Автомобильный портал

Мастерская стеклодува — делаем вазу своими руками. Как выдувают стекло Мастер стеклодув дворцевой

Кроме изучения гламура, у меня была еще одна цель пребывания в Москве.
Мне было приятно и интересно познакомиться со стеклодувами, которых я раньше знал по переписке или общению на стеклодувной ветке металлического форума:
http://www.chipmaker.ru/forum/186/

Самое сильное стеклодувное впечатление от посещения Москвы – кислородный кран. Почти везде для обработки молибденового стекла или пирекса (симакса) в Москве используют добавочные стеклодувные горелки. Сначала добавочный и основной кислород регулируется на горелке. После этого кислород регулируется общим кислородным краном, который отделен от горелки и закреплен под столешницей с левой стороны стеклодува.

Если подняться на свет божий со станции метра «Университет», то можно увидеть знак «Внимание! Велодорожка».

Где эта велодорожка есть, я так и не понял, но рассказ будет не об этом.

Самая крупная мастерская, в которой я побывал, была стеклодувная мастерская химического факультета МГУ. Заведует мастерской Александр Викторович a. k. a. Александр стеклодув

Один из опытнейших стеклодувов мастерской – Григорий Павленко a. k. a. ГРИГОРИЙ 777

Григорий много интересного рассказал о стекле. О том, что сложные и нагруженные изделия из кварцевого стекла трещат и их нужно отжигать. Или об интересных поверхностных свойствах стекла. Поверхностный слой стекла, который постоянно соприкасается с окружающей средой и изменяет вследствие этого свои свойства травиться по-другому, чем масса внутри. Чтобы ускорить травление необходимо мелкой наждачной бумагой немного разрушить поверхность стекла. О том, что при изготовлении небольших сосудов Дьюара нет необходимости закреплять внутреннюю часть по отношению к внешней.

У таких сосудов Дьюара спай делается «на весу»

Для больших диаметров Григорий использует обкатку из листа жести, у которой рабочая поверхность покрыта фольгой из терморасширенного графита

Григорий был любезен и разрешил записать видео, как он изготавливает кран

В стеклодувной мастерской химического факультета МГУ не смотря на временные трудности много молодежи, растет достойная смена.

Илья Сиротовский делает бутылку Клейна

Александр Викторович рассказывает, что для того чтобы разбудить у химиков фантазию, а начинающим химиком было проще сделать заказ был сделан стенд с различными изделиями, которые изготавливают в мастерской

Стеклодувам, которые делают химическую посуду, не чужды художественные порывы

Электрорезка с нихромовой лентой и встроенным ЛАТром. Правее заточной станок для правки стеклодувных ножей

Интересная вертикальная проходная ловушка с охлаждением жидким азотом

Рабочее место стеклодува. Слева под столешницей блестит кислородный кран

Добавочная кислородная горелка

Кварцедувная горелка

Очаровательный столик. Наверно еще Михаил Ломоносов его использовал для астролябии

Горизонтально-заварочный станок А-320

В начале декабря стеклодув и владелец мастерской «Стеклоу» - Егор Комаровский, пригласил всех неравнодушных и интересующихся на свой мастер-класс. Мастерская располагается на цокольном этаже Дома Скульпторов Союза Художников по адресу: Санкт-Петербург, Заневский проспект 26, корпус 2. Егор рассказал, что художественное стеклодувное ремесло сейчас в России не так популярно и распространено как в странах Европы. Он освоил ремесло самостоятельно, изучая литературу на английском языке и смотря видеоуроки зарубежных мастеров, теперь он открыт к сотрудничеству, готов учить и удивлять.

Все печи, а их четыре, Егор в мастерской собрал самостоятельно. По центру фотографии можно увидеть индукционную тигельную печь. Своё название она получила от Тигеля — ёмкости для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов, в данном случае в нём находилось распаленное стекло.

В России на рынке представлено около 8-ми цветов стекла, на рынках Америки — 120, разница в количестве весьма ощутима. Примеры стёкол и их цветов.

Начнём процесс изготовления вазы, нагреем выдувальную трубку. Это полая металлическая палка длинной 1 - 1,5 м с мундштуком на конце. Нам продемонстрировали технику свободного выдувания, она заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (от немецкого hutte - гута, стеклодувная мастерская).

Зачерпнём из тигельной печи расплавленного стекла и начнём его выдувать через трубку.

В процессе остывания мастер раскатывает остывающее стекло, подправляя его форму.

Добавим ещё стекла из печи.

Стеклянный шар становится всё больше и больше.

Последовательность на начальной стадии проста: макаешь, крутишь и формируешь, нагреваешь, дуешь…

Помимо свободного выдувания возможно применение других техник:Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.

Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде - воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.

Для нагрева у Егора используется печь — «кукушка». Она нагрета до рабочих температур от +1100 до +1200 °C. Створки данной печи открываются при необходимости, позволяя помещать изделие в печь, вращать его в ней, помещать изделие частично и без соприкосновения со стенками.

