Тот, кто един с Дао, не может повредить себе – подобно пьяному, он падает и не разбивается, подобно ребенку, играет с дикими зверями и совершенно свободно игнорирует принятые условности, образуя собой пример «безумной мудрости», о которой мы знаем из дзенских притч или притч Чжоан Цзы.

Сразу становится понятно, откуда проистекает парадоксальная мудрость Иванушки-дурачка, имеющего силы свершить то, что не могут сделать его отец и мудрые братья, или глупого рыцаря Парсифаля, единственного из рыцарей оказавшегося достойным чаши Грааля. Эти герои-дураки не задумываются о смысле своих действий и просто следуют потоку своей воли.

В святой Книге Закона сказано: «Ибо чистая воля, лишённая умысла, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях». Само получение Алистером Кроули Книги Закона произошло ненамеренно, по Воле, и мы читаем строки, где Кроули в своей задаче пророчествования отождествляется с этим архетипом: «Пророк мой - дурак со своим "один, один, один"; разве они не Бык и ничто по Книге?»

Кому из нас незнакомы эти особые мгновения, когда мы понимаем, что сейчас «поймали волну» и можем идти, невзирая ни на какие ограничения, ибо едины с потоком? Этому состоянию свойственна легкость, игривость, воздушность.

Кстати, согласно соответствиям «Книги 777», о которой было сказано в предисловии, Дурак соотносится со стихией воздуха. Когда что-то получается у нас особенно легко, практически без усилий, мы говорим о «воздушной легкости». Про бесшабашного человека, своего рода Иванушку-дурачка, мы можем сказать, что у него «ветер в голове», а для определения образов, рожденных фантазией, мы говорим – «полет воображения». Сновидения, связанные с полетом, ассоциируются у нас с детством и возвращением в детство. Растение, соответствующее Дураку, – мята, оставляющая во рту особое чувство приятной прохлады, которую не спутаешь ни с чем – «во рту гуляет ветер».

Но соответствие с воздухом имеет и гораздо более глубокие корни. В Ветхом завете в первой главе, столь ценимой каббалистами,сказано о «духе божьем, что метался над водами». И потому можно утверждать, что путь нулевого аркана – это особая животворящая сила – дыхание, дух, воздух – оживляющая мертвую материю. Согласитесь, всякий раз, когда мы соприкасаемся в своей душе с подобной воздушной легкостью, мы чувствуем, что как будто все вокруг нас ожило.

В этом состоянии мы, чувствуя поток Дао, знаем, куда идти и что делать. Потому магическая сила, соответствующая Дураку, – это, конечно, прорицание.

В произведениях искусства ветер ассоциируется со свободой: «вольный, как ветер», «ветер перемен», «ветер играет рваными цепями»… И в самом деле, что может быть естественнее, чем увязать это особое восхитительное чувство бьющего наотмашь ветра со свободой и единством – Дао, которое движется, как хочет, и ничто не может его удержать? Потому медитация, рекомендуемая Кроули для переживания этого архетипа, – это медитация на ветер и на те ощущения, которые у нас с ним ассоциируются. Столь же логично, что магические оружия – это прежде всего веер, вызывающий поток освежающего воздуха.

Какая птица ассоциируется у нас со всей полнотой восторга парения? Голубь? Снегирь? Ворон? Едва ли. Думаю, и не глядя в таблицу «Книги 777», человек с развитой интуицией может найти ответ сам. Этот ответ – орел, птица, которая словно плывет по воздуху, отдаваясь потокам вихря.

– А как же крокодил американской школы? – может спросить подготовленный читатель. – Как же слепец, идущийпрямо в пасть к крокодилу? Неужели дурак полностью лишен негативных значений?

Имея опыт взаимодействия с архетипами, мы знаем, что любой архетип амбивалентен, потому этого просто не может быть. Помимо зеленой свежести весны, рождения и свободного ветра, на карте тем же цветом изображен и крокодил, который никуда не делся с колоды Тота, разве что стал чуть менее бросаться в глаза (значит, маскировка стала лучше). Конечно же, по соответствию с символикой плода в утробе мы, вслед за Фрейдом, легко можем отождествить крокодила со страхом перед рождением, с «зубастым влагалищем». Без сомнения, за такой интерпретацией есть своя правда, но является ли она ВСЕЙ правдой? А кто такой тигр, кусающий зеленого человека весны за ногу?