Сила тяжести помогает придать форму стеклу.

Ещё немного времени и шар превращается в каплю.

Стекло нагревается, во время нагрева трубка постоянно вращается.

Возьмём стеклянные пластинки из нескольких цветов объединённых в один элемент, прикрепим его поверх изделия и нагреем.

После нагрева пластинка постепенно сгибается и оборачивается, при раскатывании образуя необходимую для нас форму.

Формируем изделие.

Вновь раскатываем.

И нагреваем заготовку.

На каждом этапе работ необходим постоянный контроль качества и размеров. Когда работа выполняется по составленному проекту, то изначально изготавливается первый вариант, который разбивается для точных замеров толщин стенок, после внесения корректировок и поправок изготавливается окончательный вариант изделия.

Опять нагреваем и понемногу выдуваем.

После выдувания раскатываем, придавая необходимую форму.

Создаём декоративный рисунок, обратите внимание на готовом изделии на него.

Формируем идеальную форму, постепенно вращая и охлаждая изделие. Охлаждение выполняется с применением мокрой газеты.

При остывании изменяется цвет заготовки.

Добавим объёма, выдуем ещё немного…

Добавим прозрачного стекла поверх цветного. Новый слой будет третьим, его получим из тигельной печи.

Постепенно нагревая и выдувая получаем довольно крупную фигуру будущей вазы.

Проверяем качество.

Формуем дно и закрепляем изделие за него.

Создаём форму горлышка вазы.

Последние шаги…

Отжигом называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.

После окончания отжига ваза шлифуется и её можно будет использовать по прямому назначению.Печь для отжига в мастерской электрическая и при отключении электроэнергии и быстром охлаждении стекла оно становится хрупким и недолговечным.

В мастерской много различных изделий из стекла, все они изготовлены вручную.

Если Вам захотелось сотворить что-нибудь самим, к примеру шарик на ёлку, стаканчик или вазу, или наоборот, хотите научиться работать со стеклом, то Егор Комаровский с удовольствием проводит индивидуальные занятия, экскурсии, мастер-классы для различных возрастных групп.

Все подробности и контакты в группе

Всегда считал, что выдувка стеклянных изделий - это сложное промышленное производство. А оказывается его возможно организовать в большой городской квартире или, совершенно точно, на даче. Была бы электроэнергия в достатке. Именно с квартиры и начал в своё время своё творчество со стеклом Егор Комаровский. Егор - энтузиаст, самоучка, очень инициативный и творческий человек. Недавно удалось побывать в его стеклодувной мастерской "Стеклоу" и посмотреть как из капли стекла выдувается ваза.


Вообще по первоначальному образованию Егор Комаровский международный логист, но на офисной работе долго не задержался предпочтя её творческой. Начинал с кузнецы, а потом обратил внимание на стекло. На съёмной квартире он с супругой начал нагревать село, обёртывать в фольгу и всячески его изучать, пытаясь разобраться. Потом начали заниматься фьюзингом стекла - это сплавление стёкл друг с другом а потом через форму спекается готовое изделие (например) . Занимались и витражными стёклами. И то и другое производство сейчас на рынке более-менее распространено и конкурентно.
2

А вот выдувание стекла наоборот, мало кто занимается. В Союзе стеклодувных производств было много, но почти все закрылись, частных мастерских почти нет. В Москве есть одно заведение, в Питере Мухинское училище, но ни одно из них не взяло Егора ни в качестве ученика, ни в качестве рабочего опасаясь мнимой конкуренции. Во всех работают в основном "старые кадры" 60+, молодых специалистов почти нет.
3

Только удалось немного поработать по личным договоренностям с отдельными мастерами. Это, плюс теоретическое изучение вопроса, благо в Интернете (но не в Рунете) сейчас много информации, а так же собственная практика позволили освоить технику. Вызывает уважение и выбранная стратегия - брать в заказ на изготовление работу чуть более сложную, чем выполнял до этого. Предоплата взята, мотивация повышается - хочешь не хочешь нужно выполнять. Иногда раз 15 приходилось переделывать изделие, прежде чем достигался удовлетворяющий всех результат.
4

Тогда как за рубежом это направление очень распространено и даже популяризировано. Делают домашние стеклоплавильные печи, обучают всех желающих - можно легко организовать домашнее мини-производство. Свои же печи пришлось Комаровскому изготавливать самостоятельно (покупать зарубежные очень дорого).
5

Всего для производства необходимы три печки с разными температурами. Все они электрические по 6 киловатт каждая. Есть и ещё одна газовая печь "кукушка" для подогрева материала в процессе его формовки.
6

В мастерской множество всяких цветных и блестящих красивостей. А ваз здесь в буквальном смысле навалом.
7

Вот примерно такую вазу и будут сейчас выдувать из капли стекла.
8

Само стекла тоже американского происхождения - специальное для выдувание. У нас такое не производят, а крупные производства варят стекло сами для себя. Цветное стекло заказывается в виде пластин, а прозрачное в виде вот таких капель. С каплями проще работать.
9

Сначала стекло плавят в керамическом горшке при температуре 1600 градусов.
10

Опускают стеклодувную трубку и забирают с печи всё что налипло на конец трубки. Немного выдувают. Стеклодувная трубка, или же выдувная, это полая трубка длиной около 1,5 метров с латунным мундштуком.
11

И катают формируя требую форму. Этап формовки.
12

Стекло периодически подогревают в "кукушке" что бы оно сохранило свою эластичность. Стекло начинает размягчаться при 650 градусах и выше.
13

Далее снова опускаем трубку в стекло, налепляем на неё новое стекло, выдуваем, формуем. Это так называемая техника свободного выдувания. Кроме неё существуют и другие методики
14

В определённый момент налепляем на заготовку полоски цветного стекла. Их предварительно подготовили - взяли полоски цветного стекла и спекли их вместе в одну пластину. Первично налепили платину на заготовку.
15

Дополнительно спекли части в "кукушке".
16

И теперь уже аккуратно формуем загибая стороны.
17


18


19

А дальше всё те же стадии - выдувание, формовка, подогрев и т.д. Иногда, правда, необходимо и чуть охладить заготовку с помощью смоченной газеты. Нужно соблюдать чётко температурный баланс, а также постоянно контролировать размеры, толщину стенок, качество. Хлопотное дело требующее хороших навыков.
20

При выключенном свете мастерская предстаёт в красивом сказочном виде. .
21

Формовка так же производится используя силу гравитации. Наклонили в одну сторону - заготовка стала деформироваться вниз, стекло стекает.
22


23


24

Когда ваза "выросла" почти до требуемого размера, заготовку ещё раз окунают с жидкое стекло, чтобы сформировался нагружений прозрачный защитный слой.
25

Примерно через 1,5 часа ваза почти готова. Теперь берут ещё одну стеклодувную трубку, окунают её в стекло и припаивают к вазе с противоположного конца. Прежнюю трубку удаляют, а на её месте начина.т формировать горлышко фазы. Стекло мягкое, поэтому щипчиками расширяем отверстие, загибаем края и придаём желаемую форму.
26

Вот такая получилась, только после охлаждения цвета будут иными. Белый останется белым, голубой станет лазуревым, а красный жёлтым.
27

И последняя стадия это охлаждение, или же отжиг - тоже очень ответственный процесс. Чем стекло толще, тем его нужно дольше охлаждать. Сантиметровые изделия охлаждают сутками и даже месяцами. Для данных ваз достаточно примерно 12 часов. Ниже 517 градусов начинают возникать напряжения в стекле и до 370 градусов нужно охлаждать очень медленно и аккуратно, далее темп охлаждения несколько увеличивается. После отжига вазу нужно будет отшлифовать и всё будет готово.

Хорошая новость для всех в том, что Егор Комаровский столкнувшись со всем трудностями обучения ремеслу, решил изменить ситуацию и уже проводит курсы и мастер-классы для всех желающих по обучению выдуванию стекла. Проводятся и экскурсии для школьников. 2 часа занятий стоят 4000 рублей и за это время вы сможет понять, интересно это вам или нет. Если "да", то можно продолжить обучение, а после приходить и изготавливать для себя какие-то изделия (если посчитаете что собственная мастерская вам не нужна). Вообще планы по просвещению большие - скоро производство переедет на новую площадку, где можно будет проводить более масштабные экскурсии и мастер-классы. Егор консультирует и многих стеклодувов на других производствах, предпочитая не самому изготовить требуемое изделие, а показать как это делается, обучить, а потом уже там справятся и самостоятельно. То есть Комаровский взял на себя очень большую и благодарную миссию просвещения и обучения, что, учитывая дефицит мастеров и информации сейчас у нас в России, не может не вызывать большого уважения.

Традиционно благодарю spbblog в лице Жени за приглашение.
Другие рассказы и фотокарточки можно почитать и посмотреть у Жени Катерины ,


* В расчетах используются средние данные по России

Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов, который используется для изготовления сувенирной продукции. Стекло отличается сравнительно небольшой стоимостью, пластичностью и высокой податливостью обработке. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм и цветов, начиная с простой посуды и заканчивая настоящими произведениями искусства, которые украсят любую коллекцию. Между тем, производство стеклянной продукции не назовешь простым делом. Скорее наоборот – это сложный процесс, которые требует от мастера наличия большого опыта работы и профессионализма. Кроме того, он должен также обладать хорошим художественным вкусом, иначе его стеклянные изделия не будут пользоваться спросом. Дополнительное преимущество стеклянной продукции заключается в том, что из-за специфики процесса ее производства, которое осуществляется на мелких предприятиях полностью вручную (и даже на крупных заводах этот процесс не может быть полностью автоматизирован), каждое готовое изделие является единственным в своем роде и неповторимым. Не менее популярны среди потребителей и украшения из стекла, которые, возможно, не столь долговечны, как изделия из натурального камня, но очень красивы и оригинальны. Ассортимент изделий из стекла практически безграничен. Это могут быть и стеклянные букеты, и маленькие вазочки, и фигурки зверушек, и украшения, и знаки зодиака и т. д.