Тигр представляет архетип «ужасного отца». Это Ирод – старый царь, который старается помешать появлению того, кто сместит его с места. Это образ консерватора, пытающегося «задушить в зародыше» новые идеи, или тирана-отца, бессознательно боящегося своего сына. Как тут не вспомнить персонажа из повести Киплинга «Маугли» – Шерхана, делающего все, чтобы съесть «человеческого детеныша». Темы поглощения или удушья связаны с первыми моментами рождения или, иначе говоря, второй перинатальной матрицей.

Но если тигр – это «ужасный отец», крокодил – это действительно «ужасная мать», и её искушение гораздо опаснее искушения тигра. Горе тому, кто послушает этого голоса, сулящего вечный покой в обмен на отказ от взросления и вечное спокойствие в утробе. То, что было свободой единения, быстро вырождается в хаос зыбкой бессознательности, безумный мудрец-дитя превращается в пародию на себя, а воды жизни аркана 0 станут водами смерти аркана 12, кишащими ядовитыми змеями.

С арканом Дурака связана великая тайна парадокса. Чтобы пережить его, невозможно «применять усилие», невозможно «стать», невозможно «достигнуть». Подобные попытки обречены на провал – вечное отмывание крови кровью. Очищение оказывается невозможным. Любые действия, направленные на цель, обречены приводить не в ноль, а в 12, именно потому Книга Закона предупреждает о «вожделении к результату».

Действительно, между арканами Дурак и Повешенный существует особое сходство, но это сходство не является подобием, скорее оно ближе к сходству оригинала и злой пародии – черты узнаваемы, но искажены до невозможности. Если нулевой аркан находится в совершенном единении утробы и представляет потенциальность, начало, то Повешенный привязан к утробе пуповиной, которая уже давно стала жалящей змеей или цепью, что символизирует невозможность отделиться. Дурак с восторгом ждет рождения и простирает свои руки и ноги за пределы питающего овала, поскольку он полон силы и энергии от матери чрева. Повешенного чрево принудительно удерживает пуповиной, которая должна быть разорвана. Если Дурак – это корень воздуха, то Повешенный – корень воды. Превращение Дурака в Повешенного есть неправильная с ним работа, приводящая, согласно соответствиям «Книги 777», к поносу, то есть разжижению.

Дурак появляется в наших раскладах, когда мы готовимся «родить» (идею, действие, новый образ жизни), или родиться (полное перерождение). Первые шаги обещают быть легкими и полными парящего восторга. Но если мы не сможем отпустить это состояние, начав свой нелегкий путь по арканам-архетипам, если мы будем цепляться, если мы попытаемся посадить ветер на цепь инфантильных привязанностей, эмоций или мертвой схоластики рацио, Дурак очень быстро станет Повешенным. Только смело погрузившись в исследование-наблюдение невидимых граней архетипов, не отказываясь ни от одной из них, мы можем надеяться пережить свежий ветер нулевого аркана.

В Книге Закона сказаны следующие слова, полностью отражающие суть этого архетипа: «Придите ко мне звучит глупо, ибо это я - идущий», и размышление над этими словами в сочетании с медитацией на ветер может на миг приблизить нас к переживанию «опыта дурака».

На древе жизни (схеме, которую необходимо освоить каждому практику магии) путь алеф, связанный с Дураком, находится между Кетер и Хокма. Кетер – изначальный источник всего сущего, неделимая точка, атом, из которого эманируются все остальные сфиры древа жизни. Алеф находится в прямом с ним соприкосновении и несет в себе всю полноту его энергии, передаваемой от Кетер Хокма или сфире зодиака. Таким образом, в мире Таро Дурак находится ближе всего к источнику, и если бы мы устанавливали схему в виде колеса, в центре был бы нулевой аркан, затем, по окружности, двадцать один большой аркан, следующий круг – карты двора, и, наконец, на периферии колеса помещались бы малые арканы.

Похожие публикации