Производство стеклянных изделий ручным способом

Технологический процесс изготовления изделий из стекла в небольших стеклодувных мастерских предполагает использование исключительно ручного труда. С одной стороны, это значительно усложняет производство и увеличивает себестоимость изделия, а с другой стороны поднимает ценность такого стеклянного сувенира в глазах покупателей. Упрощенно процесс «ручного» изготовления можно представить так: сначала мастер нагревает заготовку, которая называется стеклодрот, а затем при помощи специального инструмента придает ей ту или иную форму. Процедура эта не только трудоемкая, но и опасная. На изготовление одного сложного изделия иногда может уходить несколько часов.

Перед началом работы необходимо очистить рабочее место от пыли и мусора, чтобы в стекло не попали посторонние вкрапления. Затем на рабочий стол перед мастером выкладывается стеклянный дрот (стеклодрот) необходимых оттенков, длины и толщины. Стеклодрот представляет собой палочки из цветного стекла длиной до 40 см и диаметром от трех до шести мм. Для плавления стеклодрота используется специальная горелка. Сначала мастер нагревает две стеклянные палочки до пластичного состояния, а затем изготавливает из этой массы часть будущей фигурки, придавая заготовке в процессе работе необходимую форму. Другие детали (например, лапы, головы, хвосты) делаются из стеклянных прутов другой толщины и/или цветов. При этом используется та же технология: сперва стекло нагревается на горелке, а потом мелкие детали прикрепляются к туловищу-основе. На последнем этапе фигурке придают конечный облик, приклеивая к ней ушки, глазки, одежду, носики и другие элементы. Наконец, готовая фигурка оставляется до полного остывания, а затем проверяется на брак. Для этого мастер или контролер просто тщательно осматривает изделие на свет. Если брак не выявлен, фигурка упаковывается и отправляется на склад. Если в процессе работы были допущены какие-либо ошибки, то внутри фигурки хорошо различимы мелкие трещины. Такое изделие признается браком и отправляется на переработку. В зависимости от квалификации и опыта мастера, а также от сложности фигурки, на ее изготовление может уйти от двадцати минут до нескольких часов. По схожей схеме в небольших мастерских изготавливают и другую сувенирно-подарочную продукцию, типа ваз и елочных игрушек, но в этом случае стекло надувают, чтобы получилась полость внутри изделия.

Стеклодувная мастерская: помещение и оборудование

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Итак, размер стартового капитала для открытия собственного производства стеклянных изделий напрямую зависит от планируемых объемов производства. Специалисты утверждают, что начинать такое производство лучше со стеклодувной мастерской минимум на пятнадцать рабочих мест. Прежде всего, вам потребуется подходящее помещение. Оно должно быть достаточно просторным и комфортным для работы. Рекомендуемая площадь не должна быть меньше 50 кв. метров, а высота потолков – минимум 3-3,5 метра. Пол мастерской лучше всего покрывать линолеумом или хлорвиниловой плитки. С мягким напольным покрытием ниже риск, что упавшая на пол стеклянная заготовка разобьется на мелкие осколки. К расположению мебели и оборудования стеклодувной мастерской предъявляются особые требования, связанные со спецификой производства, которые нужно учитывать при выборе помещения. Так, например, рабочие столы располагаются таким образом, чтобы свет на рабочую поверхность мастеров падал сзади или сбоку, а расстояние между горелками на рабочих местах не должно быть меньше 125 см.

Кроме рабочего помещения, потребуются также несколько подсобных помещений, которые могут быть меньшей площади, главное, чтобы они были изолированы от основного. В одном из таких помещений устанавливают шлифовальный, заточный и сверлильный станки, а также станок для резки трубок и заготовок, в другом – компрессоры, а в третьем – вытяжные шкафы (здесь будут производиться градуировочные работы). Обратите внимание: окна и двери во всех помещениях, включая рабочее и подсобные, должны открываться наружу. Кроме оборудования, в рабочем помещении устанавливаются стеллажи, где будут храниться заготовки, инструменты и готовые изделия, а также специальные вертикальные стойки для хранения стеклодрота. Такие стеллажи и стойки можно сделать самостоятельно.

К каждому рабочему месту подводятся газ, кислород и воздух. В большинстве случаев стеклодувные мастерские используют газ от городской сети, имеющей избыточное давление, или газ пропан в баллонах. В последнем случае все баллоны с газом размещаются снаружи здания, где находится мастерская, в металлической будке, которая запирается на замок. Из баллонов газ подается через редуктор по трубам в помещение стеклодувной мастерской. Кислород из баллонов также подается в рабочее помещение по металлическим трубкам высокого давления на распределительный щит, которые необходимо разместить на одной из стен мастерской. От распределительного щита кислород через редуктор поступает к каждому рабочему столу. Газ, воздух, кислород подаются к горелкам через соответствующие отростки на магистрали через резиновые шланги высокого давления. Как правило, эти шланги закрепляют под столешницами и выводят через отверстия или вырезы в крышке стола около горелки. Вся подводка газа и кислорода должна быть согласована с Госгортехнадзором. Трубопроводы, подводящие к столу газ, воздух и кислород, монтируются на стене и окрашиваются в различные цвета (красный, желтый, зеленый).

В помещении мастерской должна быть оборудована в обязательном порядке вытяжная и приточная вентиляция. Над каждым столом необходимо установить зонт, соединенный с каналом вытяжной вентиляции, для удаления дыма и продуктов горения. В качестве приточной вентиляции могут использоваться центробежные вентиляторы. Необязательно, но крайне желательно установить в помещении вашей мастерской кондиционеры, которая помогут поддерживать комфортную температуру воздуха в жаркое время года.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Кроме дневного освещения мастерскую также нужно будет оборудовать люминесцентными лампами. Для отдельных видов работ можно использовать специальные настольные лампы с рефлектором.

В одном из подсобных помещений устанавливают компрессоры достаточной мощности, которая поможет обеспечить избыточное давление воздуха у горелки. Для равномерной подачи воздуха используется ресивер или прочная герметичная емкость или, в крайнем случае, пустой стальной баллон. В последнем случае в баллоне нужно просверлить два отверстия с резьбой, куда затем ввертывают короткие трубопроводы. На одном (верхнем) выходе монтируют манометр и пружинный предохранительный клапан типа ПСК.

Готовые идеи для вашего бизнеса

При работе с кислородом систему, через которую подается воздух к рабочему месту, необходимо снабдить масляными фильтрами.

В смежном с мастерской помещении устанавливаются металлические столы для муфельных печей. На металлическую поверхность стола необходимо положить листовой асбест, на который, в свою очередь, ставят муфельные печи с различной емкостью печного пространства (оптимальный вариант – с автоматической регулировкой температуры). Это оборудование применяется для обжига готовых изделий. Над столом, где расположены муфельные печи, устанавливают мраморный щит с магнитными пускателями для каждой печи. Если по планировке смежное помещение не предусмотрено, то печи можно установить в помещении мастерской.

В помещении для механической обработки стекла располагают несколько шлифовальных станков (на вышеобозначенный метраж вполне хватит четыре печи), станок для резки стекла с корундовым или алмазным диском, настольный сверлильный станок для сверления отверстий в стекле. Кроме того, необходимо иметь заточный станок с вертикальным корундовым кругом для заточки инструментов.

В помещении для градуировки, кроме вытяжных шкафов, хранится вся необходимая для работы посуда и реактивы для нанесения рисок. И в рабочих, и в подсобных помещениях мастерской по требованиям должен быть противопожарный инвентарь, ящик с песком и совком, пенный и углекислотный огнетушители. Кроме того, не забудьте приобрести в мастерскую аптечку с перевязочными материалами и медикаментами для оказания пострадавшим работникам первой медицинской помощи.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для организации такой мастерской потребуется от 3 млн. рублей. Сроки окупаемости составляют от 1,5 лет. Дополнительным источником дохода (помимо продажи стеклянных изделий) может стать проведение экскурсий, мастер-классов и курсов для желающих изучить азы работы со стеклом.

Производство стеклянных изделий промышленным способом

Средние и крупные предприятия по производству стеклянных изделий осуществляют полный цикл производства. Процесс изготовления здесь начинается с приготовления шихты – смеси различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. На следующем этапе стекло варят. Это очень важная операция, от которой во многом зависит качество готовой продукции. Варка стекла осуществляется в специальных стекловаренных печах с постепенным повышением температуры в них от 700° до 1450 – 1480 °С. После варки стеклянную массу немного охлаждают, а затем из нее различными методами вырабатываются или формируются изделия. Существует несколько основных способов формования, среди которых – выдувание, прессовыдувание, прессование и центробежное литье. Выдувание может осуществляться механизированным, вакуум-выдувным, ручным (в формах) и свободными способами. Для каждого из этих способов используется отдельное оборудование. Для изготовления простой сувенирной продукции на таких предприятиях используются первые два способа. Ручное выдувание в формы, которое производится с помощью стеклодувной трубки, - намного более трудоемкий и дорогостоящий процесс, поэтому такой метод применяется здесь для изготовления сложной продукции. Свободное выдувание (так называемая гутная, или гутенская техника) представляет собой свободное формование изделия (без использования формы). В этом случае на кончик трубки набирается шарик стекла, который затем раздувается через трубку в шар при непрерывном вращении и постоянном поправлении шара деревянными брусками. Получившуюся в результате заготовку снимают с трубки и располагают на железном стержне для ее дальнейшей обработки. Характер обработки зависит от того, что планируется получить на выходе. Мастер может раскрывать верхнюю часть или раскатывать нижнюю часть заготовки для получения той или иной формы. К отличительным особенностям выдувных изделий относится небольшая толщина стенок изделия, более сложные разнообразные формы, нежели при других способах производства, и высокая прозрачность. Центробежное литье происходит под действием центробежных сил. Процесс прессовыдувания осуществляется в два этапа. Сначала изделие формуется в пресс-формах, а затем ему придается окончательный вид под воздействием горячего воздуха. Такие изделия имеют более толстые стенки, не столь прозрачны, зато зачастую украшаются рельефным орнаментом.

После формования, независимо от используемого способа, стеклянные изделия проходят процедуру обжига – выдерживаются в печах при температуре 530-580 °С и медленно охлаждаются. Это позволяет значительно повысить термическую и механическую устойчивость материала. Затем готовые изделия обрабатываются (обрезаются верхушки, которые примыкали к выдувной трубке, с помощью шлифовки выравниваются края, донышко и горловина) и декорируются с помощью красок и различных элементов. Существует большое разнообразие вариантов украшения стеклянных изделий. Так, к способам декорирования горячего стекла (то есть до остывания готового изделия или даже в процессе его производства) относится нацвет, атласное стекло, ирризация, кракле, сульфидное стекло, украшение стеклонитью, цветная насыпь. Нацветом называют украшение из цветного стекла, которое наносится на поверхность бесцветного стекла. Атласное стекло представляет собой сочетание молочного и цветного стекла с помощью сложных форм с выступами и углублениями различных размеров. Техника сульфидного стекла заключается в получении мраморовидных и опаловых полос разных цветовых оттенков. Цветная насыпь – это разноцветные наплывы по фону бесцветного или цветного стекла. Под ирризацией понимается обработка изделий из стекла в горячем виде парами солей олова или серебра с добавлением соединений стронция, которые образуют на поверхности материала тонкую переливающуюся пленку. Декорирование кракле заключается в образовании в бесцветной или цветной стекломассе тонких трещинок, создающих эффект старинной вещи (искусственное состаривание). При декорировании стеклонитью тончайшие цветные нити и полосы размещаются на поверхности стекломассы или внутри нее в виде узора произвольной формы, параллельных полос, спирали и т. д.

Готовые изделия украшаются механическими способами (к примеру, гравировкой), росписью, металлическими пленками, люстровыми красками, химическими способами (травлением) и т. д. Гравировкой называют матовый узор с большим количеством мелких контурных деталей, который наносится с помощью медных дисков различного диаметра и абразивной массы. При травлении узор наносится при помощи смесей растворов плавиковой и серной кислот, которые растворяют стекло. Различают несколько видов травления: простое, пантографное и глубокое. В первом случае стеклянные изделия покрывают мастикой с содержанием воска или парафина, потом наносят с помощью специального оборудования, оснащенного иглами, узор, а затем травильную смесь на 15-20 минут, после чего ее смывают водой. Так делают, в основном, узора с кольцами, зигзагами и спиралями. При пантографном травлении можно делать более сложные орнаменты, а глубоким декорируют изделия из толстого стекла. Стеклянные изделия можно и расписывать с помощью кистей и трафарета специальными силикатными красками с последующим обжигом при температуре 550 °С. Для создания золотых орнаментов используется техника украшения металлической пленкой. Она заключается в нанесении на бесцветное и цветное стекло по матированной и травленой рельефной поверхности жидкого (двенадцатипроцентного) или порошкового золота. При этом золото наносят тонкой кисточкой, затем изделие подсушивают и обжигают для закрепления орнамента. Также стекло может покрываться люстровыми красками с последующим обжигом для получения на его поверхности блестящей металлической пленки. На стекло нередко наносят узорчатую резьбу с помощью шлифовальных кругов с последующей полировкой или же налепы – жидкое стекло в виде капелек с последующим выдуванием его для образования нужной формы.

К качеству художественных изделий из стекла предъявляются определенные требования. Оно должно соответствовать утвержденным образцам-эталонам и требованиям нормативно-технической документации. Такие изделия сортируются, в зависимости от внешнего вида, степени допускаемых дефектов и физико-механических свойств. При этом учитываются дефекты стекломассы, выработки и обработки декорирования. Во время оценки качества специалисты учитывают вид, размер, место расположения дефекта и размер самого изделия. В зависимости от используемого сырья, вида изделия и его назначения художественные изделия из стекла сортируются по сортам, количество которых регламентировано стандартами, и маркируются наклейками с указанием предприятия-изготовителя, товарного знака, номера стандарта.

Так как стекло – очень хрупкий материал, то изделия из него тщательно упаковываются в картонные коробки с предварительным завертыванием в мягкую бумагу или в пенопластовые футляры. Особые требования предъявляются и к транспортировке такой продукции. Она осуществляется в ящиках, заполненных стружками и другими мягкими материалами, с предостерегающими надписями. А вот особых условий хранения на складах такая продукция не требует. Вполне достаточно, чтобы помещение было сухим и закрытым. Не стоит делать слишком высокие стеллажи. При размещении продукции учитывайте ее вес: тяжелые изделия ставят на нижние полки, а легкие – выше.

Для организации такого производства потребуется специальное дорогостоящее оборудование: автоматизированная линия с каналом подачи сырья, «ножницами» для разрезания расплавленного стекла, автоматический пресс на несколько форм, станция гидропривода пресса, формующая машина с системой воздушного охлаждения, система извлечения прессованного изделия из формующей машины, печь отжига с выталкивателем, агрегат для нанесения краски, сушильный агрегат (для сушки краски на изделиях), оборудование для измельчения и промывания стекла, оборудование для выдувания и т. д.


Стоимость такого оборудования составляет несколько десятков миллионов рублей. Точная цена зависит от комплектации (определяется выпускаемым ассортиментом и планируемыми объемами производства), а также производителя (наиболее популярно из-за соотношения цена-качество китайское оборудование). Для размещения линии потребуется большая производственная площадь – не менее 1000 кв. метров. Печь для отжига и сушильная камера должны располагаться в отдельном помещении, которое, между тем, сообщается с цехом. Кроме того, нужна площадь под цех упаковки готовой продукции и отдельное помещение под склад. Для работы на таком производстве понадобится минимум 5-7 человек плюс бригадир-технолог и контролер на смену. Большая часть предприятий работают в две-три смены (с максимальной загрузкой). Сроки окупаемости составляют от 2,5 лет.

Производители стеклянных сувенирно-подарочных изделий реализуют свою продукцию через оптовые компании, различные торговые сети, отдельные магазины (в том числе и интернет-магазины, хотя в этом случае требуется специальная индивидуальная упаковка для безопасной транспортировки), торговые точки и даже рынки. В целом, этот товар пользуется стабильно высоким спросом, хотя отмечаются некоторые влияния фактора сезонности. Так, больше всего заказов приходится на предпраздничные периоды (перед Новым годом, 8 Марта). В летние месяцы производители стеклянных сувениров не жалуются на падение объемов продаж, просто смещается их «география». В этот период наиболее активно сувениры продаются на юге страны. Многие компании даже выпускают специальные коллекции с морской тематикой к отпускному сезону.


268 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 44111 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Я бывал в различных мастерских и на различных заводах, видел как делают варенье и металл, видел как ловят рыбу в промышленных масштабах, и как проверяют коноплю, а вчера я побывал в удивительном месте - в мастерской художественного стекла. Егор - мастер-стеклодув, он с нуля создает замечательные и красивые вещи, которые любой желающий может под его руководством сделать.

1. Полнейшее надувательство!


Наше знакомство с Егором началось с небольшого вступительного слова мастера. Он нам поведал, что он самоучка, учился на видео из интернета, какой-то отечественной литературы по стеклу как таковой нет, поэтому приходилось изучать западную. С русскими мастерами из академии Штиглица, например, тоже общение не сложилось, т.к. те старперы считают, что если возьмут его на работу или на учёбу к себе, то он все секреты ремесла у них выведает и убежит создавать свою фирму, тем самым создаст им конкуренцию. В итоге, Егор не сложил рук и не уехал на Запад, как многие могли бы сделать, а получив несколько уроков на практике от преподавателя художественного ВУЗа, затем своими руками начал творить, создав 3 печи и подготовив всю необходимую базу.

2. Основа - это стекло, разумеется. Егор закупает американское, т.к. цветов полно, оно качественное, а в России всё с этим сырьем плохо, его мало и не достать. Стекло закупается либо в виде подобных листов-пластин, либо в форме кубиков, что в принципе всё равно, ведь в печи всё растапливается.

3. Печи - это, пожалуй, самая важная составляющая процесса. Их должно быть минимум три: стеклоплавильная, в которой поддерживается температура ~1100 градусов по Цельсию, печь для подогрева заготовок, а также опечек для остужения готовых изделий.

4. Все 3 печи электрические, настраиваемые вот этим простеньким щитком. Кстати, мастерская находится в здании Союза художников, и это круто. Помимо этой стекольной мастерской там есть еще и другие.

5. Печь "кукушка" получила свое название за раздвижные створки, напоминающие скворечник))

6. Температура там приличная, печь используется для подогрева изделия во время работы. Внутрь не залезть, жарко же, но Егор рассказал, что они с друзьям засунули туда экшн-камеру, обмотав ее в охлаждающие тряпки, и сделали несколько крутых фотографий. Огонь же!

7. Собственно, длинная выдувательная трубка, с помощью которой и происходит всё чудо.

8. Жидкое стекло берётся трубкой из стеклоплавильной печи и начинается процесс создания болванки для изделия. В нашем случае это ваза!

9. Берется совсем немного стекла, т.к. в большом количестве его просто нет необходимости.

10. Затем по металлической поверхности нужно привести болванку до нужной формы.

11. Стекло горячее, а значим с ним можно делать всё, что угодно, в том числе и надуть!

12. Еще раз окунаем заготовку в печь и прихватываем дополнительное количество жидкого стекла, оно нужно, чтобы в дальнейшем переместиться к следующей печи, в которой и будет происходить все действие.

13. Егор переходит к "Кукушке", в которой и происходит выдувка стекла и поддержание его в нужной форме.

14. Пока что это всего лишь болванка для вазы, то есть прозрачное стекло, на которое в дальнейшем будет нанесен слой цветного стекла.

15. Выдувательство продолжается до тех пор, пока не станет понятно, что болванка готова.

16. Затем, когда болванка полностью готова, достается любое на ваш собственный вкус цветное стекло, в нашем случае это 4х-цветная заготовка из которой и будет создана ваза. Как видим, наша болванка в буквальном смысле прилипла к разноцветной заготовке и уже отправляется в печь.

17. Чтобы болванка и заготовка приняли нужную форму, их нужно как бы объединить, путем загибания расплавленного стекла вокруг болванки.

18. Согнули, теперь нужно зубным пинцетом или любым другим подходящим инструментом соединить края заготовки друг с другом.

19. Делается это за несколько раз путем отправления изделия в печь, затем вновь загибания и соединения краев, до тех пор, пока не станет видно, что болванка и цветная заготовка - одно целое!

20. Старинными ножницами Егор создает дно вазы, как бы сжимая стекло.

21. А дальше что? Дальше долго и упорно нужно выдувать, выплавлять, пока не поймешь что толщина стенок уже необходимая. Кстати, как видите, печь-то на газу. Одного такого баллона хватает на 1,5 дня в среднем. В связи с тем, что помещение небольшое, то хранить газ тут нет возможности, поэтому каждые пару дней приходится заправляться на ближайшей автозаправке.

22. Формовка - это когда мокрой газетой придается нужная форма изделию. Крутится по газете застывающее стекло, остывает, при этом приобретает необходимую форму.

23. Каким-то еще одним зубным инструментом Егор наносит узор на вазу, который мы вскоре увидим)

24. И вновь нужно окунуть наше изделие в стеклоплавильную печь, чтобы нанести слой стекла, для придания ему глянцевости, а также для прочности.

25. И вновь формовка. В целом, процесс понятен и просто - дуй, крути, придавай форму, остужай. Но при этом всё это очень сложно, и требует внимательности и опыта, который получаешь, совершая ошибки и добиваясь результатов. Как и во всем, впрочем. Творческая и интересная работа, не зря Егор перестал был офисным планктоном и стал работать руками, круто же.

26. Здесь изделие уже с дополнительным слоем стекла, что мы недавно нанесли, отправляется вновь в печь.

27. Кажется, мастер понял, что изделие пора вытягивать. Делается это достаточно хитрым способом - трубка, с изделием на конце, быстро крутится вокруг своей оси, совершая несколько оборотов, тем самым растягиваясь до нужных размеров.

28. Затем, чтобы сделать горлышко вазы, нужно прикрепить на дно вот такую штуку (слева), чтобы было за что держать изделие.

29. А тем временем, с другой стороны уже щипцами создается будущее горло вазы, как бы просто расширяя его, пока стекло жидкое.

30. Еще несколько раз отправляясь в печь, затем вновь расширяясь, и вуаля, элегантное горлышко вазы готово!

31. Мастер и его изделие. На самом деле, красный - это желтый, а бледно-голубой - это цвет ближе к синему. Когда изделие остынет, то примет должные цвета.

32. Самое время отрезать от дна изделия ту штуку, она нам больше не нужна.

33. Ведь изделие отправляется в печь, в которой поддерживается длительное время температура +517 градусов, а затем ниже, ниже, ниже, это необходимо, чтобы стекло постепенно остужалось, иначе оно просто треснет и на этом изделие прекратит существование. Ваза, созданная при нас, дойдет до комнатной температуры часов через 8-9, но мы уже этого не увидим)

34. Вот, подобные нашей вазе, уже лежат на крышке печки. Разнообразные, красивые, можно сказать - каждая уникальна в своем роде. Обратите внимание на круглые штуковины на доньях ваз - это остатки от тех штук, которые были срезаны на фото №32, для того чтобы их убрать, Егор в дальнейшем отправляется в другую мастерскую, где уже методом шлифования всё убирается и зачищается. Ваза готова!

35. Битые горшки которые находились в электрических печах, пришедшие в негодность ввиду того, что в здании было отключено электричество, и всё побилось.

36. На полках выставлены различные фигурки и изделия, которые были созданы здесь же.

37. Машинки, например=)

Похожие публикации